12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Роскаряка Алена Мавлютовна126
Закончила Сургутский Государственный Университет (СурГУ), кафедра ТМПО, "Педагогическое образование. Графика и дизайн" 2015 год.
Россия, Ханты-Мансийский АО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русскинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена Утверждаю

на заседании педагогического совета Директор школы

протокол № _______Стадниченко В.Н

от________2016 г. приказ № от 2016 г.

Программа внеурочной деятельности

«Народные ремесла»

 

класс 5

учебный год 2016-2017

Составитель: учитель технологии,

Аллагулова А. М.

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Народные промыслы» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, с учѐтом требований ФГОС  Хапилина И. А. «Азбука народных промыслов» изд. Учитель, 2014.

Нормативно-правовая основа рабочей программы по внеурочной деятельности «Народные ремесла»:

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании в РФ» (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 №148-ФЗ)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2012;

Данная программа рассчитана на обучающихся 5 классов и призвана помочь детям реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработки материалов.

Занятия разными видами творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций.

В разделе «Под Богом ходим – Божью волю носим» изменены темы уроков на темы, связные с традициями и фольклором народов ханты. Сейчас как никогда актуальна тема воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особую актуальность, так как воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине - к краю в котором они живут.

Общая характеристика программы

Программа «Народные ремесла» разработана для учащихся 5 классов и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.

Цель данной программы - помочь учителю пробудить творческое начало в ребенке, организовать и провести интересные, запоминающиеся уроки и мероприятия по ознакомлению детей с истоками отечественной культуры, с появлением и развитием декоративно-прикладного искусства: изготовления игрушки, резьбы по дереву, шитья, вышивки, росписи, обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка средствами декоративно-прикладного искусства.

Реализация данной цели возможна при решении следующих задач программы:

1. Познакомить учащихся с миром профессий, связанных с народными промыслами, показать их особенности.

2. Развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.

3. Способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине.

5. Использовать диск с презентацией «Народные промыслы малочисленных народов Севера».

В программе представлен дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии, систематизированный в соответствии с содержанием раздела «Декоративно-прикладное искусство».

Ведущие принципы образования :

Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учѐтом новейших достижений науки.

Принцип систематичности и последовательности обучения обеспечивает системную организацию образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приѐмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.

Принцип индивидуализации дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные, наглядные, практические;

индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);

репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);

самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).

Ребята изучают историю народных ремесел, своей семьи, изготавливают предметы быта, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи мастеров.

Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, еѐ государственной целостности и безопасности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.

Народные художественные промыслы и ремесла – это неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён опыт многих веков эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России. Неповторимые художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами и визитной карточкой отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. Цели и задачи: расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров России. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так ив творческих играх, оформлении помещений, школы и дома. Обобщить и систематизировать знания детей о Росси, названия народных ремёсел, воспитывать любовь к Родине, гражданского, патриотические чувства.

Виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная.

Описание места учебного курса

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся

Курс представляет работу общекультурного направления, включает одно занятие в неделю, 35 занятий за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.

Режим занятий по продолжительности составляет 45 минут.

Ценностные ориентиры содержания курса «Народные ремесла» для 5 классов

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Результаты освоения программы курса «Народные ремесла» для 5 классов

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будет сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимания причин успешности не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнёра;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

владеть монологической и диалогической формой речи.

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

* осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет:

* использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

* высказываться в устной и письменной форме;

* анализировать объекты, выделять главное;

* осуществлять синтез (целое из частей);

* проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

* устанавливать причинно-следственные связи;

* строить рассуждения об объекте;

* обобщать;

* подводить под понятие;

* устанавливать аналогии;

* проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Раздел 1. «Под Богом ходим – Божью волю носим»

Тема 1. Народная культура как целостное мировоззрение. Круг жизни человека и природный годовой цикл

История развития п. Русскинская. Старожилы. Этнографические группы ханты.

Тема 2. Культура обиходного орнамента. Знаки-символы в оформлении хантыйского народного текстиля

Культура обиходного орнамента. Хантыйский орнамент и его символика. Хантыйское народное искусство орнамента. Роль орнамента в традиционной культуре.

Тема 3. Функции орнамента. Виды орнамента

Техника нанесения орнамента. Виды орнаментов и их структура. Цвет в орнаменте

Тема 4. Разработка и выполнение хантыйского орнамента

Хантыйское народное искусство орнамента.

Тема 5. Вещи-символы в календарно-обрядовой культуре

Понятие календарно-обрядовой культуры. Символы, божества. Культ предков. Символика.

Тема 6. Изготовление сувениров в традиции праздника «Вороний день»

День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день». Особенности и история праздника, обряды, обычаи.

Тема 7. Традиционное представление о судьбе человека в народной культуре

Человек и семья в народной культуре. Человек, рожденный в традиционной культуре.

Тема 8. Элементы свадебного обряда. Значение выражений «нить судьбы», «узелок на счастье».

Краткая характеристика свадебного обряда ханты. Традиционализм современного свадебного обряда ханты и манси.

Тема 9. «Хантыйский фольклор»

Хантыйский фольклор: история изучения. Медвежьи песни, хантыйские народные сказки, стихи, былины, мифы.

Тема 10. Разработка орнамента для декора текстильных изделий (салфетка, столешница)

Разработка эскиза орнамента изделия, применение основных принципов стилизации при разработке орнамента для создания

Тема 11. Вышивка изделий по этнографическим образцам

Разработка и выполнение изделий для оформления современного интерьера

Тема 12. Вышивка изделий по этнографическим образцам (продолжение)

Выполнение изделий для оформления современного интерьера

Тема 13. «То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской».

Орудия труда, инструменты и разный инвентарь, относящийся к хозяйственным занятиям народов ханты.

Тема 14. Разработка сувениров-подарков в традиции «мешочка-ладанки».

Разработка сувениров-подарков в традиции «мешочка-ладанки» с использованием хантыйского орнамента.

Тема 15. Декорирование изделия

Техника и материалы для декорирования. Декорирование одежды и обуви бисером,

Тема 16. Вышивка народов манси

Традиционная одежда ханты и манси. Отличительные особенности, сходства и различия.

Тема 17. Выполнения изделия по инструкционным картам

Выполнения изделия по инструкционным картам

Тема 18. Оформление изделия

Оформление изделия

Раздел 2. «Где родился, там и пригодился»

Тема 1. Обобщающая экскурсия в музей «Природы и человека им. А. П. Ядрошникова»

Раздел 3. «Всякая душа празднику рада»

Тема 1. Будни и праздники в жизни человека.

Значение праздников в жизни людей. Праздники и будни людей XVI века.

Тема 2. Культура народного праздника. Структура праздника.

Фестивали и праздники народного творчества. Организация праздников.

Тема 3. Повседневная и праздничная одежда. Мужской и женский костюмы.

Особенности славянкой, хантыйской и зарубежной одежды.

Тема 4. Разработка и эскизирование комплексов традиционного костюма.

Моделирование костюмов разных народов IX веков.

Тема 5. Народное декоративное искусство – основа выразительности народного костюма.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Тема 6. Экскурсия в Центр национальной культуры

Тема 7. Народные традиции изготовления предметов обихода, утвари, одежды.

Народные традиции изготовления предметов обихода, утвари, одежды в детском творчестве.

Тема 8. Народный костюм и современная одежда.

Народный костюм и его народная интерпретация современной моде. Модные течения, смелые замыслы, изощренные идеи дизайнеров одежды. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.

Тема 9. Освоение принципов разработки и приемов изготовления хантыйского платья

Освоение принципов разработки и приемов изготовления хантыйского платья

Тема 10. Технология изготовление изделия.

Технология изготовления изделий из лоскутков. Основные приемы низания.

Тема 11. Декорирование изделия в традициях лоскутного шитья.

Декорирование изделия в традициях лоскутного шитья с использованием хантыйских орнаментов.

Тема 12. Декорирование группового изделия (покрывало).

Разработка изделия в технике лоскутное шитье.

Тема 13. Выполнение изделия по инструкционным картам.

Выполнение изделия по инструкционным картам.

Тема 14. Выполнение и оформление индивидуального изделия.

Выполнение и оформление индивидуального изделия.

Тема 15. Изготовление подарков-сувениров по традиционным технологиям

Выполнение и оформление индивидуального изделия. Группировка индивидуальных изделий в единое полотно

Тема 16. Освоение приемов разработки и изготовления.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

5 класс (35 часов, 1 ч. в неделю)

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Кол-во контрольных мероприятий

1

«Под Богом ходим – Божью волю носим»

18

Культура обиходного орнамента. Хантыйский орнамент и его символика. Хантыйское народное искусство орнамента. Роль орнамента в традиционной культуре. Техника нанесения орнамента. Виды орнаментов и их структура. Цвет в орнаменте. Понятие календарно-обрядовой культуры. Символы, божества. Культ предков. Символика. Человек и семья в народной культуре. Человек, рожденный в традиционной культуре. День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день». Особенности и история праздника, обряды, обычаи.

Краткая характеристика свадебного обряда ханты. Традиционализм современного свадебного обряда ханты и манси. Хантыйский фольклор: история изучения. Медвежьи песни, хантыйские народные сказки, стихи, былины, мифы. Разработка эскиза орнамента изделия, применение основных принципов стилизации при разработке орнамента для создания. Разработка сувениров-подарков в традиции «мешочка-ладанки» с использованием хантыйского орнамента.

Выполнения изделия по инструкционным картам

 

2

«Где родился, там и пригодился».

1

Поход в музей «Природы и человека им. А. П. Ядрошникова»

 

3

«Всякая душа празднику рада»

16

Значение праздников в жизни людей. Праздники и будни людей XVI века.

Фестивали и праздники народного творчества. Организация праздников. Особенности славянкой, хантыйской и зарубежной одежды. Моделирование костюмов разных народов IX вековНародное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Экскурсия в Центр национальной культуры. Народный костюм и его народная интерпретация современной моде. Модные течения, смелые замыслы, изощренные идеи дизайнеров одежды. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Декорирование изделия в традициях лоскутного шитья с использованием хантыйских орнаментов. Выполнение изделия по инструкционным картам.

 

Итого

35 часов

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного процесса

Афанасьев А.Н. Избранные статьи.- М., 1983.

Афанасьев А. Н. Народ - художник: Миф. Фольклор. Литература. - М., 1986.

Балашав Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба._-М., 1985.

Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991.

Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы.- М.,1990.

Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.,1991.

Даль В.И. Пословицы русского народа. - М., 1994. .

Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI - XVII столетиях. -М., 1992.

Кайсаров А.С. , Глинка ГЛ., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.

Лихачёв Д.С. Избранные работы. _ М .,1987

Максимов С.В. Крылатые слова. - Н.Новгород,1994.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.,1991.

Фольклорный театр. - М.,1988.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.,1989.

Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. - М., 1939.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1986. Русские аграрные праздники.-Л., 1963.

Фольклор и действительность - М.,1976.

Работнова И.П. Русская народная одежда.- М.,1967.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М.,1990.

Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси.- М.,1948. Язычество древних славян. -М., 1981.

Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев ХVП-ХVШ веков. - Горький, 1978.

Смирнов Ю.И. О народном самосознании. - М.,1974.

Словарь всемирной мифологи (составители Грушко Е.А., Медведев Ю.М.) Н.Новгород, 1997.

Словарь славянской мифологии (составители Грушко К.А., Медведев Ю.М.) Н.Новгород, 1996.

Темерин С.М. Русское прикладное искусство.- М.,1960.

Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX- начала XX в.-М.,1957.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будет сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимания причин успешности не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнёра;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

владеть монологической и диалогической формой речи.

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

* осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет:

* использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

* высказываться в устной и письменной форме;

* анализировать объекты, выделять главное;

* осуществлять синтез (целое из частей);

* проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

* устанавливать причинно-следственные связи;

* строить рассуждения об объекте;

* обобщать;

* подводить под понятие;

* устанавливать аналогии;

* проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Народные ремесла»

Дата проведения урока

Факт

Тема урока

Инструментарий оценивания

«Под Богом ходим – Божью волю носим»

1

   

Народная культура как целостное мировоззрение. Круг жизни человека и природный годовой цикл.

История развития п. Русскинская. Этнографические группы ханты.

2

   

Культура обиходного орнамента. Знаки-символы в оформлении хантыйского народного текстиля

Культура обиходного орнамента. Хантыйский орнамент и его символика. Хантыйское народное искусство орнамента. Роль орнамента в традиционной культуре.

3

   

Функции орнамента. Виды орнамента.

Техника нанесения орнамента. Виды орнаментов и их структура. Цвет в орнаменте

4

   

Разработка и выполнение панно хантыйского орнамента

Хантыйское народное искусство орнамента.

5

   

Вещи-символы в календарно-обрядовой культуре.

Понятие календарно-обрядовой культуры. Символы, божества. Культ предков. Символика.

6

   

Изготовление сувениров в традиции праздника «Вороний день»

День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день». Особенности и история праздника, обряды, обычаи.

7

   

Традиционное представление о судьбе человека в народной культуре.

Человек и семья в народной культуре. Человек, рожденный в традиционной культуре.

8

   

Элементы свадебного обряда. Значение выражений «нить судьбы», «узелок на счастье».

Краткая характеристика свадебного обряда ханты. Традиционализм современного свадебного обряда ханты и манси.

9

   

«Хантыйский фольклор».

Хантыйский фольклор: история изучения. Медвежьи песни, хантыйские народные сказки, стихи, былины, мифы.

10

   

Разработка орнамента для декора текстильных изделий (салфетка, столешница).

Разработка эскиза орнамента изделия, применение основных принципов стилизации при разработке орнамента для создания

11

   

Вышивка изделий по этнографическим образцам.

Разработка и выполнение изделий для оформления современного интерьера

12

   

Вышивка изделий по этнографическим образцам (продолжение)

Выполнение изделий для оформления современного интерьера

13

   

«То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской».

Орудия труда, инструменты и разный инвентарь, относящийся к хозяйственным занятиям народов ханты.

14

   

Разработка сувениров-подарков в традиции «мешочка-ладанки».

Разработка сувениров-подарков в традиции «мешочка-ладанки» с использованием хантыйского орнамента.

15

   

Декорирование изделия.

Техника и материалы для декорирования. Декорирование одежды и обуви бисером.

16

   

Вышивка народов манси

Традиционная одежда ханты и манси. Отличительные особенности, сходства и различия.

17

   

Выполнения изделия по инструкционным картам.

Выполнения изделия по инструкционным картам.

18

   

Оформление изделия.

Оформление изделия

«Где родился, там и пригодился».

19

   

Обобщающая экскурсия в музей «Природы и человека имени А. П. Ядрошникова»

 

«Всякая душа празднику рада»

20

   

Будни и праздники в жизни человека.

Значение праздников в жизни людей. Праздники и будни людей XVI века.

21

   

Культура народного праздника. Структура праздника.

Фестивали и праздники народного творчества. Организация праздников.

22

   

Повседневная и праздничная одежда. Мужской и женский костюмы.

Особенности славянкой, хантыйской и зарубежной одежды.

23

   

Разработка и эскизирование комплексов традиционного костюма.

Моделирование костюмов разных народов IX веков.

24

   

Народное декоративное искусство - основа выразительности народного костюма.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

25

   

Экскурсия в Центр национальной культуры

 

26

   

Народные традиции изготовления предметов обихода, утвари, одежды.

Народные традиции изготовления предметов обихода, утвари, одежды в детском творчестве.

27

   

Народный костюм и современная одежда.

Народный костюм и его народная интерпретация современной моде. Модные течения, смелые замыслы, изощренные идеи дизайнеров одежды. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.

28

   

Освоение принципов разработки и приемов изготовления хантыйского платья

Освоение принципов разработки и приемов изготовления хантыйского платья

29

   

Технология изготовление изделия.

Технология изготовления изделий из лоскутков. Основные приемы низания.

30

   

Декорирование изделия в традициях лоскутного шитья.

Декорирование изделия в традициях лоскутного шитья с использованием хантыйских орнаментов.

31

   

Декорирование группового изделия (покрывало).

Разработка изделия в технике лоскутное шитье.

32

   

Выполнение изделия по инструкционным картам.

Выполнение изделия по инструкционным картам.

33

   

Выполнение и оформление индивидуального изделия.

Выполнение и оформление индивидуального изделия.

34

   

Изготовление подарков-сувениров по традиционным технологиям.

Выполнение и оформление индивидуального изделия. Группировка индивидуальных изделий в единое полотно

35

   

Освоение приемов разработки и изготовления.

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.