Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 5–7 классов
РАССМОТРЕНО на заседании МС протокол от __________ № ____ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Л.И. Пащенко |
УТВЕРЖДАЮ Директор _____________К.Р. Ибрагимов Приказ от __________ № _____ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Азбука здоровья»
для 5-7 классов
на 2016-2017 учебный год
Учитель : Даютова И.Г.
Пояснительная записка
Необходимость реализации образовательного курса «Азбука здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Программа «Здоровое поколение» на территории муниципального образования 2012-2015 годы.
Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.
Цели курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание программы
Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:
Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.
Программа «Азбука здоровья» построена в соответствии с принципами:
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
модульность программы;
практическая целесообразность
динамическое развитие и системность;
вовлеченность семьи и реализацию программы
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)
Проблемный
Частично-поисковый
Объяснительно-иллюстративный
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;
- оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»
Календарно-тематическое планирование кружка
«Азбука здоровья» 5 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
1 |
Введение. |
02.09 |
2 |
Понятие о здоровье. |
09.09 |
3 |
Домашняя аптечка: проведем ревизию! |
16.09 |
4 |
Режим дня. Активный отдых. |
23.09 |
5 |
Движение- это жизнь! |
30.09 |
6 |
Антропометрические показатели. |
07.10 |
7 |
Режим питания школьника. Правила приема пищи. |
14.10 |
8 |
Полезные и вредные традиции питания. |
21.10 |
9 |
Способы хранения пищевых продуктов. |
28.10 |
10 |
Профилактика заболеваний пищеварительной системы. |
11.11 |
11 |
Кишечные инфекции. |
18.11 |
12 |
Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами |
25.11 |
13 |
Органы дыхания и их гигиена. |
02.12 |
14 |
Заболевания дыхательной системы и их профилактика. |
09.12 |
15 |
Простудно-инфекционные заболевания, туберкулез. |
16.12 |
16 |
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. |
23.12 |
17 |
Прививки-профилактические меры. |
13.01 |
18 |
Гигиена полости рта. Профилактика кариеса. |
20.01 |
19 |
Пища, которую «любят» и «не любят» зубы. |
27.01 |
20 |
Гигиенические правила сохранения зрения. |
03.02 |
21 |
Гимнастика для глаз и упражнения на развитие зрительной памяти. |
10.02 |
22 |
Возрастные особенности скелета и мышц, |
17.02 |
23 |
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия |
24.02 |
24 |
Кровяное давление. Частота пульса. |
03.03 |
25 |
Понятие об эмоциях. Умение владеть собой. |
10.03 |
26 |
Характер человека Типы темпераментов. |
17.03 |
27 |
Полезные и вредные привычки. |
04.04 |
28 |
Влияние алкоголя на здоровье. |
14.04 |
29 |
Табак-человеку враг! |
21.04 |
30 |
Как сказать «НЕТ» вредным привычкам |
28.04 |
31 |
Водные процедуры. Солнечные и воздушные ванны. |
05.05 |
32 |
Вредные насекомые: мухи. комары, клещи. |
19.05 |
33, 34 |
Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул. |
26.05 |
Календарно-тематическое планирование
кружка «Азбука здоровья» 6 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
1 |
Рациональное питание. |
09.09 |
2 |
А началось всё с сухомятки. |
16.09 |
3 |
Профилактика гастритов. |
23.09 |
4 |
Не все полезно, что в рот полезло. |
30.09 |
5 |
Наш холодильник: проведём ревизию. |
07.10 |
6 |
Живи разумом, так и лекаря не надо. |
14.10 |
7 |
Витамины и витамишки. |
21.10 |
8 |
Курить – здоровью вредить. |
28.10 |
9 |
Зависимость. Болезнь. Лекарства. |
11.11 |
10 |
Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» |
18.11 |
11 |
Я умею выбирать. |
25.11 |
12 |
Наше здоровье. |
02.12 |
13 |
Что такое экология? Экология души. |
09.12 |
14 |
Природа – это наши корни, начало нашей жизни. |
16.12 |
15 |
«Спешите делать добро». Как помочь больным и беспомощным. |
23.12 |
16 |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. |
13.01 |
17 |
Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? |
20.01 |
18 |
Умей себя вести. Уроки этикета. |
27.01 |
19 |
Как вести себя в общественных местах. |
03.02 |
20 |
Умейте дарить подарки. |
10.02 |
21 |
Умеешь ли ты дружить? |
17.02 |
22 |
Дружбой дорожить умейте. |
24.02 |
23 |
Мама – слово-то какое! |
03.03 |
24 |
Моя семья. Традиции моей семьи. |
10.03 |
25 |
Наедине с собой. |
17.03 |
26 |
Законы нашей жизни. |
04.04 |
27 |
Правила нашего коллектива. |
14.04 |
28 |
Что такое конфликт. |
21.04 |
29 |
Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение |
28.04 |
30 |
Ваше поведение – это ваше всё! |
05.05 |
31,32 |
«Нехорошие слова». Недобрые шутки. |
19.05 |
33,34 |
Чем заняться после школы? |
26.05 |
Календарно-тематическое планирование
кружка «Азбука здоровья» 7 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
1 |
Умеем ли мы правильно питаться? |
09.09 |
2 |
Основные пищевые вещества, их значение для здоровья. |
16.09 |
3 |
Традиции питания в разных странах. |
23.09 |
4 |
Национальные кухни разных народов. |
30.09 |
5 |
Пищевые риски. Биодобавки. |
07.10 |
6 |
Продукты, опасные для здоровья. |
14.10 |
7 |
Правила хранения продуктов и готовых блюд. |
21.10 |
8 |
Режим питания. |
28.10 |
9 |
Правила поведения за столом. |
11.11 |
10 |
Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья. |
18.11 |
11 |
Где чистота, там здоровье! |
25.11 |
12 |
Болезни, передаваемые через пищу. |
02.12 |
13 |
Элементы жизни. |
09.12 |
14 |
Телевидение ваш друг? |
16.12 |
15 |
Интернет в нашей жизни. |
23.12 |
16 |
Гаджеты и их влияние на наше здоровье. |
13.01 |
17 |
Мир моих увлечений. |
20.01 |
18 |
На вкус и цвет товарищи есть? |
27.01 |
19 |
О друзьях и дружбе. |
03.02 |
20 |
Шалость или проступок. |
10.02 |
21 |
Совесть – это категория нравственная. |
17.02 |
22 |
Уголовная ответственность. |
24.02 |
23 |
Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов. |
03.03 |
24 |
Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим. |
10.03 |
25 |
Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого. |
17.03 |
26 |
Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. |
04.04 |
27 |
Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. |
14.04 |
28 |
Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. |
21.04 |
29 |
Скажи: «Нет!» (Влияние вредных привычек на здоровье) |
28.04 |
30 |
Как закаляться. Обтирание и обливание. |
05.05 |
31,32 |
Моё здоровье –в моих руках. |
19.05 |
33,34 |
Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей. |
26.05 |
Ожидаемые результаты:
Выпускник 5 класса должен:
Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Знать основные правила этикета и соблюдать их.
Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
Знать, для чего делаются прививки.
Выпускник шестого класса должен:
Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви
Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
Стремиться соблюдать двигательный режим, следить за осанкой.
Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
Знать, для чего делаются прививки.
Владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления.
Выпускник седьмого класса должен:
Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма.
Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.
Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.
Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
Владеть навыками организации собственного питания в течение дня
Список литературы:
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/
Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/
Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.
Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/
Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/
Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.
Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.
Медведева Татьяна Ивановна