12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Даютова Ирина Геннадьевна1074 Образование высшее (педагог-психолог), стаж -почти 34 года. В настоящее время работаю учителем ОБЖ и физической культуры в МБОУ Садковской ООШ. Россия, Ростовская обл., п. Садковский Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 5-7 классов
РАССМОТРЕНО на заседании МС протокол от __________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Л.И. Пащенко | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________К.Р. Ибрагимов Приказ от __________ № _____ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Азбука здоровья»
для 5-7 классов
на 2016-2017 учебный год
Учитель : Даютова И.Г.
Пояснительная записка
Необходимость реализации образовательного курса «Азбука здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Программа «Здоровое поколение» на территории муниципального образования 2012-2015 годы.
Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.
Цели курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание программы
Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:
Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.
Программа «Азбука здоровья» построена в соответствии с принципами:
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
модульность программы;
практическая целесообразность
динамическое развитие и системность;
вовлеченность семьи и реализацию программы
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)
Проблемный
Частично-поисковый
Объяснительно-иллюстративный
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;
- оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»
Календарно-тематическое планирование кружка
«Азбука здоровья» 5 класс
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Введение. | 02.09 |
2 | Понятие о здоровье. | 09.09 |
3 | Домашняя аптечка: проведем ревизию! | 16.09 |
4 | Режим дня. Активный отдых. | 23.09 |
5 | Движение- это жизнь! | 30.09 |
6 | Антропометрические показатели. | 07.10 |
7 | Режим питания школьника. Правила приема пищи. | 14.10 |
8 | Полезные и вредные традиции питания. | 21.10 |
9 | Способы хранения пищевых продуктов. | 28.10 |
10 | Профилактика заболеваний пищеварительной системы. | 11.11 |
11 | Кишечные инфекции. | 18.11 |
12 | Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами | 25.11 |
13 | Органы дыхания и их гигиена. | 02.12 |
14 | Заболевания дыхательной системы и их профилактика. | 09.12 |
15 | Простудно-инфекционные заболевания, туберкулез. | 16.12 |
16 | Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. | 23.12 |
17 | Прививки-профилактические меры. | 13.01 |
18 | Гигиена полости рта. Профилактика кариеса. | 20.01 |
19 | Пища, которую «любят» и «не любят» зубы. | 27.01 |
20 | Гигиенические правила сохранения зрения. | 03.02 |
21 | Гимнастика для глаз и упражнения на развитие зрительной памяти. | 10.02 |
22 | Возрастные особенности скелета и мышц, | 17.02 |
23 | Профилактика нарушения осанки и плоскостопия | 24.02 |
24 | Кровяное давление. Частота пульса. | 03.03 |
25 | Понятие об эмоциях. Умение владеть собой. | 10.03 |
26 | Характер человека Типы темпераментов. | 17.03 |
27 | Полезные и вредные привычки. | 04.04 |
28 | Влияние алкоголя на здоровье. | 14.04 |
29 | Табак-человеку враг! | 21.04 |
30 | Как сказать «НЕТ» вредным привычкам | 28.04 |
31 | Водные процедуры. Солнечные и воздушные ванны. | 05.05 |
32 | Вредные насекомые: мухи. комары, клещи. | 19.05 |
33, 34 | Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул. | 26.05 |
Календарно-тематическое планирование
кружка «Азбука здоровья» 6 класс
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Рациональное питание. | 09.09 |
2 | А началось всё с сухомятки. | 16.09 |
3 | Профилактика гастритов. | 23.09 |
4 | Не все полезно, что в рот полезло. | 30.09 |
5 | Наш холодильник: проведём ревизию. | 07.10 |
6 | Живи разумом, так и лекаря не надо. | 14.10 |
7 | Витамины и витамишки. | 21.10 |
8 | Курить – здоровью вредить. | 28.10 |
9 | Зависимость. Болезнь. Лекарства. | 11.11 |
10 | Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» | 18.11 |
11 | Я умею выбирать. | 25.11 |
12 | Наше здоровье. | 02.12 |
13 | Что такое экология? Экология души. | 09.12 |
14 | Природа – это наши корни, начало нашей жизни. | 16.12 |
15 | «Спешите делать добро». Как помочь больным и беспомощным. | 23.12 |
16 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | 13.01 |
17 | Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? | 20.01 |
18 | Умей себя вести. Уроки этикета. | 27.01 |
19 | Как вести себя в общественных местах. | 03.02 |
20 | Умейте дарить подарки. | 10.02 |
21 | Умеешь ли ты дружить? | 17.02 |
22 | Дружбой дорожить умейте. | 24.02 |
23 | Мама – слово-то какое! | 03.03 |
24 | Моя семья. Традиции моей семьи. | 10.03 |
25 | Наедине с собой. | 17.03 |
26 | Законы нашей жизни. | 04.04 |
27 | Правила нашего коллектива. | 14.04 |
28 | Что такое конфликт. | 21.04 |
29 | Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение | 28.04 |
30 | Ваше поведение – это ваше всё! | 05.05 |
31,32 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки. | 19.05 |
33,34 | Чем заняться после школы? | 26.05 |
Календарно-тематическое планирование
кружка «Азбука здоровья» 7 класс
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Умеем ли мы правильно питаться? | 09.09 |
2 | Основные пищевые вещества, их значение для здоровья. | 16.09 |
3 | Традиции питания в разных странах. | 23.09 |
4 | Национальные кухни разных народов. | 30.09 |
5 | Пищевые риски. Биодобавки. | 07.10 |
6 | Продукты, опасные для здоровья. | 14.10 |
7 | Правила хранения продуктов и готовых блюд. | 21.10 |
8 | Режим питания. | 28.10 |
9 | Правила поведения за столом. | 11.11 |
10 | Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья. | 18.11 |
11 | Где чистота, там здоровье! | 25.11 |
12 | Болезни, передаваемые через пищу. | 02.12 |
13 | Элементы жизни. | 09.12 |
14 | Телевидение ваш друг? | 16.12 |
15 | Интернет в нашей жизни. | 23.12 |
16 | Гаджеты и их влияние на наше здоровье. | 13.01 |
17 | Мир моих увлечений. | 20.01 |
18 | На вкус и цвет товарищи есть? | 27.01 |
19 | О друзьях и дружбе. | 03.02 |
20 | Шалость или проступок. | 10.02 |
21 | Совесть – это категория нравственная. | 17.02 |
22 | Уголовная ответственность. | 24.02 |
23 | Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов. | 03.03 |
24 | Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим. | 10.03 |
25 | Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого. | 17.03 |
26 | Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. | 04.04 |
27 | Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. | 14.04 |
28 | Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. | 21.04 |
29 | Скажи: «Нет!» (Влияние вредных привычек на здоровье) | 28.04 |
30 | Как закаляться. Обтирание и обливание. | 05.05 |
31,32 | Моё здоровье –в моих руках. | 19.05 |
33,34 | Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей. | 26.05 |
Ожидаемые результаты:
Выпускник 5 класса должен:
Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Знать основные правила этикета и соблюдать их.
Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
Знать, для чего делаются прививки.
Выпускник шестого класса должен:
Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви
Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
Стремиться соблюдать двигательный режим, следить за осанкой.
Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
Знать, для чего делаются прививки.
Владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления.
Выпускник седьмого класса должен:
Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма.
Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.
Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.
Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
Владеть навыками организации собственного питания в течение дня
Список литературы:
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/
Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/
Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.
Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/
Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/
Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.
Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.