Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 5–7 классов

10
1
Материал опубликован 7 June 2017 в группе

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

протокол от __________ № ____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________Л.И. Пащенко

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________К.Р. Ибрагимов

Приказ от __________ № _____

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Азбука здоровья»

для 5-7 классов

на 2016-2017 учебный год

Учитель : Даютова И.Г.

 

Пояснительная записка

Необходимость реализации образовательного курса «Азбука здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.

Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;

Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Программа «Здоровое поколение» на территории муниципального образования 2012-2015 годы.

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.

Цели курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков конструктивного общения;

потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы:

Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Содержание программы

Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:

Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

Программа «Азбука здоровья» построена в соответствии с принципами:

научная обоснованность и практическая целесообразность;

возрастная адекватность;

необходимость и достаточность информации;

модульность программы;

практическая целесообразность

динамическое развитие и системность;

вовлеченность семьи и реализацию программы

Формы работы:

Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

Методы:

Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)

Проблемный 

Частично-поисковый 

Объяснительно-иллюстративный

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;

- оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»

Календарно-тематическое планирование кружка

«Азбука здоровья» 5 класс

п/п

Тема

Дата

1

Введение.

02.09

2

Понятие о здоровье.

09.09

3

Домашняя аптечка: проведем ревизию!

16.09

4

Режим дня. Активный отдых.

23.09

5

Движение- это жизнь!

30.09

6

Антропометрические показатели.

07.10

7

Режим питания школьника. Правила приема пищи.

14.10

8

Полезные и вредные традиции питания.

21.10

9

Способы хранения пищевых продуктов.

28.10

10

Профилактика заболеваний пищеварительной системы.

11.11

11

Кишечные инфекции.

18.11

12

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами

25.11

13

Органы дыхания и их гигиена.

02.12

14

Заболевания дыхательной системы и их профилактика.

09.12

15

Простудно-инфекционные заболевания, туберкулез.

16.12

16

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

23.12

17

Прививки-профилактические меры.

13.01

18

Гигиена полости рта. Профилактика кариеса.

20.01

19

Пища, которую «любят» и «не любят» зубы.

27.01

20

Гигиенические правила сохранения зрения.

03.02

21

Гимнастика для глаз и упражнения на развитие зрительной памяти.

10.02

22

Возрастные особенности скелета и мышц,

17.02

23

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия

24.02

24

Кровяное давление. Частота пульса.

03.03

25

Понятие об эмоциях. Умение владеть собой.

10.03

26

Характер человека Типы темпераментов.

17.03

27

Полезные и вредные привычки.

04.04

28

Влияние алкоголя на здоровье.

14.04

29

Табак-человеку враг!

21.04

30

Как сказать «НЕТ» вредным привычкам

28.04

31

Водные процедуры. Солнечные и воздушные ванны.

05.05

32

Вредные насекомые: мухи. комары, клещи.

19.05

33,

34

Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул.

26.05


Календарно-тематическое планирование

кружка «Азбука здоровья» 6 класс

 

п/п

Тема

Дата

1

Рациональное питание.

09.09

2

А началось всё с сухомятки.

16.09

3

Профилактика гастритов.

23.09

4

Не все полезно, что в рот полезло.

30.09

5

Наш холодильник: проведём ревизию.

07.10

6

Живи разумом, так и лекаря не надо.

14.10

7

Витамины и витамишки.

21.10

8

Курить – здоровью вредить.

28.10

9

Зависимость. Болезнь. Лекарства.

11.11

10

Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!»

18.11

11

Я умею выбирать.

25.11

12

Наше здоровье.

02.12

13

Что такое экология? Экология души.

09.12

14

Природа – это наши корни, начало нашей жизни.

16.12

15

«Спешите делать добро». Как помочь больным и беспомощным.

23.12

16

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

13.01

17

Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы?

20.01

18

Умей себя вести. Уроки этикета.

27.01

19

Как вести себя в общественных местах.

03.02

20

Умейте дарить подарки.

10.02

21

Умеешь ли ты дружить?

17.02

22

Дружбой дорожить умейте.

24.02

23

Мама – слово-то какое!

03.03

24

Моя семья. Традиции моей семьи.

10.03

25

Наедине с собой.

17.03

26

Законы нашей жизни.

04.04

27

Правила нашего коллектива.

14.04

28

Что такое конфликт.

21.04

29

Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

28.04

30

Ваше поведение – это ваше всё!

05.05

31,32

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

19.05

33,34

Чем заняться после школы?

26.05


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование

кружка «Азбука здоровья» 7 класс


 

п/п

Тема

Дата

1

Умеем ли мы правильно питаться?

09.09

2

Основные пищевые вещества, их значение для здоровья.

16.09

3

Традиции питания в разных странах.

23.09

4

Национальные кухни разных народов.

30.09

5

Пищевые риски. Биодобавки.

07.10

6

Продукты, опасные для здоровья.

14.10

7

Правила хранения продуктов и готовых блюд.

21.10

8

Режим питания.

28.10

9

Правила поведения за столом.

11.11

10

Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья.

18.11

11

Где чистота, там здоровье!

25.11

12

Болезни, передаваемые через пищу.

02.12

13

Элементы жизни.

09.12

14

Телевидение ваш друг?

16.12

15

Интернет в нашей жизни.

23.12

16

Гаджеты и их влияние на наше здоровье.

13.01

17

Мир моих увлечений.

20.01

18

На вкус и цвет товарищи есть?

27.01

19

О друзьях и дружбе.

03.02

20

Шалость или проступок.

10.02

21

Совесть – это категория нравственная.

17.02

22

Уголовная ответственность.

24.02

23

Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов.

03.03

24

Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим.

10.03

25

Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого.

17.03

26

Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.

04.04

27

Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения.

14.04

28

Химическая зависимость. Наркомания – знак беды.

21.04

29

Скажи: «Нет!» (Влияние вредных привычек на здоровье)

28.04

30

Как закаляться. Обтирание и обливание.

05.05

31,32

Моё здоровье –в моих руках.

19.05

33,34

Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей.

26.05


 


 

Ожидаемые результаты:

Выпускник 5 класса должен:

Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.

Знать основные правила этикета и соблюдать их.

Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.

Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.

Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.

Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.

Знать, для чего делаются прививки.


 

Выпускник шестого класса должен:

Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.

Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви

Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.

Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.

Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.

Стремиться соблюдать двигательный режим, следить за осанкой.

Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.

Знать, для чего делаются прививки.

Владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления.


 

Выпускник седьмого класса должен:

Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма.

Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.

Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.

Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.

Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации.

Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Владеть навыками организации собственного питания в течение дня


 


 


 

Список литературы:


 

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/

Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/

Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/

Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.

Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/

Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/

Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.

Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень актуально! Возьму себе на заметку!

11 June 2017