12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юлия 162
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 109»

Рассмотрена на заседании МО

учителей русского языка и литературы

Председатель МО

_____________/ __________

протокол от _________

Утверждена

Директор МБОУ « Школа № 109»

_____________ /___________

приказ от ___________№____ /од

Рекомендована к утверждению

на методическом совете

Председатель МС

____________/

протокол от________№

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

6 класс «____»

 учитель _______________

2016 – 2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Ухудшение социального положения и здоровья детей и подростков с каждым годом проявляется все более отчетливо. Можно без всякого преувеличения сказать, что к концу ХХ века в России началась эпидемия профессионального заболевания школьника – гастрита и сколиоза. По данным авторских экспертов менее 10 % выпускников школ практически здоровы.

Курс «Твое здоровье» знакомит школьника с ним самим, его внутренними возможностями, парадоксами, конфликтами, тайнами.

Цель курса – сформировать у школьника потребность в здоровье, повысить мотивацию на его действенное укрепление, обеспечить их необходимой для этого информацией.
Задачи курса:

Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира.

Показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного, от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного.

Научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.

Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Программа рассчитана на учащихся 6 классов, составлена с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Первый раздел «Человек и окружающая среда» направлен на то, чтобы школьник научился понимать и познавать себя, свои возможности, видеть взаимосвязь человека с окружающим миром. Познать собственное «Я». Данный раздел специальной целью ставит осознание ребенком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важных для становления личности и включает изучение следующих тем: «Быть здоровым», «Движение для здоровья».

Второй раздел программы «Как устроен человек» является одним из основных для развития познавательной деятельности учащихся. Они должны знать себя, видеть необходимость в занятии спортом, развитии и укреплении мышц спины, шеи. Приобретая знания, умения ребенок пропускает их через себя, воспринимая их «изнутри».

Третий раздел «Школа здоровой жизни» очень важен, так как пищу человек ежедневно делает «частью себя», поэтому детям необходимо культуру питания. Правильное питание – эффективный способ профилактики и предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно-сосудистых заболеваний. Цель данного раздела: сформировать у школьников представление о влиянии питания на здоровье. Они должны научиться разделять продукты питания по их пищевой и энергетической ценности, соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употреблении пищи. У школьников необходимо развивать чувство собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания.

Четвертый раздел « Ослепительная улыбка на всю жизнь». Здоровье полости рта имеет большое значение для сохранения здоровья всего организма на протяжении всей жизни. В тоже время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространенных в современном обществе. Основным содержанием данного раздела является правильный уход за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний, формирование у детей знаний и здоровых привычек, которые помогут им сохранить зубы здоровыми и красивыми на протяжении всей жизни.

Как человек воспринимает окружающий мир, умение видеть, слышать, чувствовать, различать многообразие окружающей среды поможет учащимся изучение тем в пятом разделе «Самопознание». Дети должны научиться беречь зрение, слух, уважительно относиться к людям, которые имеют различные функциональные нарушения органов чувств.

На протяжении всей жизни человек сталкивается с растительным и
животным миром.
В шестом разделе «Мир вокруг нас» учащиеся совершат прогулки по городу, по памятным местам. Посетят театры города.

Одна из них – транспортный мир, среда дорожного движения. Экстремальные ситуации возникают вдруг, внезапно. Они требуют от нас оперативного сосредоточения, анализа сложившихся обстоятельств и принятия решения, от которого может зависеть жизнь и здоровье. Цель седьмого раздела «Будь осторожен!» - помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она ни возникла.

Восьмой раздел «Профилактика аддиктивного поведения» направлен на формирование у детей, прежде всего навыков самосохранения (не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком), дети должны осознать возможность очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости, иметь собственную жизненную позицию, формировать круг интересов, уметь отстаивать свою точку зрения.

Как вести себя дома и в гостях, в общественных местах , изучить особенности своего мышления, памяти, видеть индивидуальные особенности своего организма, уметь управлять своими эмоциями, настроением научатся учащиеся при изучении девятого раздела « Я и другие».

Методика проведения занятий предполагает выполнение практических работ, проведение игр, тестированных работ. Обучение строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь составлять режим дня, знать и оценивать значение свежего воздух, уметь чередовать умственную и физическую деятельность, иметь представление о моде и здоровье, иметь представление о влиянии и взаимодействии окружающей среды и человека.

Учащиеся должны знать части своего тела, иметь представление о группах мышц, как осуществляется движение, значение физических упражнений на здоровье человека, как происходит дыхание, дыхательная гимнастика.

Учащиеся должны, знать на какие группы, и по каким признакам делятся продукты питания, иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных «опасностях» на каждом из них. Иметь представление о роли основных питательных веществ для здорового развития организма. Знать традиции русской кухни, иметь навыки соблюдения режима питания, знать правила хранения продуктов питания, иметь представление о сроке годности продукта, о приготовлении пищи.

Дети должны знать строение полости рта, зубов их функции, иметь представление о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, владеть основными правилами гигиены полости рта.

Учащиеся должны знать о значении органов зрения, слуха, обоняния в жизни человека, должны уметь различать свои ощущения, соблюдать правила гигиены, нормы поведения в обществе. Уметь проводить офтальмологическую зарядку, оценивать её значение.

Иметь представление о многообразии растений, какое место они занимают в жизни человека, знать о лекарственных растениях, об опасности ядовитых представителей растительного мира. Знать и понимать важность правил поведения в природе.

Должны знать о сложности движения транспорта и пешеходов, учиться контролировать свои действия при экстремальных ситуациях. Иметь представление о навыках поведения.

Дети должны знать, что такое активное и пассивное курение, уметь видеть отрицательное воздействие вредных привычек на здоровье человека.

Знать правила вежливости, необходимость их соблюдения в школе и дома, учиться контролировать свои эмоции, знать особенности своей памяти, внимания, мышления, иметь представление о психическом здоровье.

Знать части тела человека, основную работу систем органов человека, их взаимосвязь, значение сохранения правильной осанки, проведение дыхательной гимнастики, значение и гигиена кожи.

Владеть понятием о режиме питания, как и где, хранить продукты питания, Знать о роли белков, жиров, углеводов в жизни человека, для роста и развития организма, о влиянии питания на индивидуальное здоровье.

Знать и понимать смысл взаимосвязи: Здоровое питание – здоровые зубы – здоровый организм. Соблюдать правила ухода за полостью рта, необходимость посещения стоматолога.
Знать о значении органов чувств в жизни человека, заботиться о сохранении своего зрения, слуха, соблюдать правила гигиены. Проводить офтальмологическую зарядку.
Знать группы растений, как их использовать, лекарственные растения и правила их применения, оказание первой медицинской помощи при укусах насекомыми и животными. Соблюдать правила поведения в природе.
Знать важность соблюдения правил дорожного движения, уметь оценивать и правильно себя вести в сложившихся экстремальных ситуациях.

Знать о «вредных» и «полезных» привычках, значимость и необходимость здорового образа жизни, уметь сказать «нет» «вредным» привычкам.

Видеть важность соблюдения правил поведения в общественных местах, в школе, дома, учиться управлять своими эмоциями, развитие памяти, наблюдательности, уметь фантазировать, иметь представление о психическом здоровье, о влиянии стресса на состояние здоровья человека.

Участники программы: В реализации программы участвуют обучающиеся 6 класса.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на год, 2 часа в неделю.

Формы занятий. Занятия в классе и в природе. Уроки – путешествия. Уроки – КВН. Праздники. Игры. Викторины. Экскурсии.

Раздел

Тематическое планирование

Количество часов

1

Быть здоровым

2

Строение организма

3

Школа здоровой жизни

4

Правила ухода за зубами

5

Самопознание через ощущение, чувство, образ

6

Мир вокруг нас

7

Правила дорожного движения. Предупреждение травматизма.

8

Привычки «вредные» и «полезные»

9

Межличностные отношения.

 

Итоговое занятие

   

66 ч

Раздел

Тема занятия

Количество часов

Сроки

1.Человек
и окружающая среда. (8)



 

Быть здоровым. Введение. Оформление дневника здоровья. Возникновение и развитие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».

2

 

05.09

Занятие на природе. Режим дня. Значение свежего воздуха для организма, температурный режим. Значение закаливания для организма. Воздушные, водные, солнечные процедуры. Защитные силы организма. Сон и его значение.

2

12.09

Чередование умственной и физической деятельности в учебном процессе. Мода и здоровье. Экология помещения. Народная медицина. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомляемость.

2

19.09

Движение для здоровья. Проведение зарядки на улице. Разработка комплекса упражнений. Двигательная активность и здоровье человека. Двигательные игры на спортивной площадке.

2

26.09

2.Как устроен человек
(8)

 

Строение организма. Части тела их функции, скелетные мышцы, кожа. Правильная осанка. Проведение зарядки на спортивной площадке.

2

03.10

Посещение аквапарка H2О

2

10.10

Дыхательная гимнастика. Посещение парка «Н. Островского». Занятия на тренажерной площадке.

4

17.10

24.10

3. Школа здоровой жизни (4)
 

Питание и эмоциональное состояние. Как мы едим, что мы едим. Режим питания. Пикник на природе.

2

07.11

Как и где хранить продукты питания. Витамины, их значение для роста и развития организма. Приготовление пищи. Экскурсия в школьную столовую.

2

14.11

 

Урок –экскурсия. Посещение «Шолохов-Центр» музея-заповедника М.А. Шолохова «Тут был я счастлив…» М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

4

21.11

28.11

4. Ослепительная улыбка на всю жизнь. (4)

Заболевание зубов и десен, их предупреждения. Выбор зубной пасты. Понятие о молочных и постоянных зубах.

2

05.12

Урок-викторина "КВН в стране Здоровья"

2

12.12

5. Самопознание.

(6)

 

Самопознание через ощущение, чувство, образ. Зрение и забота о нем. Офтальмологическая зарядка. Строение органа слуха.

2
 

19.12.

Осязание, обоняние. Значение органов чувств. Посещение кинотеатра.

4

26.12

16.01.17

6. Мир вокруг нас. (8)

Экскурсия «Ростов – город воинской славы»

4

23.01

30.01

Посещение театра.

4

06.02.

13.02

7. Будь осторожен! (6)

 

Правила дорожного движения. Предупреждение травматизма.

2

20.02

Первая помощь при травмах. Поведение при возникновении экстремальных ситуациях.

2

27.02

Урок- Викторина по ПДД

2

06.03

8. Профилактика аддиктивного поведения. (6)

Привычки вредные» и «полезные». Прогулка на природу.

2

13.03

Курить – здоровью вредить. Влияние табака на организм. Наркотики. Алкоголь.

2

20.03

Посещение библиотеки им.Чернышевского.

2

03.04

9. Я и другие. (8)
 

Межличностные отношения. Правила вежливости. Вежливые слова и обращения.

2

10.04

Психическое здоровье. Стресс как фактор, влияющий на здоровье.

2

17.04

Поведение в общественных местах. Посещение детской железной дороги. Прогулка на поезде. Посещение кружка юных железнодорожников.

4

24.04

15.05

Итоговое занятие (4)

Практическое занятие «Народные игры»

2

22.05.

Практическое занятие «Подвижные игры».

2

29.05

 

66

 


Учащиеся должны знать:

понятие «здоровый образ жизни», значение свежего воздуха и закаливания для организма,

о влиянии факторах окружающей среды на организм человека,

о роли движений для человека,

знать части тела их функции, отделы скелета, понятие правильной осанки,

знать где и как хранить продукты питания,

о витаминах и их значении для роста и развития организма,

знать о гигиене полости рта,

о восприятии мира через органы чувств,

многообразии растений и использовании их человеком,

правила поведения в природе, правила дорожного движения,

знать о правилах поведения в общественных местах, при встрече с незнакомыми людьми.

Учащиеся должны уметь:

вести дневник здоровья, составлять режим дня,

проводить утреннюю зарядку, определять качество продуктов,

уметь составлять меню, соблюдать гигиену полости рта,

выбирать зубную пасту, распознавать ядовитые растения, грибы,

уметь сказать «нет» вредным привычкам,

уметь правильно себя вести при встрече с незнакомым людям,

уметь вежливо себя вести в школе и дома, преодолевать стрессовые ситуации.

Список используемой литературы
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: учеб. пособие для сред, шк.: Факультатив, курс - М: просвещение, 1998 - 192стр.
2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей \Под ред Н.П. Майоровой. - СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2002 - 288стр.
3. Ольгин О. От абрикоса до яблока.- М.: Текст, 1994г
4. Родионов В.А. Я и другие. Ярославль: Академия развития, 2001г.
5. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Для учащихся 5-7 классов. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К°» 1998г.
6. Титов С.В. Здравствуй лето! Волгоград: Учитель, 2003г.
7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1988 - 191стр

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Панагушина Елена Аркадьевна, 26.05.17 в 13:51 0 Ответить Пожаловаться
Посмотрите алгоритм написания программы
https://урок.рф/library/algoritm_napisaniya_dopolnitelno_obrazovatelnoj_p_131657.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.