Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Азбука Безопасности»

5
0
Материал опубликован 16 October 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №9

 

«Согласовано»

Руководитель кафедры (МО)

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «___»__________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ гимназии №9

_____________/______________/

ФИО

«___»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ гимназии №9

_____________/Т.Н.Шутенок/

ФИО

Приказ № ___

от «___»__________20___г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Азбука Безопасности

предмет, уровень изучения

для учащихся 5

класс

Пак. Д. М, преподаватель – организатор безопасности жизнедеятельности

Ф.И.О. учителя (педагога), категория

Рассмотрено на заседании педагогического

совета МОУ гимназии № 9

протокол № _______от

«_____»________________2016 г.

2016- 2017 - учебный год г. Комсомольск – на – Амуре

 

Оглавление

Пояснительная записка

Общая характеристика программы внеурочной деятельности « Азбука безопасности»

Планируемые результаты

Содержание курса внеурочной деятельности « Азбука безопасности»

Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Азбука безопасности»

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности». Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности» составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Актуальность данной программы Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет, и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности » . Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Цели данного курса: · освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; · развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

· воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

· овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Задачи, поставленные в программе:

· формировать навыки безопасного поведения;

· ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни;

· изучить методы и приемы защиты от опасностей;

· изучить основы медицинских знаний; · обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;

· изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование; · расширить кругозор;

· развить воображение детей; · стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности « Азбука безопасности»

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

· использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования; · выделение характерных причинно-следственных связей;

· творческое решение учебных и практических задач;

· сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

· самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

· соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

· использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Программа ориентирована на детей среднего школьного возраста, достаточно доступна в усвоении для данных категорий детей и интересна при соответствующем подборе приемов и методов. Все разделы программы логически взаимосвязаны и в целом представляют область знаний, необходимых для достижения поставленных целей и решения выдвигаемых задач, для развития и воспитания личности, уверенной в себе, представляющей картину опасностей окружающего мира. Каждый раздел представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и структуру.

В процессе обучения активно используются различные формы проведения групповых занятий: игровые задания, тесты, викторины, которые вызывают у детей желание развивать творческую деятельность в усвоении пройденных тем. Ожидаемый результат: у детей будет сформировано умение предвидеть возможные опасные ситуации, правильно анализировать и адекватно вести себя, то есть грамотно действовать в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути каждого. Также ожидаемым результатом будет сформированность у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Программа выполняет две основные функции.

1 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:

Воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;

Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;

Освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

Формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Рабочая программа пятого класса рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.

Формы обучения – уроки беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:

Использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

Выделение характерных причинно-следственных связей;

Творческое решение учебных и практических задач;

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

Самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» ученик должен:

Знать:

Основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;

Иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

Элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

Основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения; Уметь:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

Ведения здорового образа жизни;

Действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Пользования бытовыми приборами;

Использования по назначению лекарственных препаратов;

Пользования бытовыми приборами;

Соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

Соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;

Соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

Оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

Вызова (обращения) за помощью в случае необходимости

Соответствующих служб экстренной помощи.

Показатели сформированности метапредметных результатов.

Планируемые результаты

Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП

Личностные

Самоопределение:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

 

Смыслообразование:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные

УУД

Общеучебные:

- использовать общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез; - сравнение,

- классификация по заданным критериям; - установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение

 

Оценка:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

 

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

 

Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Регулятивные УУД

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование: - предвосхищать результата;

Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

 

Коррекция:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Планируемые результаты Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Содержание курса внеурочной деятельности « Азбука безопасности»

Структурно программа состоит из шести разделов:

Опасные ситуации природного характера.

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

Опасные ситуации техногенного характера.

«Основные правила пожарной безопасности». Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

Опасные ситуации социального характера.

«Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

Дорожно-транспортная безопасность

Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая помощь при травмах. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Календарно – тематический план

п/п

Наименование

тем курса

Всего

часов

Дата

занятия

Раздел 1 Опасные ситуации природного характера.

1

Погода и её основные показатели.

1

 

2

Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

1

 

3

Водоёмы в черте города. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

1

 

Раздел 2 Опасные ситуации техногенного характера.

4

Пожар в жилище и причины его возникновения.

1

 

5

Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище.

1

 

6

Личная безопасность при пожаре

1

 

7

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни.

1

 

8

Общие правила безопасного поведения в быту.

1

 

9

Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии.

1

 

10

Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером

1

 

11

Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

1

 

Раздел 3 Опасные ситуации социального характера

12

«Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе.

1

 

13

Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

1

 

14

Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций.

1

 

15

Безопасность у телефона. Воры в квартире.

1

 

16

Нападение в подъезде дома. Нападение в лифте.

1

 

17

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей.

1

 

18

Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности).

1

 

19

Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

1

 

Раздел 4 Дорожно-транспортная безопасность

20

Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности

1

 

21

История появления автомобиля. История колеса и дорог.

1

 

22

Краткая характеристика видов современного транспорта

1

 

23

Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль

1

 

24

Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения.

1

 

25

Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами

1

 

26

Дорожные знаки.

1

 

27

ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

1

 

Раздел 5 Подготовка к активному отдыху на природе

28

Животные вокруг нас. В лес по грибы и ягоды.

1

 

29

Если заблудился в лесу. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.

1

 

Раздел 6 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

30

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

1

 

31

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

1

 

32

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

 

33

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

1

 

34

Первая помощь при травмах.

1

 

35

Итоговое занятие

1

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.

2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.

3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.

4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.

5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.

6. Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).

7. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.

8. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.

9. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах:: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

Комментарии
Комментариев пока нет.