Программа внеурочной деятельности «Азбука физики»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука физики»
Учитель Литовко Ирина Владимировна
Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности ориентирована на получение школьниками пропедевтической информации о способах измерения физических величин.
Актуальность программы подтверждается требованиями ФГОС ООО по самостоятельному приобретению новых знаний, анализу и оценке новой информации, экспериментальной и проектной деятельности. Программа ориентирована на развитие предметной компетенции, подготовку обучающихся к исследовательской деятельности.
Социальная значимость программы
Содержание программы отвечает познавательным потребностям школьников. Ценным является то, что содержание данной программы решает вопросы развития исследовательских навыков, проблему социальной адаптации обучающихся посредством включения их в активную социально значимую творческую деятельность.
Достоинства программы, её оригинальность, педагогические возможности
Отличительными чертами данной программы является направленность на индивидуальное творческое развитие школьников, что реализуется через разнообразную практическую деятельность. В основу программы положен деятельностный подход через использование репродуктивных и продуктивных методов, проблемное изложение; частично-поисковые, наглядные и практические методы.
Активный диалог – основной метод изложения материала, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов её решения.
Цель программы -
развитие творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельного приобретения новых знаний.
Задачи программы:
Расширение знаний обучающихся о способах измерений физических величин;
Раскрытие исторической роли проведения эксперимента в науке;
Повышение уровня познавательной мотивации к предмету;
Подготовка обучающихся к экспериментальной деятельности, защите проектов;
Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной работы.
Связь программы элективного учебного предмета
с программой «Физика»
Программа внеурочной деятельности является пропедевтическим курсом предмета «Физика». Материал курса не повторяет раздел школьной программы «Физические измерения» и доступен для всех категорий обучающихся. В программе расширяются знания школьников об измерениях через знакомство со сведениями из истории метрической системы мер, различными способами измерения одной и той же величин. Школьникам предоставляется возможность для проведения экспериментальных и практических работ, что ограниченно во времени на уроках физики. На занятиях ученики получают сведения по избранной теме в различных источниках информации, проводят исследования и опыты, анализируют полученные результаты, формулируют выводы.
Состав учащихся
Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 6 (7) классов общеобразовательных школ, изучающих предмет «Физика».
Продолжительность обучения
Программа рассчитана на 19 часов, из которых 6 часов – теоретические занятия, 7 часов – практические занятия, 3 часа – семинарские занятия, 3 часа – подготовка и защита проекта.
Организация самостоятельной работы учащихся
На занятиях внеурочной деятельности осуществляется организация для школьников следующих видов самостоятельной работы:
Работа с учебной и дополнительной литературой, информацией сети Интернет;
Выполнение практических работ, экспериментальных заданий;
Подготовка опережающих заданий к семинару;
Конструирование схем и установок;
Разработка презентаций, буклетов;
Проведение домашних экспериментов;
Работа над проектом.
Перечень знаний и умений обучающихся
В результате посещения занятий внеурочной деятельности обучающиеся должны:
знать/понимать:
смысл понятий: физическая величина, измерительный прибор, погрешность измерения;
смысл физических величин: температура, длина, влажность, площадь, объем, освещенность, сила, атмосферное давление, сила тока, скорость, сила тока, напряжение;
уметь:
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, длины, влажности, площади, объема, освещенности, силы, атмосферного давления, силы тока, скорости, силы тока, напряжения;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков;
осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных.
Содержание программы
Физическая величина. Измерение физических величин. Введение физических величин и эксперимент. Прямые и косвенные измерения. Измерительные приборы. Правила пользования измерительными приборами.
Масса. Как измерить массу тела. Эталон массы. Значения масс тел.
Длина, время и скорость, методы их измерения. Приборы точного времени. Значения длины, времени и скорости в живой природе и технике. История метра. Измерение времени. Временные масштабы природных явлений.
Прямые и косвенные измерения площадей, объемов различных тел. Измерение линейных размеров тел с помощью штангенциркуля и микрометра.
Сила. Приборы для измерения силы. Давление. Как измерить давление жидкостей и газов. Значения сил и давлений в живой природе и технике.
Температура. Современные термометры. Примеры различных значений температуры в природе и технике. Температурная шкала Цельсия, Кельвина и Фаренгейта.
Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Гигрометр. Психрометр.
Способы измерения давления жидкостей и газов. Примеры различных значений давлений жидкостей и газов в природе и технике.
Электроизмерительные приборы. Амперметр, вольтметр. Примеры различных значений сил тока и напряжения в природе и технике.
Атмосферное давление. Ртутный барометр. Барометр-анероид.
Освещенность. Нормы освещенности при различных видах деятельности человека. Люксметр. Фотоэкспонометр.
Выбор темы проекта. Выполнение проекта. Работа с различными источниками информации. Создание презентации для защиты проекта. Защита проектов.
Практические работы
Измерение массы дробинки
Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости при помощи секундомера
Определение скорости падения шариков в вязкой жидкости
Прямые и косвенные измерения площадей и объемов различных тел
Измерения с помощью штангенциркуля
Измерение с помощью микрометра
Исследование правила сложения двух сил
Изготовление гигрометра
Построение вольт-амперной характеристики лампочки
Темы проектных работ
Модель гигрометра
Астролябия
Газовый термометр
Тензометр
Тахометр
Стробоскоп
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
||||||
теоретическое занятие |
семинарское занятие |
практическое занятие |
|||||||
1 |
Наблюдения, гипотезы, опыты |
1 |
1 |
||||||
2 |
Измерение массы малых тел |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||||
3 |
Измерение длины |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||||
4 |
Измерение времени |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||||
5 |
Измерение скорости |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||||
6 |
Измерение площади и объема |
1 |
1 |
||||||
7 |
Прямые и косвенные измерения площадей и объемов различных тел |
1 |
1 |
||||||
8 |
Штангенциркуль |
1 |
1 |
||||||
9 |
Микрометр |
1 |
1 |
1 |
|||||
10 |
Измерение силы |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||||
11 |
Измерение температуры |
1 |
1 |
||||||
12 |
Измерение влажности |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||||
13 |
Измерение давления жидкостей и газов |
1 |
1 |
||||||
14 |
Измерение силы тока и напряжения |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||||
15 |
Измерение атмосферного давления |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||||
16 |
Измерение освещенности. |
1 |
1 |
||||||
17 |
Работа над проектом |
2 |
2 |
||||||
18 |
|||||||||
19 |
Защита проектов |
1 |
1 |
||||||
Всего по программе: |
19 |
6 |
3 |
10 |
Оценка результатов работы по программе
Способы подведения итогов работы по программе:
Презентация;
Буклет;
Защита проектов;
Отчёт по практической работе.
Способы диагностики удовлетворенности обучающихся учебным процессом и его результатами, способы выявления влияния образовательного процесса на развитие учащихся:
Анкетирование школьников «Изучение мотивации обучающихся»,
«Изучение психологической атмосферы»,
Метод самоанализа достижений (в конце занятия);
Метод наблюдения.
Учебно-материальная база
Лабораторное оборудование по физике;
Справочные пособия по физике;
Сборники задач по физике;
Электронные учебные издания по физике;
Таблицы;
Мультимедийные презентации;
Ноутбук;
Мультимедиапроектор.
Список литературы
Для обучающихся
Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. – М.: «Просвещение», 1988
Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: «Просвещение», 1989
Семке А.И. Физика и живая природа. – М.: «Чистые пруды», 2008
Энциклопедический словарь юного физика - М.: «Просвещение», 1984
Для учителя
Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике - М.: «Просвещение», 2000
Ланина, И. Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1998.
Стоцкий Л.Г. Физические величины и их величины. – М.: Просвещение, 20003
Перельман Я.И. Занимательная физика: в 2 кн.-М.: Наука, 2004.
Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? - М.: «ВАП», 1994.
Рабиза, Ф. В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1998.
Тарасов Л.В. Физика в природе. – М: «Просвещение», 1998
Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. – М.: «Школьная пресса», 2003
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Основное содержание занятия |
Форма контроля |
Вид контроля |
Домашнее задание |
1 |
Наблюдения, гипотезы, опыты |
Понятие о физических величинах. Роль опыта при введении физических величин. Измерение физических величин, эталон. |
Устный |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос |
Подбор примеров открытых явлений |
|
2 |
Измерение массы малых тел Практическая работа «Измерение массы дробинки» |
Масса. Способы измерения массы тела. Эталон массы. Примеры тел различной массы. Измерение массы малых тел. |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Подбор информации об единицах измерения длины |
|
3 |
Измерение длины Практическая работа «Измерение размеров тел при помощи линейки» |
История метра. Измерение длины. Пространственные масштабы в природе. Эхолот и радиолокатор |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Подготовка сообщений о древних часах |
|
4 |
Измерение времени Практическая работа «Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости при помощи секундомера» |
Методы измерения времени. Приборы точного времени. Временные масштабы природных явлений. |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Подобрать примеры значений скоростей в природе и технике |
|
5 |
Измерение скорости Практическая работа «Определение скорости падения шариков в вязкой жидкости» |
Методы измерения скорости. Примеры различных значений скорости в природе и технике. |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Экспериментальное задание «Вычисление скорости движения в школу» |
|
6 |
Измерение площади и объема |
Способы измерения площади и объема. Пространственные масштабы в природе и технике площадей и объемов). |
Устный |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос |
||
7 |
Прямые и косвенные измерения площадей и объемов различных тел. Практическая работа «Прямые и косвенные измерения площадей и объемов различных тел» |
Способы измерения площади различных фигур и объема различных тел. |
Практический |
Практическая работа |
Изготовление буклета «Как измеряли площадь в древности?» |
|
8 |
Штангенциркуль. Практическая работа «Измерения с помощью штангенциркуля» |
Изучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки. |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Подготовить отчет |
|
9 |
Микрометр. Практическая работа «Измерение с помощью микрометра» |
Изучение правил пользования микрометром. Измерение диаметра тонкой проволоки, толщины тетрадного листа, магнитной ленты. |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Подготовить отчет |
|
10 |
Измерение силы. Практическая работа «Исследование правила сложения двух сил» |
Сила. Приборы для измерения силы. |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Подготовиться к семинару |
|
11 |
Измерение температуры |
Температура. Из истории изобретения термометра. Современные термометры. Примеры различных значений температуры в природе и технике. Температурная шкала Цельсия, Кельвина и Фаренгейта. |
Устный |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос |
Изготовление буклета «Какие бывают термометры?» |
|
12 |
Измерение влажности. Практическая работа «Измерение влажности воздуха» |
Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Гигрометр. Психрометр. |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Подготовиться к семинару |
|
13 |
Измерение давления жидкостей и газов |
Способы измерения давления жидкостей и газов. Примеры различных значений давлений жидкостей и газов в природе и технике. |
Устный |
Индивидуальный опрос |
Подготовиться к семинару |
|
14 |
История создания электроизмерительных приборов. Амперметр, вольтметр. |
Принцип действия электроизмерительных приборов. Примеры различных значений сил тока и напряжения в природе и технике. |
Устный |
Индивидуальный опрос |
Изготовление модели шкалы амперметра и вольтметра |
|
15 |
Измерение атмосферного давления Практическая работа «Измерение атмосферного давления при помощи барометра-анероида» |
Атмосферное давление. Ртутный барометр. Барометр-анероид. |
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Практическая работа |
Подготовиться к семинару |
|
16 |
Освещенность. |
Нормы освещенности при различных видах деятельности человека. Люксметр. Фотоэкспонометр. |
Устный |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос |
||
17 |
Работа над проектом |
Выбор темы проекта. Выполнение проекта. Работа с различными источниками информации. Создание презентации для защиты проекта. |
Практический |
Подготовка проекта |
Подготовка проекта |
|
18 |
||||||
19 |
Защита проектов |
Защита проектов. |
Устный |
Защита проекта |
Мельникова Светлана Федоровна
Литовко Ирина Владимировна