12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Литовко Ирина Владимировна193
Россия, Амурская обл., Свободный

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Азбука физики»


 


 


 

Учитель Литовко Ирина Владимировна


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Актуальность программы

Программа внеурочной деятельности ориентирована на получение школьниками пропедевтической информации о способах измерения физических величин.

Актуальность программы подтверждается требованиями ФГОС ООО по самостоятельному приобретению новых знаний, анализу и оценке новой информации, экспериментальной и проектной деятельности. Программа ориентирована на развитие предметной компетенции, подготовку обучающихся к исследовательской деятельности.

Социальная значимость программы

Содержание программы отвечает познавательным потребностям школьников. Ценным является то, что содержание данной программы решает вопросы развития исследовательских навыков, проблему социальной адаптации обучающихся посредством включения их в активную социально значимую творческую деятельность.

Достоинства программы, её оригинальность, педагогические возможности

Отличительными чертами данной программы является направленность на индивидуальное творческое развитие школьников, что реализуется через разнообразную практическую деятельность. В основу программы положен деятельностный подход через использование репродуктивных и продуктивных методов, проблемное изложение; частично-поисковые, наглядные и практические методы.

Активный диалог – основной метод изложения материала, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов её решения.

 

Цель программы -

развитие творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельного приобретения новых знаний.

Задачи программы:

Расширение знаний обучающихся о способах измерений физических величин;

Раскрытие исторической роли проведения эксперимента в науке;

Повышение уровня познавательной мотивации к предмету;

Подготовка обучающихся к экспериментальной деятельности, защите проектов;

Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной работы.

Связь программы элективного учебного предмета

с программой «Физика»

Программа внеурочной деятельности является пропедевтическим курсом предмета «Физика». Материал курса не повторяет раздел школьной программы «Физические измерения» и доступен для всех категорий обучающихся. В программе расширяются знания школьников об измерениях через знакомство со сведениями из истории метрической системы мер, различными способами измерения одной и той же величин. Школьникам предоставляется возможность для проведения экспериментальных и практических работ, что ограниченно во времени на уроках физики. На занятиях ученики получают сведения по избранной теме в различных источниках информации, проводят исследования и опыты, анализируют полученные результаты, формулируют выводы.

Состав учащихся

Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 6 (7) классов общеобразовательных школ, изучающих предмет «Физика».

Продолжительность обучения

Программа рассчитана на 19 часов, из которых 6 часов – теоретические занятия, 7 часов – практические занятия, 3 часа – семинарские занятия, 3 часа – подготовка и защита проекта.

Организация самостоятельной работы учащихся

На занятиях внеурочной деятельности осуществляется организация для школьников следующих видов самостоятельной работы:

Работа с учебной и дополнительной литературой, информацией сети Интернет;

Выполнение практических работ, экспериментальных заданий;

Подготовка опережающих заданий к семинару;

Конструирование схем и установок;

Разработка презентаций, буклетов;

Проведение домашних экспериментов;

Работа над проектом.

Перечень знаний и умений обучающихся

В результате посещения занятий внеурочной деятельности обучающиеся должны:

знать/понимать:

смысл понятий: физическая величина, измерительный прибор, погрешность измерения;

смысл физических величин: температура, длина, влажность, площадь, объем, освещенность, сила, атмосферное давление, сила тока, скорость, сила тока, напряжение;

уметь:

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, длины, влажности, площади, объема, освещенности, силы, атмосферного давления, силы тока, скорости, силы тока, напряжения;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков;

осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных.

Содержание программы

Физическая величина. Измерение физических величин. Введение физических величин и эксперимент.  Прямые и косвенные измерения. Измерительные приборы. Правила пользования измерительными приборами.

Масса. Как измерить массу тела. Эталон массы. Значения масс тел.

Длина, время и скорость, методы их измерения. Приборы точного времени. Значения длины, времени и скорости в живой природе и технике. История метра. Измерение времени. Временные масштабы природных явлений.

Прямые и косвенные измерения площадей, объемов различных тел. Измерение линейных размеров тел с помощью штангенциркуля и микрометра.

Сила. Приборы для измерения силы. Давление. Как измерить давление жидкостей и газов. Значения сил и давлений в живой природе и технике.

Температура. Современные  термометры. Примеры различных значений температуры в природе и технике. Температурная шкала Цельсия, Кельвина и Фаренгейта.

Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Гигрометр. Психрометр.

Способы измерения давления жидкостей и газов. Примеры различных значений давлений жидкостей и газов в природе и технике.

Электроизмерительные приборы. Амперметр, вольтметр. Примеры различных значений сил тока и напряжения в природе и технике.

Атмосферное давление. Ртутный барометр. Барометр-анероид.

Освещенность. Нормы освещенности при различных видах деятельности человека. Люксметр. Фотоэкспонометр.

Выбор темы проекта. Выполнение проекта. Работа с различными источниками информации. Создание презентации для защиты проекта. Защита проектов.

Практические работы

Измерение массы дробинки

Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости при помощи секундомера

Определение скорости падения шариков в вязкой жидкости

Прямые и косвенные измерения площадей и объемов различных тел

Измерения с помощью штангенциркуля

Измерение с помощью микрометра

Исследование правила сложения двух сил

Изготовление гигрометра

Построение вольт-амперной характеристики лампочки

Темы проектных работ

Модель гигрометра

Астролябия

Газовый термометр

Тензометр

Тахометр

Стробоскоп

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

теоретическое занятие

семинарское занятие

практическое занятие

1

Наблюдения, гипотезы, опыты

1

1

   

2

Измерение массы малых тел

1

0,5

 

0,5

3

Измерение длины

1

0,5

 

0,5

4

Измерение времени

1

0,5

 

0,5

5

Измерение скорости

1

0,5

 

0,5

6

Измерение площади и объема

1

1

   

7

Прямые и косвенные измерения площадей и объемов различных тел

1

   

1

8

Штангенциркуль

1

   

1

9

Микрометр

1

1

 

1

10

Измерение силы

1

0,5

 

0,5

11

Измерение температуры

1

 

1

 

12

Измерение влажности

1

0,5

 

0,5

13

Измерение давления жидкостей и газов

1

 

1

 

14

Измерение силы тока и напряжения

1

0,5

 

0,5

15

Измерение атмосферного давления

1

0,5

 

0,5

16

Измерение освещенности.

1

 

1

 

17

Работа над проектом

2

   

2

18

19

Защита проектов

1

   

1

Всего по программе:

19

6

3

10

Оценка результатов работы по программе

Способы подведения итогов работы по программе:

Презентация;

Буклет;

Защита проектов;

Отчёт по практической работе.

Способы диагностики удовлетворенности обучающихся учебным процессом и его результатами, способы выявления влияния образовательного процесса на развитие учащихся:

Анкетирование школьников «Изучение мотивации обучающихся»,

«Изучение психологической атмосферы»,

Метод самоанализа достижений (в конце занятия);

Метод наблюдения.

Учебно-материальная база

Лабораторное оборудование по физике;

Справочные пособия по физике;

Сборники задач по физике;

Электронные учебные издания по физике;

Таблицы;

Мультимедийные презентации;

Ноутбук;

Мультимедиапроектор.

Список литературы

Для обучающихся

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. – М.: «Просвещение», 1988

Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: «Просвещение», 1989

Семке А.И. Физика и живая природа. – М.: «Чистые пруды», 2008

Энциклопедический словарь юного физика - М.: «Просвещение», 1984

Для учителя

Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике - М.: «Просвещение», 2000

Ланина, И. Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1998.

Стоцкий Л.Г. Физические величины и их величины. – М.: Просвещение, 20003

Перельман Я.И. Занимательная физика: в 2 кн.-М.: Наука, 2004.

Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? - М.: «ВАП», 1994.

Рабиза, Ф. В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1998.

Тарасов Л.В. Физика в природе. – М: «Просвещение», 1998

Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. – М.: «Школьная пресса», 2003

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Основное содержание занятия

Форма контроля

Вид контроля

Домашнее задание

1

 

Наблюдения, гипотезы, опыты

Понятие о физических величинах. Роль опыта при введении физических величин. Измерение физических величин, эталон.

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Подбор примеров открытых явлений

2

 

Измерение массы малых тел

Практическая работа «Измерение массы дробинки»

Масса. Способы измерения массы тела. Эталон массы. Примеры тел различной массы. Измерение массы малых тел.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Подбор информации об единицах измерения длины

3

 

Измерение длины

Практическая работа «Измерение размеров тел при помощи линейки»

История метра. Измерение длины. Пространственные масштабы в природе. Эхолот и радиолокатор

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Подготовка сообщений о древних часах

4

 

Измерение времени

Практическая работа «Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости при помощи секундомера»

Методы измерения времени. Приборы точного времени. Временные масштабы природных явлений.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Подобрать примеры значений скоростей в природе и технике

5

 

Измерение скорости

Практическая работа «Определение скорости падения шариков в вязкой жидкости»

Методы измерения скорости. Примеры различных значений скорости в природе и технике.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Экспериментальное задание «Вычисление скорости движения в школу»

6

 

Измерение площади и объема

Способы измерения площади и объема. Пространственные масштабы в природе и технике площадей и объемов).

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

7

 

Прямые и косвенные измерения площадей и объемов различных тел.

Практическая работа «Прямые и косвенные измерения площадей и объемов различных тел»

Способы измерения площади различных фигур и объема различных тел.

Практический

Практическая работа

Изготовление буклета «Как измеряли площадь в древности?»

8

 

Штангенциркуль.

Практическая работа «Измерения с помощью штангенциркуля»

Изучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Подготовить отчет

9

 

Микрометр.

Практическая работа

«Измерение с помощью микрометра»

Изучение правил пользования микрометром. Измерение диаметра тонкой проволоки, толщины тетрадного листа, магнитной ленты.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Подготовить отчет

10

 

Измерение силы.

Практическая работа «Исследование правила сложения двух сил»

Сила. Приборы для измерения силы.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Подготовиться к семинару

11

 

Измерение температуры

Температура. Из истории изобретения термометра. Современные  термометры. Примеры различных значений температуры в природе и технике. Температурная шкала Цельсия, Кельвина и Фаренгейта.

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Изготовление буклета «Какие бывают термометры?»

12

 

Измерение влажности.

Практическая работа «Измерение влажности воздуха»

Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Гигрометр. Психрометр.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Подготовиться к семинару

13

 

Измерение давления жидкостей и газов

Способы измерения давления жидкостей и газов. Примеры различных значений давлений жидкостей и газов в природе и технике.

Устный

Индивидуальный опрос

Подготовиться к семинару

14

 

История создания электроизмерительных приборов. Амперметр, вольтметр.

Принцип действия электроизмерительных приборов. Примеры различных значений сил тока и напряжения в природе и технике.

Устный

Индивидуальный опрос

Изготовление модели шкалы амперметра и вольтметра

15

 

Измерение атмосферного давления

Практическая работа «Измерение атмосферного давления при помощи барометра-анероида»

Атмосферное давление. Ртутный барометр. Барометр-анероид.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Подготовиться к семинару

16

 

Освещенность.

Нормы освещенности при различных видах деятельности человека. Люксметр. Фотоэкспонометр.

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

17

 

Работа над проектом

Выбор темы проекта. Выполнение проекта. Работа с различными источниками информации. Создание презентации для защиты проекта.

Практический

Подготовка проекта

Подготовка проекта

18

 

19

 

Защита проектов

Защита проектов.

Устный

Защита проекта

 
Опубликовано


Комментарии (2)

Мельникова Светлана Федоровна, 17.12.17 в 13:48 0Ответить Пожаловаться
Отсутствует просмотр презентации.
Литовко Ирина Владимировна, 25.12.17 в 13:20 0Ответить Пожаловаться
В конкурсе не было требований к размещению презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.