Программа внеурочной деятельности

«Будь здоров!»



для учащихся 1- 9 классов







Авторы-составители : учителя физической культуры
ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель
Самарской области
Полынский Вадим Витальевич, Полынский Виталий Георгиевич









Пояснительная записка

Быть здоровым - это модно!

Здоровье - это великая человеческая ценность. Природа подарила человеку многое, наделила его огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно лишь при условии, если человек - хозяин самого себя, если он умеет управлять своим телом, умом, душой.

Программа состоит из нескольких модулей, которые расширяют сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по физической культуре, по другим предметам. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Модули носят обучающий, развивающий и социальный характер. Они являются необходимым, для учащихся всех ступеней, так как позволят обучающимся найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Программа предназначена для учащихся 1- 9 классов.

Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью, сохранение и укрепление здоровья , воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта.

Задачи:

формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;

расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

развитие двигательных качеств;

привлечение родителей к совместной спортивной деятельности;

воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;

уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций;

помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.


Предметные ценности:

Общение - духовно возвышающее взрослого и ребенка.

Спорт – высшая культурная ценность со времен античности, ибо движение есть жизнь. Альтернативы физической культуре, спорту, молодецким забавам нет в воспитании и формировании личности ребенка.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра – первичная развивающая деятельность детей, средство их воспитания, самовоспитания, развития и психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, выполнению социальных ролей.

Базовые национальные ценности

патриотизм;

социальная солидарность;

гражданственность;

семья;

здоровье;

труд и творчество;

наука;

природа;

человечество.


Применяемые технологии:

Личностно- ориентированный подход

Здоровьесберегающие технологии

Информационные технологии

Метод проектов

Игровые технологии


Ожидаемые конечные результаты:

Сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Активизация интереса детей к занятиям физической культурой, спортом.

Сформированность ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Умение выполнять последовательные действия при эвакуации из помещения возникновении пожара.

Представление о внешних проявлениях внутренней культуры, умеют создавать свой положительный образ, соблюдают правила поведения.

Выработка правила поведения в ситуации, когда рядом опасный человек, изучить способы выхода из опасной ситуации и привлечения помощи.

Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные каче­ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного модуля. Это:

понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;

знания о функциональных возможностях организма, способах профилак­тики заболеваний и перенапряжения;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

готовность к личностному самоопределению;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятель­ствам других людей;

положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достиже­нии поставленных целей;

навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на резуль­тат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познава­тельной и практической деятельности. Это:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физиче­ские, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Метапредметные связи модулей:


Предмет

Интеграция с другими науками

Содержание программы


Окружающий мир.
Биология, ОБЖ.

Организм человека.

Красота телосложения.

Наше питание.

Безопасная жизнь.

Мои эмоции.
Я и люди вокруг меня

Осанка – это красиво.

Разговор о правильном питании.
Правила дорожного движения.
Твоя безопасность.

Музыка

Ритм. Такт

Разминки под музыкальное сопровождение

Труд, технология

Трудовые операции.

Выставка аппликаций. Подготовка проектов .

Рисование, искусство

Мир художественных красок.

Выставка рисунков.

Физическая культура

Отличие физических упражнений от трудовой деятельности. Игры.

Развитие основных качеств человека: силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

2. Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Привлечение родителей к совместной деятельности .

Методы работы:

беседы;

игры;

практические работы;

пt1684519827aa.jpg раздники


























t1684519827ab.jpg









Модуль №1
«Будь здоров, малыш!»

1-4 классы








Основные направления содержания модуля:


1 блок - Ты в веселье развлечений не забудь о гигиене!
Умение содержать свое тело и одежду в чистоте.

2 блок – В жизни нам необходимо очень много витаминов!
Разговор о правильном питании.

3 блок - Это знают все вокруг, что движенье – лучший друг!
Состоит из 2-х частей:1.«Твоя безопасность, малыш!»
Правила дорожного движения. Правила поведения в быту, на улице.
2. «Движение – жизнь»
Способы движения.
Способы развития скорости, быстроты, выносливости, силы.

4 блок - Девиз чемпионов – «Да здравствует СПОРТ!»
Олимпийское движение.

Учебно- тематический план


п/п

Тема

Всего часов

1.

1 блок

Проблемное поле: Ты в веселье развлечений не забудь о гигиене!

1.Как устроен человек.

2.«В гостях у богини Гигиеи». Чтоб здоровье сохранить. Урок- презентация.

3.Урок – мультфильм «Мойдодыр». Мы рисуем принадлежности личной гигиены.

4.Викторина – стихотворение. Добавь слово.


4


1


1



1



1

2.

2 блок

Проблемное поле: В жизни нам необходимо очень много витаминов!

1.«Полезное знакомство». В гостях у ребят Витаминки.

2. « Если хочешь быть здоровым». В гостях у ребят врач.

3.Урок-проект. Составляем альбом «Витамины в наших продуктах»

4.Викторина- путешествие « Пойдем в магазин за витаминами»

4


1


1


1


1

3.

3 блок

Проблемное поле: Твоя безопасность, малыш.

1.« Это должен каждый знать обязательно на 5!»
Урок- путешествие. Повторяем правила дорожного движения.
2.ОБЖ в картинках. Безопасное поведение в быту.
3. « Что вредит нашему здоровью».Наши враги- вредные привычки.

Проблемное поле: Это знают все вокруг, что движенье – лучший друг!

3.1. Движение – жизнь.

4. Учимся правильно дышать. Игровые упражнения дыхательной гимнастики.

5.Школа движения. Способы развития
скорости, быстроты, выносливости, силы.

6.Подвижные игры.
7.Степ-аэробика.


17


1


1



1




1


1



5

7



4.

4 блок

Проблемное поле: Девиз чемпионов – « Да здравствует Спорт!»

1.Урок- презентация « Первые Олимпийские игры»

2.Урок – знакомство. Слава Российского спорта. «Знаменитые спортсмены России».

3.Семейная игра « Папа, мама, я – спортивная семья!»

4.Игра « Сильные, ловкие, смелые».

5.Семейный туристический поход.

8



1


1

2


1

3



Итого

34ч











t1684519827ac.jpg
Модуль №2
«Калейдоскоп здоровья»

5-6 классы




Основные направления содержания модуля:

1 блок - Самопознание. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам. Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

2 блокЯ и другие. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
3 блок Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена полости рта. Гигиена тела. Гигиена труда и отдыха. Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Профилактика инфекционных заболевании.Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д. Представление об активной защите - иммунитете.

4 блок - Питание и здоровье. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Традиции приёма пищи в разных странах. Обработка пищевых продуктов перед

употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

5 блок - Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Безопасное поведение на дорогах. Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми».Правила безопасного поведения у ж/д путей. Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.

Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде.

Блок делится на 2 раздела:
-Безопасность на дорогах.

- Безопасность в быту, профилактика травматизма

6 блокПредупреждение употребления психоактивных веществ. Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества.

7 блок – Основные физические качества : ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость. Теория вопроса. Практические занятия. Выполняем правильно упражнения. Развиваемся в игре.

Учебно-тематическое планирование модуля:





п/п

Тема

Всего часов

1.

1 блок - Самопознание.

Проблемное поле: Пускай, во всем, что совершаешь ты, 
Проступит свет душевной чистоты. 
Ведь, сила не во внешности твоей, 
А в благородстве мыслей и затей.

1.Урок-игра «Из чего же сделаны наши мальчишки, из чего же сделаны наши девчонки»

2.Урок- презентация «Познай себя»

3. Урок-диспут «Такие обычные « необычные» люди.

4. Альбом – презентация «Моя семья»

5. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.

Очень важен спорт для всех.
Он - здоровье и успех.

5





1



1



1



1


1

2.

2 блок -Я и другие.

Проблемное поле: На других ты не похож,
Тем для мамы ты хорош.

1 Игра «Правила дружбы».

2. Урок-игра, мультфильм. «Осторожно! Незнакомый человек»

3. Урок - путешествие

4. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.

4



1


1


1


1

3.

3 блок- Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

Проблемное поле: Есть такие вирусы,
Вирусы-вредилусы.
Попадут ребёнку в рот
 
Заболит от них живот.

1. Учимся чистить зубы с мультипликационными героями «Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками»
2. Мульт-уроки.
1).
«Федорино горе» по мотивам сказок Чуковского.
О том, как плохо быть грязнулей.
2).«Уроки тетушки Совы. Мудрые сказки».
3.
Урок-презентация «Скажи микробам «НЕТ!»
4. Твоя безопасность «
Способы защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски и другое »
5.
Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.

5






1


1



1




1

1

4.

4 блок - Питание и здоровье.

Проблемное поле: Учить уроки, чтоб на «пять»,
   И спортом заниматься,
    Чтоб мозг и мышцы укреплять,
       Нам надо правильно питаться.

1.Мульт-урок « Приключения Тани и Вани в стране полезных продуктов»
2.Урок- зачет. Защита проектов «Полезные и вредные продукты»
3.
«Овощи и фрукты – полезные продукты»
4
.Урок-путешествие «Национальная кухня разных стран»
5.
Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.

Поездка в г. Самара - «Данон»( поговорим о полезных свойствах молочных продуктов)

5





1

1


1

1


1


5

5 блок- Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

1 раздел. Безопасность на дорогах.
Проблемное поле:
Где кататься детворе?
На спортплощадке во дворе!
Нет машин, асфальт прекрасный,
Там и ездить безопасно.

1.У нас в классе гости. «Здравствуйте, инспектор ГИБДД!» (Говорим о ПДД)

2. Урок - зачет. «Готовим буклеты «Это должен каждый знать»

3.Твоя безопасность «Осторожно, впереди поезд!»

2 раздел. Безопасность в быту, профилактика травматизма
Проблемное поле: Если дом пожар охватит,
Ты спокойно не сиди
И не прячься под кроватью,
А из дома выходи.

1.Мульт-урок «Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!»
2.Урок-зачет. Составление буклета « ОБЖ в картинках»

3. В гостях врач. «Здравствуйте, доктор!» (Оказание первой медицинской помощи при…)

4. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.

7







1
1
1








1

1

1

1

6

6 блок - Предупреждение употребления психоактивных веществ

Проблемное поле: Порокам, что заводят в Ад,
Мы скажем дружно «Нет!».
Пусть расцветает счастья сад,
Жизнь длится сотни лет!

1.Мульт-урок. Наши враги.( Вредные и пагубные привычки. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь, чем опасное его употребление)

2.Защита проектов. «Вредные привычки в картинках»

3. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.

3





1




1


1

7

7 блок - Основные физические качества: ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость.

Проблемное поле: Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура

1. Поговорим о физических качествах.

2. «Веселые старты»

3t1684519827ad.png .Подвижные игры

4.Кокурсная программа «Самые ловкие»

5.Урок- путешествие «На пути Спортландия»

5





1


1

1

1

1



Итого

34ч



































t1684519827ae.jpg














Модуль №3
«Рецепты здоровья»

7-9 классы






Основные направления содержания модуля:


1 блок. Наше здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс.

2 блок. Составляем книгу домашних рецептов «Здоровое питание». Все о полезном и не только. Практическая работа по теме. Беседа «Мы идем в кафе».

3 блок. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

1 раздел: Безопасное поведение на дорогах. Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Правила безопасного поведения у ж/д путей. Бытовой и уличный травматизм.

2 раздел: Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде.

4 блок. Основные физические качества: ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость. Теория вопроса. Практические занятия. Выполняем правильно упражнения. Развиваемся в игре.

5 блок. Социальное проектирование.



Учебно-тематическое планирование модуля:

п/п

Тема

Всего часов

1

1 блок. Наше здоровье.

Проблемное поле: Эмоции не знают языка,
По ним определяют настроенье -
Они как дуновенье ветерка:
В них и печаль, и радость, и смятенье.

1.Урок- лекция. Наши эмоции. Положительные и отрицательные.

2.Урок-практикум. Наши поступки.

3.Урок-практикум. Просмотр фильма. Стресс. Как справиться со стрессом перед ОГЭ.

3





1

1

1

2

2 блок. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Проблемное поле: Вкусной, правильной едою,
Что энергию несет,
Она дарит нам здоровье,
Силу, бодрость придает!

1.«Здоровое питание». Все о полезном и не только.(Выпуск буклетов, презентаций)

2.Урок-практикум. Составляем книгу полезных рецептов.

3.Полезные напитки.

4. Урок-игра. «Мы идем в кафе»

4





1

1

1

1

3

3 блок. Основные физические качества

Проблемное поле:

1 раздел- Лучше нет велосипеда –

Едет он быстрей мопеда!

Не забудь, что тут дорога,

Где машин всегда так много!

Поезжай во двор скорей,

Покатай своих друзей!

1.Урок – лекция. Безопасное поведение на дорогах.

2.Урок-игра. Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми».

3.Мой любимые друзья «самокат, велосипед, ролики»

4. Урок-презентация для малышей «Это нужно знать обязательно на 5!»

2 раздел- Раз, два, три, четыре, пять –

Отправляемся гулять!

Мы с перил не упадём

По ступенькам вниз пойдем!

5. Урок – мультфильм. Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки.

6. Урок – беседа. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма.

7. Падение с высоты. Опасность открытого окна.

7









1

1

1

1







1

1

1

4

4 блок. Основные физические качества

Проблемное поле: Если спортом заниматься,
Здоровым будешь оставаться.
Будешь бодрым ты всегда,
Ловким, быстрым, как стрела!
1.Урок – презентация. Основные физические качества: ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость. Теория вопроса.

2. Портфолио. Мой любимый вид спорта. Мои достижения.

3.Упражнения на развитие ловкости. Игры.

4.Упражнения на развитие выносливости. Игры.

5.Упражнения на развитие быстроты. Игры.

6.Упражнения на развитие силы. Игры.

7.Упражнения на развития гибкости. Игры.

8. Готовимся к ГТО.


12






1

1

1

1

1

1

1

5


5 блок. Социальное проектирование.

Проблемное поле:

1.Социальный проект «Вы еще купите, тогда мы идем к вам». Буклеты, презентации.

2.Презентации для малышей «Будь здоров, малыш!»

3.Социальный проект «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Буклеты. Уборка территории.

4.Социальный проект для учащихся средних классов «Путешествие по стране Здоровье»

5. Готовим акцию «Давайте делать добрые дела!»

6.Защита проектов по ЗОЖ ( Буклеты, альбомы, презентации, печатные статьи в журналах и др.)


8



1

1

1

1

2

2


Итого:

34 ч.



Используемая литература:
1. Барышников В.Я. Мы выбираем физическую культуру. - Екатеринбург, 2007г.

2. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина.

3. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина.

4. Кирпичев В.И. , Владос,2002 г.Физиология и гигиена младшего школьника, 1 - 4 классы.
5.Интернет-ресурсы:стихи,загадки,рисунки.




18

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.