Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1–2 класса «Здоровей-ка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики»
города Магнитогорска
|
Утверждаю: Директор МОУ «СОШ №5 УИМ» ____________/ Дедова Н.Б. «___»_________201_ г. |
Программа
внеурочной деятельности
«Здоровейка»
для обучающихся 1-2 класса
Направление внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное развитие личности
Составитель программы:
пояснительная записка
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Алгоритм работы с играми:
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
создавать условия для взаимодействия обучающихся;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях; развитие умения ориентироваться в пространстве;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Занятия по программе проводятся для детей сборной группы из 1-2 классов, 3 раза в неделю по 2 часов (6 часов в неделю). Для реализации программы необходимо наличие спортивного зала, спортивного инвентаря, занятия также можно проводить на спортивной площадке школы.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся 1-2 класса должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о народной игре как средстве подвижной игры;
об играх разных народов;
о разновидностях спортивных игр.
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
соблюдать правила игры.
Ожидаемый результаты реализации программы
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качества личности, управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощь своим сверстникам, умение находить с ними общий язык и общие интересы;
развитие культуры здорового образа жизни.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
|
теория |
практика |
всего |
||
|
1 |
Вводное занятие Основы знаний |
2 |
2 |
4 |
|
2 |
Игры малой интенсивности |
2 |
20 |
22 |
|
3 |
Эстафеты с бегом, прыжками, передачей мяча и другими предметами |
2 |
16 |
18 |
|
4 |
Игры без разделения на команды |
2 |
20 |
22 |
|
5 |
Игры разных народов |
2 |
20 |
22 |
|
6 |
Командные игры и соревнования |
2 |
30 |
32 |
|
7 |
Силовые игры |
2 |
20 |
22 |
|
8 |
Спортивные игры по упрощенным правилам |
2 |
30 |
32 |
|
9 |
Спортивные игры с соблюдением всех правил |
2 |
24 |
26 |
|
10 |
Итоговое занятие |
4 |
4 |
|
|
18 |
186 |
204 |
||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы
1. Вводное занятие
Основы знаний. Формирование группы, основы правил техники безопасности. Знания об основных правилах подвижных игр, навыки владения мячом.
2. Игры малой интенсивности
Теория: экскурс в историю игр, показ видеофильмов. Знания об основных правилах подвижных игр, способа выбора водящих, начальные навыки владения мячом.
Практика: Игры малой интенсивности «Великаны-гномы», «Море волнуется раз», «Кто дальше бросит», «Лягушки на болоте»
3. Эстафеты с бегом, прыжками, передачей мяча и других предметов
Теория: что такое эстафета, основные правила проведения эстафет, судейство эстафет (слайд-шоу).
Практика: начальные навыки владения мячом, передачи и ловля. Начальные навыки прыжков с ноги на ногу, на двух ногах, на одной ноге, через вращающуюся скакалку. Умение ориентироваться в игровом пространстве. Эстафеты «Рыболовы», «Перебежки», «Челнок», эстафеты с лазанием по гимнастической скамейке, эстафеты с большим и малым мячом, эстафеты с различными предметами, эстафеты парами.
4. Игры без разделения на команды
Теория: команда, цели, задачи команды, правило успеха.единый дух команды, командные виды спорта.
Практика: игры без разделения на команды: «Заплетись плетень», «Жмурки», «Стрелок», «Мяч по кругу», «Чай-чай», «Угадай и догони», «Просо», «Гимнастическая стенка».
5. Силовые игры
Теория: История развития силовых игр, силовых видов спорта (слайд-шоу)
Практика: Силовые игры: «Удержи круг», «Тесный круг», «Перетягивание палки», «На прорыв», «Бой петухов», «Похитители огня», эстафеты с бегом и прыжками, эстафеты с ведением мяча.
6. Игры разных народов
Теория:знакомство с историей появления игр, их названий, правила ведения игры.
Практика:«Хлопки в ладоши» (Япония), «Один в круге» (Венгрия), «Охотничий мяч» (Франция), «Вытолкни из круга» (Казахстан), «Неразбериха», (Куба), «Лес, болото, озеро» (Белоруссия), «Галки» (Молдавия), «Хромая уточка» (Украина), «Огонь - вода» (Украина), «Чухур» (Азербайджан).
7. Командные игры и соревнования
Теория: привитие чувства командного духа, участие в соревнованиях
Практика: «Успей взять кеглю», «Сбей мяч», «Бег за флажками», «Перетягивание по кругу», «Мяч среднему».
8. Спортивные игры по упрощенным правилам
Теория: скоростно-силовые качества, ловкость, разучивание элементарных считалок, зачинов и пр.
Практика: пионербол, волейбол, мини-футбол
9. Спортивные игры с соблюдением всех правил
Теория: Спортивные игры. История спортивных игр. Последние достижения на олимпиадах. Просмотр кинофильма по истории спортивных игр. Основы судейства.
Практика: правила ведения игр, основные приемы, тактика ведения, совершенствование техники ведения и координации. Пионербол, волейбол, мини-футбол.
Каждое занятие начинается с разминки в вид игры типа: «Запрещенное движение», «Угадай капитана». «Затейник», «Если весело живется», «Почта».
10. Итоговое занятие
Подведение итогов, просмотр фотографий, слайд–шоу, заключительная игра, сдача нормативов.
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
|
Уровни воспитательных результатов Направление внеурочной деятельности |
Приобретение школьником новых социальных знаний |
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям |
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
Диагностический мониторинг |
||
|
Спортивно-оздоровительное направление развития личности Программа внеурочной деятельности «Здоровейка!» |
Представление: - о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; -о режиме дня и личной гигиене; -о разновидностях спортивных, народных игр. |
Тесты физического развития (авторы К. Р. Фокс, С. Д. Бидл, 1993; В. И. Лях, 1998; Л. В. Волков, 2002 и др.) |
||||
|
Умения: - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
|||||
|
Имеет навыки: - обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; - организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью - организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. |
Портфолио достижений |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва.
2003.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва , 2000.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.