Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов духовно-нравственного направления «Моя семья – мое богатство»
Региональный конкурс методических материалов по поддержке семейного воспитания Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов духовно-нравственного направления «Моя семья – мое богатство» Номинация: духовно-нравственные основы возрождения семьи и семейных традиций Макарьева Лилия Гейбатовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Васильевка м.р. Ставропольский Самарской области Шейкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Васильевка м.р. Ставропольский Самарской области 2019 г. |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя семья – мое богатство» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся младших классов совместно с родителями, бабушками и дедушками. и создания условий для всестороннего развития ребёнка через коллективно-творческие дела.
Актуальность программы обусловлена важной ролью семьи в жизни человека. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребенка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Цель программы: приобщение обучающихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Задачи программы: дать представление обучающимся (и их родителям) об организации поисковой деятельности в процессе изучения своей семьи;
- вовлечение младших школьников в поисковую деятельность, направленную на познание семейных традиций, развивая творческие способности, самостоятельность, инициативу;
- содействие сплочению семьи, укреплению связей между поколениями посредством организации поисковой деятельности;
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
- приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры;
- содействие объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии;
- формирование умений и навыков детей в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;
- развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня;
- формирование коммуникативных умений, умений записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
- работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Программа имеет духовно-нравственное направление, срок реализации - 4 года.
Количество занятий – 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю).
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей детей, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Планируемые результаты
Предметные:
- составлять родословную моей семьи, вести семейную летопись;
- хранить семейные реликвии; традиции;
- донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;
- различать государственные символы России;
- знать имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
Личностные:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты в работе с родителями:
1. Возрождение и развитие лучших отечественных традиций семейного
воспитания, утверждение духовных ценностей: Семья, Родина, Добро.
2. Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей.
3. Создание действенной, высокоэффективной системы социального
партнерства семьи и школы по формированию у подрастающего поколения
ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности и ее
адекватное взаимодействие со всеми социальными институтами.
4.Укрепление связи семьи и школы.
5.Возрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового
образа жизни.
6. Улучшение микроклимата в семьях обучающихся.
7. Обучение родителей навыками социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми.
Содержание программы
1 класс
Раздел «Понятие о родословной». Понятие родословной. Рисунки «Мой предок-какой он?». Мини- рассказ об окружающих родственниках. Разговор по душам «Мир глазами наших предков». Фотовернисаж. Фотографии родных.
Раздел «Моя семья». Фотографии. Работа с информационными источниками. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». Географические названия – свидетели прошлого. Сбор документов. Какие события прошлого отразились в истории семьи. Работа с архивом семьи.
Раздел «Моё имя, фамилия, отчество». Экскурсия в библиотеку. Знакомство с именами. Работа с информационными источниками. Знакомство с историей возникновения имён. Происхождение современных имён. Экскурс в прошлое. Имя и прозвище. Работа с информационными источниками Влияние различных культур на появление имён. Значение имён. Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. Работа с историческими документами. История возникновения фамилий, отчеств. Что могут рассказать фамилии о прошлом.
Раздел «Мои родственники». Работа с архивом семьи. Степени родства в семье. Работа с архивом семьи Степени родства в семье. Степени родства в семье. Профессии предков. Экскурсия на почту, ФАП и в магазин. Профессии родителей.
Раздел «Семейные традиции». Знакомство с понятием «традиции». Какие традиции в семье. Увлечения в семье. Рисунки. Фотографии. Выставка продуктов творчества. Обязанности членов семьи. Чаепитие с приглашением старейших членов семьи. Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.
2 класс
Раздел «Семейно-бытовые обряды». Беседы о семейных традициях, обычаях. Календарь традиций. Крещение, истории семей. Работа с литературой и интернет-ресурсами. Семейно-бытовые обряды. Встреча со старейшим жителем села. Конкурс семей. Фотовернисаж. Фотографии семей. Семейные альбомы.
Раздел «Семейные династии». Выставка предметов (увлечений) семьи, любимых игрушек. Как организовать свой труд дома. Презентация «Творчествомоей бабушки». Выставка кружев, салфеток, вязаных вещей.
Раздел «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Игра-путешествие (фотовыставка) Деловая игра. Конкурс плакатов, рисунков. Экскурсия в лес. Игра-путешествие по карте и в интернете Интернет-экскурсия.
Раздел «Люди моего села». Посещение школьного музея, презентация об участниках ВОВ. Встречи с бабушками и дедушками, тружениками тыла в годы ВОВ. Трудовой десант. Помощь пожилым людям села. Встреча со старожилами села. Сбор информации. Запись воспоминаний. Фотовыставка.
3 класс
Раздел «Мир глазами наших предков». Понятия: генеалогия, род, предки. Мини-рассказ об окружающих родственниках. Обзор литературы по истории родства. Экскурс в историю прошлого России. Беседа о семейных традициях, обычаях. Работа со словарями и интернет-ресурсами. Работа в библиотеке с информационными источниками. Практикум. Встреча со старожилами. Рассказы о семейных праздниках. Фотоальбомы семьи. Конкурс песен семей. Встреча со старожилами. Виртуальная экскурсия по городу.
Раздел «Россия-родина моя». Сбор исторических документов и фотоматериалов. Работа с плакатами, макетами (оформление, разметка). Сбор материалов, фотодокументов. Подготовка презентаций, мультимедиа о семье.
4 класс
Раздел «Моя семья». Подготовка к проведению устного журнала о своей семье и отдельных членах семьи. Презентации семей. Работа с историческими документами, хранящимися в архивах семьи. Конкурс поделок, предметов народного быта семьи. Конференция с приглашением родителей. Проект. Создание герба семьи.
Раздел «Праздники семьи». Презентации, фотодокументы семьи. Сбор информации. Обмен впечатлениями. Выставка реликвий. Конкурс рисунков и творческих работ.
Раздел «Народы России». Семьи разных национальностей и их традиции, увлечения. Конкурс семей. Выставка рисунков, плакатов. Беседа. Презентация. Отчёт о проделанной работе. Концерт учащихся и родителей.
Тематическое планирование
1 класс
33 часа в год (1 час в неделю)
№ п/п |
Тема занятия |
1 четверть (9ч) Раздел «Понятие о родословной» (5ч) |
|
1. |
Вводное занятие. Понятие о родословной |
2. |
Как жили наши предки. |
3. |
Какими видели мир наши предки вокруг себя. |
4. |
Мир крестьянского дома. |
5. |
Тепло домашнего очага. |
Раздел «Моя семья» (8ч) |
|
6. |
Моя семья. |
7. |
Поколение. Потомки. Предки. |
8. |
Значение родословных в прошлом. |
9. |
Род. Родичи. Родственники. |
2 четверть (7ч) |
|
10. |
Родословное древо. Понятие. |
11. |
Родословное древо. |
12. |
Составление родословного древа семьи. |
13. |
Составление родословного древа семьи. |
Раздел «Моё имя, фамилия, отчество» (10ч) |
|
14. |
Я и моё имя |
15. |
Что означают наши имена. |
16. |
Как родители выбирают имя ребёнку. |
3 четверть (9ч) |
|
17. |
Имена и прозвища в Древней Руси. |
18. |
Откуда к нам пришли наши имена. |
19. |
Тайны наших имён. |
20. |
Имя и ангел – хранитель. |
21. |
Моя фамилия. |
22. |
Моё отчество. |
23. |
«Говорящие» фамилии. |
Раздел «Мои родственники» (5ч) |
|
24. |
Мои братья и сёстры. |
25. |
Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники. |
4 четверть (8ч) |
|
26. |
Мои прабабушки и прадедушки. |
27. |
Профессии моих предков. |
28. |
Профессии моих родителей. |
Раздел «Семейные традиции» (5ч) |
|
29. |
Что мы знаем о традициях. |
30. |
Семейные традиции. |
31. |
Мир семейных увлечений. |
32. |
Семейные обязанности. |
33. |
Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны». |
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
1 четверть (9ч) Раздел «Семейно-бытовые обряды» (7ч) |
|
1. |
Составление фамильного списка, таблиц. |
2. |
Обряды. Семейно-бытовые обряды. |
3. |
Разговор по душам: «Народные праздники и семейно-бытовые обряды». |
4. |
Обряды, связанные с выбором имени. |
5. |
Встречи со старожилами села. |
6. |
Конкурс «Русский человек без родни не живёт». |
7. |
Выставка фотографий «Я и моя семья». |
Раздел «Семейные династии» (5ч) |
|
8. |
Семейные династии |
9. |
Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» |
2 четверть (7ч) |
|
10. |
Праздник игры и игрушки. |
11. |
Порядок время бережёт. |
12. |
Сокровища бабушкина сундука. |
Раздел «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (8ч) |
|
13. |
Красота родной природы. |
14. |
Вот моя деревня, вот мой дом родной. |
15. |
Сельские профессии. |
16. |
Береги природу. |
3 четверть (10ч) |
|
17. |
Изучаем родную природу. |
18. |
Погост, селение, городища. |
19. |
Самарская область на карте России. |
20. |
Наше село в Самарской области |
Раздел «Люди моего села» (14ч) |
|
21. |
Люди, живущие в моём селе. |
22. |
Это нашей истории строки! |
23. |
Великая Отечественная война в истории моей семьи. |
24. |
Великая Отечественная война в истории моей семьи. |
25. |
Народы России. |
26. |
Народные промыслы России. |
4 четверть (8ч) |
|
27. |
История моей семьи в истории Самарской области. |
28. |
Труженики тыла-наши родные. |
29. |
Кому нужна моя помощь? |
30. |
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. |
31. |
Изучение истории села Васильевка. |
32. |
Выставка рисунков и фотографий «Любимые места нашего села». |
33. |
Зачем человеку семья. |
34. |
Мир дому моему, мир дому твоему. |
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
1 четверть (9ч) Раздел «Мир глазами наших предков» (20ч) |
|
1. |
Мир глазами наших предков. |
2. |
Как жили наши предки. |
3. |
Каким видели мир вокруг себя. |
4. |
Мир моего дома. |
5. |
Тепло моего домашнего очага. |
6. |
Крестьянская семья. |
7. |
Обряды. Семейно-бытовые обряды. |
8. |
Календарь традиций. Крещение, история семьи. |
9. |
Обряды, связанные с выбором имени. |
2 четверть (7ч) |
|
10. |
Местный фольклор. (песни, частушки) |
11. |
Зимние забавы моих предков. |
12. |
Выставка семейных поделок. |
13. |
Разговор за чашкой чая. «Моя мама лучше всех» |
14. |
Вся семья вместе-так душа на месте |
15. |
История семьи в фотографиях. |
16. |
Музыкальная гостиная. Былины, песни, частушки. |
3 четверть (10ч) |
|
17. |
Любимые песни моей семьи. |
18. |
Работа в библиотеке. «Устное народное творчество моих предков» |
19. |
Почему так названа моя улица? |
20. |
История улиц села Васильевка |
Раздел «Россия-родина моя» (14ч) |
|
21. |
Символика России. |
22. |
Символика Самарской области. |
23. |
Конкурс рисунков «Моё село» |
24. |
Космонавты-наши земляки. |
25. |
Космонавты- наши земляки. |
26. |
Праздники Руси. |
4 четверть (8ч) |
|
27. |
Составление родословного древа. |
28. |
Составление родословного древа. |
29. |
Составление родословного древа. |
30. |
Подготовка к составлению устного журнала «Я горжусь своей семьёй» |
31. |
Устный журнал «Я горжусь своей семьёй». |
32. |
Самые дорогие» |
33. |
«Нам было интересно» |
34. |
Мир дому твоему, мир дому моему |
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
1 четверть (9ч) Раздел «Моя семья» (14ч) |
|
1. |
Зачем человеку семья. |
2. |
Как образовалась моя семья. |
3. |
Моя семья. |
4. |
Моя семья. |
5. |
Я горжусь своей семьёй. |
6. |
Я горжусь своей семьёй. |
7. |
Знаменитые родственники. |
8. |
Знаменитые родственники. |
9. |
Колесо истории рода. |
2 четверть (7ч) |
|
10. |
«Древо жизни моей семьи» |
11. |
«Самое яркое событие в истории моей семьи» |
12. |
«Моей мамочки портрет». |
13. |
Мой герб. |
14. |
География моего рода. |
Раздел «Праздники семьи» (7ч) |
|
15. |
Праздники семьи. |
16. |
Верования, обычаи, традиции. |
3 четверть (10ч) |
|
17. |
События, загадки, легенды семьи. |
18. |
Реликвии семьи. |
19. |
Я-будущая надежда семьи. |
20. |
Старость – это всегда слабость. |
21. |
Семья и школа. |
Раздел «Народы России» (13ч) |
|
22. |
Род, родные, Родина. |
23. |
История гимна, герба и флага России. |
24. |
Древнерусское государство. |
25. |
Народы России. |
26. |
У кого будет моё отечество. |
4 четверть (8ч) |
|
27. |
Когда все вместе. |
28. |
День рождения Самарской области. |
29. |
Народные промыслы Самарской области. |
30. |
Профессии в моей семье. |
31. |
«Без друзей меня чуть-чуть…» |
32. |
Праздник «Мама, папа, я – дружная семья» |
33. |
Конкурсная программа «Я и моя семья» |
34. |
Итоговое занятие. Подведение итогов. «Я и моя семья». |
Литература:
1. Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. - М., 2001г.
2. Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005 г.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (I-IVклассы) / Под
4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы
работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005 г.