Программа внеурочной деятельности для 1 класса «Любите Эти Песни»
МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Любите эти песни»
внеурочная деятельность (общекультурное направление)
для учащихся 1 класса
Руководитель кружка:
Россиева А.В.
п. Ильинский
2016 год
Пояснительная записка
Актуальность: Проблема общекультурного и духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Сегодня дети все чаще становятся активными слушателями поп-музыки, тексты которой не содержат в себе какой-либо нравственного содержания и предназначены для слушателей более зрелого возраста. Между тем, существует множество детских произведений, в том числе и современных, которые могут способствовать формированию понятий о дружбе и ценностного отношения к семейным отношениям, сохранению мира на всей земле и другим проблемам, активно решаемым в процессе воспитательно-учебного процесса. Можно способствовать нравственному воспитанию ребенка через песню на эмоциональном уровне. На занятиях курса «Любите Эти Песни» учащиеся познакомятся с творчеством поэтов-песенников и детских композиторов, будут учиться петь хором: формировать умение слышать друг друга, выполнять действия вместе, разовьют свой речевой аппарат при разучивании музыкально-логопедических распевок, поговорят о проблемах, поднимаемых в текстах песен.
Разучивание детских песен включено в программу курса «Музыка», но в незначительном объеме, так как этот предмет при нагрузке 1 час в неделю предполагает изучение музыки в более широком смысле, реализацию более широких целей и задач.
Знакомство с поэтами-песенниками так же расширяет литературоведческие знания учащихся. Развивает навыки анализа произведений, так как при вокальном исполнении песни необходимо прочувствовать и передать духовное ее содержание, чувства автора, внести в нее свое понимание и прочтение композиции.
Практическая значимость курса «Любите Эти Песни» в том, что изученные песни могут украшать классные вечера, разнообразить школьные и классные концерты, мероприятия.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Пропаганда и разучивание детской песни, а также формирование вокальных умений, как уже было сказано, является частью содержания курса музыки. Знакомство с историей песни, разбор текста, знакомство с поэтами-песенниками, такими как Юрий Энтин, Юнна Мориц, Максим Пляцковский, Наум Олев и другие.
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, пропаганда детской песни, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи:
Формирование у детей интереса к детской музыке, в том числе к песням патриотического и социального характера.
Включение школьников в активную творческую деятельность.
Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
Развитие вокально-слуховых способностей, памяти.
Формирование коммуникативной компетенции через пение дуэтом и хором.
Общая характеристика внеурочной деятельности
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с детскими песнями, песнями из детских фильмов, мультфильмов 80-90 годов, а также наших современников. Каждое занятие начинается с упражнений на дыхание, дикцию, разогрев речевого аппарата. Теоретическая часть занятия предполагает краткое сообщение об авторах песни, истории написания песни, просмотра отрывка мультфильма или фильма, записи исполнения данной песни. Практическая часть включает разучивание новой песни, повторение уже изученных.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
— учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
— мотивации детской деятельности;
— отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
— включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух.
Методы обучения:
1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2.Наглядно – зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3.Словесный метод – с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4.Социо-игровой метод – у младших школьников игра – ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Условия и необходимые для работы средства:
помещение для занятий;
проектор с экраном;
фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи).
Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Учащийся 1 класса - ребенок семи-восьми лет - это все еще ребенок, уже адаптированный к школьной жизни, с почти подстроившимся под сложный график организмом, более-менее наладившимися отношениями в коллективе, но, несмотря на внешнее благополучие, психика еще до конца не окрепла. Программа не требует от ребенка каких-то сформированных навыков: так или иначе петь умеют все. На таких занятиях поощряется не столько умение владеть голосом, сколько активность, старание.
При большой учебной нагрузке, внеурочная деятельность не должна принуждать детей к скучной, сложной, сидячей работе. Занятия «Любите Эти Песни» предполагает стандартное «сидение за партой» не более 5-10 минут за занятие, в остальные полчаса ребята могут в спокойном темпе передвигаться по классу, сидеть в любой удобной позе, подвигаться во время исполнения песни или распевки. Стоит помнить, что сидячий образ жизни вреден всегда и всем, а детям – особенно. Недостаток вентиляции легких может привести к головным болям, ослаблению зрения и снижению иммунитета младших школьников. Помимо регулярных прогулок на свежем воздухе, упражнения на правильное дыхание способствуют решению проблем со здоровьем.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Количество часов: 1 час в неделю 33 ч.
Категории участников: обучающиеся 1 класса.
Ценностные ориентиры содержания курса
в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
в формировании и воспитании эстетического вкуса;
в формировании основ музыкальной культуры;
в воспитании эмоционально – ценностного отношения к искусству.
Результаты освоения содержания курса
УУД, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Любите Эти Песни» 1 класс (из ожидаемых результатов):
результат | Характеристика в ФГОС |
Личностные | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства со причастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение Развитие этических чувств Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Установка на здоровый образ жизни. |
Регулятивные | Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Познавательные | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. (С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование. Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение): Строить сообщения в устной форме; Научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз. произведений Осуществлять синтез как составление целого из частей; Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза; Устанавливать аналогии. |
коммуникативные | Использование речи для регуляции своего действия; Активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного; Способность вести диалог; Способность встать на позицию другого человека; Участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни; Продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Участие в коллективном обсуждении проблем. |
Планируемые результаты | |
научится | Получит возможность научиться |
Личностные 1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; | |
размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; | расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; |
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. | |
участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; умение работать с текстом песни | участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; умение работать с текстом |
Предметные Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии | |
проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; понимать степень значения роли музыки в жизни человека. выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); различать тембры музыкальных инструментов; | пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать; узнавать на слух основную часть произведений; |
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края | |
ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;
| осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; |
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности | |
накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения; | обогащению индивидуального музыкального опыта; воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; |
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению | |
внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, | определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление |
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации | |
определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук; выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | передавать настроение музыки в пении; откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. исполнять, инсценировать песни. передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. |
Метапредметные Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | |
использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении; приобретать (моделировать) опыт музыкально - творческой деятельности через исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; |
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. | |
самостоятельно выполнять упражнения; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. |
Тематическое планирование (34 часа).
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов. | Содержание, виды деятельности |
1 | Введение. | 1 | Песни в нашей жизни (беседа). Зачем нужны распевки. Песня «Дважды два четыре» (сл. М.Пляцковский, муз. В.Шаинский, ипол. Эдуард Хиль): знакомство, разучивание. |
2, 3 | Одна у человека мать, одна и родина. | 2 | Родина. Символика страны РФ, Республики Карелия. Распевка и дыхательные упражнения. Знакомство и разучивание Гимна России (сл. С.Михалков, муз. А. Александрова). Гимн Карелии (сл. А.Мишин и И.Костин, муз. А.Белобородова). |
4 | Осень. | 1 | Выставка рисунков об осени. Разучивание песни «Скворушка прощается» (слова М.Ивенсен, музыка Т.Попатенко) |
5, 6,7 | Дружба крепкая не сломается | 3 | Дружба (беседа с опорой на литературные произведения). Работа над дикцией и дыханием. Знакомство и разучивание песен: «Дружба крепкая не сломается» из м/ф «Тимка и Димка» (сл. Пляцковский, муз. Б. Савельева, исп. Клара Румянова) «Большой секрет для маленькой компании» из одноименного м/ф-а (муз. С Никитина, сл.Ю.Мориц) «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками» (муз. Владимир Быстряков сл. Александр Вратарев) |
8, 9 | Мама – первое слово | 2 | Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Фильм-мьюзикл «Мама». Распевки. Песня «Мама – первое слово» (Сл.: Ю.Энтин, Муз.: Жерар Буржоа): знакомство и разучивание. |
10 | Песенки загадки. | 1 | Что такое загадка? Музыкальные загадки: прослушивание и разгадывание. Подготовка речевого аппарата. Разучивание песенки-загадки «Кто пасется на лугу?» из м/ф «Веселая карусель» (Муз. А. Пахмутовой, Сл. Ю. Черных). |
11 | Братья наши меньшие | 1 | Почему животных называют братьями нашими меньшими? (выставка рисунков «Мое любимое животное»). Работа над дикцией и дыханием. Разучивание песни «Не дразните собак» (муз.Е.Птичкин, сл.М.Пляцковский). |
12,13 | Новый год | 2 | Новый год (пантонимы на тему Нового года). Подготовка речевого аппарата. Разучивание песен: «Песня про елочку» из м/ф «Умка ищет друга» (сл. и муз. А. Пинегина) «Российский Дед Мороз» (муз. А.Варламова,сл. Р. Паниной). |
14 | Расскажи снегурочка, где была | 1 | Карнавал (беседа). Разучивание и исполнение по ролям композиции «Песня Зайца и волка на карнавале» из м/ф «Ну, погоди!» (муз. Г.Гладков, сл.Ю. Энтин). |
15 | Игра «Два рояля». | 1 | Повторение изученных песен. |
16, 17, 18 | Всех важнее и дороже в этом мире доброта | 3 | Добро и зло (беседа). Подготовка речевого аппарата. Разучивание песен: «Песня кота Леопольда» из к/ф «День рожденья кота Леопольда» (муз.Б.Савельева, сл.М.Пляцковского). «Песенка поросенка Фунтика» из м/ф «Приключения поросенка Фунтика» (Сл. В.Шульжика, муз. В. Львовского). «Дорогою добра». |
19 | Школа – ты дом мой родной | 1 | Школа в жизни человека. Разучивание песни «Алфавит» (Сл. И. Резник, муз. Р.Паулс) |
20 | Сказка – ложь..? | 2 | Сказки (Загадки о героях сказок). Прослушивание песен о героях сказок. Разучивание песни «Буратино» из к/ф «Приключенья Буратино» (сл. Ю.Энтин, муз. А. Рыбников) |
21 | Папа может все, что угодно… | 1 | Праздник «Защитника Отечества» (беседа). Разучивание песни «Песня про папу» (сл. М. Танич, муз. В.Шаинский). |
22 | Полгода плохая погода. | 1 | Прослушивание песен из к/ф «Мери Попинс, До свиданья». Разучивание песни «Непогода» (сл. Н. Олев, Муз. М. Дунаевского) |
23,24 | Весна | 2 | Выставка рисунков у «Весна. Весна. Звенит капель…». Разучивание песни «Песня о дружбе» из м/ф «Маша и медведь» (Сл. Д. Червяцова, муз. В. Богатырёва), |
25 | Антошка, Антошка, пойдем копать картошку! | 1 | Разучивание песни «Антошка» из м/ф «Веселая карусель» (муз.В.Шаинский, сл. Ю.Энтина). Инсценирование песни. |
26 | Бременские музыканты | 2 | Прослушивание песен из М/ф «Бременские музыканты». Разучивание песни «Песенка друзей» (сл.Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова, исп. ). |
27 | Не играйте шариком земным | 2 | Война (беседа). Разучивание песни «Не уроните шарик» (сл. и муз. Любаши, исп. Барбарики) |
28,29 | Лето | 2 | Что такое лето? (Беседа). Разучивание песни «Божья коровка» сл. и муз.Алины Морозовой |
30 | Два гуся | 1 | Театрализация песни «Два веселых гуся» из м/ф «Веселая карусель» (сл. и муз. народная). |
31,32 | Репетиция | 2 | Повторение изученных песен. Подготовка концерта для родителей. |
33 | Концерт | 1 | Мини-концерт для родителей |
Список литературы:
Закон РФ об образование. Москва 2009 г.
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых.
«Программы для внеклассной и внешкольной работы» редактор О.А.Апраксина. -М .: Просвещение», 2011г.
«Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева – М. «Академия», 2009г.
Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя «Просвещение» 2009г.