Рабочая программа по внеурочной деятельности «Песни Дона»

5
0
Материал опубликован 28 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Рабочая программа

Кружка «Песни Дона»

Направлениео общекультурное

Классы 2

Учебный год 2016-2017

Учитель КИТОВА ИРИНА

АНАТОЛЬЕВНА

Образование высшее

Стаж работы 38 лет

Категория высшая

г. Зверево

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа “Песни Дона” создана на основе:

-Закона об образовании РФ

-Учебного плана МБОУ СОШ №5 на 2016-2017уч. год

-ФГОС НОО утверждённые приказом министерства образования РФ №373 от 06.10.2009г.

- Факультативного курса для учащихся начальной школы «Песни и сказки Тихого Дона», автор-составитель Е.В. Посошенко, Г.И.Савельева

Направленность программы

Программа имеет художественную направленность, реализуется через работу кружка и ансамбля «Лазорики».

Актуальность программы

Донская земля богата народными традициями. Педагогически направленное освоение народных традиций позволяет решить многие проблемные ситуации, сложившиеся, например, в музыкальной культуре – это отчуждение значительной массы подростков и молодежи от народного творчества, формирование их вкусов на восприятие массовой культуры.

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственно – бытовой и художественно – эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призваны поддерживать учреждения дополнительного образования или школы. Именно они вместе с семьей, школой, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью, в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной культуры, помочь найти свое любимое занятие, вид творческой деятельности.

Историческая особенность Ростовской области, его многонациональный состав, сохранение народных традиций, преемственность поколений, дают почву для воспитания национального мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, формирования положительных, общественно ценных интересов.

Программа «Песни Дона » является альтернативной формой духовно – нравственного развития подрастающего поколения. И является продолжением программы « Песни и сказки Тихого Дона» .

Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Курс «Песни Дона» предназначен для ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника. Занятия проводятся с использованием игровых технологий.

Цели курса:

Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.

Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.

Расширять кругозор детей.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.

Занятия включают в себя знания из различных областей: литературы, истории. Такое построение материала, подборка разнообразных песен, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, позволяет разрабатывать уроки и сценарии праздников.

Материал подобран так, что его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов песен, творчески перерабатывая их.

Гармоничное соединение в фольклоре пения, танца, игры на народных инструментах и драматического действия открывает большие возможности переключения внимания учащихся с одного вида творчества на другой. Тем самым, занятия в кружке можно рассматривать как один из видов психофизической разгрузки, способствующей физическому развитию детей.

Содержание программы для учеников начальной школы даёт возможность для развития воображения и фантазии, формирования творческого мышления у детей, их эмоциональной сферы, развития эмпатии как глубоко нравственной черты человека.

Возвращение к отдельным темам, усложнение упражнений и заданий позволяет строить занятия, используя материал из разных тем. Таким образом, распределение материала по темам носит условный характер.

Программа позволяет познакомить учащихся начальной школы с музыкальным фольклором, историей, устным народным творчеством русского народа, его обычаями, обрядами, праздниками. Тем самым можно говорить о создании условий для пробуждения генетической памяти детей, глубинного интереса и любви к истории и традициям своей Родины.

. Более того, содержание программы поможет ребенку понять себя и определиться в этом мире, реализовать свои творческие возможности через развитие музыкальных и общих способностей, формировать художественный вкус через пение, танец, общение с произведениями народных мастеров, расширять кругозор, открывая детям целый мир звуков, движений, образов.

Изучение народных традиций способствует формированию творческой личности, развитию мышления, помогает активизации интереса школьников к истории и культуре своего народа.

Обрести свободу и получить радости творчества, возможность выразить себя через звук, движение; снять напряжение, скованность, зарядиться положительной энергией, стать физически и морально здоровым человеком - в этом главная концепция занятий по программе.

В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.

И в заключении хочется сказать, что путь к духовности и нравственности начинается с малой родины, с приобщения к истокам традиционной культуры, многовековой мудрости народа. Без них нам не выжить, не выстоять: они - наша опора и надежда, наша боль и радость.

Содержание:

1.Разучивание детских народных песен, считалок, потешек, дразнилок.-5ч.

2.Знакомство с русским народным календарём.» Осенины» , « Зимние святки», « Масленица», « Веснянки»-4ч

3.Слушание казачьих народных песен- 4 ч

4. Слушание современных казачьих песен .2ч.

6. Разучивание народных игр.-3ч

7. Разучивание народных казачьих песен « « На горе стоял Шамиль», « Пчёлочка», « Посею лебеду», « Когда мы были на войне», « Трава моя трава», « По Дону гуляет», « Шёл казак на побывку домой», « Как родная меня мать провожала» ,» А мы масленицу дожидались», « Ой, на горе калина» , «Вдоль по улице», « Дон -река»-12ч.

8. Привитие вокально-хоровых навыков: дыхание, звукообразование, дикция, интонация и строй.3ч.

9. Концертная деятельность.1ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


 

занятия

Тема

Учебные задачи

Кол - во часов

Дата план.

Дата

факт

1.

Вводное занятие занятие. Повторение изученного в 1 классе, песня «Казачата»

Знакомство с содержанием и тематикой занятий. Обеспечение активности детей, самостоятельного

творчества, развития индивидуальности -

1

5.09

 

2.

Главная песня Казаков. Гимн казаков Дона.

(Слушание)

Формировать русский менталитет на основе образа малой родины. Воспитывать патриотизм основе образа малой родины. –

1

12.09

 

3,4

Народная казачья песня« На горе стоял Шамиль»

Формировать исследовательские навыки и умения работать с литературными, интернет-источниками. Обогащать знания и представления учащихся о родном крае, поддерживать интерес к изучению песен и преданий Дона. Развивать творческие способности учащихся.учащихся.-

2

19.09,26.09

 

5

Казачья песня «Когда

 

2

3,10,

 

6

7

мы были на войне».

Разучивание народных считалок, потешек, дразнилок.

Дать понятие о легендах, песнях и преданиях Тихого Дона как отражении народной памяти о действительных исторических событиях. Формировать всесторонне развитую личность.

1

17.10

 

8,9,10

Народная казачья песня «Не для меня»

Знакомство с русским народным календарём « Осенины».

Показать детям уникальность содержания музыкального и поэтического - оформления донской казачьей песни, ее своеобразие. Учить слушать, воспроизводить народные песни. Воспитывать патриотов малой родины .

3

24.10,

7,14.11

 

11

Делу –время, потехе –час

Разучивание народной игры « Селезень и утка».

Развивать исследовательские навыки детей, умение работать с литературными и историческими источниками. Развивать двигательную активность учащихся, укреплять веру в собственные силы .

1

21.11

 

12

Казачья песня. «Трава, моя,

трава»

Обыгрывание обрядов.

Показать детям уникальность содержания музыкального и поэтического - оформления донской казачьей песни, ее своеобразие. Учить слушать, воспроизводить народные песни. Воспитывать патриотов малой родины .

1

28.11

 

13.

Народные сказки Донского края

Прослушивание народных песен в исполнении фольклорных коллективов.

Формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров.

1

05.12

 

15

Донская казачья песня « По Дону гуляет»

Привитие вокально-хоровых навыков: дыхание, звукообразование, дикция, интонация и строй

Формировать чувство преемственности поколений, уважения мудрости предков, воспитывать наследников культуры и истории прошедших поколений. Донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала, заложенного в песнях. Расширять словарный запас за счет диалектизмов.

2

12.12

 

16

Пословица недаром молвится.

Повторение изученных песен.

Знакомство с русским народным календарём « Зимние святки»

Обогащать знания, учащихся о фольклоре Донского края. Расширять пантомимические умения детей, их логическое мышление. Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать це­леустремленность

1

19.12

 

17

18

Казачья песня « Шёл казак на побывку домой»

Расширять знания детей песнях родного края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. Содействовать воспитанию этих черт личности у детей

2

26.12

16.01

 

19

Песня « Во поле орешина»

Привитие вокально-хоровых навыков: дыхание, звукообразование, дикция, интонация и строй

Стимулировать интерес учащихся к изучению песенного фольклора Донского края. Расширять и углублять знания учащихся о своеобразии казачьей песни, ее роли в жизни казака. Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре

1

23.01

 

20

Неповторимый язык казачьей песни

Обыгрывание обрядов.

Расширять и углублять знания учащихся о своеобразии казачьей песни, ее роли в жизни казака. Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре

1

30.01

 

21

Песня « На горушке, на горе» Разучивание народных считалок, потешек, дразнилок.

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений

Поднять уровень музыкальной культуры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения

1

06.02

 

22

Песня « Как родная меня мать провожала»

Обыгрывание обряда «Проводы.»

Воспитывать уважение к воинской службе Уникальность и своеобразие содержания и музыкально-поэтического оформления донской народной песни.

1

13.02

 

23

24

Казачьи песни «А мы масленицу дожидались»,

Знакомство с русским народным календарём « Масленица»

Обыгрывание обрядов.

Показать учащимся уникальность содержания и музыкально-поэтического оформления донской казачьей песни. Поднять уровень музыкальной культуры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения

2

20,27.02.

 

25

Казачьи игры и забавы

Песня «Вдоль по улице»

На примере казачьих игр и забав формировать понимание, что игра - это подготовка к взрослой жизни. Содействовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории прошедших поколений

1

06.03

 

26,

27

Казачьи песни «Ой, на горе калина», « Вдоль по улице»

.Слушание песни «Ах, ты степь широкая»

Стимулировать интерес детей к народному творчеству. Учить детей чувствовать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка

1

13.03

20.03

 

28

Казачья песня

«Посею лебеду на берегу».

Знакомство с русским народным календарём «Веснянки»

Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей многонационального Тихого Дона. Воспитывать уважение к прошлому . Учить детей чувствовать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка

1

03.04.

 

29

Донская народная песня «Разродимая моя сторонка

(протяжная) Слушание.

Игра «Мак - маковочек»

Уникальность и своеобразие содержания и музыкально-поэтического оформления донской народной песни. Развивать творческие способности детей. Учить детей общаться со взрослыми

1

10.04

 

30

Обычаи и праздники казаков «Троица»

Разучивание хороводных песен « Авсень»» « Уж и ходим мы»

Познакомить учащихся с особенностями народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Тихого До­на. Воспитывать уважение к традициям своего народа

1

17.04

 

31

Казачьи песни в исполнении А. Розенбаума: «Есаул»,
« Атаман»,

« Казачья» Слушание

Воспитывать уважение к воинской службе Уникальность и своеобразие содержания и музыкально-поэтического оформления донской народной песни. Развивать творческие способности, фантазию детей. Учить детей общаться со взрослыми.

1

24.04

 

32

Песня « Дон-река»

На основе знакомства учащихся с богатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины

1

08.05

 

33

Казачья песня

« Пчёлочка»

На основе знакомства учащихся с богатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краевед­ческой работе

1

15.05

 

34

Итоговое занятие Концерт

Обобщить изученное за год :знания о культурных традициях и духовном наследии донского казачества. Учить детей чувствовать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка. Поднять уровень музыкальной культуры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения

1

22.05

 

Планируемые результаты.

Предметные.

Учащиеся научатся петь в открытой народно-певческой манере, мягко, звонко, легко.

Должны уметь исполнять выразительно, артистично, чисто, итонационно несложную в мелодическом отношении песню без помощи музыкального инструмента и с использованием ложек, бубнов, трещоток.

Хоровые навыки: петь чисто, в унисон несложные в мелодическом отношении песни, уметь их варьировать, чувствовать ритм. Исполнять несложные распевы.

Личностные.

Музыкальный фольклор объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Дети импровизируют движения, представляя себя действующим лицом той или иной песенки. Также во время народной игры или обрядового действия каждый проявляет себя индивидуально, по-своему.

Метапредметные:

Расширение словаря, постановка дыхания и развитие голосового аппарата, памяти, координации слуха, ритма, гармонии движений.

Разучивание считалок, потешек, дразнилок, колыбельных песен - это знакомство с русским народным творчеством, приобщение к истокам народного творчества.

Развитие наглядно-образного мышления, фантазии детей.

Регулятивные.

Программа нацелена на формирование умения слушать, воспринимать, включаться в исполнении е и творчески воспроизводить.

Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.

Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Литература

«Песни и сказки Тихого Дона» факультативный курс для учащихся начальной школы, 2011г. Е.В. Посошенко, Г.И.Савельева

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Ростов н/Д БАРОПРЕСС,2006

Казачьи песни: Сборник: в 3 ч. Ростов н/Д

Русские народные песни. Вып 8. М.: Советский композитор,1989

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.