Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (5-7 классы)
Пояснительная записка
Курс «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
1.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты:
Должны обеспечить:
1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5) развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
1. Экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может
проводиться:
- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся
источников информации проблемы;
- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
2. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;
3. Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих
тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;
5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;
6. Экскурсионная деятельность:
- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-
экспозиционный фонд Банка России;
- предприятия и объекты инфраструктуры города;
- учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего
профессионального образования
Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
3. Содержание учебного курса
Введение. Инструктаж по технике безопасности – 1 час.
Раздел 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ- 13 часов
1.1. Деньги и их функции
Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция
1.2. Доходы семьи
Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы
1.3. Расходы семьи
Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция
1.4. Семейный бюджет
Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум
Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум
1.6. Планирование семейного бюджета
Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.
Базовые понятия: Финансовое планирование, норма сбережения
1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
Раздел 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ- 9 часов
2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Базовые понятия: Особая жизненная ситуация
2.2. Вклады. Страхование вкладов
Базовые понятия: Страхование
2.3. Инвестиции
Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.
Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д
2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история.
Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит
Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
Раздел 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА- 6 часов
3.1. Понятие о налогах и их типах.
Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков
Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага
3.2. Социальные услуги государства.
Базовые понятия: Социальное пособие
3.3. Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС- 4 часа
4.1. Банковские услуги
Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга
Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения
4.2. Собственный бизнес
Базовые понятия: Бизнес
4.3. Валюта в современном мире
Базовые понятия: Валюта, валютный курс
Итоговое занятие –1 час.
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
4. Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Название темы |
Количество часов |
Результаты обучения учебного курса |
Особенности реализации (сетевая форма реализации, использование ДОТ) |
Формы аттестации (контроля) |
|||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||||||
|
Введение |
Введение. Инструктаж по технике безопасности |
1 |
1 |
- |
презентация Банка России «Что значит быть финансово грамотным?» http://www.cbr.ru/finmarkets/files/protection/presentation_220415.pdf http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Общее обсуждение Стартовая диагностика |
||||
|
Доходы и расходы семьи |
13 |
|||||||||
1. Деньги и их функции |
2 |
1 |
1 |
Знать: Виды денег: наличные, безналичные Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах Уметь: Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу Различать товарные и символические деньги Компетенции: Различать виды денег. Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами |
презентация «Электронные деньги» http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/economica/4_-_Презентация.pdf http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов) |
|||||
2. Доходы семьи |
2 |
1 |
1 |
Знать: Виды источников денежных поступлений в семье, заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия Личностные характеристики и установки: Понимание происхождения доходов, понимание того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда. Понимание того, что могут существовать различные источники доходов; понимание роли трудового заработка в современной российской действительности Уметь: Считать общую сумму доходов. Соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи Компетенции: Различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Общее обсуждение; групповая практическая работа с представлением результатов и защитой выводов |
|||||
3. Расходы семьи |
2 |
1 |
1 |
Знать: Виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей Личностные характеристики и установки: Понимание безграничности потребностей и ограниченности ресурсов (денег). Понимание причин роста семейных расходов вследствие инфляции; понимание полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов Уметь: Понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями. Рассчитывать расходы Компетенции: Аргументированнно обосновать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета. Готовность участвовать в обсуждении очередности и размеров семейных расходов, анализировать структуру личных затрат |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Общее обсуждение; игровая деятельность |
|||||
4. Семейный бюджет |
2 |
1 |
1 |
Знать: Структура семейного бюджета. Источники сбережения семейного бюджета. Личностные характеристики и установки: Понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи. Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета. Компетенции: Решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений. Составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Кроссворд 1. «Доходы и расходы семьи» (15 мин.) |
|||||
5. Уровень жизни и прожиточный минимум |
2 |
1 |
1 |
Знать: Варианты уровня жизни, прожиточный минимум Личностные характеристики и установки: Понимание различия между уровнями жизни Понимание прожиточного минимума Уметь: Оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем Компетенции: Планирование финансов в соответствии с прожиточным уровнем |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Анализ информации (мини-проект «Цены в наших магазинах») |
|||||
6. Планирование семейного бюджета |
2 |
1 |
1 |
Знать: Знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла; представления о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений Личностные характеристики и установки: Понимание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; понимание возможных рисков при сбережении и инвестировании Уметь: Отличать инвестиции от сбережений; сравнивать доходность инвестиционных продуктов Компетенции: Откладывать деньги на определенные цели; выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи |
http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/economica/1_-_Презентация.pdf |
Игровая деятельность; общее обсуждение |
|||||
7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи |
1 |
1 |
- |
Знать: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи Личностные характеристики и установки: Понимание значимости энергоэфективности и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи Уметь: Отличать энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии от неэффективных технологии Компетенции: Оценивать энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
||||||
|
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
9 |
|||||||||
1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться |
1 |
1 |
- |
Знать: Формирование представления способов смягчения сложных жизненных ситуаций с помощью сбережений и страхования Личностные характеристики и установки: Осознание возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния Уметь: Находить актуальную информацию в сети интернет Компетенции: Искать пути выхода из сложных жизненных ситуаций |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Общее обсуждение |
|||||
2. Вклады. Страхование вкладов |
2 |
1 |
1 |
Знать: Виды страхования Личностные характеристики и установки: Понимание основных задач и принципов страхования Уметь: Соотнести вид страхования с целью страхования Компетенции: Оценивать необходимость страхования |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Общее обсуждение; самостоятельная практическая работа |
|||||
3. Инвестиции |
2 |
1 |
1 |
Знать: Виды инвестиций и их применение в семейном бюджете Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи Уметь: Соотнести вид инвестиции с целью инвестирования Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи |
«Защита прав потребителей финансовых услуг». Лекция 1 – Беляев Михаил Кимович, к.э.н., главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), проректор по науке Национального института финансовых рынков и управления (НИФРУ) http://mosmetod.ru/centr/proekty/bolshe-chem-urok/ekonomika/lektsiya-1-zashchita-prav-potrebitelej-finansovykh-uslug.html «Распространённые нарушения прав потребителей». Лекция 2 – Беляев Михаил Кимович, к.э.н., главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), проректор по науке Национального института финансовых рынков и управления (НИФРУ) |
||||||
4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит |
2 |
1 |
1 |
Знать: Виды кредитов Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи Уметь: Соотнести вид кредита с целью кредита Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
||||||
5. Ролевая игра «Семейный бюджет» |
2 |
1 |
1 |
Знать: Семейный бюджет Личностные характеристики и установки: Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи. Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи |
Ролевая игра |
||||||
|
Взаимодействие человека и государства |
6 |
|||||||||
1. Понятие о налогах и их типах. |
2 |
1 |
1 |
Знать: Знание основных налогов в РФ: подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги Личностные характеристики и установки: Понимание сути налога и его роли в жизни общества; понимание необходимости уплаты налогов и возможности государственного воздействия за неуплату налогов Уметь: Различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога (например подоходного); проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи Компетенции: Устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом |
http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/economica/8_-_Презентация.pdf |
Общее обсуждение; групповая практическая работа |
|||||
2. Социальные услуги государства. |
2 |
1 |
1 |
Знать: Знание условий получения различных видов социальных пособий в РФ Личностные характеристики и установки: Понимание, что социальные Уметь: Находить нужную информацию на социальных порталах Компетенции: Определять способы использования социальных пособий для решения финансовых проблем семьи |
Кроссворд 2. «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» и «Семья и государство: как они взаимодействуют» (10 мин.) |
||||||
3. Проект «Государство — это мы!» |
2 |
1 |
1 |
Знать: Взаимоотношения государства и личности в сфере финансов Личностные характеристики и установки: Понимать свое место в финансовой структуре государства Уметь: Находить нужную информацию на социальных порталах Компетенции: Анализировать информацию в системе государство и личность |
Проект |
||||||
|
Финансовый бизнес |
4 |
|||||||||
1. Банковские услуги |
1 |
1 |
- |
Знать: Появление банков и виды банков; появление и назначение инвестиционных фондов Личностные характеристики и установки: Понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск Уметь: Отличать инвестирование от сбережения и кредитования; сравнивать различные финансовые предложения Компетенции: Соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; знать свои права и обязанности как потребителя |
Общее обсуждение; игровая деятельность; экскурсии |
||||||
2. Собственный бизнес |
2 |
1 |
1 |
Знать: Признаки деятельности в сфере бизнеса; общие правила создания собственного бизнеса Личностные характеристики и установки: Понимание рискованности занятия бизнесом Уметь: Планировать (4–5 шагов) свою самостоятельную деятельность Компетенции: Брать на себя ответственность |
Кроссворд 3. «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (10 мин.) Игровая деятельность; общее обсуждение |
||||||
3. Валюта в современном мире |
1 |
1 |
- |
Знать: Знание мировых валют, где именно можно обменивать валюту; территории использования тех или иных валют (основных) Личностные характеристики и установки: Понимание причин существования различных валют Уметь: Различать российские деньги и иностранную валюту; перевести одну валюту в другую Компетенции: Анализировать информацию о валютах разных стран |
http://fingramota.onedu.ru/video/ |
Групповое обсуждение; общее обсуждение; индивидуальная практическая работа; защита проектов |
|||||
|
Итоговое занятие |
Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности» |
2 |
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика |
|||||||
Итого: |
35 |
5. Литература
Вигдорчик Е.А., Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орган. Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, М., ВИТА-ПРЕСС, 2014
Вигдорчик Е.А., Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы общеобразоват. орган. Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, М., ВИТА-ПРЕСС, 2014
Липсиц И.В., Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014