Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 26 November 2021

t1637929683aa.gif

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для

учащихся 7 классов МАОУ «СОШ №24» г. Удачный разработана в соответствии с

требованиями федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации»; федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства

образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 с изменениями и дополнениями от 31

декабря 2015 г №1577); Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для

детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-

19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами

СП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Финансовая грамотность», составлена на основе ООП ООО МАОУ «СОШ №24»,

примерной программы по математике и авторского тематического планирования

«Финансовая грамотность» Сахновой С.А., 7 класс.

В соответствии с учебным планом на изучение внеурочной деятельности по математике в

7 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 35 часов.

Цели курса внеурочной деятельности:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в

области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных

компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие

познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах

управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,

анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной

самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,

ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной

деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время

компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые

определяют задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,

личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового

выбора.

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и

появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые

ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Внеурочная деятельность «Финансовая грамотность» предназначена для внеурочной

работы и рассчитана на учащихся, интересующихся математикой, проведение такого

курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению

всредней и старшей школе.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических

проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и

государства;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление

доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых

примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование

собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и

реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,

передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-

сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в

виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей еёдостижения; умение договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли

денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о

роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение

простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения

типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений

расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений

инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные

оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных

финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование

познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться

от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы

контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- защита проектов;

- результаты математических викторин, конкурсов

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.


Учебно - тематический план для 7 класса

Тема

Количество

часов


Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов)



1

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».

1

2

Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»

1

3

Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».

1

4

Творческая работа «Модель трех капиталов».

1

5

Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

1


Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов)


6

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования».

1

7

Практическая работа «Виды кредитов».

1

8

Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»

1

9

Решение экономических задач «Арифметика кредитов».

1

10

Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов».

1

11

Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».

1

12

Круглый стол «Финансовые пирамиды».

1

13

Познавательная беседа «Ипотека».

1

14

Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

1


Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа)


15

Решение практических задач «Обмен валют».

1

16

Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод».

1

17

Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

1


Раздел 4. Инвестиции (6 часов)


18

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».

1

19

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги».

1

20

Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».

1

21

Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»

1

22

Выступления учащихся «Депозиты и их виды».

1

23

Ролевая игра «Управляющие».

1


Раздел 5. Страхование (4 часа)


24

Творческая работа «Участники страхового рынка».

1

25

Аналитическая работа «Личное страхование».

1

26

Правовая консультация «Страховые накопительные программы».

1

27

Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

1


Раздел 6. Пенсии (3 часа)


28

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование».

1

29

Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы».

1

30

Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

1


Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа)


31

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?»

1

32

Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».

1

33

Практическая работа «Социальный найм жилья».

1


Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час)


34

Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

1


Содержание программы

Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов).

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или

инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».

Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа

финансового благополучия».

Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды

кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение

экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы

моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».

Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение

экономических задач «Арифметика ипотеки».

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа).

Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и

банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 4. Инвестиции (6 часов).

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные

бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать

ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».

Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их

виды». Ролевая игра «Управляющие».

Раздел 5. Страхование (4 часа).

Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное

страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая

консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

Раздел 6. Пенсии (3 часа).

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная

беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа

«Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа).

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация

«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».

Практическая работа «Социальный найм жилья».

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час).
























Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Корректоривка

Дата проведения

По плану

фактически


Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов)






1

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».

Эвристическая беседа.


4.09


2

Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»

Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. Поиск информации. Доклады.


11.09


3

Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».

Эвристическая беседа. Индивидуальная и коллективная работа


18.09


4

Творческая работа «Модель трех капиталов».

Игра

Групповая работа.


25.09


5

Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

Индивидуальная и коллективная работа


2.10



Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов)





6

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования».

Индивидуальная и коллективная работа


9.10


7

Практическая работа «Виды кредитов».

Индивидуальная и коллективная работа


16.10


8

Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»

Индивидуальная и коллективная работа


23.10


9

Решение экономических задач «Арифметика кредитов».

Индивидуальная и коллективная работа


30.10


10

Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов».

Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа.


13.11


11

Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».

Практикум. Поиск информации. Групповая работа по теме проекта.


20.11


12

Круглый стол «Финансовые пирамиды».

Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа.


27.11


13

Познавательная беседа «Ипотека».

Практикум. Индивидуальная и групповая работа.


4.12


14

Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Практикум. Индивидуальная и групповая работа.


11.12



Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа)





15

Решение практических задач «Обмен валют».

Практикум. Индивидуальная и групповая работа. Работа в парах


18.12


16

Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод».

Практикум. Индивидуальная и групповая работа. Работа в парах


25.12


17

Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Практикум. Индивидуальная и групповая работа. Работа в парах


15.01



Раздел 4. Инвестиции (6 часов)





18

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».

Практикум. Индивидуальная и групповая работа.


22.01


19

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги».

Практикум. Индивидуальная и работа в парах.


29.01


20


Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».

Практикум. Индивидуальная и работа в парах


5.02


21

Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»

Практикум. Индивидуальная и работа в парах


12.02


22

Выступления учащихся «Депозиты и их виды».

Практикум. Индивидуальная и работа в парах


19.02


23

Ролевая игра «Управляющие».

Коллективная и групповая работа


26.02



Раздел 5. Страхование (4 часа)





24

Творческая работа «Участники страхового рынка».

Коллективная и групповая работа


5.03


25

Аналитическая работа «Личное страхование».

Практикум. Индивидуальная и работа в парах


12.03


26

Правовая консультация «Страховые накопительные программы».

Практикум. Индивидуальная и работа в парах


19.03


27

Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

Практикум. Индивидуальная и работа в парах


2.04



Раздел 6. Пенсии (3 часа)





28

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование».

Практикум. Индивидуальная и работа в парах


9.04


29

Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы».

Практикум. Индивидуальная и работа в парах


16.04


30

Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

Коллективная и групповая работа. Практикум. Индивидуальная и работа в парах


23.04



Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа)





31

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?»

Коллективная и групповая работа.


30.04


32

Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».

Коллективная и групповая работа.


7.05


33

Практическая работа «Социальный найм жилья».

Коллективная и групповая работа. Практикум. Индивидуальная и работа в парах


14.05



Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час)





34

Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

Поиск информации по плану. Работа над проектом.


21.05


35

Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

Поиск информации по плану. Работа над проектом.


28.05





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации