12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Антонина53

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

на 4 класс

«В мире слов»

Автор: Воронина А.С.

Срок реализации 2016/2017 гг.


 

Пояснительная записка

Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «В мире слов», который является дополнением и закономерным продолжением уроков.

Рабочая программа внеурочной деятельности (ВД) «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и с законом об образовании в РФ.

Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени.

Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса.

В программу ВД «В мире слов» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.


 

 

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

    Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов;

    Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения;

    Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

    Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом;

    Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;

    Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии.

    В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях;

    Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию;

    Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    Сознательно и осознанно понимать речь других;

    Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    Владеть монологической и диалогической формами речи;

    Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли.

Основные требования к знаниям и умениям обучающимся к концу 4-го класса

Знать:

  1. Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.

    Правила орфографии и пунктуации.

    Нормы русского языка: произносительные, словоупотребительные.

Уметь:

    1. Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова.

      Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

      Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических, орфоэпических словарях.

II. Содержание курса

Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;

Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;

Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.

Развивающие:

Развивать интерес к учебному предмету русский язык;

Развивать творческие способности и психологические качества обучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.

Воспитывающие:

Воспитывать культуру общения у младших школьников;

Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.

Программа состоит из раздела: «Город Словарей».

На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:

Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.

Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:

Научность;

Доступность;

Сознательность и активность;

Занимательность;

Связь теории с практикой;

Наглядность

Индивидуальный подход к учащимся.

Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей.

Формы проведения занятий:

  1. Лекции;

    Практические занятия;

    Самостоятельная работа;

    Групповая работа;

    Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).

На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:

Игровой;

Теоретический;

Практический.

Методы и технологии

  • Развивающее обучение;

    Технология разноуровневого обучения;

    Обучения в сотрудничестве;

    Коммуникативная технология.

В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника выбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 года - 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

VIII. Литература

    • Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.

      Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

      Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.

      Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

      Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

      Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире слов» на 2016/2017 учебные года

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы и виды деятельности

1

Знакомство с Орфоэпией

1

Разыгрывание немой сценки «Мир без слов»; игра «Знаешь сам – расскажи нам»

2

В гостях у фонографии и звукозаписи. Что это такое?

1

Составление памятки «Фонография и Звукозапись»; работа со звуками и буквами

3

Звуки-слышим и произносим, а буквы- видим и пишем

1

Составление транскрипций слов и предложений; проговаривание по слогам; работа со звуками и буквами

4

Звукоподражание

1

Ребусы, составление кластера; работа со звуками и буквами

5

Прогулка с орфоэпией

1

Исправление текстов; головоломки

6

Секреты звукоподражаний

1

Исследовательская работа «поиск секретов»

7

У всего есть имя. За помощью к словарям

1

Работа с различными словарями; кроссворд

8-9

Знакомство с помощниками - энциклопедическим и лингвистическим словарем

2

Знакомство со словарями, создание вопросов по словарям

10

Разные слова

1

Работа со словарями; поиск значений слов в словарях и другой литературе; шарады

11

Секреты появления слов

1

Чтение исторической литературы, просмотр научного мультфильма «Как появились слова»

12

Смысл и значение слов

1

Составление памятки о смысле слов; работа со словарями

13

Знакомство с Этимологией

1

Составление кластера

14

Творческий словарь образов

1

Составление собственного словаря

15

За творчество! Сочиня-йка

1

Творческая работа: сочинение на тему «Что я знаю о словах»

16-18

Игротека слов

3

Словесное и картинное лото, игры с перестановкой букв; домино, шарады, ребусы, кроссворды

19

В мастерской составителей

1

Составление словаря «Имена неживых предметов»

20

Происхождение поэтических слов

1

Изучение исторической литературы, работа творческих групп над созданием своего сообщения

21

Наши друзья-рифмы

1

Загадки; составление рифм и поиск их важности

22

Озеро образов и слов

1

Синквейн; проговаривание слов

23

Поезд Паронимов. Знакомство

1

Знакомство с понятием «паронимы»; поиск таких слов из предложенных текстов

24

Без ошибок. За помощью к словарю

1

Работа со словарями; дополнение собственного словарика

25 -26

Имена из древней Руси

2

Работа с исторической литературой; презентация по группам

27

Для чего нам отчество и фамилия. Беседа

1

Беседа, составление кластера; кроссворд

28

Словарные помощники

1

Исследовательская работа по созданию словарей

29

Словари по темам

1

Работа в группах: составление тематического словаря (грибы, растения, деревья, мебель…)

30

Иностранные словари. знакомство

1

Знакомство со словарями разных народов; шарады

31

Много слов похожих по значению

1

Поиск синонимов в текстах; составление собственных синонимических групп

32

Слова противоположные

1

Поиск антонимов в текстах русских писателей

33-34

Итоговое занятие. Викторина

2

Викторина «В мире слов»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.