Программа внеурочной деятельности по русскому языку 4 класс «В мире слов»
                                Рабочая программа
по внеурочной деятельности
на 4 класс
«В мире слов»
Автор: Воронина А.С.
Срок реализации 2016/2017 гг.
 
Пояснительная записка
Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «В мире слов», который является дополнением и закономерным продолжением уроков.
Рабочая программа внеурочной деятельности (ВД) «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и с законом об образовании в РФ.
Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени.
Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса.
В программу ВД «В мире слов» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.
 
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- 
	
Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов;
Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения;
Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции;
 
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- 
	
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом;
Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
 
Познавательные УУД:
- 
	
Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию;
Устанавливать причинно-следственные связи.
 
Коммуникативные УУД:
- 
	
Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Сознательно и осознанно понимать речь других;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Владеть монологической и диалогической формами речи;
Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли.
 
Основные требования к знаниям и умениям обучающимся к концу 4-го класса
Знать:
- 
	
Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
Правила орфографии и пунктуации.
Нормы русского языка: произносительные, словоупотребительные.
 
Уметь:
- 
	
- 
		
Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова.
Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических, орфоэпических словарях.
 
 - 
		
 
II. Содержание курса
Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.
Развивающие:
Развивать интерес к учебному предмету русский язык;
Развивать творческие способности и психологические качества обучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.
Воспитывающие:
Воспитывать культуру общения у младших школьников;
Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.
Программа состоит из раздела: «Город Словарей».
На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:
Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.
Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:
Научность;
Доступность;
Сознательность и активность;
Занимательность;
Связь теории с практикой;
Наглядность
Индивидуальный подход к учащимся.
Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей.
Формы проведения занятий:
- 
	
Лекции;
Практические занятия;
Самостоятельная работа;
Групповая работа;
Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).
 
На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:
Игровой;
Теоретический;
Практический.
Методы и технологии
- 
	
Развивающее обучение;
Технология разноуровневого обучения;
Обучения в сотрудничестве;
Коммуникативная технология.
 
В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника выбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 года - 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
VIII. Литература
- 
	
- 
		
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
 
 - 
		
 
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире слов» на 2016/2017 учебные года
| 
			 №  | 
			
			 Тема занятия  | 
			
			 Кол-во часов  | 
			
			 Формы и виды деятельности  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Знакомство с Орфоэпией  | 
			
			 1  | 
			
			 Разыгрывание немой сценки «Мир без слов»; игра «Знаешь сам – расскажи нам»  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 В гостях у фонографии и звукозаписи. Что это такое?  | 
			
			 1  | 
			
			 Составление памятки «Фонография и Звукозапись»; работа со звуками и буквами  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Звуки-слышим и произносим, а буквы- видим и пишем  | 
			
			 1  | 
			
			 Составление транскрипций слов и предложений; проговаривание по слогам; работа со звуками и буквами  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Звукоподражание  | 
			
			 1  | 
			
			 Ребусы, составление кластера; работа со звуками и буквами  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Прогулка с орфоэпией  | 
			
			 1  | 
			
			 Исправление текстов; головоломки  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Секреты звукоподражаний  | 
			
			 1  | 
			
			 Исследовательская работа «поиск секретов»  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 У всего есть имя. За помощью к словарям  | 
			
			 1  | 
			
			 Работа с различными словарями; кроссворд  | 
		
| 
			 8-9  | 
			
			 Знакомство с помощниками - энциклопедическим и лингвистическим словарем  | 
			
			 2  | 
			
			 Знакомство со словарями, создание вопросов по словарям  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Разные слова  | 
			
			 1  | 
			
			 Работа со словарями; поиск значений слов в словарях и другой литературе; шарады  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 Секреты появления слов  | 
			
			 1  | 
			
			 Чтение исторической литературы, просмотр научного мультфильма «Как появились слова»  | 
		
| 
			 12  | 
			
			 Смысл и значение слов  | 
			
			 1  | 
			
			 Составление памятки о смысле слов; работа со словарями  | 
		
| 
			 13  | 
			
			 Знакомство с Этимологией  | 
			
			 1  | 
			
			 Составление кластера  | 
		
| 
			 14  | 
			
			 Творческий словарь образов  | 
			
			 1  | 
			
			 Составление собственного словаря  | 
		
| 
			 15  | 
			
			 За творчество! Сочиня-йка  | 
			
			 1  | 
			
			 Творческая работа: сочинение на тему «Что я знаю о словах»  | 
		
| 
			 16-18  | 
			
			 Игротека слов  | 
			
			 3  | 
			
			 Словесное и картинное лото, игры с перестановкой букв; домино, шарады, ребусы, кроссворды  | 
		
| 
			 19  | 
			
			 В мастерской составителей  | 
			
			 1  | 
			
			 Составление словаря «Имена неживых предметов»  | 
		
| 
			 20  | 
			
			 Происхождение поэтических слов  | 
			
			 1  | 
			
			 Изучение исторической литературы, работа творческих групп над созданием своего сообщения  | 
		
| 
			 21  | 
			
			 Наши друзья-рифмы  | 
			
			 1  | 
			
			 Загадки; составление рифм и поиск их важности  | 
		
| 
			 22  | 
			
			 Озеро образов и слов  | 
			
			 1  | 
			
			 Синквейн; проговаривание слов  | 
		
| 
			 23  | 
			
			 Поезд Паронимов. Знакомство  | 
			
			 1  | 
			
			 Знакомство с понятием «паронимы»; поиск таких слов из предложенных текстов  | 
		
| 
			 24  | 
			
			 Без ошибок. За помощью к словарю  | 
			
			 1  | 
			
			 Работа со словарями; дополнение собственного словарика  | 
		
| 
			 25 -26  | 
			
			 Имена из древней Руси  | 
			
			 2  | 
			
			 Работа с исторической литературой; презентация по группам  | 
		
| 
			 27  | 
			
			 Для чего нам отчество и фамилия. Беседа  | 
			
			 1  | 
			
			 Беседа, составление кластера; кроссворд  | 
		
| 
			 28  | 
			
			 Словарные помощники  | 
			
			 1  | 
			
			 Исследовательская работа по созданию словарей  | 
		
| 
			 29  | 
			
			 Словари по темам  | 
			
			 1  | 
			
			 Работа в группах: составление тематического словаря (грибы, растения, деревья, мебель…)  | 
		
| 
			 30  | 
			
			 Иностранные словари. знакомство  | 
			
			 1  | 
			
			 Знакомство со словарями разных народов; шарады  | 
		
| 
			 31  | 
			
			 Много слов похожих по значению  | 
			
			 1  | 
			
			 Поиск синонимов в текстах; составление собственных синонимических групп  | 
		
| 
			 32  | 
			
			 Слова противоположные  | 
			
			 1  | 
			
			 Поиск антонимов в текстах русских писателей  | 
		
| 
			 33-34  | 
			
			 Итоговое занятие. Викторина  | 
			
			 2  | 
			
			 Викторина «В мире слов»  |