Программа внеурочной деятельности по русскому языку 4 класс «В мире слов»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
на 4 класс
«В мире слов»
Автор: Воронина А.С.
Срок реализации 2016/2017 гг.
Пояснительная записка
Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «В мире слов», который является дополнением и закономерным продолжением уроков.
Рабочая программа внеурочной деятельности (ВД) «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и с законом об образовании в РФ.
Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени.
Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса.
В программу ВД «В мире слов» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-
Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов;
Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения;
Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом;
Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию;
Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
-
Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Сознательно и осознанно понимать речь других;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Владеть монологической и диалогической формами речи;
Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли.
Основные требования к знаниям и умениям обучающимся к концу 4-го класса
Знать:
-
Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
Правила орфографии и пунктуации.
Нормы русского языка: произносительные, словоупотребительные.
Уметь:
-
-
Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова.
Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических, орфоэпических словарях.
-
II. Содержание курса
Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.
Развивающие:
Развивать интерес к учебному предмету русский язык;
Развивать творческие способности и психологические качества обучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.
Воспитывающие:
Воспитывать культуру общения у младших школьников;
Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.
Программа состоит из раздела: «Город Словарей».
На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:
Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.
Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:
Научность;
Доступность;
Сознательность и активность;
Занимательность;
Связь теории с практикой;
Наглядность
Индивидуальный подход к учащимся.
Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей.
Формы проведения занятий:
-
Лекции;
Практические занятия;
Самостоятельная работа;
Групповая работа;
Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).
На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:
Игровой;
Теоретический;
Практический.
Методы и технологии
-
Развивающее обучение;
Технология разноуровневого обучения;
Обучения в сотрудничестве;
Коммуникативная технология.
В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника выбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 года - 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
VIII. Литература
-
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
-
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире слов» на 2016/2017 учебные года
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Формы и виды деятельности |
1 |
Знакомство с Орфоэпией |
1 |
Разыгрывание немой сценки «Мир без слов»; игра «Знаешь сам – расскажи нам» |
2 |
В гостях у фонографии и звукозаписи. Что это такое? |
1 |
Составление памятки «Фонография и Звукозапись»; работа со звуками и буквами |
3 |
Звуки-слышим и произносим, а буквы- видим и пишем |
1 |
Составление транскрипций слов и предложений; проговаривание по слогам; работа со звуками и буквами |
4 |
Звукоподражание |
1 |
Ребусы, составление кластера; работа со звуками и буквами |
5 |
Прогулка с орфоэпией |
1 |
Исправление текстов; головоломки |
6 |
Секреты звукоподражаний |
1 |
Исследовательская работа «поиск секретов» |
7 |
У всего есть имя. За помощью к словарям |
1 |
Работа с различными словарями; кроссворд |
8-9 |
Знакомство с помощниками - энциклопедическим и лингвистическим словарем |
2 |
Знакомство со словарями, создание вопросов по словарям |
10 |
Разные слова |
1 |
Работа со словарями; поиск значений слов в словарях и другой литературе; шарады |
11 |
Секреты появления слов |
1 |
Чтение исторической литературы, просмотр научного мультфильма «Как появились слова» |
12 |
Смысл и значение слов |
1 |
Составление памятки о смысле слов; работа со словарями |
13 |
Знакомство с Этимологией |
1 |
Составление кластера |
14 |
Творческий словарь образов |
1 |
Составление собственного словаря |
15 |
За творчество! Сочиня-йка |
1 |
Творческая работа: сочинение на тему «Что я знаю о словах» |
16-18 |
Игротека слов |
3 |
Словесное и картинное лото, игры с перестановкой букв; домино, шарады, ребусы, кроссворды |
19 |
В мастерской составителей |
1 |
Составление словаря «Имена неживых предметов» |
20 |
Происхождение поэтических слов |
1 |
Изучение исторической литературы, работа творческих групп над созданием своего сообщения |
21 |
Наши друзья-рифмы |
1 |
Загадки; составление рифм и поиск их важности |
22 |
Озеро образов и слов |
1 |
Синквейн; проговаривание слов |
23 |
Поезд Паронимов. Знакомство |
1 |
Знакомство с понятием «паронимы»; поиск таких слов из предложенных текстов |
24 |
Без ошибок. За помощью к словарю |
1 |
Работа со словарями; дополнение собственного словарика |
25 -26 |
Имена из древней Руси |
2 |
Работа с исторической литературой; презентация по группам |
27 |
Для чего нам отчество и фамилия. Беседа |
1 |
Беседа, составление кластера; кроссворд |
28 |
Словарные помощники |
1 |
Исследовательская работа по созданию словарей |
29 |
Словари по темам |
1 |
Работа в группах: составление тематического словаря (грибы, растения, деревья, мебель…) |
30 |
Иностранные словари. знакомство |
1 |
Знакомство со словарями разных народов; шарады |
31 |
Много слов похожих по значению |
1 |
Поиск синонимов в текстах; составление собственных синонимических групп |
32 |
Слова противоположные |
1 |
Поиск антонимов в текстах русских писателей |
33-34 |
Итоговое занятие. Викторина |
2 |
Викторина «В мире слов» |