Авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку «Текстоведение» 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа №78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по русскому языку
«Текстоведение»
6 класс
Количество часов всего: 17 ч
Автор: Учитель русского языка и литературы
Тюрина Сапаргуль Оразмухамедовна
г. Ульяновск,2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.………………………………. … 3
2. Результаты освоения программы и планируемые
результаты ……………………………………… ……… 4-5
3. Формы проведения занятий………………………………. 5
4. Литература для учителя и
учащихся …………………………………………………. 6
5. Содержание программы ………………………………….7
6. Тематическое планирование……………………………….8-12
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Текстоведение» для 6 класса разработана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования;
-Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
-Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Программа внеурочной деятельности непосредственно связана с программой по русскому языку для 5-6 классов. Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку, усваивать основы текстоведения, выработают систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи ,навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе изложений и сочинений.
Для развития у учащихся умения рефлектировать используются следующие формы
контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Данная программа рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для проведения занятий языку для учащихся 6 класса.
Цели изучения:
- формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Задачи:
овладение основными текстоведческими понятиями;
развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
составление текстов собственного сочинения различной тематики.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты :
1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 2) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты :
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному, увиденному; - владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения : 1) текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
Результаты освоения
в результате изучения «Текстоведения» учащиеся
овладеют умением анализировать текст и выявлять его отличительные признаки;
овладеют умением определять текстообразующие элементы;
научатся понимать прочитанное, выделять главную мысль, прогнозировать содержание текста по первому предложению, логически выстраивать план повествования, сравнивать, обобщать, делать выводы;
научатся высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
получат новые знания из области лингвистики и текстоведения;
смогут проводить различные виды анализа текста
Система оценки планируемых результатов
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
опросов по изучаемым темам;
выполнения письменных заданий;
оценки качества самостоятельно подготовленных рефератов;
активности участия в празднично-игровых мероприятиях и предметных неделях;
творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.
Формы и методы работы.
Формы работы:
лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
контрольное списывание;
сжатие исходного текста;
редактирование текста;
составление текста по образцу;
составление обрамлений к рассказу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста художественного и публицистического стилей;
конспектирование,
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов
Список литературы
Литература для учителя
Литература для учителя:
1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
6. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
7. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999. Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский«Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г
Валгина Н. С. Теория текста
Солганик Г. Я. Стилистика текста
Шабес В. Я. Событие и текст
Содержание программы
1.Текстоведение как раздел лингвистики (2 часа)
Смысловые типы текстов
2.Текст. Признаки текста ( 2 часа)
Целостность и связность как основные признаки текста.Модальность текста.Система текстов.
3.Единицы текста (2 часа)
Композиционно- стилистическая структура текста:
-предложения:
- абзацы,
- параграфы,
- разделы,
- главы,
- подглавы,
- страницы
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста синтаксическая (внутренняя) структура текста. - высказывание , микротема и сверхфразовое единство
4.Основные правила построения текста(2 часа)
Трехчастная структура текста
5. Тема , идея, проблема текста (5 часов)
Тема текста. Темы широкие и узкие. Рема. Основная мысль текста. Контекст. Подтекст. Затекст. Идея текста. Как её сформулировать. Проблема текста. Заглавие,его функции
6. Типы связи ( 2 часа)
Последовательная связь, параллельная связь
7. Основные средства связи предложений в тексте ( 2 часа)
:лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов), комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи.
8. Интонация и логическое ударение (1 час)
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Из них Зачетные и диагностические занятия |
Примечание |
1-2 |
Текстоведение как раздел лингвистики. Смысловые типы текстов |
2 |
||
3-4 |
Текст. Признаки текста Целостность и связность как основные признаки текста. Модальность текста. Система текстов. |
2 |
||
5-6 |
Единицы текста Композиционно- стилистическая структура текста: -предложения: синтаксическая (внутренняя) структура текста. - высказывание , микротема и сверхфразовое единство |
2 |
1 |
|
7-8 |
Основные правила построения текста. Трехчастная структура текста |
2 |
1 |
|
9-10 11 12 13 |
Тема , идея, проблема текста. Тема текста Темы широкие и узкие. Рема. Основная мысль текста. Контекст. Подтекст. Затекст. Идея текста. Как её сформулировать. Проблема текста. Заглавие, его функции |
2 1 1 1 |
||
14 |
Типы связи. Последовательная связь, Параллельная. Признаки цепной и параллельной связи. |
1 | ||
15-16 |
Основные средства связи предложений в тексте: лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов), комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи. |
2 |
||
17 |
Интонация и логическое ударение | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Предметные результаты |
Виды деятельности учащихся |
Формирование УУД |
Кол-во часов и дата проведения |
коррекция |
1-2 |
Текстоведение как раздел лингвистики. Смысловые типы текстов |
Знать о текстоведении как разделе лингвистики; знать общее представление о тексте. Различать текст и не текст уметь определять тип и стиль речи на примере представленных текстов. |
Отвечают на вопросы учителя, Составление сравнительной таблицы, |
Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме |
2 |
||
3-4 |
Текст. Признаки текста Целостность и связность как основные признаки текста. Модальность текста. Система текстов. Виды сообщения в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая |
Усвоить основные признаки текста знать основные признаки текста ; Знать , что признаками текста являются: |
Работа с текстом, Составление различных планов к любому из предложенных текстов. |
Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: узнать отличительные признаки текста основные термины и понятия связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; взаимодействовать со сверстниками; . |
2 |
||
5-6 |
Единицы текста Композиционно- стилистическая структура текста: -предложения: синтаксическая (внутренняя) структура текста. - высказывание , микротема и сверхфразовое единство |
Дать представление о связях слов между предложениями Отработать на практике умение учащихся находить признаки текста, определять средства связи. |
Выполняют Анализ текста |
Личностные: формировать навыки анализа и сопоставления. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять изобразительно-выразительные явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста. Коммуникативные: владеть диалогическойи монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
1 |
||
7-8 |
Основные правила построения текста. Трехчастная структура текста |
Уметь составлять текст на основе понимания его структуры (три части). |
Составляют текст по данному плану. |
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). |
2 |
||
9-10 11 12 13 |
Тема , идея, проблема текста. Тема текста Темы широкие и узкие. Рема. Основная мысль текста. Контекст. Подтекст. Затекст. Идея текста. Как её сформулировать. Проблема текста. Заглавие,его функции |
Уметь определять тему текста . знать понятия «Тема, идея, проблема текста», умение различать их и выделять из текста. Знать понятие «основная мысль текста»;,уметь находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль. Уметь определять тему и идею текста. Научиться понимать и формулировать идею текста совершенствовать умение определять тему и идею текста. Знать функции заголовка Уметь подбирать заглавие,отражающее тему или основную мысль текста . |
Работа с текстом, пересказ распознают текст и строят текст в соответствии с заданной темой, определяют темы Определяют, какой из приведенный планов соответствует названию текста. восстанавливают последовательность предложений Определяют тему , идею представленного текста. Составляют текст сочинения-миниатюры |
Личностные Уметь слушать и вступать в диалог Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст Коммуникативные Проявлять любознательность при получении знаний Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки. Регулятивные Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать" Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели |
|||
14 |
Типы связи. Последовательная связь, Параллельная. Признаки цепной и параллельной связи. |
Знать типы связи. Уметь различать цепную и параллельную связь. Знать признаки цепной и параллельной связи. |
определить вид связи предложений Составляют текст с использованием каждого из типов связи |
Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе теоретических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; |
|||
15-16 |
Основные средства связи предложений в тексте: лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов), комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи. |
изучить способы связи предложений в тексте; уметь находить средства связи предложений в тексте. |
Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; взаимодействовать со сверстниками; |
2 |
|||
17 |
Интонация и логическое ударение |
Научиться определять предложение по интонации Уметь владеть голосом, интонационной Дать понятие об интонации и ее основных элементах. тренировать слуховую и зрительную память при прослушивании чтения учителем рассказа, |
Устанавливают зависимость между интонацией и смыслом предложения; смыслом предложения и логическим ударением. |
Личностные: оптимистически воспринимать мир; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; |
1 |