Авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку «Текстоведение» 6 класс

2
0
Материал опубликован 28 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа №78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»


 


 


 


 


 


 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по русскому языку

«Текстоведение»

6 класс


 

Количество часов всего: 17 ч


 


 

Автор: Учитель русского языка и литературы

Тюрина Сапаргуль Оразмухамедовна


 


 


 

 

г. Ульяновск,2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Пояснительная записка.………………………………. … 3

 

2. Результаты освоения программы и планируемые

 

результаты ……………………………………… ……… 4-5

 

 

3. Формы проведения занятий………………………………. 5

 

 

4. Литература для учителя и

учащихся …………………………………………………. 6

 

5. Содержание программы ………………………………….7

 

6. Тематическое планирование……………………………….8-12

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Текстоведение» для 6 класса разработана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования;

-Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

-Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Программа внеурочной деятельности непосредственно связана с программой по русскому языку для 5-6 классов. Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку, усваивать основы текстоведения, выработают систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи ,навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе изложений и сочинений.

Для развития у учащихся умения рефлектировать используются следующие формы

контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. 

Данная программа рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для проведения занятий языку для учащихся 6 класса.

Цели изучения:

- формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 

Задачи:

овладение основными текстоведческими понятиями;

развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;

формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

составление текстов собственного сочинения различной тематики.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные результаты :

1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 2) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты :

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному, увиденному; - владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения : 1) текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

 

Результаты освоения

в результате изучения «Текстоведения» учащиеся

овладеют умением анализировать текст и выявлять его отличительные признаки;

овладеют умением определять текстообразующие элементы;

научатся понимать прочитанное, выделять главную мысль, прогнозировать содержание текста по первому предложению, логически выстраивать план повествования, сравнивать, обобщать, делать выводы;

научатся высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

получат новые знания из области лингвистики и текстоведения;

смогут проводить различные виды анализа текста

                                      

Система оценки планируемых результатов

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

опросов по изучаемым темам;

выполнения письменных заданий;

оценки качества самостоятельно подготовленных рефератов;

активности участия в празднично-игровых мероприятиях и предметных неделях;

творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.

Формы и методы работы.

Формы работы:

лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

лекция;

беседа;

объяснение учителя;

исследование;

наблюдение;

сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

контрольное списывание;

сжатие исходного текста;

редактирование текста;

составление текста по образцу;

составление обрамлений к рассказу;

восстановление частей текста;

составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

анализ текста художественного и публицистического стилей;

конспектирование,

работа с научной и публицистической литературой;

составление схем, таблиц алгоритмов


Список литературы

Литература для учителя


Литература для учителя:

1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.

2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.

5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.

6. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.

7. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999. Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский«Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г

Валгина Н. С. Теория текста

Солганик Г. Я. Стилистика текста

Шабес В. Я. Событие и текст

. Литература для учащихся: 1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009 2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992. 3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995. 4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986. 5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991. 6. Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986. 7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993. 8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986. Словари: 1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004. 2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001. 3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998. 4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.

Содержание программы

1.Текстоведение как раздел лингвистики (2 часа)

Смысловые типы текстов

2.Текст. Признаки текста ( 2 часа)

Целостность и связность как основные признаки текста.Модальность текста.Система текстов.

3.Единицы текста (2 часа)

Композиционно- стилистическая структура текста:

-предложения:
- абзацы,
- параграфы,
- разделы,
- главы,
- подглавы,
- страницы
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста синтак­сическая (внутренняя) структура текста. - высказывание , микротема и сверхфразовое единство

4.Основные правила построения текста(2 часа)

Трехчастная структура текста

5. Тема , идея, проблема текста (5 часов)

Тема текста. Темы широкие и узкие. Рема. Основная мысль текста. Контекст. Подтекст. Затекст. Идея текста. Как её сформулировать. Проблема текста. Заглавие,его функции

6. Типы связи ( 2 часа)

Последовательная связь, параллельная связь

7. Основные средства связи пред­ложений в тексте ( 2 часа)

:лексические (лексический повтор, синони­мы, антонимы), морфо­логические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия), синтаксиче­ские (вводные слова, синтакси­ческий параллелизм, порядок слов), комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи.

8. Интонация и логическое ударение (1 час)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Из них

Зачетные и диагностические занятия

Примечание

1-2

Текстоведение как раздел лингвистики. Смысловые типы текстов

2

   

3-4

Текст. Признаки текста

Целостность и связность как основные признаки текста.

Модальность текста.

Система текстов.

2

   

5-6

Единицы текста

Композиционно- стилистическая структура текста:

-предложения:
- абзацы,
- параграфы,
- разделы,
- главы,
- подглавы,
- страницы
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста

синтак­сическая (внутренняя) структура текста. - высказывание , микротема и сверхфразовое единство

2

1

 

7-8

Основные правила построения текста.

Трехчастная структура текста

2

1

 

9-10

11

12

13

 Тема , идея, проблема текста.

Тема текста

Темы широкие и узкие.

Рема.

Основная мысль текста. Контекст. Подтекст. Затекст.

Идея текста. Как её сформулировать.

Проблема текста.

Заглавие, его функции

2

1

1

1

   

14

Типы связи.

Последовательная связь,

Параллельная. Признаки цепной и параллельной связи.

1    

15-16

Основные средства связи пред­ложений в тексте: лексические (лексический повтор, синони­мы, антонимы), морфо­логические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия), синтаксиче­ские (вводные слова, синтакси­ческий параллелизм, порядок слов), комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи.

2

   

17

Интонация и логическое ударение 1    

Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Предметные результаты

Виды деятельности учащихся

Формирование УУД

Кол-во часов и дата

проведения

коррекция


 

1-2

Текстоведение как раздел лингвистики.

Смысловые типы текстов

Знать о текстоведении 

как разделе лингвистики; знать общее представление о тексте. Различать текст и не текст уметь определять тип и стиль речи на примере представленных текстов.
уметь применять новые знания и практические умения .

Отвечают на вопросы учителя,

Составление сравнительной таблицы,

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

2

   

3-4

Текст. Признаки текста

Целостность и связность как основные признаки текста.

Модальность текста.

Система текстов.

Виды сообщения в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая

Усвоить основные признаки текста  знать основные признаки текста ; Знать , что признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве. уметь аргументированно доказывать их наличие при анализе текста;


 

Работа с текстом, Составление различных планов к любому из предложенных текстов.

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: узнать отличительные признаки текста основные термины и понятия

связей,

выполнять проекты в устной и письменной форме;

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

взаимодействовать со сверстниками;

.

2

   

5-6

Единицы текста

Композиционно- стилистическая структура текста:

-предложения:
- абзацы,
- параграфы,
- разделы,
- главы,
- подглавы,
- страницы
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста

синтак­сическая (внутренняя) структура текста. - высказывание , микротема и сверхфразовое единство

Дать представление  о  связях слов между предложениями

Отработать на практике умение учащихся находить признаки текста,  определять средства связи.

Выполняют Анализ текста

Личностные: формировать навыки анализа и сопоставления.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять изобразительно-выразительные явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста.

Коммуникативные: владеть диалогическойи монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

1

   

7-8

Основные правила построения текста.

Трехчастная структура текста

Уметь составлять текст на основе понимания его структуры (три части).

Составляют текст по данному плану.

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

2

   

9-10

11

12

13

 Тема , идея, проблема текста.

Тема текста

Темы широкие и узкие.

Рема.

Основная мысль текста. Контекст. Подтекст. Затекст.

Идея текста. Как её сформулировать.

Проблема текста.

Заглавие,его функции

Уметь определять тему текста .

знать понятия «Тема, идея, проблема текста», умение различать их и выделять из текста.

Знать понятие «основная мысль текста»;,уметь находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.

Уметь определять тему и идею текста. Научиться понимать и формулировать идею текста совершенствовать умение определять тему и идею текста.
 

Знать функции заголовка

Уметь подбирать заглавие,отражающее тему или основную мысль текста

.

Работа с текстом, пересказ распознают текст и строят текст в соответствии с заданной темой, определяют темы

Определяют, какой из приведенный планов соответствует названию текста.  восстанавливают последовательность предложений

Определяют тему , идею представленного текста.

Составляют текст сочинения-миниатюры

Личностные

Уметь слушать и вступать в диалог

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативные

Проявлять любознательность при получении знаний

Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивные

Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"

Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания

Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

     

14

Типы связи.

Последовательная связь,

Параллельная. Признаки цепной и параллельной связи.

Знать типы связи. Уметь различать цепную и параллельную связь. Знать признаки цепной и параллельной связи.

определить вид связи предложений

 Составляют текст с использованием каждого из типов связи

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Познавательные: анализировать и обобщать на основе теоретических фактов;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;

     

15-16

Основные средства связи пред­ложений в тексте: лексические (лексический повтор, синони­мы, антонимы), морфо­логические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия), синтаксиче­ские (вводные слова, синтакси­ческий параллелизм, порядок слов), комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи.

изучить способы связи предложений в тексте;

уметь находить средства связи предложений в тексте.

 

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме;

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

взаимодействовать со сверстниками;

2

   

17

Интонация и логическое ударение

Научиться определять предложение по интонации

Уметь владеть голосом, интонационной Дать понятие об интонации и ее основных элементах.
2. выразительностью предложений при чтении,

тренировать слуховую и зрительную память при прослушивании чтения учителем рассказа,

Устанавливают зависимость между интонацией и смыслом предложения; смыслом предложения и логическим ударением.

Личностные: оптимистически воспринимать мир; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

1

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации