Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 3 классе «К тайнам слова»

7
0
Материал опубликован 5 July 2018 в группе

Программа внеурочной деятельности «К тайнам слова»

3 класс

Автор:

Чаликова Любовь Ивановна,

учитель высшей категории

МОУ Лицей №9

Волгоград

Пояснительная записка

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.

Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.

Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.

Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.

Расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти.

Отличительные особенности программы

К отличительным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

Основными принципами, которые лежат в основе создания данной программы являются следующие:

1. Принцип связи занятий с уроками обучения грамоте и русского языка. Опираясь на знания, полученные на данных уроках, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно быть ориентировано на индивидуальные особенности каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Данная программа рассчитана на детей 8,5-9,5 лет (третьеклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат:

Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Участие в школьных олимпиадах

Личностный результат: программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Метапредметный результат: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметный результат:

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.

Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.

Результативность: программа считается освоенной, если учащийся посетил не менее половины занятий и участвовал в 2-х зачётных мероприятиях.

Формы подведения итогов: участие детей в зачётных мероприятиях

Олимпиада

Конкурс «Турнир для грамотных ребят»

Викторина «Умники и умницы»

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

 

Развитие речи

Речь. Техника и выразительность речи.

 

25

 

 

1

Слово

 

 

5

 

 

Текст

 

 

9

Работа с картиной

4

4

Культура общения

 

2

2

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

Правописание безударных гласных в корне слова

6

 

 

1

Правописание парных согласных в корне слова

 

1

Непроизносимые согласные

 

1

Удвоенные согласные

 

1

Разделительный ъ и ь знаки.

 

1

Состав слова

 

1

3

Итоговые мероприятия

Конкурс «Турнир для грамотных ребят»

3

 

 

1

Конкурс «Знатоки русского языка»

 

1

Олимпиада

 

1

 

Итого

 

34

 

34

Содержание программы

Развитие речи (25 ч)

Речь. Техника и выразительность речи (1 час)

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.

Основной тон, смысловое (логическое) ударение, громкость, темп высказывания, их соответствие коммуникативной задаче (основной мысли)

Слово (5 часов)

Слово. Слово имеет значение. Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Многозначные слова. Архаизмы. Прямое и переносное значения слова. Фразеологизмы. Изобразительные средства языка: сравнения, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

 

Текст (9 часов)

Текст. Типы текстов: рассуждение – объяснение, рассуждение – доказательство, сравнительное описание. Художественный и научный тексты. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Деление текста на части.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Работа с картиной (8 часов)

Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

Культура общения (2 часа)

Закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

 

Правописание (формирование навыков грамотного письма) (6 часов)

Правописание безударных гласных в корне слова (1 час)

Роль ударения в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением).

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

Правописание парных согласных в корне слова (1 час)

Парные по звонкости-глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных согласных.

Непроизносимые согласные (1 час)

Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.

Удвоенные согласные (1 час)

Весёлые рифмовки для запоминания слов с удвоенной согласной. Удвоенные согласные на стыке разных морфем.

Разделительный ъ и ь знаки (1 час)

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед гласными буквами. Наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака.

Состав слова (1 час)

Наблюдение за строением слов на наглядно-образных моделях. Значения приставок и суффиксов.

Методическое обеспечение

Занятие 1. Правильная речь. Как говорят другие? Виды общения.

Знакомим школьников с тем, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению. Неправильная же речь, то есть речь с ошибками, затрудняет понимание одного человека другим.

Анализ текста «Где спрятался кот?». Игра «Испорченный телефон».

Занятие 2. Путешествие в страну слов. Слово или не слово.

Объяснение значений слов парта, карандаш, пастух, малина, берёза). И. Токмакова «Плим» (слово или не слово?). Игры «Пятый лишний», «Составь слово». Стих – шутка «Про овощи» Н. Кончаловского. Ю.Ермолаев «Незнакомое слово». 

Занятие 3. О самых дорогих словах.
Беседа о Родине, России, Волгограде. Из истории (откуда произошло слово «родина»). «Если скажут слово «родина»… А. Александрова . Игры «Собери пословицу», «Расшифруй названия городов». «Волшебные слова» по П. Гамарра (мир, мама)

Занятие 4. Добрые слова
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Из истории (слово «здравствуйте») «Невежливая вежливость» И. Кульская.
Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему: В. Осеева «Волшебное слово» , «Расколдованное слово» Н. Семин («пожалуйста») , Слова извинения: извините, простите. «Простите» Н. Юсупов.

Занятие 5. Тематические группы слов.
Распределение слов в тематические группы: дни недели, месяцы. Загадки. Дополнение словами. «Сказка про краски» Е. Руженцева. «Разговор красок» М. Стоян. Загадки – шутки.

Занятие 6. Азбука вежливости. Как писать письмо.
Закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Занятие 7. Происхождение и значение слова. Лексическое значение слова.
Дать понятие о лексическом значении слов, вести работу с толковыми словарями русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»


Занятие 8. Куда переносят переносные значения? Крылатые слова
Знакомство с прямым и переносным значением многозначных слов. Отрывки из произведений А.Пушкина, В.Леви. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Занятие 9. Тема текста, основная мысль, опорные слова .

Работа с текстами, выделение главной мысли текста, определение темы, подбор пословиц. Выделение опорных слов текста, угадывание известной сказки по опорным словам, сочинение сказки по опорным словам.

Занятие 10. Типы текста.

Знакомство с тремя типами текстов. Определение типа текста по началу. Озаглавливание текста. Зависимость заглавия от типа текста.

Занятие 11. Изобразительные средства языка. Сравнение. Метафора. Олицетворение.

Знакомство с изобразительными средствами языка на примере текстов художественных произведений.

Занятие 12. Изобразительные средства языка. Сравнение. Метафора. Олицетворение.

Знакомство с изобразительными средствами языка на примере текстов художественных произведений. Сочинение загадок.

Занятие 13. Связь между предложениями в тексте. Работа с деформированным текстом.

Занятие 14. Творческое редактирование текста.

Творческая работа.

Занятие15. Структура текста. Понятие о микротеме.

Наблюдение над частями текста. Рассказ Л.Н.Толстого «Собака и её тень». Собирание текста из разных частей.

Занятие 16. План. Виды плана. Составление планов различных видов.

Словесный план, картинный план. Составление плана сказки «Лисичка-сестричка и волк», собирание текста по плану.

Занятие 17. Турнир для грамотных ребят.

Занятие 18. Работа с картинами

Знакомство с работой по картине.

Занятие 19. Работа с картиной Т.Мавриной «Васильки на окне»

Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания

Занятие 20. Работа с картиной Татьяны Мавриной «Костер во дворе».

Занятие 21. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябина».

Занятие 22. Работа с картиной Кузьмы Петрова – Водкина «Утренний натюрморт»

Занятие 23. Работа с картиной Анри Матисса «Разговор»

Занятие 24. Работа с картиной В. Серова «Портет Мики Морозова». Устное сочинение.

Занятие 25. Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Пословицы. Варианты начала басни. Текст сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»

Занятие 26. Устное сочинение по картине Огюста Ренуара «Девочка с лейкой»

Занятие 27-28. Культура общения. Культура приветствия, обращения и знакомства. Игра «Волшебные слова», Путешествие в страну Общения.

Занятие 29. Правописание безударных гласных в корне слова.

Игра «Волшебный клубок орфограмм».

Занятия 30. Правописание парных согласных на конце и в середине слова.

В стране «Двойняшек» (парные согласные на конце слов). Сказка про «Ошибку».Дидактические игры, тренировочные упражнения.

Занятие 31. Конкурс «Знатоки русского языка»

Занятия 30. Правила о непроизносимых согласных.
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Занятие 31. Удваиваем согласную там, где нужно.

Загадки-складки. Тренировочные упражнения.

Занятия 32. Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

Употребление разделительных мягкого и твёрдого знаков. Игра на правописание ъ и ь в словах.

Занятие 33. Состав слова.

Дерево из слов. Сложные слова.

Занятие 34. Олимпиада.

Литература

Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО, 2004.

Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005.

Занимательная грамматика. – М.: Омега, 1995.

Костылёва О.Г. Учись быть вежливым: 1 класс. – М.: Чистые пруды, 2006.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации