Программа внеурочной деятельности «Робототехника» для 2-3 классов
Содержание рабочей программы
№ п/п |
Содержание |
стр. |
1. |
Паспорт рабочей программы |
2 |
2. |
Пояснительная записка |
3 |
3. |
Содержание внеурочной деятельности |
6 |
4. |
Календарно-тематическое планирование |
10 |
5. |
Планируемые результаты |
17 |
6. |
Результаты освоения УУД |
18 |
7. |
Учебно-методическое обеспечение |
21 |
8. |
Лист изменений и дополнений |
22 |
Паспорт рабочей программы
Тип программы программа начального общего образования
Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ «СОШ №6» программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ «СОШ №6» программа является основанием для определения качества реализации начального общего образования
Категория обучающихся: учащиеся 2- 3 класса МБОУ « СОШ №6»
Сроки освоения программы: 2017-2019 учебный год
Объем учебного времени: 17 часов
В соответствии с учебным планом, предполагающим 34 рабочих недели. Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика» № 113 от 30.08.2016 года.
Форма обучения: очная
Режим работы: 0,5 часа в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету робототехника составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 06.10.2009. № 373
2. Закона Российской Федерации «Об образовании» 2013г. (статья 12 ,13).
3.Учебного плана МБОУ «СОШ № 6 на 2016-2017 учебный год.
4. Программное обеспечение LEGO Education WeDo, комплект занятий, книга для учителя
Цель программы
создание условий для формирования у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования и основ программирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка, формирование ранней профориентации.
Задачи программы
Обучающие:
формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации
изучение основ механики
изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения моделей из деталей конструктора
изучение основ алгоритмизации и программирования в ходе разработки алгоритма поведения робота/модели
реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой
Развивающие:
формирование культуры мышления, развитие умения аргументированно и ясно строить устную и письменную речь в ходе составления технического паспорта модели
развитие умения применять методы моделирования и экспериментального исследования
развитие творческой инициативы и самостоятельности в поиске решения
развитие мелкой моторики
развитие логического мышления
Воспитательные:
развитие умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели
воспитание настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
Обучение с LEGO ® Education ВСЕГДА состоит из 4 этапов:
Установление взаимосвязей,
Конструирование,
Рефлексия,
Развитие.
Установление взаимосвязей
При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Используйте эти анимации, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия. В «Рекомендациях учителю» к каждому занятию предлагаются и другие способы установления взаимосвязей.
Конструирование
Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
Рефлексия
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Методы обучения, используемые для реализации содержания рабочей программы:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения
Учащиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.
Репродуктивный метод обучения
Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении
Прежде чем излагать материал, перед учащимися необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Учащиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично-поисковый, или эвристический
метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов.
Исследовательский метод обучения
обучаемые самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологии обучения:
-ИКТ
-здоровьесберегающие;
-игровые технологии.
Проверка и оценка результатов обучения осуществляется через следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый, которые предусматривают фронтальную и индивидуальную форму контроля (устную и письменную).
Направленность дополнительной образовательной программы
По направленности программа относится к научно-технической. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся.
Новизна и актуальность
Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания школьников и даже дошкольников. Развитие образовательной робототехники в России сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и дополнительной системы образования. Образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, дает возможность учащимся создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.
В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, одним из которых является конструктор LEGO WeDo. Работа с образовательными конструкторами LEGO WeDo позволяет учащимся в форме игры исследовать основы механики, физики и программирования. Разработка, сборка и построение алгоритма поведения модели позволяет учащимся самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, в том числе робототехники, электроники, механики, программирования, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике.
Возраст участников и сроки реализации
Дополнительная образовательная программа «Образовательная робототехника на базе конструктора «LEGO WeDo» рассчитана на два года реализации и предназначена для освоения младшими школьниками 8-11 лет.
Структура образовательного процесса
Образовательная программа рассчитана на один год обучения. В группы принимаются все желающие. Специального отбора не проводится.
Программа состоит из трех основных разделов:
«Я конструирую»
«Я программирую»
«Я создаю»
Содержание внеурочной деятельности «Я конструирую»
В ходе изучения тема раздела «Я конструирую» учащиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам конструирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре:
Тема 1. Введение. Мотор и ось.
Знакомство с конструктором LEGO, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой программирования, с основными этапами разработки модели. Знакомство с понятиями мотор и ось, исследование основных функций и параметров работы мотора, заполнение таблицы. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к LEGO-коммутатору. Разработка простейшей модели с использованием мотора – модель «Обезьяна на турнике». Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического паспорта модели.
Тема 2. Зубчатые колеса.
Знакомство с элементом модели зубчатые колеса, понятиями ведущего и ведомого зубчатых колес. Изучение видов соединения мотора и зубчатых колес. Знакомство и исследование элементов модели промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая передача и повышающая зубчатая передача, их сравнение, заполнение таблицы. Разработка модели «Умная вертушка» (без использования датчика расстояния). Заполнение технического паспорта модели.
Тема 3. Промежуточное зубчатое колесо.
Знакомство с элементом модели коронное зубчатое колесо. Сравнение коронного зубчатого колеса с зубчатыми колесами. Разработка модели «Рычащий лев» (без использования датчиков). Заполнение технического паспорта модели.
Тема 4. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.
Знакомство с элементом модели коронное зубчатое колесо. Сравнение коронного зубчатого колеса с зубчатыми колесами.
Тема 5. Шкивы и ремни.
Знакомство с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив. Знакомство с элементом модели перекрестная переменная передача. Сравнение ременной передачи и зубчатых колес, сравнений простой ременной передачи и перекрестной передачи. Исследование вариантов конструирования ременной передачи для снижение скорости, увеличение скорости. Прогнозирование результатов различных испытаний. Разработка модели «Голодный аллигатор» (без использования датчиков). Заполнение технического паспорта модели.
Тема 6. Перекрестная ременная передача
Знакомство с элементом модели ременная передача, исследование механизма, выявление функций червячного колеса. Прогнозирование результатов различных испытаний. Сравнение элементов модели червячная передача и зубчатые колеса, ременная передача, коронное зубчатое колесо.
Тема 7. Кулачковый механизм.
Знакомство с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Способы применения кулачковых механизмов в разных моделях: разработка моделей «Обезьянка-барабанщица», организация оркестра обезьян-барабанщиц, изучение возможности записи звука. Закрепление умения использования кулачкового механизма в ходе разработки моделей «Трамбовщик» и «Качелька». Заполнение технических паспортов моделей.
Тема 8. Датчик расстояния.
Знакомство с понятием датчика. Изучение датчика расстояния, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, исследование чувствительности датчика расстояния. Модификация уже собранных моделей с использованием датчика рас-стояния, изменение поведения модели. Разработка моделей «Голодный аллигатор» и «Умная вертушка» с использованием датчика расстояния, сравнение моделей. Соревнование роботов «Кто дольше». Дополнение технических паспортов моделей.
Тема 9. Датчик наклона.
Знакомство с датчиком наклона. Исследование основных характеристик датчика наклона, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, заполнение таблицы. Разработка моделей с использованием датчика наклона: «Самолет», «Умный дом: автоматическая штора». Заполнение технических паспортов моделей.
«Я программирую»
В ходе изучения тем раздела «Я программирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью.
Тема 1. Алгоритм. Блок "Цикл".
Знакомство с понятием алгоритма, изучение основных свойств алгоритма. Знакомство с понятием исполнителя. Изучение блок-схемы как способа записи алгоритма. Знакомство с понятием линейного алгоритма, с понятием команды, анализ составленных ранее алгоритмов поведения моделей, их сравнение. Знакомство с понятием цикла. Варианты организации цикла в среде программирования LEGO. Изображение команд в программе и на схеме. Сравнение работы блока Цикл со Входом и без него. Разработка модели «Карусель», разработка и модификация алгоритмов управляющих поведением модели. Заполнение технического паспорта модели.
Тема 2. Блок "Прибавить к экрану".
Знакомство с блоком «Прибавить к экрану», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка программы «Плейлист». Модификация модели «Карусель» с изменение мощности мотора и применением блока «прибавить к экрану».
Тема 3. Блок "Вычесть из Экрана".
Знакомство с блоком «Вычесть из экрана», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка модели «Ракета». Заполнение технического паспорта модели.
Тема 4. Блок "Начать при получении письма".
Знакомство с блоками «Отправить сообщение» и «Начать при получении письма», исследование допустимых вариантов сообщений, прогнозирование результатов различных испытаний, обсуждение возможных вариантов применения этих блоков. Разработка модели «Кодовый замок». Заполнение технического паспорта модели.
«Я создаю»
В ходе изучения тем раздела «Я создаю» обучающиеся знакомятся с разделом «Забавные механизмы», основной предметной областью которого является физика.
Тема 1. Забавные механизмы Разработка модели «Танцующие птицы».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. На занятии учащиеся знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами.
Тема 2. Забавные механизмы Разработка модели «Умная вертушка»
На занятии «Умная вертушка» ученики исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Технология. Проектирование. Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Технология. Реализация проекта. Создание и испытание модели устройства для запуска волчка. Модификация конструкции модели (установка различных зубчатых колёс) с целью изменения скорости и продолжительности вращения волчка.
Тема 3. Забавные механизмы «Обезьянка барабанщица»
Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Учащиеся изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым, заставляя, руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением.
Тема 4. Звери «Голодный аллигатор»
Учащиеся конструируют и программируют механического аллигатора, который мог бы открывать и захлопывать свою пасть и одновременно издавать различные звуки. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение систем шкивов и ремней (ременных передач) и механизма замедления, работающих в модели. Изучение жизни животных.
Тема 5. Звери «Рычащий лев»
Учащиеся должны построить модель механического льва и запрограммировать его, чтобы он издавал звуки (рычал), поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится.
Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Ознакомление с работой коронного зубчатого колеса в этой модели. Изучение потребностей животных.
Тема 6. Я создаю Творческая работа
Проектирование. Создание и программирование моделей на свободную тему, с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Защита проекта. Устное или письменное общение с использованием специальных терминов.
Тема 7. Я создаю «Горилла и бананы»
Учащиеся должны построить модель механического гориллы и запрограммировать её, чтобы он издавал звуки, поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и встает, срывая бананы. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Работа с зубчатым колесом в этой модели. Изучение потребностей животных.
Тема 8. Я создаю «Порхающая птаха»
Учащиеся программируют, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли. Используют датчики наклона и расстояния. Механические передачи (повторение). Программирование и совершенствование механизма.
Футбол
Раздел Футбол сфокусирован на математике.
Тема 9. Я создаю «Нападающий»
Учащиеся работают над механическими передачами и датчиками (повторение). Программирование и совершенствование механизма. На занятии с «Нападающим» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик.
Тема 10. Я создаю «Вратарь»
Учащиеся развивают умение собрать модель по инструкции и составить программу в среде WeDo,
которая обеспечит решение поставленной задачи. Навыки командной работы. Отработка механических передач, работа с датчиками (повторение). Программирование и совершенствование механизма. Блоки.
Тема 10. Я создаю «Ликующие болельщики»
Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы и подпрыгивать на месте. На занятии отрабатывается изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение кулачкового механизма, работающего в модели. Понимание основных принципов проведения испытаний и их обсуждение.
Приключения
Тема 11. Я создаю «Спасение самолёта»
Учащиеся построят и запрограммируют модель самолета, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолета. Развитие речи через задание учащимся совместно придумать общий рассказ.
Тема 11. Я создаю «Спасение от великана»
Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать модель механического великана, который встает, когда его разбудят. Отработка изменений поведения модели: установка датчика расстояния и программирование реакции великана на появление вблизи него каких-либо объектов. Создать сценарий спектакля, сыграть его.
Тема 11. Я создаю «Непотопляемый парусник»
Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать модель парусника, которая способна покачиваться вперёд и назад, как будто она плывёт по волнам, что будет сопровождаться соответствующими звуками. На занятии учащиеся изучают процесс передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучают зубчатые колёса и понижающие зубчатые передачи, работающих в данной модели.
Тема 12. Я создаю «Мой проект»
Используя полученные знания, учащиеся создают свой проект. Моделируют, программируют и испытывают свою модель.
Тема 13. Программа LEGO Digital Designer
освоение компьютерной 3D программы, используя схемы создавать модели. Учиться программировать и создавать собственные изделия
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Название разделов, тем |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
Обеспечение |
|
Введение. Мотор и ось. |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Знакомство с мотором и осью через программное обеспечение «Первые шаги» Постройте модель, показанную на схеме. Кабель, идущий от мотора, подсоедините к ЛЕГО-коммутатору. программируют: Начало, Мотор по часовой стрелке. Блок «Начало». Мотор работает. Ось крутится. Чтобы остановить выполнение программы и выключить мотор, нажмите кнопку Стоп. |
конструктор «LEGO WeDo», программа LEGO Digital Designer компьютер |
||
|
Зубчатые колеса. |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение модели. Кабель, идущий от мотора, подсоединить к ЛЕГО-коммутатору. программируют: Начало, Мотор против часовой стрелки. Блок «Начало». Ведущее зубчатое колесо вращается против часовой стрелки. Ведомое зубчатое колесо вращается по часовой стрелке. |
|||
|
Промежуточное зубчатое колесо |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение и программирование модели. Ведущее зубчатое колесо (первое 24-зубое колесо) вращается против часовой стрелки. Меньшее, промежуточное зубчатое колесо, вращается по часовой стрелке. Второе 24-зубое колесо вращается против часовой стрелки. |
|||
|
Понижающая зубчатая передача Повышающая зубчатая передача |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение и программирование модели. Меньшее, ведущее зубчатое колесо быстро вращается в одном направлении. Большее, ведомое зубчатое колесо, вращается медленнее и в противоположном направлении. Мотор включен на одну секунду. Меньшее, ведомое зубчатое колесо, вращается с большей скоростью в противоположном направлении. Мотор включается на две секунды, после чего выключается. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Знакомство с устройством программы, рабочей платформой, панелью инструментов. |
|||
|
Шкивы и ремни. |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение и программирование: Начало, Мощность мотора. (Наведите указатель мыши на число 10 во Входе Число. Наберите на клавиатуре 5 Вместо числа 10 появится 5. Щёлкните на Блоке «Начало».) Мотор включится, и будет работать при мощности, составляющей половину от максимальной. Уровень мощности можно изменять в диапазоне от 0 до 10. |
|||
|
Перекрестная ременная передача |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение и программирование: Шкив, насаженный на ось мотора, вращается. Шкив приводит в движение надетый на него ремень. Ремень вращает второй шкив. Отработка снижения и повышения скорости. |
|||
|
Кулачковый механизм. |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение и программирование: При вращении кулачка, колесо над кулачком движется вверх-вниз, отслеживая форму кулачка. Вращение кулачка создает колебательное движение колеса и его оси. |
|||
|
Датчик расстояния |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение и программирование. Испытание датчика - отслеживает расстояние до объекта и сообщает его компьютеру. |
|||
|
Датчик наклона. |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение и программирование. Испытание датчика отслеживает наклон модели и сообщает его компьютеру. |
|||
|
Алгоритм. Блок "Цикл". |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Изучить чем отличается работа Блока Цикл со Входом и без него? Блок Цикл повторяется бесконечно, и чтобы его остановить, потребуется нажать кнопку Стоп. Блок Цикл со Входом повторяется только указанное Входом количество раз, а затем выполнение программы продолжается. Знакомятся с понятием алгоритм. |
|||
|
Блок "Прибавить к экрану". |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Выполнение программирования команда «Прибавить к экрану» |
|||
|
Блок "Вычесть из Экрана". |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Выполнение программирования команда «Вычесть из экрана» |
|||
|
Блок "Начать при получении письма". |
Знакомство с возможностями конструктора «LEGO WeDo» Выполнение программирования команда "Начать при получении письма". |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Работа по сборке моделей по заданной схеме. Используя детали лего- конструктора. |
|||
|
Забавные механизмы Разработка модели «Танцующие птицы». |
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Сборка по схеме. Обсуждение образа жизни птиц. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Знакомство с ЛЕГО. Первые механизмы. Блоки, их виды. Игра «Мы – строители» Фантазийной конструирование. |
|||
|
Забавные механизмы Разработка модели «Умная вертушка» |
Создание и испытание модели устройства для запуска волчка. Модификация конструкции модели (установка различных зубчатых колёс) с целью изменения скорости и продолжительности вращения волчка. Знакомство с тем, как количество зубьев и диаметр зубчатого колеса влияет на скорость вращения волчка. Сравнение большого и маленького зубчатых колёс, установление соотношения между их диаметром, количеством зубьев и скоростью вращения. Общение в устной или в письменной форме с использованием соответствующего словаря. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Забавные механизмы «Обезьянка барабанщица» |
Создание и испытание модели барабанящей обезьянки. Модификация конструкции модели путём изменения кулачкового механизма с целью изменения ритма движений рычагов. Программирование соответствующего звукового сопровождения, чтобы поведение модели стало более эффектным. Понимание того, как количество и положение кулачков влияет на ритм ударов. Понимание и использование числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора. Общение в устной или в письменной форме с использованием соответствующего словаря. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Я создаю «Мой проект» |
Игра «Мы строители» на основе полученных знаний и умений создать собственный проект. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Звери «Голодный аллигатор» |
Построение модели аллигатора и ее испытание. Усложнение поведения за счет установки на модель датчика расстояния и синхронизации звука с движением модели. Понимание того, как расстояние между объектом и датчиком расстояния связано с показаниями датчика. Понимание и использование числового способа представления звука и продолжительности работы мотора. Подготовка и представление доклада об аллигаторе с использованием его модели. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Устное и письменное общение с использованием специальных терминов. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Постановка сценария |
Написание сценария с диалогами для трёх главных героев: Маши, Макса и аллигатора. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Письменное и устное общение с использованием специальных терминов. |
|||
|
Звери «Рычащий лев» |
Создание и испытание движущейся модели льва. Усложнение поведения путем добавления датчика наклона и программирования воспроизведения звуков синхронно с движениями льва. Понимание того, как при помощи зубчатых колёс можно изменить направление движения. Понимание и использование числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Игра «Мы строители» сборка по схеме дом и ферма, использование вкладки «Животные» обсуждение темы домашние животные. |
|||
|
Я создаю. Звери. «Горилла и бананы» |
Создание и испытание движущейся модели гориллы. Усложнение поведения путем добавления датчика наклона и программирования воспроизведения звуков синхронно с движениями животного. Понимание и использование числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Я создаю «Мой проект» |
Игра «Мы строители» на основе полученных знаний и умений создать собственный проект. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
3 класс |
|||||
|
Введение. Повторим первые шаги. |
Вспомнить возможностями конструктора «LEGO WeDo» Построение и программирование модели. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Игра «Мы строители» сборка по схеме. Создание проекта «Мой Зоопарк». |
|||
|
Я создаю Звери «Порхающая птаха» |
Создание и тестирование движения птицы. Усложнение поведения птицы путём установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движениями птицы. Понимание того, каким образом изменяется угол наклона головы и хвоста птицы, когда она поворачивается. Понимание и использование числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора с точностью до десятых долей секунды. Подготовка и представление доклада о птицах с использованием модели птицы. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Устное и письменное общение с использованием специальных терминов. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Постановка сценария |
Написание сценария с диалогами для трёх главных героев: Маши, Макса и птицы. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Письменное и устное общение с использованием специальных терминов. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Игра «Мы строители» сборка по схеме. Создание проекта «Мой Зоопарк». |
|||
|
Я создаю. Футбол «Нападающий» |
Построение модели футболиста и испытание её в действии. Изменение поведения футболиста путём установки на модель датчика расстояния. Предварительная оценка и измерение дальности удара (расстояние, на которое улетает бумажный шарик после удара) в сантиметрах. Использование чисел при программировании длительности работы мотора и понимание сути этой операции. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Я создаю. Футбол «Вратарь» |
Построение модели механического вратаря и испытание её в действии. Использование Входа Случайное число для установления обратной связи. Усложнение поведения вратаря путём установки на модель датчика расстояния и программирования системы автоматического ведения счёта игры. Подсчёт отбитых ударов, промахов и пропущенных голов. Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Усвоение понятия случайных величин и их использование при программировании. Использование чисел при программировании системы автоматического ведения счёта игры. Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. Выполнение проекта: предварительная оценка и измерение дальности удара (расстояние, на которое улетает бумажный шарик после удара) в сантиметрах. Использование чисел при программировании длительности работы мотора и понимание сути этой операции. |
|||
|
Программирование и испытание |
||||
|
Проект «Математика вокруг нас» |
||||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Игра «Мы строители» создание футбольного поля с болельщиками и игроками по известным схемам |
|||
|
Я создаю. Футбол «Ликующие болельщики» |
Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Реализация проекта. Построение модели ликующих болельщиков и испытание её в действии. Изменение поведения болельщиков путём установки на модель датчика расстояния. Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Понимание и применение принципов количественной оценки качественных параметров. Устное и письменное общение с использованием специальных терминов. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Создание и постановка сценария |
Ввести понятие комментатор. Продумать героев своего сценария, озвучивание. Постановка сценария. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Игра «Мы строители» Создание по схеме машины. Обсудить виды транспорта. |
|||
|
Я создаю «Спасение самолёта» |
Построение модели самолёта, испытание её движения и уровня мощности мотора. Усовершенствование модели самолёта путём программирования звуков, зависящих от показаний датчика наклона. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Создание и постановка сценария |
Написание сценария с диалогами для трёх главных героев: Маши, Макса и Пилота. Возможно, придумать диких животных и добавить в сценарий новых героев. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Письменное и устное общение с использованием специальных терминов. |
|||
|
Я создаю «Спасение от великана» |
Построение модели великана и испытание её в действии. Изменение поведения модели: установка датчика расстояния и программирование реакции великана на появление вблизи него каких-либо объектов. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Создание и постановка сценария |
Написание сценария с диалогами для трёх главных героев: Маши, Макса и Великана. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Письменное и устное общение с использованием специальных терминов. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Игра «Мы строители» Создание конструкции «замок» и великан |
|||
|
Я создаю «Непотопляемый парусник» |
Построение модели лодки, испытание её в движении и проверка работы мотора при разных уровнях мощности. Установка датчика наклона и программирование воспроизведения звуков синхронно с сигналами, поступающими от датчика для усложнения поведения модели лодки. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Создание и постановка сценария |
Написание сценария с диалогами для трёх главных героев: Маши, Макса и Капитана парусника. Возможно, придумать диких животных и добавить в сценарий новых героев. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Письменное и устное общение с использованием специальных терминов. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Игра «Мы строители» создание по схемам водный транспорт, разработка собственной схемы, запись её в меню. |
|||
|
Я создаю «Мой проект» |
Игра «Мы строители» придумать свой проект, создать алгоритм действий модели. |
|||
|
Программирование и испытание |
Создание алгоритма действий, программирование, испытание модели. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Разработка своего проекта «Мой робот» |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Программирование робота |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Создание пространства для своей конструкции, продумать сценарий. |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Защита проекта |
|||
|
Работа с программой LEGO Digital Designer |
Защита проекта |
Планируемые результаты
Знания, умения и навыки, формируемые у учащихся в конце первого года обучения
В результате освоения образовательной программы учащиеся должны знать:
Принципы построения механизмов, ременных и зубчатых передач из конструктора Лего.
Инструкцию работы с блоком LEGO WEDO.
Инструкцию по работе с программой LEGO Digital Designer
Названия блоков алгоритмов, их обозначение и применение.
Названия и обозначение программных блоков программы LEGO Education WeDo, их назначение.
Конструктивные особенности моделей, технические способы описания конструкции модели, этапы разработки и конструирования модели;
Правила безопасности труда.
Должны уметь:
Собирать конструкции роботов из конструктора Лего по готовым схемам.
Разрабатывать и собирать собственные конструкции.
Управлять блоком LEGO Education WeDo: запускать программы на выполнение, удалять программы, проверять работоспособность датчиков.
Работать с программой: открывать и сохранять файл с программой LEGO Digital Designer, загружать программу в блок, уметь выбирать программные блоки из палитры, изменять их свойства, пользоваться средствами помощи.
Составлять алгоритм работы.
По алгоритму составлять программу.
Выполнять отладку программы.
Знания, умения и навыки, формируемые у учащихся в конце второго года обучения
В результате освоения образовательной программы учащиеся должны знать:
Основы механики, робототехники, программирования;
Новые технические термины и понятия;
Управлять блоком LEGO Digital Designer: запускать программы на выполнение, удалять программы, проверять работоспособность датчиков
Должны уметь:
Анализировать и выполнять поиск оптимальных решений;
Работать в команде;
Использовать приобретенные знания для творческого решения конструкторских задач в ходе коллективной работы над проектом на заданную тему;
Выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом, составлять технический паспорт модели, логически правильно и технически грамотно описывать поведение своей модели, интерпретировать двухмерные и трёхмерные иллюстрации моделей, осуществлять измерения, в том числе измерять время в секундах с точностью до десятых долей, измерять расстояние, упорядочивать информацию в списке или таблице, модифицировать модель путем изменения конструкции или создания обратной связи при помощи датчиков;
Владеть навыками проведения физического эксперимента, навыками начального технического конструирования, навыками составления программ.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций:
-
знать: способы выражения и отстаивания своего мнения, правила ведения диалога;
уметь: работать в паре/группе, распределять обязанности в ходе проектирования и программирования модели;
владеть: навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыками по совместной работе, коммуникации и презентации в ходе коллективной работы над проектом.
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера:
-
знать: этапы проектирования и разработки модели, источники получения информации, необходимой для решения поставленной задачи;
уметь: применять знания основ механики и алгоритмизации в творческой и проектной деятельности;
владеть: навыками проектирования и программирования собственных моделей/роботов с применением творческого подхода.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха:
-
знать: способы отладки и тестирования разработанной модели/робота;
уметь: анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе и устранять их;
владеть: навыками поиска и исправления ошибок в ходе разработки, составления технического паспорта, проектирования и программирования собственных моделей.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач:
-
знать: способы составления технического паспорта модели, способы записи алгоритма, способы разработки программы в среде программирования LEGO;
уметь: уметь читать технологическую карту модели, составлять технический паспорт модели, разрабатывать и записывать программу средствами среды программирования LEGO;
владеть: навыками начального технического моделирования, навыками использования таблиц для отображения и анализа данных, навыками построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач:
-
знать: способы описания модели, в том числе способ записи технического паспорта модели;
уметь: составлять технический паспорт модели, подготавливать творческие проекты и представлять их в том числе с использованием современных технических средств;
владеть: навыками использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для описания и представления разработанной модели.
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета:
-
знать: основные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в ходе технического творчества и проектной деятельности;
уметь: готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением в ходе представления своей модели;
владеть: навыками работы с разными источниками информации, подготовки творческих проектов к выставкам.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям:
-
знать: элементы и базовые конструкции модели, этапы и способы построения и программирования модели;
уметь: составлять технический паспорт модели, осуществлять анализ и сравнение моделей, выявлять сходства и различия в конструкции и поведении разных моделей;
владеть: навыками установления причинно-следственных связей, анализа результатов и поиска новых решений в ходе тестирования работы модели.
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих:
-
знать: основные этапы и принципы совместной работы над проектом, способы распределения функций и ролей в совместной деятельности;
уметь: адаптироваться в коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме, налаживать конструктивный диалог с другими участниками группы, аргументированно убеждать в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения в ходе групповой работы над совместным проектом;
владеть: навыками совместной проектной деятельности, навыками организация мозговых штурмов для поиска новых решений.
Предметные:
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности:
-
знать: основные элементы конструктора LEGO WeDo, технические особенности различных моделей, сооружений и механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
уметь: использовать приобретенные знания для творческого решения несложных конструкторских задач в ходе коллективной работы над проектом на заданную тему;
владеть: навыками создания и программирования действующих моделей/роботов на основе конструктора LEGO WeDo, навыками модификации программы, демонстрации технических возможностей моделей/роботов.
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
-
знать: конструктивные особенности модели, технические способы описания конструкции модели, этапы разработки и конструирования модели;
уметь: выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом, составлять технический паспорт модели, логически правильно и технически грамотно описывать поведение своей модели, интерпретировать двухмерные и трёхмерные иллюстрации моделей, осуществлять измерения, в том числе измерять время в секундах с точностью до десятых долей, измерять расстояние, упорядочивать информацию в списке или таблице, модифицировать модель путем изменения конструкции или создания обратной связи при помощи датчиков;
владеть: навыками проведения физического эксперимента, навыками начального технического конструирования, навыками составления программ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка, соревнование, внутригрупповой конкурс, презентация проектов обучающихся, участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях.
Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа по данному курсу, включающая в себя разработку технологической карты, составление технического паспорта, сборку и презентацию собственной модели на заданную тему.
Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.
Учебно-методическое обеспечение
Для достижения прогнозируемых в программе образовательных результатов необходимы следующие ресурсные компоненты:
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
инструкции по сборке (в электронном виде CD)
книга для учителя (в электронном виде CD)
экранные видео лекции, видео ролики;
информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;
мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии;
По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.
Дидактическое обеспечение
Дидактическое обеспечение программы представлено конспектами занятий и презентациями к ним.
Материально-техническое обеспечение программы
Компьютерный класс.
Наборы конструкторов:
Программное обеспечение LEGO Education WeDo , комплект занятий, книга для учителя
LEGO® Digital Designer 4.3 Readme
Фотоаппарат, Видеокамера, Интерактивная доска.
-
конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) - 1 шт.;
ресурсный набор LEGO Education WeDo – 1 шт.
Техника безопасности
Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности и расписываются в журнале. Педагог на каждом занятии напоминает обучаемым об основных правилах соблюдения техники безопасности.
- Список литературы
-
-
-
Государство заинтересовано в развитии робототехники [Электронный ресурс] – http://www.iksmedia.ru/news/5079059-Gosudarstvo-zainteresovano-v-razvit.html
ПервоРобот LEGO® WeDo™ Книга для учителя [Электронный ресурс]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4кл.) [Электронный ресурс] – http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
-
-
Ильина Оксана Геннадьевна
Веснина Ирина