Программа курса внеурочной деятельности «Черлидинг» (2–3 класс)
ЧЕРЛИДИНГ
Программа курса внеурочной деятельности
2 – 3 классов (2 год обучения)
2016 - 2017 г.
Автор-составитель:
Иванова Инна Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема формирования здорового образа жизни учащихся является одним из приоритетных направлений.
Одним из направлений работы по формированию у учащихся ценностного отношения к своему здоровью является обеспечение необходимой двигательной активности. Факультативные занятия выступают одной из форм обеспечения такой активности школьников и дополнительным средством оздоровления учащихся.
Занятия черлидингом являются одной из инновационных форм в системе внеклассной работы. Данное направление активно развивается в нашей стране, как в виде самостоятельных занятий школьников, так и как раздел танцевальной подготовки в кружках эстетической направленности.
Программа факультативных занятий «Черлидинг» позволяет учащимся познакомиться с новым направлением танцевальной подготовки и освоить его базовые элементы. Программа создана на основе программы «Федерации черлидинга Челябинской области».
Целью программы факультативных занятий «Черлидинг» является формирование физической культуры личности с учетом возрастных особенностей, обучение учащихся двигательным действиям танцевальной направленности, побуждение к проявлению творческих способностей, развитию лидерских качеств.
Содержание факультативных занятий позволяет решать следующие задачи:
1 .Образовательные:
1) формировать у учащихся знания об истории развития черлидинга, связи с другими видами искусства и спорта, методах и принципах обучения;
2) обучить школьников безопасному поведению на занятиях, в быту, при посещении массовых мероприятий;
3) научить занимающихся различать виды танца, определять специфические особенности каждого из них;
4) формировать у школьников умение грамотно подбирать движения для танцевального комплекса по черлидингу, умение создавать связки на основе изученных композиций.
2.Развивающие:
1) развивать воображение, произвольное внимание, зрительную память, глазомер учащихся;
2) развивать у учащихся чувство формы, ритма, восприятия, пространства, цвета и его преобразования, линий, контраста и т.д;
3) формировать у школьников необходимые двигательные умения и навыки, необходимые для занятий черлидингом.
3.Воспитательные:
1) содействовать становлению и развитию у учащихся потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
2) воспитывать у учащихся творческое отношение к работе, аккуратность, пунктуальность, дисциплинированность, настойчивость в достижении поставленных целей, решительность, чувство коллективизма, развивать лидерские качества.
Занятия черлидингом содействуют укреплению здоровья учащихся, профилактике нарушений осанки, инфекционных заболеваний, формированию стрессоустойчивости.
Программа рассчитана на 68 часов в год (два часа в неделю). Программа рассчитана на учащихся (девушек) II–III классов. Программа предполагает постепенное увеличение требований, предъявляемым к техническим приемам, уровню физической подготовки и уровню знаний занимающихся.
В II– III классах занятия черлидингом носят ознакомительный характер. Учащиеся осваивают простейшие танцевальные элементы, связки.
Основной формой работы является групповое занятие. Кроме групповых занятий по расписанию, занимающиеся должны ежедневно проводить утреннюю гимнастику, выполнять задания преподавателя по совершенствованию физической подготовки и отдельных технических приемов.
В процессе занятий у учащихся формируется бережное отношение к общественной собственности, чувство ответственности перед коллективом; школьники учатся сознательно и добросовестно относиться к своим обязанностям, уважать старших, налаживать дружеские отношения с товарищами, быть организованными и дисциплинированными.
Одним из важнейших требований, предъявляемым к факультативным занятиям по черлидингу, является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся.
Учащиеся зачисляются на факультативные занятия по заявлению родителей и при отсутствии медицинских противопоказаний. Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие допуск врача, заверенный подписью и личной печатью врача и печатью медицинского учреждения, не допускаются к участию в соревнованиях.
Содержание программы
2-3 класс
Теоретический раздел
Вводное занятие. Правила безопасного поведения учащихся на занятиях, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий и одежде занимающихся. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Организация занятий для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях (см. Приложение 1). Инструкция для занимающихся (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Понятие о здоровом образе жизни. Компоненты здорового образа жизни. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья человека.
Зарождение черлидинга.
История возникновения черлидинга. Развитие черлидинга на современном этапе.
Практический раздел
Базовые элементы черлидинга:
Положение тела.
Положения рук:
руки строго вниз, прижаты к туловищу;
руки или кулаки на бёдрах;
хай (высокое) V;
лоу (низкое)V;
Т;
ломанное Т;
тач-даун;
форвард Панч (удар кулаком вверх);
правая диагональ (правая рука вверху);
левая диагональ (левая рука вверх);
правое L; левое;
кинжалы;
лук и стрела;
К
Положения ног:
положения стоя (ноги вместе или врозь);
положения сидя (комбинация положения стоя с коротким выпадом вперёд, ноги врозь, колено согнуто, одно бедро слегка повёрнуто наружу, вес тела перенести на бедро);
передвижения (перекрещивание ног, положение «поп-ту»);
выбросы (махи) ног, как средство выделения слов чира, чанта или для того, чтобы поставить ногу в другое место;
выпады (стоя вправо, вперёд, назад);
стойка на колене (стойка на коленях, передняя стойка на колене);
положения сидя (ноги прямые, вытянутые вперёд, согнуты в индийском стиле, согнуты вниз, шпагат);
положения лёжа (ничком, навзничь).
Шпагат правый, левый, поперечный, полушпагаты правый и левый; мост.
Точность, чёткость, синхронность
Отработка чёткости:
кулаки на бёдрах, клеп 5-6-7-8;
тейбл топ;
хай V;
левоеL;
полная левая диагональ;
тач-даун;
правый хай V в положении выпад;
левый хай V в положении выпад;
лоуV.
Общая физическая подготовка (ОФП):
Упражнения для развития силы прямых и косых мышц живота, мышц позвоночника, мышц-разгибателей бедра, мышц предплечья.
Упражнения для развития гибкости и пластичности.
Упражнения для развития координационных способностей и вестибулярного аппарата.
Упражнения на расслабление .
Тестирование специальной физической подготовленности
(см. Приложение 2).
Постановочная работа:
Составление номера до 2,15 минут.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Раздача заданий для самостоятельного выполнения в летний период.
Ожидаемые результаты
Учащиеся2- 3-х классов должны знать:
1. Правила поведения на спортивных и других массовых мероприятиях.
2. Историю возникновения и развития черлидинга.
3. Правила безопасного поведения на занятиях, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий и одежде занимающихся.
Должны уметь:
1.Проявлять уважение и вежливость по отношению к спортсменам, руководителям команд, черлидерам и болельщикам, развивать дух спортивного сообщества.
2. Классифицировать виды черлидинга, по которым проводятся соревнования.
3. Выполнять танцевальные связки в темп музыки
4. Выполнять основные позиции рук и ног, используемые при обучении танцевальным связкам.
5. Различать темп музыкальных произведений (быстрый, средний, медленный).
6. Выполнять упражнение «мост» из исходного положения стоя.
Должны владеть: чувством ритма; навыками простейшего самоконтроля.
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
2 - 3 класс |
||
Теоретический раздел |
||
1 |
Вводное занятие. Правила безопасного поведения учащихся на занятиях, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий и одежде занимающихся. Здоровый образ жизни и его составляющие. |
1 |
2 |
Зарождение черлидинга. |
1 |
3 |
Значение черлидинга для укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. |
1 |
4 |
Профилактика травматизма на занятиях. Оказание первой медицинской помощи. |
1 |
Всего часов: |
4 |
|
Практический раздел |
||
1 |
Базовые элементы : |
5 |
1.1 |
положение тела; |
|
1.2 |
основные позиции рук и ног; |
|
1.3 |
махи и вращения; |
|
1.4 |
варианты прыжков; |
|
1.5 |
движение рук, соединение с шагами (связка); |
|
1.6 |
шпагаты, полушпагаты, мост; |
|
1.7 |
станты, пирамиды. |
|
2 |
Танцевальная композиция «чир». |
7 |
3 |
Танцевальная композиция «данс». |
7 |
4 |
Общая физическая подготовка: |
4 |
4.1 |
упражнения для развития силовых способностей, пресс; |
|
4.2 |
упражнения для развития скорости движений; |
|
4.3 |
упражнения для развития выносливости; |
|
4.4 |
упражнения для развития гибкости и пластичности; |
|
4.5 |
упражнения для развития координационных способностей; |
|
4.6 |
упражнения на расслабление; |
|
4.7 |
акробатические упражнения; |
|
4.8 |
тестирование специальной физической подготовленности. |
2 |
5 |
Точность, чёткость, синхронность. |
2 |
6 |
Постановочная работа. |
2 |
7 |
Итоговое занятие. |
1 |
Всего часов: |
30 |
|
Итого часов: |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ
Вся ответственность за безопасность возлагается на инструктора, проводящего занятие. Безопасное поведение занимающихся на занятии осуществляется с учетом следующих требований:
1) при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать установленные преподавателем интервалы;
2) обучаться правильной страховке и самостраховке, оказывать помощь друг другу под руководством преподавателя;
3) без страховки не выполнять сложные элементы и незнакомые упражнения;
4) быть внимательным при передвижении по спортивному залу, не создавать помех и травмоопасных ситуаций занимающимся;
5) все спуски с вращением или спуски с прыжками или с элементами гимнастики должны приниматься в колыбель тремя принимающими.
6) в номинации юниоров при спуске в колыбель должны быть три кетчера.
7) спуск кувырком разрешён только в том случае, если есть отдельный споттер для зоны голова/плечи верхнего спортсмена или если есть постоянный контакт руки/руки с базами.
8) в номинации юниоров при спуске допускается вертикальное вращение, не превышающее один виток.
9) все пирамиды ограничены высотой в два с половиной (2,5) роста человека. Черлидер основной базы должен стоять, хотя бы, одной ногой на полу и не может занимать позицию с согнутой спиной. Броски флайеров должны выполняться с нижнего уровня не менее, чем четырьмя базами. Ловить флайера следует в «колыбель» тремя базами и дополнительным страхующим в зоне голова/плечи. Бросок должен иметь вертикальное направление; броски над, под или через пирамиду запрещены. Все спуски с пирамид с вращением, с прыжками или с элементами гимнастики должны приниматься в «колыбель». Спуск кувырком требует дополнительной страховки и постоянного контакта зоны голова/плечи флайера и рук базы. Спуск колесом запрещен.
10) маятники можно выполнять, если есть постоянный контакт маунтера с (по крайней мере) одной базой.
11) все члены команды должны использовать спортивную обувь на прочной подошве, преимущественно — кроссовки, плотно зашнурованные. Разрешается обувь для джаза, танцев или обувь из текстиля. Запрещается использовать обувь на высоких каблуках или платформе. В целях соблюдения техники безопасности не разрешается надевать колготки во время выступления и тренировок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика тестирования специальной физической подготовленности
Бег на месте высоко поднимая бедро в темп музыки 128-132 уд/мин, с.
Выполняется по команде инструктора группой до 10 человек. учитывается правильность выполнения. Время фиксируется после остановки или неправильном выполнении теста. Руки на поясе или сзади за спиной, бег выполняется на носках.
Разучивание связки 2 «восьмерки», номер удачно выполненной попытки.
Показывается связка 3 раза. 1-й раз медленно с проговариванием счетов, 2-й и 3-й раз в среднем темпе без проговаривания счетов. Затем без помощи инструктора необходимо повторить связку без ошибок. Фиксируется номер попытки, когда связка была выполнена без ошибки под счет преподавателя.
Приседания ноги вместе, руки за голову в темп музыки 128-132 уд/мин, количество раз.
Черлидеры стоят в исходном положении и начинают выполнять упражнение по команде преподавателя. При этом локти перед собой не сводить, туловище не наклонять, пятки от пола не отрывать. Фиксируется количество выполненных раз.
Сгибание и разгибание рук перед собой из положения стоя ноги врозь, количество раз на критической скорости.
Из положения стоя ноги врозь руки перед собой по команде инструктора в медленный темп музыки выполняются всеми черлидерами сгибания и разгибания рук перед собой 16 раз. Затем темп музыки увеличивается и выполняется упражнения быстрее и так, пока темп музыки достигнет критической величины 136 уд/мин. Фиксируется количество раз, выполненное на критической скорости.
Удержание положения правая вперед, левая назад («правый шпагат»), см
Выполнятся упражнение по максимальным возможностям занимающегося, вес тела посередине, опираясь на прямые руки. Измерительной линейкой измеряется расстояние от бедра до пола. При полном выполнении упражнения результат записывается как максимальный.