Программа внеурочной деятельности «Школа докторов природы» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 14 September 2017 в группе

Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании методического объединения на заседании педагогического совета Директор МКОУ Калачеевская СОШ №6

МКОУ Калачеевская СОШ №6 ____________ Кузнецова Г. П .

учителей начальных классов

___________ Васильева Е. Н.

Протокол №1 от 29. 08. 2016 г.

Протокол № 1 от 26.08. 2016 г. Приказ по школе № от 30.08.2016

Программа внеурочной деятельности

«Школа докторов Природы»

в 4 "А" классе

 

Составитель: Протасова Ж.Ф.

МКОУ Калачеевская СОШ № 6

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа докторов Природы» для 1-4 классов МКОУ Калачеевская СОШ №6 составлена на основе следующих документов:

- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –ФЗ от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 –«Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».

Программа разработана с учётом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);

- годового учебного календарного графика Учреждения на 2015 – 2016 учебный год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Школа докторов Природы».

Общая характеристика курса.

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Данная программа строится на принципах:

научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Режим проведения занятий:

4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.

Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

    • чтение стихов, сказок, рассказов;

      постановка драматических сценок, спектаклей;

      прослушивание песен и стихов;

      разучивание и исполнение песен;

      организация подвижных игр;

      проведение опытов;

      выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Место курса в учебном плане

Программа в 4 классе рассчитана на 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по по 45 минут.

( Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года).

Описание ценностных ориентиров содержания программы « Школа докторов Природы»

Одним из результатов преподавания программы «Школа докторов Природы» является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты освоения курса «Школа докторов Природы »

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1

Что такое здоровье?

1

2

Что такое эмоции?

1

3

Чувства и поступки.

1

4

Стресс.

1

5

Учимся думать и действовать.

1

6

Учимся находить причину и последствия событий.

1

7

Умей выбирать.

1

8

Принимаю решение.

1

9

Я отвечаю за свои решения.

1

10

Что мы знаем о курении.

1

11

Зависимость.

1

12

Умей сказать «НЕТ».

1

13

Как сказать «НЕТ».

1

14

Почему вредной привычке ты скажешь «НЕТ»?

1

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

1

16

Волевое поведение.

1

17

Алкоголь.

1

18

Алкоголь – ошибка.

1

19

Алкоголь – сделай выбор.

1

20

Наркотик.

1

21

Наркотик – тренинг безопасного поведения.

1

22

Мальчишки и девчонки.

1

23

Моя семья.

1

24

Дружба.

1

25

День здоровья.

1

26

Умеем ли мы правильно питаться?

1

27

Я выбираю кашу.

1

28

Чистота и здоровье.

1

29

Откуда берутся грязнули?

1

30

Чистота и порядок.

1

31

Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

32

КВН «Наше здоровье».

1

33

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

1

34

Будьте здоровы!

1

   

Итого 34 часа

 

Содержание курса

Тема 1. Что такое здоровье? (1час)

Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

Тема 2. Что такое эмоции? (1час)

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».

Тема 3. Чувства и поступки. (1час)

Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.

Тема 4. Стресс. (1час)

Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.

Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час)

Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»

Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»

Тема 7. Умей выбирать. (1час)

Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».

Тема 8. Принимаю решение.(1час)

Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час)

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».

Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час)

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

Тема 11. Зависимость. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».

Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час)

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».

Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час)

Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.

Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь «НЕТ»? (1час)

Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

Тема 16. Волевое поведение. (1час)

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

Тема 17. Алкоголь. (1час)

Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!

Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час)

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. ( 1час)

Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

Тема 20. Наркотик. (1час)

Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».

Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час)

Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.

Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час)

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.

Тема 23. Моя семья. (1час)

Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».

Тема 24. Дружба. (1час)

Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.

Тема 25. День здоровья. (1час)

Открытие праздника. Игры и соревнования.

Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?(1час)

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.

Тема 27. Я выбираю кашу. (1час)

Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».

Тема 28. Чистота и здоровье. (1час)

Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».

Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.

Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтение и анализ стихотворений.

Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час)

Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час)

Тема 34. Будем здоровы. (1час)

Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

Календарно-тематическое планирование.

I полугодие – 17 часов.

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1

Что такое здоровье?

1

03.09

 

2

Что такое эмоции?

1

08.09

 

3

Чувства и поступки.

1

15.09

 

4

Стресс.

1

22.09

 

5

Учимся думать и действовать.

1

29.09

 

6

Учимся находить причину и последствия событий.

1

06.10

 

7

Умей выбирать.

1

13.10

 

8

Принимаю решение.

1

20.10

 

9

Я отвечаю за свои решения.

1

27.10

 

10

Что мы знаем о курении.

1

10.11

 

11

Зависимость.

1

17.11

 

12

Умей сказать «НЕТ».

1

24.11

 

13

Как сказать «НЕТ».

1

26.11

 

14

Почему вредной привычке ты скажешь «НЕТ»?

1

01.12

 

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

1

08.12

 

16

Волевое поведение

1

15.12

 

17

Алкоголь

1

22.12

 

II полугодие – 17 часов

1

Алкоголь – ошибка

1

14.01

 

2

Алкоголь – сделай выбор

1

19.01

 

3

Наркотик

1

26.01

 

4

Наркотик – тренинг безопасного поведения

1

02.02

 

5

Мальчишки и девчонки

1

09.02

 

6

Моя семья

1

16.02

 

7

Дружба

1

25.02

 

8

День здоровья

1

01.03

 

9

Умеем ли мы правильно питаться?

1

10.03

 

10

Я выбираю кашу

1

15.03

 

11

Чистота и здоровье

1

29.03

 

12

Откуда берутся грязнули?

1

05.04

 

13

Чистота и порядок

1

12.04

 

14

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

19.04

 

15

КВН «Наше здоровье»

1

26.05

 

16

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

1

03.05

 

17

Будьте здоровы!

1

10.05

 

Итого 34 часа

   

 

Литература

Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Москва “Вако” 2011.

Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Москва, 2003.

С.А.Исаева Физкультурные минутки в начальной школе. Практическое пособие. Москва 2004.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Рецензент: Науменко Ю.В. Издательство «Глобус», 2010.

Здоровьесберегающая деятельность. Планирование, рекомендации, мероприятия. Авторы-составители: Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова. Издательство «Учитель» - 2009.

Вредные привычки: профилактика зависимостей, Г.Г.Кулинич. Москва, «Вако» 2009.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.