Программа внеурочной деятельности «Волшебная книга природы» (4 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка»
«Немеч кыв пыдiсянь велöдан 21 №-а шöр школа» муниципальнöй асъюралата велöдан учреждение
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ № 21»
__________(Порошкина А.П.)
«30» августа 2016 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(общекультурное направление)
«Волшебная книга природы»
Программу разработали учителя
ШМО начальных классов
Е.Д. Клековкина, Л.Ю. Коновалова
Программа рассмотрена на заседании
М О учителей начальных классов
Протокол № 1 от «29» августа 2016 г.
Руководитель МО Кошель Е.А.
Согласовано
«29» августа 2016 г.
Зам.директора по УВР Иванец М.Ф.
Сыктывкар 2016 г.
Пояснительная записка
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. В настоящее время в целях предотвращения экологической катастрофы первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Экологическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована подписанием президента Указа о проведении года Экологии в 2017 году, также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Предлагаемый материал о природе, экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа внеурочной курса "Волшебная книга природы" ориентирована на общекультурное направление внеурочной деятельности учащихся 4 классов.
Цель: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи:
• освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;
• организация познавательной, исследовательской и трудовой деятельности;
• формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
• развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
Структура рабочей программы внеурочной деятельности содержит:
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
тематическое планирование.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Программа экологического курса рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год).
Содержание программы делится на 5 разделов-страниц:
«Природа- наш общий дом»;
«Экологические катастрофы- беда нашей природы»;
«Человек- часть живой природы»;
«Я- исследователь»;
«Знатоки природы».
Построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Каждая страница, после изучения творчески оформляется:
Первый раздел - устный журнал "Наш дом- планета Земля";
Второй раздел - лэпбук "Немного об экологии";
Третий раздел - ярмарка народных мастеров "Поделки из бытовых отходов";
Четвертый раздел - мини-конференция "Хотим сказать всем...";
Пятый раздел - листовки "Сохраним природу- сохраним планету").
Социальными партнерами являются: родители (проведение игр, мастер-классов), учителя школы ( учителя биологии, химии- этические беседы, опыты, помощь в работе над проектами, конференция), старшеклассники ( игры, акции, мастер-классы), работники краеведческого музея, представители различных предприятий (беседы, исследования).
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Данная программа способствует формированию у школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Осознавать знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Определять свое отношение к природной среде;
Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметными результатами являются следующие умения:
в ценностно-ориентационной сфере - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке;
в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Вид деятельности |
Содержание курса |
Формы организации |
Страница Первая «Природа – наш общий дом» (6 часов) |
||
Проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, игровая, познавательная |
Понятия «природа», «экология – как наука»; Техника безопасности; законы экологии; простейшие уроки жизни |
Устный журнал, анкетирование, экологический театр, КВН, этическая беседа, подвижные игры, мастер-класс |
Страница Вторая «Экологические катастрофы – беда нашей природы» (7 часов) |
||
Трудовая, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность, социальное творчество |
Охраняемые природные территории России и РК. Экологические ситуации. Экологическая катастрофа. Экологические размышления. Работа с экологическими плакатами и рисунками. Экологическая система. |
Круглый стол, экскурсии, составление лэпбука, акция, этическая беседа, сюжетно-ролевая игра, мастер-класс. |
Страница Третья «Человек – часть живой природы» (7 часов) |
||
Проблемно-ценностное общение, трудовая деятельность |
Зависимость здоровья человека от здоровья природы. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков, погоды на самочувствие человека. Проблема адаптации человека к окружающей среде. Экологический кодекс жителей Земли. |
Ярмарка народного мастерства, акция, круглый стол, решение ситуационных задач, сюжетно-ролевая игра, этическая беседа, опыт |
Страница Четвёртая « Я - исследователь» (7 часов) |
||
Проблемно-ценностное общение, трудовая деятельность, познавательная деятельность, социальное творчество |
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования, исследователь. Составление плана работы над проектом. Работа по проращиванию саженцев, запись в дневник наблюдений. Уход за клумбой. |
Игра, мини-конференция, проект, акция, аукцион идей, этическая беседа, мастер-класс |
Страница Пятая «Знатоки природы» (6 часов) |
||
Игровая, познавательная, социальное творчество |
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. Изготовление памяток-плакатов для своих младших товарищей и взрослых. Подготовка и проведение учащимися конкурсов, викторин и т.д. экологического содержания. Сбор экологических терминов в свой речевой словарь. |
Ролевая игра, фотоконкурс, создание листовок, эко- квест, акция, игра |
Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
Страница Первая «Природа – наш общий дом» |
|
Анкетирование «Моё отношение к загрязнению окружающей природы» Этическая беседа «Ты – часть природы» |
1 |
Подвижные игры на свежем воздухе «Жить – чтобы жить» |
1 |
Мастер – класс «Эко-бумажная фантазия» |
1 |
Экологический театр «Лесная сказка», «Встреча на лесной полянке» |
1 |
КВН «Знатоки родной природы» |
1 |
Устный журнал «Наш дом – планета Земля» (составление первых страниц книги) |
1 |
Итого |
6 |
Страница Вторая «Экологические катастрофы – беда нашей природы» |
|
Этическая беседа «Почему погиб птенец» |
1 |
Экскурсия на водоем (ближайшая территория к ЛПК), на предприятия |
1 |
Круглый стол «Как сохранить воздух чистым» |
1 |
Мастер-класс «Экосумка» |
1 |
Акция «Все на субботник» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра «Мы - спасатели» |
1 |
Лэпбук «Немного об экологии» |
1 |
Итого |
7 |
Страница Третья «Человек – часть живой природы» |
|
Этическая беседа «Любовь к природе» |
1 |
Опыт «Где прячется запах в овощах» |
1 |
Решение ситуационных задач «Лесная аптека на службе человека» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра «Мы – хозяева Земли» |
1 |
Акция «Наш чистый школьный двор» |
1 |
Круглый стол «Экологический кодекс жителей земли» |
1 |
Ярмарка народного мастерства «Поделки из бытовых отходов» |
1 |
Итого |
7 |
Страница Четвёртая « Я - исследователь» |
|
Этическая беседа «Букет цветов» |
1 |
Аукцион идей «Дом экологической моды» |
1 |
Мастер – класс «Экологическая лаборатория» |
1 |
Акция «Растём вместе. Дизайн клумбы» |
1 |
Игра «Поле Чудес» «Особо охраняемые природные территории» |
1 |
Проект «Мы против мусора» |
1 |
Мини-конференция «Хотим сказать всем…» |
1 |
Итого |
7 |
Страница Пятая «Знатоки природы» |
|
Ролевая игра «Давай поиграем в волшебников» |
1 |
Фотоконкурс «Остановись, мгновение… Ты прекрасно!» |
1 |
Игра «Эрудит» |
1 |
Эко-квест «Экологический калейдоскоп» |
1 |
Акция «Береги здоровье смолоду» |
1 |
Создание и распространение листовок «Сохраним природу – сохраним планету» |
1 |
Итого |
6 |
ИТОГО |
33 часа |
Коллаж – результат устного журнала
Лэпбук «Немного об экологии»