12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Рабочая программа внеурочной деятельности

« Удивительный мир природы» для 1 классов

составила : учитель начальных классов

Царегородцева Анастасия Анатольевна


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности « Удивительный мир природы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенной первой ступени образования, учитывает психологические и возрастные особенности младших школьников.

Основная цель – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе « человек-природа-общество».

Основная задача- научить детей использовать имеющиеся знания о природе в повседневной жизни; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Программа актуальна тем, что направлена на формирование у учащихся целостного взгляда на окружающую нас природную и социальную среду, на биологическую и социальную сущность. Содержание курса позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, а также несет в себе большой воспитательный потенциал.


 

Программа « Удивительный мир природы» составлена для обучающихся 1 классов , 1 раз в неделю, 33 часа в год.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Удивительный мир природы» 1 класс

п/п

Темы уроков

Кол-во

часов

Формы и типы проведения занятий

УУД

Дата

1 раздел « Ты – ученик» - 4 часа

1

Как прекрасен этот мир!

1ч.

Занятие-игра

Личностные: формирование потребности в социально значимой деятельности.

Познавательные: умение строить рассуждения об объекте, свойствах и связях.

Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще

неизвестно.

 

2

Мы теперь ученики.

1ч.

Занятие-презентация

Личностные : формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Познавательные: умение использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

3

Звенит звонок веселый.

1ч.

Устный журнал

Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Познавательные: умение устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

 

4

Добрый светофор.

1 ч.

Сюжетно-ролевая игра

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Постановка вопросов.

Регулятивные : умение вносить необходимые коррективы в действие.

 

2 раздел « Окружающий мир и его изучение» - 2 часа

5

Тайны окружающего мира.

1ч.

Практическое занятие

Личностные : развитие системы ценностных ориентаций.

Познавательные: умение использовать представленную информацию для получения новых знаний. Проводить сравнение, сериацию, и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы и вступать в учебный диалог.

Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 

6

Осенняя ярмарка.

1 ч.

Выставка

Личностные : формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации. Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные: умение преобразовывать познавательную задачу в практическую.

 

3 раздел « Разнообразие и красота растений» - 10 часов

7

Разнообразный мир растений.

1ч.

Практическое занятие

Личностные: знание основных моральных норм.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия.

 

8

Парк твоего города.

1ч.

Экскурсия в парк города

Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой деятельности.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтез.

Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы и вступать в диалог.

Регулятивные; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

9

С какого дерева листок?

1ч.

Занятие-конкурс

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Познавательные: умение использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Коммуникативные: умение контролировать действия партнера.

Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 

10

Цветочная клумба

1ч.

Занятие- ролевая игра

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Познавательные: умение проводить сравнение.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные: умение понимать учебную задачу занятия и стараться ее выполнить.

 

11

Осенний урожай

1ч.

Занятие-праздник

Личностные: умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге при выполнении заданий.

Регулятивные: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 

12

Что растет в саду и огороде?

1ч.

Круглый стол

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и практических задач.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение сочинять и рассказывать на предложенную тему.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

13

Земляника, клубника, малина, арбуз- ягоды.

Занятие -игра

Личностные: формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: умение обобщать.

Коммуникативные: умение выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Регулятивные: умение понимать учебную задачу занятия.

 

14

Съедобные и несъедобные грибы.

1ч.

Практическое занятие

Личностные: мотивация учебной деятельности

Познавательные: умение проводить сравнение. Осуществлять синтез.

Коммуникативные: умение задавать вопросы.

Регулятивные: умение понимать учебную задачу занятия и стараться ее выполнить.

 

15

Царство грибов

1ч.

КВН

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов. Умение устанавливать аналогии.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге при выполнении заданий.

Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 

16

Обобщение по разделу

« Разнообразие и красота растений».

1ч.

Викторина

Личностные: формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: умение проводить сравнение.

Коммуникативные: умение выступать перед одноклассниками с информацией.

Регулятивные : умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

4 раздел « Разнообразие и красота животных» - 17 часов

17

Животные, обитающие в нашем крае.

Занятие-конкурс

Личностные: умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Познавательные: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение контролировать действия партнера.

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стараться ее выполнить.

 

18

Наши верные друзья и помощники.

1ч.

Игровой час

Личностные : формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: умение обобщать.

Коммуникативные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

 

19

Дикие и домашние животные.

1ч.

Занятие-конкурс

Личностные: мотивация учебной деятельности

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях.

Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы и вступать в диалог.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

 

20

Млекопитающие животные.

1ч.

Занятие-практикум

Личностные: умение оценивать результаты собственного труда и товарищей.

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

21

В краеведческом музее.

1ч.

Экскурсия

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 

22

Человек и птицы.

1ч.

Занятие-марафон

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Познавательные: умение провести сравнение, простейшую классификацию.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

23

Бабочки и жуки.

1ч.

КВН

Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Познавательные: умение наблюдать. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Коммуникативные: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

24

Маленькие непоседы.

1ч.

Игровой час

Личностные : ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице. Умение оценивать свое поведение на дороге.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение рассказывать о своих наблюдениях, формулировать выводы.

Регулятивные: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 

25

Приглядись и удивись

1ч.

Практическое занятие

Личностные: формирование мотива.

Познавательные:

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выявления существенных признаков и их синтез.

Коммуникативные: умение сочинять и рассказывать на предложенную тему. Аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

Регулятивные: умение оценивать правильность действия на уровне адекватной оценки.

 

26

Морское дно.

1ч.

Занятие-игра

Личностные: развитие эмпатии и сопереживания. Познавательные : самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге при выполнении заданий.

Регулятивные: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

 

27

Знатоки природы

1ч.

Викторина

Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

 

28

На воде и на суше.

1ч.

Игра-путешествие

Личностные: ориентация учащихся на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение контролировать действия партнера.

Регулятивные: волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию.

 

29-30

Черная книга.

2ч.

Занятие-проект

Личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные: умение обобщать, т.е. осуществлять генерализацию выведение общности для целого ряда.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

31

« Удивительный мир вокруг нас».

1ч.

Праздник

Личностные: ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение рассказывать о своих наблюдениях, формулировать выводы.

Регулятивные: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 

32

Красота родного края.

Экскурсия

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Познавательные: умение наблюдать. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

33

« Экологическая тропа».

1ч.

Игра-соревнование.

Личностные: формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: умение обобщать, выделять части из целого.

Коммуникативные: умение выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

 


 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание программы носит личностно ориентированный, развивающий характер и деятельный.

Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как измерение, наблюдение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Содержание программы

1 раздел «Ты – ученик» - 4 часа.

2 раздел «Окружающий мир и его изучение»- 2 часа.

3 раздел «Разнообразие и красота растений» - 10 часов.

4 раздел «Разнообразие и красота животных» - 17 часов.


 

Учебная литература:

1.Кашинская Е.А.Все обо всем.М.1999 г.

2.Тайны живой природы М. Росмэн 1995

3.Маркин В.А.Я познаю мир. Москва 2008 г.

4.Дмитриев Ю.О .Кто в лесу живет и что в лесу растет. М. Детская литература, 2005 г.

5.Плешаков А.А. Зеленые страницы. М. Просвещение, 2007 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.