Программа внеурочной деятельности «Учимся общаться и дружить»
Краснодарский край Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
им. Маршала Советского Союза
Г.К. Жукова
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 30 августа 2019 года
председатель педсовета
______________ В.А. Колтунов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
Кружок «Учимся общаться и дружить»
Срок реализации программы: 4 года.
Возраст обучающихся: 6,5 - 10 лет.
Составила: Тулина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 25 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова МО Кореновский район.
Рабочая программа кружка «Учимся общаться и дружить» составлена на основе авторской программы В.И Максаковой «Организация воспитания младших школьников» Москва, 2003 – 253 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Учимся общаться и дружить» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах (6,5 - 11 лет). Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения учащихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы. Специфика ведения занятий заключается в том, что дети в игровой форме (упражнения, игры, проигрывание ролей, рефлексия, Я-высказывания и др.) усваивают определенные знания и поведенческие навыки. В процессе выполнения заданий ребята не только получают удовольствие от совместной игры, но, что самое важное, учатся учитывать в своем поведении настроение других детей, тренируют умение договариваться, идти на компромисс ради достижения общей цели, получают новый опыт принятия коллективных решений.
На занятиях, предусмотренных программой, проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Общее количество часов – 135 часов (четыре года обучения): 1 класс - 33 часа в год (1 час в неделю), 2 класс - 34 часа в год (1 час в неделю), 3 класс - 34 часов в год (1 час в неделю), 4 класс - 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы организации детского коллектива:
Беседы;
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации);
Рассказы педагога и детей;
Чтение художественных произведений;
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
Сочинение историй;
Наблюдения;
Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации;
Дискуссии;
Исследования;
Коллективные творческие дела;
Тренинги общения;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||
1 | Кто я и как выгляжу? | 1 | 1 | | Научатся этике общения, умению слушать и слышать собеседника, правильно строить предложения, составлять рассказ, общаться в игре, выполнять правила игры, правилам этикета: использовать полученные знания на практике, выделять поведенческие отличия мальчиков и девочек, создавать в игре проблемные ситуации в отношениях с окружающими т.д. | |
2 | Что в нашем имени? | 1 | 1 | | ||
3 | Плохо одному | 1 | 1 | | ||
4 | Товарищи и друзья | 2 | 2 | | ||
5 | Как завоевывать друзей | 2 | 2 | | ||
6 | Бескорыстие в дружбе | 1 | 1 | | ||
7 | Верность слову | 1 | 1 | | ||
8 | О вежливых словах и их применении. | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Роль мимики, жестов и позы в общении | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Правила знакомства, представления и обращения | 2 | 1 | 1 | ||
11 | Правила приветствия и прощания | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Правила извинения и просьбы | 2 | 1 | 1 | ||
13 | Правила благодарности и отказа | 2 | 1 | 1 | ||
14 | Отношение к окружающим | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Правила поведения в общественных местах | 2 | 1 | 1 | ||
16 | Добро и зло в сказках | 2 | 1 | 1 | ||
17 | Сказки – волшебство, чудо и правда | 2 | 1 | 1 | ||
18 | Сказка – ложь, да в ней намек | 2 | 1 | 1 | ||
19 | Что мы узнали и чему научились Заочное путешествие по «Школе дружбы» | 2 | | 2 | ||
| Итого: | 33 | 20 | |
2 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
теоретических | практических | |||||
| Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика | 1 | 1 | | Использовать слова – извинения дарить радость окружающим добром и вежливыми словами, управлять своими мимикой и жестами, слышать голоса природы, различать понятия слов: слушали, услышали, прослушали, работать, развиваться и отдыхать. Понимать, что доброе слово лечит, выполнять правила поведения не только в школе, но и на улице, узнавать себя по описанию одноклассников, знать правила хорошего тона, читать сказки об этикете, дискутировать о пользе маленького дела и вреде большого безделья, находить и рассказывать о любимых уголках Кубани, узнавать о героях своей станицы, поздравлять мам своими сюрпризами, общаться и находить друзей в классе, узнавать мудрые высказывания великих людей об этике общения.
| |
| Волшебница речь | 1 | | 1 | ||
| Язык мой - друг мой | 1 | 1 | | ||
| Учимся строить предложения | 1 | | 1 | ||
| Час – общения. «В гостях у дедушки Этикета» | 1 | 1 | | ||
6. | Чудесные превращения слов | 1 | | 1 | ||
7. | Слова приветствия | 1 | | 1 | ||
8 | Слова прощания | 1 | | 1 | ||
9. | Слова выражения просьбы, благодарности | 1 | | 1 | ||
10. | «Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» | 1 | 1 | | ||
11. | Красота внешняя и внутренняя | 1 | 1 | | ||
12. | Улыбнись улыбкою своею. Занятие практикум «Скажи улыбкой» | 1 | | 1 | ||
13. | Как учиться вежеству | 1 | 1 | | ||
14. | Слово-это тоже поступок | 1 | 1 | | ||
15. | Слова извинения. Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова» | 1 | | 1 | ||
16. | Правила хорошего тона, дурной тон | 1 | 1 | | ||
17. | Помощники устного слова | 1 | | 1 | ||
18. | Знакомство через посредника и без посредника | 1 | 1 | | ||
19. | Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка) | 1 | | 1 | ||
20. | Уметь слушать собеседника | 1 | | 1 | ||
21. | Слушали, услышали, прослушали | 1 | 1 | | ||
22. | Как вести себя в гостях | 1 | 1 | | ||
23. | Правила гостеприимства | 1 | 1 | | ||
24. | У тебя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто» | 1 | | 1 | ||
25. | Понятия «адресат-адресант» | 1 | 1 | | ||
26. | Напиши мне письмо | 1 | 1 | | ||
27. | То же слово, да не так бы молвить | 1 | 1 | | ||
28 | Настроение, чувства, тон говорящего | 1 | | 1 | ||
29. | Говорящий взгляд | 1 | | 1 | ||
30 | Общение с младшими | 1 | | 1 | ||
31. | Общение с одноклассниками и ровесниками | 1 | | 1 | ||
32. | Я-ТЫ-МЫ | 1 | | 1 | ||
33. | Учимся договариваться | 1 | | | ||
34. | Итоговое занятие. Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях» | 1 | | 1 | ||
Всего | 34 | 16 | 18 | |
3 класс
№ урока | Тема занятий | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||
Знакомство. Игровой тренинг «Здравствуй, это я» | 1 | | 1 | Придумывать и дарить подарки классу, понимать значимость бесполезно потраченного времени, использовать знания правил этикета в отношениях с окружающими, находить информацию об истории школы. | ||
Этикет школьной жизни | 1 | 1 | | |||
Разрешите мне «сказать» | 1 | 1 | | |||
Культура речи | 1 | 1 | | |||
Значение речи в жизни человека | 1 | 1 | | |||
Грамотность, как свойство устной речи | 1 | 1 | | |||
Поговорим о вежливости | 1 | 1 | | |||
Для чего быть вежливым | 1 | 1 | | |||
Правила хорошего тона | 1 | 1 | | |||
Обращение с просьбой | 1 | 1 | | |||
Волшебные слова. Чтение книги «Уроки этикета» | 1 | | 1 | |||
Разговор. | 1 | 1 | | |||
Как ты говоришь | 1 | 1 | | |||
Как нужно вести себя во время разговора. Проигрывание речевых ситуаций | 1 | | 1 | |||
Разговор с незнакомым на улице | 1 | 1 | | |||
Обращение к взрослому | 1 | 1 | | |||
Учимся писать письма | 1 | 1 | | |||
Занятие – практикум «Я вам пишу…» | 1 | | 1 | |||
У тебя в гостях подруга | 1 | 1 | | |||
«Не для того идут в гости, что дома нечего обедать» | 1 | 1 | | |||
Умение слушать собеседника | 1 | 1 | | |||
Вежливый слушатель | 1 | 1 | | |||
Мимика и жесты в устной речи | 1 | 1 | | |||
Мимика и жесты в устной речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение» | 1 | | 1 | |||
Об уступчивости | 1 | 1 | | |||
В кругу друзей | 1 | 1 | | |||
Не ссориться и не обижать друг друга. | 1 | 1 | | |||
Пожелания друзьям | 1 | 1 | | |||
Составление поздравлений | 1 | 1 | | |||
Слова благодарности | 1 | 1 | | |||
«У меня зазвонил телефон…» Практикум по телефонному этикету | 1 | | 1 | |||
Вежливость закон для всех | 1 | 1 | | |||
Мы играем дружно | 1 | 1 | | |||
Итоговое занятие. Устный журнал «О невежах и вежливости» | 1 | | 1 | |||
Всего | 34 | 27 | 7 | |
4 класс
№ урока | Тема урока. | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||||
1. | «С кем поведешься…» | 1 | 1 | | Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Сравнивают сказки по теме, жанровым особенностям, языку. Познают бережное, гуманное отношение ко всему живому. Участвуют в обсуждении о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, рекламы. | ||
2. | Слова-паразиты | 1 | 1 | | |||
3. | Диалог | 1 | 1 | | |||
4. | Понятие диалога и его слагаемых. | 1 | 1 | | |||
5. | Виды диалога: беседа, спор. | 1 | 1 | | |||
6. | Занятие практикум. «Мы можем понимать друг друга» | 1 | | 1 | |||
7. | Письменное приглашение | 1 | 1 | | |||
8. | Приглашение по телефону | 1 | 1 | | |||
9. | Приглашение и ответ на него. Конкурс приглашений | 1 | | 1 | |||
10. | Вежливо, невежливо, грубо | 1 | 1 | | |||
11. | Этикетные жанры и слова вежливости | 1 | 1 | | |||
12. | Будьте взаимно вежливы | 1 | 1 | | |||
13. | Языковой паспорт человека. | 1 | 1 | | |||
14. | Языковой паспорт человека. КТД «Портрет культурного человека» | 1 | | 1 | |||
15. | Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься | 1 | 1 | | |||
16. | Правила и законы общения | 1 | 1 | | |||
17. | Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться» | 1 | | 1 | |||
18. | Мы живем среди людей | 1 | 1 | | |||
19. | Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света» | 1 | | 1 | |||
20. | Спор | 1 | 1 | | |||
21. | Виды споров | 1 | 1 | | |||
22. | Культура спора | 1 | 1 | | |||
23. | Разговор с взрослым | 1 | 1 | | |||
24. | Тон разговора | 1 | 1 | | |||
25. | Занятие - практикум «Искусство делать комплименты» | 1 | | 1 | |||
26. | Об одном и том же по-разному | 1 | 1 | | |||
27. | Выражение собственной точки зрения | 1 | 1 | | |||
28. | Самое беспокойное слово на свете | 1 | 1 | | |||
29. | Обманчивое «Потому» | 1 | 1 | | |||
30. | Учимся прощать | 1 | 1 | | |||
31. | Взаимоотношение в семье | 1 | 1 | | |||
32. | Не ссориться и не обижать друг друга | 1 | 1 | | |||
33. |
| 1 | | 1 | |||
34. | Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны | 1 | | 1 | |||
Всего | 34 | 26 | 8 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
33 часа ( 1 час в неделю)
Я среди людей (16 ч.). Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе, взаимовыручка и взаимопомощь. Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
Речь и речевой этикет (6 ч.). Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения.. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Знакомство с правилами извинения и просьбы. Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование и разыгрывания ситуаций.
Культура поведения (4 ч.). Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи людям. Русские традиции отношения к старшим. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Моделирование и разыгрывание ситуаций. Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи окружающим в повседневной жизни.
В мире сказок (6 ч.). Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
Итоговое занятие (1 ч.). Подведение итогов, обобщение и закрепление изученного. Заочное путешествие по «Школе Дружбы».
2 класс
34 часа (1 час в неделю)
Чистый ручеек нашей речи (5часов). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.
Спеши делать добро (3 часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
Азбука вежливости (3 часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2 часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.
Этикетные выражения при знакомстве (2 часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2 часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Ты идёшь в гости (3 часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».
Пишите письма (2 часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.
Слушаем – вдумываемся (3 часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.
Раздели печаль и радость другого (4 часа). Я-ТЫ-МЫ. Учимся договариваться. Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
3 класс
34 часа (1 час в неделю)
Знакомство (1 час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»
Школьный этикет (2 часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.
Речь (3 часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.
Волшебные слова (5 часов). Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).
Учимся говорить (5 часов). Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.
Учимся писать письма (2 часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».
Гость – хозяину радость (2 часа). Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.
Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.
Мимика и жесты в устной речи (2 часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».
Об уступчивости (2 часа). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.
Не ссориться и не обижать друг друга (3 час). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).
Пожелания (3 часа). Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.
У меня зазвонил телефон (1 час). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.
Итоговое занятие (1 час). Устный журнал «О невежах и вежливости».
4 класс
34 часа (1 час в неделю)
Виды общения (2часа). Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.
Мы можем понимать друг друга (4часа). Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
Мастерская слова (3часа). Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.
Вежливая речь (3часа). Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.
Заговори со мной, и я скажу, кто ты (2часа). Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»
Правила и законы общения (3часа). Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».
Мы живем среди людей (2часа). Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».
Культура спора (3часа). Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.
Дети и взрослые (2часа). Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.
Искусство делать комплименты Занятие-практикум (1час). Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.
Об одном и том же по – разному (1час). Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.
Выражение собственной точки зрения (1час). Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому» (2часа). Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.
Учимся прощать (2 часа). Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения. Не ссориться и не обижаться.
Начало начал (2 час). Основа взаимоотношений в семье. Мимика и жесты в устной речи.
Итоговое занятие (1час) Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
- конференция;
- конкурс;
- праздник;
- родительское собрание с детьми.
Объективный и систематический контроль деятельности учащихся способствует формированию у них ответственности за качество деятельности, своего поведения, творческого роста. Результаты служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию внеурочной деятельности, а также для поощрения успешной работы учащихся, развитие их творческих способностей, самостоятельности и инициативы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия проводит учитель начальных классов. Он может самостоятельно перераспределить часы с учётом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.
Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны. Занятия могут проходить как практикумы, экскурсии, соревнования, беседы.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Используются методы обучения:
- репродуктивный;
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и подведения итогов привлекаются различные персонажи мультимедийных уроков: «Уроки тетушки Совы», «Лунтик» и др. С целью проверки усвоения материала рекомендуем проводить игры, а в качестве психологической разгрузки – физминутки. Новые формы и методы организации занятий позволяют сделать работу разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка любой деятельности ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать недостатки, но похвала должна предварять и завершать оценку.
Чтобы понять детей, найти подход к ним, рекомендуем взглянуть на ребенка с точки зрения его личностного развития. Акцент ставим на воспитание культуры общения ребенка, развитие творческих способностей и адаптацию его к современной социальной среде.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. | Количество |
1.Библиотечный фонд | ||
1. 2 3 4 5 6 7 8 | Амбросьева Н.Н. Змей Горыныч и Я.- Краснодар, 2002. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. – Москва: Глобус. 2008. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –Москва: Просвещение, 1982. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию – Москва: «ВАКО», 2006. Нахимовский А.М. Наш классный театр: сборник инсценировок для начальной школы. – Москва: Аркти, 2003. Рухманов А.А. Познай себя. – Москва: Молодая гвардия, 1983. Соколова О.А. Мир общения (этикет для детей). – Санкт-Петербург: КАРО, 2003.
| 1 1 1 1 1 1 1 1 |
| 2. Печатные пособия | |
| 3. Технические средства обучения | |
1 | Компьютер | 2 |
2. | Мультимедийный проектор | 2 |
3. | Музыкальный центр | 1 |
| 4. Экранно-звуковые пособия | |
| Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы. | |
| 5. Игры и игрушки | |
| Мягкие игрушки | 10 шт |
| 6. Оборудование класса | |
1. | Парты | по15 шт в каждом классе |
2. | Шкафы | 2 шт. |
3. | Стулья | по 30 шт в каждом классе |
Литература для учителя:
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уроажнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.
Груздева Ю.В. Классные часы с психологом» 1-4 классы М : Глобус», 2009
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе М,: АРКТИ, 2008
Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М.: лада, 2010
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы»
Литература для учеников:
1. Н.Е.Богусловская, Н.А.Купина. Весёлый этикет, Екатеринбург: Арго
2. Е.Н.Леонович.Учимся говорить и писать, - М.: Дидакт, 1993
3. Л.Я Желтовская. Родная словесность, -М.: Дидакт, 1992
4. Т.А.Ладыженская. Детская риторика, -М.: С-Инфо, 1999
СОГЛАСОВАНО. СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания Зам. директора по УМР
МО учителей начальных классов № 1 ___________ Кондрашкина С.И.
от 28.08.2019 г. 29.08.2019.
Руководитель МО_____________ Алехина Н.В.