Программа внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»

0
0
Материал опубликован 20 March 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.

          А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.

          Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

          Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

          Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

          Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

          Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

  • гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
  • непрерывность образования и воспитания;
  • воспитывающего обучения;
  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
  • обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

          Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.

          Время реализации программы – 34 занятия.

          Количество воспитанников в дружине – 15 человек.

          Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

         

 

          Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;

  • формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
  • патриотическое воспитание подрастающего поколения;
  • социальное становление личности ребенка;
  • формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
  • создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ.

            Задачи:

  • сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
  • обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
  • воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
  • развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением);
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.

 

          1. Воспитательные:

  • воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
  • воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

          2. Образовательные:

  • дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
  • дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
  • научить основам строевой подготовки;
  • приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

          3. Развивающие:

  • развитие детского технического творчества,
  • развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
  • развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

 

          Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.

 

Работа кружка включает в себя 3 этапа:

  • Теоретический этап накопления знаний;
  • Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
  • Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.

            Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы.

 

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

 Вводное занятие

1

1

-

2

 Подготовка к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту.

3

2

1

3

 Азбука туризма

2

1

1

4

 Туристические биваки

2

1

1

5

 Виды узлов

2

1

1

6

 Устройство огнетушителей

2

1

1

7

 Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

2

1

1

8

 Знаки пожарной безопасности

2

1

1

9

 Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.

2

1

1

10

 Пожарная техника и костюм пожарного.

1

1

-

11

 Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях

1

1

-

12

 Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

2

2

-

13

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

2

1

1

14

  Игра-викторина «Опасный огонёк»

1

1

-

15

Экскурсия в пожарную часть.

1

-

1

16

Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

1

-

1

17

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.

2

-

2

18

Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

1

-

1

19

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

2

1

1

20

Соревновательная деятельность. Подведение итогов.

2

-

2

 

ИТОГО

34

17

17

 

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «СПАСАТЕЛЬ»

 

Тема занятия

Кол-во часов

Тип

занятия

Характеристика деятельности

учащихся или виды учебной

деятельности

Виды

контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата

проведения

план

факт

 

Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины.

1

Урок изучение нового и первичное закрепление

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Текущий

беседа

Знать правила поведения во время проведения занятий.

 

 

2.

3.

4.

Подготовка к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту.

3

Урок закрепления

Знакомство с пожарной техникой, видами спорта, работа пожарного, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание.

Практика

Знать вида пожарно-прикладного спорта, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание.

 

 

 5.

 6.

Азбука туризма

2

Комбинированный

Лекция: снаряжения для похода, питание в походе, ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, костры.

Текущий

устный опрос

Уметь применять знания на практике: топографическая карта, условные знаки, виды костров.

 

 

7.

8.

Туристические биваки

2

Комбинированный

Беседа-практика(лекция): виды туристических бивак.

Устный опрос

Знать (вспомнить) виды туристических бивак.

 

 

9.

10.

Виды узлов

2

Комбинированный

Беседа-практика: виды узлов.

Текущий

устный опрос

Знать (вспомнить) виды узлов. Уметь применять знания на практике

 

 

11.

Устройство огнетушителей

1

Комбинированный

Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

Текущий

устный опрос

Знать виды и назначение огнетушителей. Уметь применять знания на практике

 

 

12.

13.

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

2

Комбинированный

Игра на противопожарную тему

Устный опрос

Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения.

 

 

14.

Устройство огнетушителей, их типы.

1

Комбинированный

Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

Текущий

устный опрос

Знать виды и назначение огнетушителей.

 

 

15.

16.

Знаки пожарной безопасности

2

Комбинированный

Знакомство(повторение) знаки для использования на путях эвакуации.

Текущий

устный опрос

Знать знаки пожарной безопасности.

 

 

17.

18.

Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.

2

Урок изучение нового и первичное закрепление

Беседа: виды пожаров, правила поведения при пожаре.

Текущий

устный опрос

Знать виды пожаров, правила поведения при пожаре.

 

 

19.

Пожарная техника и костюм пожарного.

1

Комбинированный

Лекция (практика): виды пожарной техники, костюм пожарного.

Текущий

беседа

Знать виды техники, костюм пожарного.

 

 

20.

Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.

1

Комбинированный

Беседа: неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация

электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при

курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

Беседа, устный опрос

Знать причины пожаров

в жилом доме

 

 

 

21.

22.

Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

2

Комбинированный

Лекция: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления ответственности, размер санкции.

Текущий

беседа

Знать: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления отв-ти, размер санкции.

 

 

23.

24.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

2

Комбинированный

Лекция (практика): первая помощь пострадавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.

Текущий

беседа

Знать: первая помощь пострадавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.

 

 

25.

Игра-викторина

«Опасный огонёк»

1

Комбинированный

Игра на противопожарную тему.

Текущий

беседа

Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения и т.д.

 

 

26.

Экскурсия в пожарную часть.

1

Контроль знаний

Беседа (рассказ): знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

Промежуточный устный опрос

Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета.

 

 

27.

Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

1

Практическое занятие

Проверка состояния пожарного щита, эвакуационных выходов, заправки огнетушителей и др.

Текущий

беседа

 

 

 

28.

29.

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.

2

Комбинированный

Беседа (рассказ): хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. ЧС в нашем населенном пункте.

Текущий

беседа

Знать и уметь: распространение листовок, памяток на противопожарную тематику.

 

 

30.

Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

1

Практическое занятие

Практика: изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

Текущий

устный опрос

Знать планы эвакуации школы, правила эвакуации. Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика»

 

 

31. 32.

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

2

Комбинированный

Лекция: пожарные извещатели,  разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение  охранно-пожарной сигнализации, понятие о приёмных станциях.

Текущий устный опрос

Знать: пожарные извещатели,  разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение  охранно-пожарной сигнализации

 

 

33.34.

Соревновательная деятельность. Подведение итогов.

2

Комбинированный

Участие в соревнованиях среди ДЮП

Текущий

устный опрос

Уметь применять знания на практике

 

 

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

 

          После изучения программы учащиеся должны:

 

          ЗНАТЬ:

1. Основные причины пожаров в жилом доме.

2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

      4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

5. Виды травм, полученных при пожаре.

      6. Знаки пожарной безопасности.

 

          УМЕТЬ:

  1. Пользоваться спичками.
  2. Эвакуироваться из здания школы.
  1. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
  2. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
  2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
  3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
  4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
  5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
  6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
  7. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
  8. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
  9. Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
  10. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
  11. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
  12. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
  13. Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
  14. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
  15. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
  16. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
  17. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.