Программа внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Время реализации программы – 34 занятия.
Количество воспитанников в дружине – 15 человек.
Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;
- формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- социальное становление личности ребенка;
- формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ.
Задачи:
- сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
- обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
- воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
- развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением);
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.
Работа кружка включает в себя 3 этапа:
- Теоретический этап накопления знаний;
- Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
- Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Подготовка к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту. |
3 |
2 |
1 |
3 |
Азбука туризма |
2 |
1 |
1 |
4 |
Туристические биваки |
2 |
1 |
1 |
5 |
Виды узлов |
2 |
1 |
1 |
6 |
Устройство огнетушителей |
2 |
1 |
1 |
7 |
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности |
2 |
1 |
1 |
8 |
Знаки пожарной безопасности |
2 |
1 |
1 |
9 |
Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. |
2 |
1 |
1 |
10 |
Пожарная техника и костюм пожарного. |
1 |
1 |
- |
11 |
Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях |
1 |
1 |
- |
12 |
Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. |
2 |
2 |
- |
13 |
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. |
2 |
1 |
1 |
14 |
Игра-викторина «Опасный огонёк» |
1 |
1 |
- |
15 |
Экскурсия в пожарную часть. |
1 |
- |
1 |
16 |
Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» |
1 |
- |
1 |
17 |
Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. |
2 |
- |
2 |
18 |
Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. |
1 |
- |
1 |
19 |
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. |
2 |
1 |
1 |
20 |
Соревновательная деятельность. Подведение итогов. |
2 |
- |
2 |
ИТОГО |
34 |
17 |
17 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «СПАСАТЕЛЬ»
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Тип занятия |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||
Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины. |
1 |
Урок изучение нового и первичное закрепление |
Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. |
Текущий беседа |
Знать правила поведения во время проведения занятий. |
|
|
|
2. 3. 4. |
Подготовка к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту. |
3 |
Урок закрепления |
Знакомство с пожарной техникой, видами спорта, работа пожарного, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание. |
Практика |
Знать вида пожарно-прикладного спорта, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание. |
|
|
5. 6. |
Азбука туризма |
2 |
Комбинированный |
Лекция: снаряжения для похода, питание в походе, ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, костры. |
Текущий устный опрос |
Уметь применять знания на практике: топографическая карта, условные знаки, виды костров. |
|
|
7. 8. |
Туристические биваки |
2 |
Комбинированный |
Беседа-практика(лекция): виды туристических бивак. |
Устный опрос |
Знать (вспомнить) виды туристических бивак. |
|
|
9. 10. |
Виды узлов |
2 |
Комбинированный |
Беседа-практика: виды узлов. |
Текущий устный опрос |
Знать (вспомнить) виды узлов. Уметь применять знания на практике |
|
|
11. |
Устройство огнетушителей |
1 |
Комбинированный |
Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. |
Текущий устный опрос |
Знать виды и назначение огнетушителей. Уметь применять знания на практике |
|
|
12. 13. |
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности |
2 |
Комбинированный |
Игра на противопожарную тему |
Устный опрос |
Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения. |
|
|
14. |
Устройство огнетушителей, их типы. |
1 |
Комбинированный |
Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. |
Текущий устный опрос |
Знать виды и назначение огнетушителей. |
|
|
15. 16. |
Знаки пожарной безопасности |
2 |
Комбинированный |
Знакомство(повторение) знаки для использования на путях эвакуации. |
Текущий устный опрос |
Знать знаки пожарной безопасности. |
|
|
17. 18. |
Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. |
2 |
Урок изучение нового и первичное закрепление |
Беседа: виды пожаров, правила поведения при пожаре. |
Текущий устный опрос |
Знать виды пожаров, правила поведения при пожаре. |
|
|
19. |
Пожарная техника и костюм пожарного. |
1 |
Комбинированный |
Лекция (практика): виды пожарной техники, костюм пожарного. |
Текущий беседа |
Знать виды техники, костюм пожарного. |
|
|
20. |
Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. |
1 |
Комбинированный |
Беседа: неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. |
Беседа, устный опрос |
Знать причины пожаров в жилом доме |
|
|
21. 22. |
Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. |
2 |
Комбинированный |
Лекция: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления ответственности, размер санкции. |
Текущий беседа |
Знать: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления отв-ти, размер санкции. |
|
|
23. 24. |
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. |
2 |
Комбинированный |
Лекция (практика): первая помощь пострадавшим при пожарах. |
Текущий беседа |
Знать: первая помощь пострадавшим при пожарах. |
|
|
25. |
Игра-викторина «Опасный огонёк» |
1 |
Комбинированный |
Игра на противопожарную тему. |
Текущий беседа |
Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения и т.д. |
|
|
26. |
Экскурсия в пожарную часть. |
1 |
Контроль знаний |
Беседа (рассказ): знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. |
Промежуточный устный опрос |
Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета. |
|
|
27. |
Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» |
1 |
Практическое занятие |
Проверка состояния пожарного щита, эвакуационных выходов, заправки огнетушителей и др. |
Текущий беседа |
|
|
|
28. 29. |
Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. |
2 |
Комбинированный |
Беседа (рассказ): хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. ЧС в нашем населенном пункте. |
Текущий беседа |
Знать и уметь: распространение листовок, памяток на противопожарную тематику. |
|
|
30. |
Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. |
1 |
Практическое занятие |
Практика: изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. |
Текущий устный опрос |
Знать планы эвакуации школы, правила эвакуации. Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика» |
|
|
31. 32. |
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. |
2 |
Комбинированный |
Лекция: пожарные извещатели, разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охранно-пожарной сигнализации, понятие о приёмных станциях. |
Текущий устный опрос |
Знать: пожарные извещатели, разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охранно-пожарной сигнализации |
|
|
33.34. |
Соревновательная деятельность. Подведение итогов. |
2 |
Комбинированный |
Участие в соревнованиях среди ДЮП |
Текущий устный опрос |
Уметь применять знания на практике |
|
|
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
- Пользоваться спичками.
- Эвакуироваться из здания школы.
- Пользоваться всеми видами огнетушителей.
- Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
- Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
- Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
- Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
- Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
- «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
- Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
- Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
- Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
- Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
- Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
- Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
- Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
- Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
- Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
- Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
- Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.