Образовательная программа внеурочной деятельности «Учусь учиться» (1–4 классы)
Муниципальное образовательное учреждение
«Брюховская основная общеобразовательная школа»
Утверждена педагогическим советом,
протокол № … от ___. ___. 12 г.
Директор школы ________А. И. Козицын
Образовательная программа
внеурочной деятельности учащихся
«Учусь учиться»
Направление: научно - познавательное. Вид деятельности: познавательная
Возраст школьников: 1 – 4 классы
Срок реализации – 4 года
Разработчик: Короткова Т.Л.
с. Брюхово
2012
Пояснительная записка
Школьное образование сегодня представляет собой длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
С первых дней обучения в школе ребёнку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т.д. Дети, приходящие в первый класс, имеют разный уровень психологической готовности к школе.
Наряду с этим, ФГОС нового поколения важное место отводит формированию инициативности, ответственности и самостоятельности ребёнка. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). Умение учиться – это также и умение включаться и инициировать специфическое учебное сотрудничество. Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества определяют во многом их дальнейшее отношение к учёбе, к новой для них позиции школьника.
Таким образом, в начальной школе важно помочь ученику в освоении учебной деятельности, актуализировать навыки общения и сотрудничества и т.д.
Рабочая программа к курсу «Учусь учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного «красивого» мышления. Часть упражнений готовят учащихся к выполнению тестовых заданий.
Программа «Учусь учиться» рассчитана на учащихся 1 - 4 класса. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность каждого занятия – 35 – 40 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. От уроков занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. На этих занятиях осуществляется только устное оценивание. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Цель данного курса: формирование инициативности, ответственности и самостоятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, интереса к учению.
Задачи:
Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я – концепции» детей, устойчивой самооценки и снижения уровня школьной тревожности.
Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.
В основе программы лежат методические разработки Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Цурекман Г., Шмакова С.А., Шипицыной Л.Н., Фопеля К. и др.
Принципы построения программы:
Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
Системность: задания располагаются в определенном порядке;
Принцип «от простого - к «сложному»: задания постепенно усложняются;
Смена разных видов деятельности.
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).
Формы контроля:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
участие в творческих предметных играх и конкурсах.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результатов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
владеть нормами нравственных межличностных отношений.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, загадки (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Первый уровень результатов – участие школьников в познавательных беседах, конкурсах, олимпиадах.
Второй уровень результатов – участие в общественном смотре знаний, школьном конкурсе «Класс года».
Третий уровень результатов – участие в детских исследовательских проектах, внешкольных акциях познавательной направленности (интеллектуальных марафонах, играх и т.п.), проведение экскурсий в школьном музее.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 класс |
||
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
1 |
|
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Штриховка. |
4 |
|
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Штриховка. |
4 |
|
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
3 |
|
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Штриховка. |
5 |
|
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Штриховка. |
4 |
|
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Штриховка. |
4 |
|
Развитие эмоционально – экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей, умения расслабляться, формирование чувства уверенности в себе. Графический диктант. Штриховка. |
7 |
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
1 |
Итого |
33 |
|
2 класс |
||
1 |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
2 |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. |
5 |
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
6 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. |
4 |
Итого |
34 |
|
3 класс |
||
1 |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. |
5 |
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
6 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. |
4 |
Итого |
34 |
|
4 класс |
||
1 |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. |
5 |
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
6 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 |
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. |
4 |
Итого |
34 |
Содержание изучаемого курса.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук)
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание программы
1 класс (33 ч)
Графический диктант
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Тренировка внимания (5 ч)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Тренировка слуховой памяти (4 ч)
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти (4 ч)
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
Поиск закономерностей (4 ч)
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Задания по перекладыванию спичек (4 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
2 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
3 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Нестандартные задачи (5 ч)
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Поиск закономерностей (5 ч)
Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
4 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи (5 ч)
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 31. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
№ |
Внимание |
Вообра- жение |
Восприятие |
Память |
Мышление |
||||||||||
Задание |
№1 |
№3 |
№4 |
№4 |
№6 |
№2 |
№5 |
||||||||
Фамилия, имя |
Количество зачеркн. фигурок за 2 минуты |
Количество придуманных рисунков |
Количество |
Есть точка 5. |
Зрит. |
Слух |
Способность к сравнению (изображения) |
Способность к анализу (закономерность) |
|||||||
Рисунков, изображенных |
Линий |
||||||||||||||
Количество |
|||||||||||||||
Правильно |
Неправильно |
Точно |
Соответствующим цветом |
Толстых |
На карандаше |
Рисунков |
Отмеченных картинок |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблиц (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.
№ |
Внимание |
Вообра- жение |
Восприятие |
Память |
Мышление |
||||||||||||||
Задание |
№1 |
№2 |
№3 |
Есть точка 2. |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
|||||||||
Фамилия, имя |
Колич. фигурок за 2 мин. |
Количество придуманных рисунков |
Количество |
Зрит. |
Слух. |
Способн. сравнив. (друга) |
Способн. рассуждать (распол. предметов) |
Способн. к анализу (законно-мерность) |
Способн. к классиф. (лишние слово) |
||||||||||
Рисунков, изображенных |
Линий |
Количество |
|||||||||||||||||
Правильно |
Неправильно |
Точно |
Соответствующим цветом |
На карандаше |
В круге |
Рисунков |
Числительных |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
№ |
Внимание |
Восприятие |
Память |
Мышление |
|||||||||||
Задание |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
|||||||
Фамилия, имя |
Колич. букв за 2 мин. |
Количество рисунков, изображенных |
Зрит. |
Слух. |
Способн. устанав. связи (аналогия) |
Способн. к анализу (закон.) |
Способн. рассуждать (задача) |
Способн. к сравнению. (дорога) |
|||||||
Количество |
|||||||||||||||
Правильно |
Неправильно |
Точно |
Соответствующим цветом |
Рисунков |
Слов |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс
Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 34.
№ |
Внимание |
Восприятие |
Память |
Мышление |
|||||||||||
Задание |
№1 |
№2 |
№2 |
№3 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
|||||||
Фамилия, имя |
Колич. букв за 2 мин. |
Количество рисунков, изображенных |
Зрит. |
Слух. |
Способн. сравнивать (цифры) |
Способн. устанавлив. связи (аналогия) |
Способн. к анализу (закон.) |
Способн. рассуждать (задача) |
|||||||
Количество |
Количество |
||||||||||||||
Правильно |
Неправильно |
Точно |
Соответствующим цветом |
Рисунков |
Слов |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
Правильно |
Неправильно |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Показателем эффективности занятий по курсу РПС также являются данные, которые учитель на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, тем самым прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание занятия 1 класс (33 занятия)
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Модель занятия в 1 классе такова:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Весёлая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка, графический диктант (10 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Развиваемые способности |
Кол-во часов |
1 |
Водный урок |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
1 |
2 |
Развитие математических навыков |
Развитие моторики руки, мыслительных арифметических навыков устно и письменно. Тренировка внимания. Развитие логического мышления. Штриховка. Графический диктант |
1 |
3 |
Подскажи словечко |
Тренировка слуховой памяти. Развитие логического мышления, речи, внимания, памяти, дикции. Штриховка. Графический диктант. |
1 |
4 |
Развитие логического мышления |
Развитие логического мышления, мелкой моторики, образного мышления, внимания, памяти. Штриховка. Графический диктант. |
1 |
5 |
Словарный запас |
Развитие моторики руки, внимания, мышления, речи, словарного запаса. Штриховка. Графический диктант |
1 |
6-7 |
Развитие речи |
Развитие моторики руки, воображения, мышления, логики, речи. Штриховка. Графический диктант. |
2 |
8 |
Развитие внимания и логического мышления |
Развитие логического мышления, мелкой моторики, совершенствование мыслительных операций, развитие внимания, образного мышления и речи. Штриховка. Графический диктант |
1 |
9 |
Развитие внимания и памяти |
Развитие концентрации внимания, мышления, мелкой моторики руки, слухового внимания, памяти, тренировка внимания. Штриховка. Графический диктант |
1 |
10 |
Активный словарный запас |
Развитие слуховой памяти, мышления, мелкой моторики руки, мыслительных навыков, речи, активного словарного запаса. Штриховка. Графический диктант. |
1 |
11 |
Развитие образной памяти и логического мышления. |
Тренировка образной и зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики руки, словарного запаса. Штриховка. Графический диктант. |
1 |
12 -16 |
Развитие образной памяти и логического мышления |
Развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций, развитие мелкой моторики руки, памяти, логического мышления. Графический диктант. Штриховка. |
5 |
17 |
Развитие мышления |
Развитие мелкой моторики руки, пространственной координации, навыков устного и письменного счёта, логического мышления, образного восприятия. Штриховка. Графический диктант |
1 |
18 |
Радость. Что такое мимика. |
Развитие логического мышления, мелкой моторики руки, образного восприятия, словарного запаса, речи, внимания. Штриховка. Графический диктант. |
1 |
19 |
Радость. Как доставить другому человеку. |
Тренировка зрительной памяти. Развитие логического мышления, словарного запаса, формирование коммуникативных качеств. Штриховка. Графический диктант |
1 |
20 |
Жесты |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мелкой моторики руки, словарного запаса, речи, умение использовать в речи изученные слова и выражения. Графический диктант. Штриховка. |
1 |
21 |
Разные чувства |
Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, речи, умение использовать в речи изученные слова и выражения, формирование коммуникативных качеств. Графический диктант. Штриховка. |
1 |
22 |
Качества людей |
Развитие логического мышления, правильной речи, словарного запаса, образного восприятия, умение использовать в речи изученные слова и выражения, совершенствование мыслительных операций. Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера. Графический диктант. Штриховка. |
1 |
23-25 |
Люди отличаются друг от друга своими качествами |
3 |
|
26-32 |
Какой я. Какой ты. |
Развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, речи, мелкой моторики руки, умение использовать в речи изученные слова и выражения, совершенствование мыслительных операций. Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера. Формирование коммуникативных качеств. Развитие эмоционально – экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, эмпатических способностей, воображения, навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо – эмоциональное напряжение, умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей, умения расслабляться, формирование чувства уверенности в себе. Графический диктант. Штриховка. |
7 |
33 |
Диагностика |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
1 |
2 класс
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
На занятие во втором классе отводится 40 – 45 минут.
Содержание занятия 2 класс (34 занятия)
Модель занятия во 2 классе такова:
«Мозговая гимнастика» (2 – 3 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
« Разминка» (3 – 5 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
«Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 – 15 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в первом классе своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включён зрительный диктант.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
«Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
«Логически – поисковые и творческие задания» (10 – 15 минут)
Во втором классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатываются и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно – логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
«Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чьё зрение оставляет желать лучшего путём регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
«Логические задачи на развитие аналитических
способностей и способности рассуждать» ( 5 минут)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Тематическое планирование занятий во 2 классе
№ п/п урока |
Развиваемые способности |
Кол-во час. |
|
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
1 |
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. |
1 |
|
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
6 |
Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. |
1 |
|
8 |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Зачёт. |
1 |
|
10 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
13 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. |
1 |
|
15 |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. |
1 |
|
17 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Зачёт. |
1 |
|
18 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
19 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
20 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
21 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. |
1 |
|
22 |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
23 |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. |
1 |
|
24 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
25 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Зачёт. |
1 |
|
26 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
27 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
28 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. |
1 |
|
29 |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
30 |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. |
1 |
|
31 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
32 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
33 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
1 |
|
34 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Зачёт. |
1 |
3 класс
Курс занятий «Учись учиться» в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых дву классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей – смещение акцента на усилие роли логически – поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает. А сами задания становятся более разнообразными как по содержанию. Так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
На каждое занятие в третьем классе отводится 45 минут.
Содержание занятия 3 класс (34 занятия)
Модель занятия в 3 классе такова:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
«Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в первом классе своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включён зрительный диктант.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
«Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чьё зрение оставляет желать лучшего путём регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
«Логически – поисковые задания» (10 минут)
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой – то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически- поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
«Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
«Решение нестандартных задач» (10 – 15 минут)
Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Тематическое планирование занятий в 3 классе
№ занятия |
Развиваемые способности |
Кол-во час. |
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
1 |
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
4 |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
6 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
1 |
8 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
9 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт. |
1 |
10 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
13 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
1 |
15 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
16 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
17 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт. |
1 |
18 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
19 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
20 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
21 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
1 |
22 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
23 |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
24 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
1 |
25 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт. |
1 |
26 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
27 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
28 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
1 |
29 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
30 |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
31 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
32 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
34 |
Совершенствование воображения. . Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
1 |
34 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Зачёт. |
1 |
4 класс
Курс занятий «Учусь учиться» в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психологические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, всё больше внимания теперь уделяется логически – поисковым, частично – поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически – поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально – логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Частично – поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично – поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому – либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого – либо задания и другие.
Так большинство школьных задач решается по определённому алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других – растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у детей.
Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.
Содержание занятия 4 класс (34 занятия)
Модель занятия в 4 классе такова:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
« Разминка» (3 – 5 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
«Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в первом классе своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включён зрительный диктант.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
«Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чьё зрение оставляет желать лучшего путём регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
«Логически – поисковые задания» (10 минут)
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой – то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически- поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
«Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
«Решение нестандартных задач» (10 – 15 минут)
Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Тематическое планирование занятий в 4 классе
№ занятия |
Развиваемые способности |
Кол-во час. |
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
1 |
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
4 |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
6 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
1 |
8 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
9 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт. |
1 |
10 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
13 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
1 |
15 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
16 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
17 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
18 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт. |
1 |
19 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
20 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
1 |
21 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
22 |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
23 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
24 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Зачёт. |
1 |
25 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
26 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.Задания по перекладыванию спичек |
1 |
27 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
28 |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
29 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
30 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
31 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
32 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
33 |
Совершенствование воображения. . Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
1 |
34 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Зачёт. |
1 |
Список литературы:
Для учителя:
-
Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.
Иванова Н.П. Кто с кем и во что играет? Использование игры в использовании младших школьников// Начальная школа. № 7 – 2005 г.с.7-9
Шипицына Л.Н. Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. М., ПРЕСС, 2005 384 с.
Дик Н.Ф. Занимательные математика, русский язык и окружающий мир в начальной школе. Государственные стандарты второго поколения. Феникс, 2008.
Калугин М.А. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль, «Академия развития», 1997.
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М., «ВАКО», 2008.
Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников, Волгоград, «Учитель», 2007.
Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль, 2002.
Тарабарина Т. И. 50 игр на логику. Ярославль, 2003.
Серия «Занимательные уроки – 500 задач на сообразительность», М., «АСТ – ПРЕСС», 1998.
Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня (конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации). Выпуск 1 и выпуск 2. Волгоград. «Учитель», 2007.
Шмаков С.а. Игра и дети. М., Просвещение, 2006.
Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., Просвещение, 2005.
Эльконин Д.Б. Психология игры, М., Просвещение, 2005.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Просвещение, 2005.
Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приёмов обучения. М., «Первое сентября», 2000.
Трушина В.П. Занятия по развитию речи. Волгоград. «Учитель», 2008.
Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения (методические рекомендации, коррекционно-развивающие занятия, профилактика дисграфии, развитие внимания и памяти). М., «ВАКО», 2007.
Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград, «Учитель», 2005.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М., «Астрель – АСТ - Ермак», 2005.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.Н. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 1-2 классы. М., «БАЛАСС», 2011.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2012 г.).
ФГОС Учебно – методический комплект «Развивающие задания» (тесты, игры, упражнения) Издательство «экзамен» Москва, 2012 г.
Для ученика:
1. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2012 г.).
2. ФГОС Учебно – методический комплект «Развивающие задания» (тесты, игры, упражнения) Издательство «экзамен» Москва , 2012 г.
26