12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черных Наталья Валентиновна35
Россия, Иркутская обл., Братск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 ИМЕНИ МИХАИЛА КУЗЬМИЧА ЯНГЕЛЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Мы и проект»

(начальное общее образование)

Разработала:

Черных Н.В., учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Братск, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Мы и проект» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) адаптивной программы факультатива «Мы и проект». ЦРО. Братск. МС ГИМНЦ Братск, Приказ от 1.09.2010 № 202, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №30 имени М.К. Янгеля»

Цель и задачи внеурочной деятельности

Цель:

творческое развитие начинающих исследователей,

развитие первичных навыков самостоятельной проектной работы.

Задачи :

развитие навыков самостоятельной научной работы.

формирование у учащихся чувства значимости и научного исследования;

лекционные;

Место курса в плане внеурочной деятельности

Программа курса «Мы и проект» разработана для учащихся 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 51часа ( по 17 часов в год)

Формы организации и виды деятельности

Результатам освоения основной программы внеурочной деятельности

Личностные:

Сформированность

- положительной мотивация к процессу обучения и учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

-ориентации в нравственном содержании и смысле поступков

- определенных этических норм через коллективные и групповые формы деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-организовывать, планировать, проводить учебное исследование;

-с помощью учителя осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

-усвоить систему понятий и представлений, позволяющих анализировать учебное исследование;

-научиться самостоятельно проектировать собственное исследование

-обрабатывать и анализировать результаты;

-навыками применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента.

- с помощью взрослых и самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и научно-познавательной литературы.

Коммуникативные УУД:

-формулировать выводы исследования.

-допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и уважать их;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться с партнёрами по совместной деятельности и приходить к общему решению.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня: приобретение детьми знаний о понятиях: тема, предмет, объект исследования, гипотеза; об основных стадиях и этапах исследования о работе с источниками информации.

Результаты второго уровня: умение применить полученные знания, анализировать содержание, сопоставлять, делать выводы.

Результаты третьего уровня: умение представить защиту проекта исследовательской работы – опыта научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

Содержание программы

1 раздел – « Введение» Предмет и значение дисциплины..Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.

2 раздел – « Общая характеристика исследования» Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.

3 раздел – « Работа с источниками информации» Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно – информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.

4 раздел – « Составление индивидуальной рабочей программы». Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.

5 раздел –« Теоретическая подготовка исследования».Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.

6 раздел – « Групповая исследовательская работа».Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.

7 раздел – « Проведение индивидуального исследования».Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования ( опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.

8 раздел – « Понятийный аппарат исследования».Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.

14 раздел – « Представление исследовательских работ». Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы

Количество часов

   

2кл

3кл

4кл

 

Введение

1

   

 

Общая характеристика исследования и проекта

1

1

 

 

Работа с источниками информации

2

2

2

 

Составление индивидуальной рабочей программы

1

1

1

 

Теоретическая подготовка исследования, проекта

1

1

1

 

Групповая исследовательская работа

2

2

2

 

Проведение индивидуального исследования

2

2

2

 

Понятийный аппарат исследования, проекта

1

2

2

 

Оформление исследовательской работы

2

1

2

 

Подготовка приложений к работе

1

1

1

 

Примечания в работе

1

1

1

 

Размещение иллюстраций в работе

1

1

1

 

Основные подходы к составлению защиты своей работы

1

1

1

 

Представление исследовательских работ

1

1

1

 

 

17

17

17

 

Итого

51часов

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

МЫ И ПРОЕКТ

2 класс

занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Формы организации деятельности

Дата проведения

Предметные УУД

Личностные и метапредметные УУД

 

Давайте знакомиться!

Знать понятием «исследование» «предмет исследования» Уметь проявлять качества исследователя. и исследовательские способности.

Личностные УУД: положительной мотивация к процессу обучения и учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу предмета

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме простых суждений

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, в том числе уточняющие; договариваться с партнёрами по совместной деятельности и приходить к общему решению

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

 

 

Тема исследования Актуальность выбора темы исследования

Уметь выбирать тему исследования и обосновывать актуальность выбора

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

 

 

Предмет и объект исследования Тема «Генеалогическое древо моей семьи»

Знать понятия «предмет исследования», «проблема» «объект исследования». Умение устанавливать «поле» научных поисков.

Личностные УУД: Формирование учебно-познавательного интереса, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей осуществлять пошаговый контроль по результату

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию

Индивидуальная

В парах

 

 

Цель и задачи исследования

Уметь видеть соответствие цели и задач теме исследования.

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

 

 

Формулирование гипотезы Методы ведения исследования

Знать что такое гипотеза, требования к гипотезе. Уметь выдвигать гипотезу и целенаправленно собрать и группировать факты, учитывать значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.

Фронтальная

Индивидуальная

 

 

Этапы исследования

Групповое исследование

Знать основные стадии, этапы исследования, его главные свойства, особенности.

Личностные УУД:.Формирование учебно-познавательного интереса, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России.

Познавательные УУД: с помощью взрослых и самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Регулятивные УУД: с помощью учителя планировать свои действия осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и уважать их, договариваться с партнёрами

Групповая

Фронтальная

 

 

Работа с основными компонентами текста учебника Библиографическое описание книги

Знать виды источников информации; структуру книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Уметь осуществлять поиск литературы: учебной, справочно – информационной, научной; использовать правила чтения; составлять библиографическое описание.

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

 

 

Составление простого плана письменного текста

Знать виды фиксирования информации.

Уметь составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование.

Фронтальная

В парах

 

 

Виды изложения текста

Знать виды изложения текста: по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);

Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность

Познавательные УУД: анализировать результаты элементарных исследований фиксировать их результаты применять таблицы, схемы, модели для получения информации выделять общее и частное классифицировать объекты устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции осуществлять пооперационный контроль Коммуникативные УУД: сравнивать разные вида текста различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Групповая

Фронтальная

 

 

Виды обобщения информации

Знать виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики.

Индивидуальная

В парах

 

 

Составление индивидуальной рабочей программы Планирование исследования

Знать структуру рабочей программы.

Уметь характеризовать исходные данные перед началом поиска; излагать теоретические идеи,

фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Планировать исследовательскую деятельность с учётом целей, задач и гипотезы исследования.

Фронтальная

Индивидуальная

 

 

Проведение экспериментальной части исследования

Знать методы исследования: наблюдение и эксперимент опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы. Уметь применять их в исследовании.

Личностные УУД:. мотивировать свои действия применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику.

Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью анализировать результаты исследования Коммуникативные УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

 

 

Выводы и обобщения по работе

Знать стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Уметь выполнять обработку и анализ данных эмпирического исследования.

Групповая

Индивидуальная

 

 

Оформление исследовательской работы

Знать основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Знать требования к описанию исследовательских результатов, структуру работы, этапы написания введения к работе. Уметь составлять композицию и применять правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы

Индивидуальная

В парах

 

 

Основные подходы к составлению защиты своей работы Принципы и правила написания защитной речи

Знать принципы и правила её написания защитной речи; структуру стендового доклада и требования к нему.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность Познавательные УУД: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата корректировать деятельность осуществлять итоговый контроль деятельности К

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Фронтальная

Индивидуальная

 

 

Тезисы работы Презентация Power Point

Знать требования к презентации проекта и исследования.

Уметь составлять компьютерную презентацию.

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

 

 

Представление исследовательских работ

Уметь выступать и защищать свои работы, задавать вопросы и высказывать своё мнение.

Фронтальная

Индивидуальная

 

3 класс

 

Тема занятия

Предметные УУД

Личностные и метапредметные УУД

Вид организации деятельности

Уровень результата

 

Исследовательские способности
учащихся   
Групповая исследовательская
работа

Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Распределение ролей при работе в команде

Л.положительной мотивация к процессу обучения и учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу предмета

П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме простых суждений

Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

К.задавать вопросы, в том числе уточняющие; договариваться с партнёрами по совместной деятельности и приходить к общему решению

Групповая

Фронтальная

Индив

Лекция

Беседа

Презентация

Викторина

игра

 

Общая характеристика проекта и его отличия от следования

Проблема. Тема проекта «Как появляется сказка»

Актуальность Предмет и объект

Обоснование актуальности выбора темы проекта

Индивидуальная

В парах

Беседа

Лекция

Практическая работа

 

Цель и задачи исследования Методы

. Соответствие цели и задач теме «От куда к нам приходят сказки?ч» определение стратегии исследовательского поиска

Л.Формирование учебно-познавательного интереса, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России.

П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Р. планировать свои действия в соответствии с поставле Календарно-тематическое планирование

3 класс

нной задачей осуществлять пошаговый контроль по результату

К. формулировать собственное мнение и позицию

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

Беседа

Практическая работа

 

Этапы исследования

Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования

Групповая

Беседа

Практическая работа

 

Работа с   источниками информации   Понятия: источник, литература      Подбор необходимого материала.

Библиографическое описание книги

Составление простого плана письменного текста

 

Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно – информационной, научной. Правила чтения. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование.

Индивидуальная

В парах

групповая

Беседа

Лекция

Практическая работа

 

Изложение текста и обобщение информации

Виды изложения текста

по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);

Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики.

Л. Л.Формирование учебно-познавательного интереса, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России.

П. с помощью взрослых и самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Р. с помощью учителя планировать свои действия осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

К. допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и уважать их, договариваться с партнёрами

Индивидуальная

В парах

Беседа

Лекция

Практическая работа

 

Составление рабочей программы Планирование исследования

Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования.

групповая

Беседа

Практическая работа

 

Проведение практической части

. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования ( опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.)

Л. мотивировать свои действия применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику. Р. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции П. устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью анализировать результаты исследования К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Индивидуальная

В парах

групповая

Беседа

Практическая работа

 

Выводы и обобщения по работе

Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.

Групповая

Беседа

Практическая работа

 

Оформление проекта

Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов.

Индивидуальная

В парах

Групповая

Лекция

Практическая работа

 

Оформление проекта

Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы

Индивидуальная

В парах

Опрос

Беседа

Доклад

Практическая работа

 

Подготовка приложений к работе

Требования к приложениям. Виды приложений.

 

В парах

Групповая

Беседа

Практическая работа

 

Размещение иллюстраций в работе.   Виды иллюстраций

Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы.

 

Фронтальная

Групповая

Лекция

Практическая работа

Выставка иллюстраций

Просмотр составленной мини-презентации

 

Основные подходы к составлению защиты своей работы Принципы и правила написания защитной речи

Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада.:

Л, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Р. удерживать цель деятельности до получения ее результата корректировать деятельность осуществлять итоговый контроль деятельности К. формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Индивидуальная

Беседа

Практическая работа

Игра

 

Тезисы работы

Презентация проекта и исследования. Компьютерная презентация

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

Беседа

Практическая работа

Просмотр составленной мини-презентации

 

Презентация Power Point

 

Индивидуальная

В парах

Лекция

Практическая работа

Выставка иллюстраций

Составление презентации с тезисами на основе защитного слова

 

Представление проекта

Учимся выступать и защищать свои работы, задавать вопросы и высказывать своё мнение.

Индивидуальная

Групповая

Защита

Презентация «От куда к нам приходят сказки»

Выставка работ, таблиц, иллюстраций, книг со сказками собственного сочинения.

Список литературы

Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал « Исследовательская работа школьников» № 1, 2002. С.24 – 34.

Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.

Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно – исследовательской деятельности// Журнал « Исследовательская работа школьников». №1, 2002 г., с. 130 134.

Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО «Красико – Принт», 2005 г.

Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО «5 за знания», 2008 г.

.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников « Малая Академия наук» // Волгоград, «Учитель», 2008 г.

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.