12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Черных Наталья Валентиновна35 Россия, Иркутская обл., Братск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности «Мы и проект»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 ИМЕНИ МИХАИЛА КУЗЬМИЧА ЯНГЕЛЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мы и проект»
(начальное общее образование)
Разработала:
Черных Н.В., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Братск, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Мы и проект» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) адаптивной программы факультатива «Мы и проект». ЦРО. Братск. МС ГИМНЦ Братск, Приказ от 1.09.2010 № 202, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №30 имени М.К. Янгеля»
Цель и задачи внеурочной деятельности
Цель:
творческое развитие начинающих исследователей,
развитие первичных навыков самостоятельной проектной работы.
Задачи :
развитие навыков самостоятельной научной работы.
формирование у учащихся чувства значимости и научного исследования;
лекционные;
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа курса «Мы и проект» разработана для учащихся 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 51часа ( по 17 часов в год)
Формы организации и виды деятельности
Результатам освоения основной программы внеурочной деятельности
Личностные:
Сформированность
- положительной мотивация к процессу обучения и учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
-ориентации в нравственном содержании и смысле поступков
- определенных этических норм через коллективные и групповые формы деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-организовывать, планировать, проводить учебное исследование;
-с помощью учителя осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
-усвоить систему понятий и представлений, позволяющих анализировать учебное исследование;
-научиться самостоятельно проектировать собственное исследование
-обрабатывать и анализировать результаты;
-навыками применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента.
- с помощью взрослых и самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и научно-познавательной литературы.
Коммуникативные УУД:
-формулировать выводы исследования.
-допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и уважать их;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться с партнёрами по совместной деятельности и приходить к общему решению.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: приобретение детьми знаний о понятиях: тема, предмет, объект исследования, гипотеза; об основных стадиях и этапах исследования о работе с источниками информации.
Результаты второго уровня: умение применить полученные знания, анализировать содержание, сопоставлять, делать выводы.
Результаты третьего уровня: умение представить защиту проекта исследовательской работы – опыта научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
Содержание программы
1 раздел – « Введение» Предмет и значение дисциплины..Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.
2 раздел – « Общая характеристика исследования» Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
3 раздел – « Работа с источниками информации» Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно – информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
4 раздел – « Составление индивидуальной рабочей программы». Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.
5 раздел –« Теоретическая подготовка исследования».Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
6 раздел – « Групповая исследовательская работа».Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.
7 раздел – « Проведение индивидуального исследования».Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования ( опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
8 раздел – « Понятийный аппарат исследования».Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.
14 раздел – « Представление исследовательских работ». Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
2кл | 3кл | 4кл | ||
| Введение | 1 | ||
| Общая характеристика исследования и проекта | 1 | 1 | |
| Работа с источниками информации | 2 | 2 | 2 |
| Составление индивидуальной рабочей программы | 1 | 1 | 1 |
| Теоретическая подготовка исследования, проекта | 1 | 1 | 1 |
| Групповая исследовательская работа | 2 | 2 | 2 |
| Проведение индивидуального исследования | 2 | 2 | 2 |
| Понятийный аппарат исследования, проекта | 1 | 2 | 2 |
| Оформление исследовательской работы | 2 | 1 | 2 |
| Подготовка приложений к работе | 1 | 1 | 1 |
| Примечания в работе | 1 | 1 | 1 |
| Размещение иллюстраций в работе | 1 | 1 | 1 |
| Основные подходы к составлению защиты своей работы | 1 | 1 | 1 |
| Представление исследовательских работ | 1 | 1 | 1 |
| 17 | 17 | 17 | |
Итого | 51часов |
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
МЫ И ПРОЕКТ
2 класс
№ занятия | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Формы организации деятельности | Дата проведения | |
Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД | ||||
| Давайте знакомиться! | Знать понятием «исследование» «предмет исследования» Уметь проявлять качества исследователя. и исследовательские способности. | Личностные УУД: положительной мотивация к процессу обучения и учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу предмета Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме простых суждений Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные УУД: задавать вопросы, в том числе уточняющие; договариваться с партнёрами по совместной деятельности и приходить к общему решению | Фронтальная Индивидуальная В парах | |
| Тема исследования Актуальность выбора темы исследования | Уметь выбирать тему исследования и обосновывать актуальность выбора | Фронтальная Индивидуальная В парах | ||
| Предмет и объект исследования Тема «Генеалогическое древо моей семьи» | Знать понятия «предмет исследования», «проблема» «объект исследования». Умение устанавливать «поле» научных поисков. | Личностные УУД: Формирование учебно-познавательного интереса, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей осуществлять пошаговый контроль по результату Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию | Индивидуальная В парах | |
| Цель и задачи исследования | Уметь видеть соответствие цели и задач теме исследования. | Фронтальная Индивидуальная В парах | ||
| Формулирование гипотезы Методы ведения исследования | Знать что такое гипотеза, требования к гипотезе. Уметь выдвигать гипотезу и целенаправленно собрать и группировать факты, учитывать значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. | Фронтальная Индивидуальная | ||
| Этапы исследования Групповое исследование | Знать основные стадии, этапы исследования, его главные свойства, особенности. | Личностные УУД:.Формирование учебно-познавательного интереса, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России. Познавательные УУД: с помощью взрослых и самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Регулятивные УУД: с помощью учителя планировать свои действия осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные УУД: допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и уважать их, договариваться с партнёрами | Групповая Фронтальная | |
| Работа с основными компонентами текста учебника Библиографическое описание книги | Знать виды источников информации; структуру книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Уметь осуществлять поиск литературы: учебной, справочно – информационной, научной; использовать правила чтения; составлять библиографическое описание. | Фронтальная Индивидуальная В парах | ||
| Составление простого плана письменного текста | Знать виды фиксирования информации. Уметь составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. | Фронтальная В парах | ||
| Виды изложения текста | Знать виды изложения текста: по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); | Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность Познавательные УУД: анализировать результаты элементарных исследований фиксировать их результаты применять таблицы, схемы, модели для получения информации выделять общее и частное классифицировать объекты устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции осуществлять пооперационный контроль Коммуникативные УУД: сравнивать разные вида текста различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. | Групповая Фронтальная | |
| Виды обобщения информации | Знать виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. | Индивидуальная В парах | ||
| Составление индивидуальной рабочей программы Планирование исследования | Знать структуру рабочей программы. Уметь характеризовать исходные данные перед началом поиска; излагать теоретические идеи, фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Планировать исследовательскую деятельность с учётом целей, задач и гипотезы исследования. | Фронтальная Индивидуальная | ||
| Проведение экспериментальной части исследования | Знать методы исследования: наблюдение и эксперимент опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы. Уметь применять их в исследовании. | Личностные УУД:. мотивировать свои действия применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью анализировать результаты исследования Коммуникативные УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Фронтальная Индивидуальная В парах | |
| Выводы и обобщения по работе | Знать стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Уметь выполнять обработку и анализ данных эмпирического исследования. | Групповая Индивидуальная | ||
| Оформление исследовательской работы | Знать основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Знать требования к описанию исследовательских результатов, структуру работы, этапы написания введения к работе. Уметь составлять композицию и применять правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы | Индивидуальная В парах | ||
| Основные подходы к составлению защиты своей работы Принципы и правила написания защитной речи | Знать принципы и правила её написания защитной речи; структуру стендового доклада и требования к нему. | Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность Познавательные УУД: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата корректировать деятельность осуществлять итоговый контроль деятельности К Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Фронтальная Индивидуальная | |
| Тезисы работы Презентация Power Point | Знать требования к презентации проекта и исследования. Уметь составлять компьютерную презентацию. | Фронтальная Индивидуальная В парах | ||
| Представление исследовательских работ | Уметь выступать и защищать свои работы, задавать вопросы и высказывать своё мнение. | Фронтальная Индивидуальная |
3 класс
Тема занятия | Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД | Вид организации деятельности | Уровень результата | |
| Исследовательские способности | Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Распределение ролей при работе в команде | Л.положительной мотивация к процессу обучения и учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу предмета П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме простых суждений Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, К.задавать вопросы, в том числе уточняющие; договариваться с партнёрами по совместной деятельности и приходить к общему решению | Групповая Фронтальная Индив | Лекция Беседа Презентация Викторина игра |
| Общая характеристика проекта и его отличия от следования Проблема. Тема проекта «Как появляется сказка» Актуальность Предмет и объект | Обоснование актуальности выбора темы проекта | Индивидуальная В парах | Беседа Лекция Практическая работа | |
| Цель и задачи исследования Методы | . Соответствие цели и задач теме «От куда к нам приходят сказки?ч» определение стратегии исследовательского поиска | Л.Формирование учебно-познавательного интереса, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России. П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р. планировать свои действия в соответствии с поставле Календарно-тематическое планирование 3 класс нной задачей осуществлять пошаговый контроль по результату К. формулировать собственное мнение и позицию | Фронтальная Индивидуальная В парах | Беседа Практическая работа |
| Этапы исследования | Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования | Групповая | Беседа Практическая работа | |
| Работа с источниками информации Понятия: источник, литература Подбор необходимого материала. Библиографическое описание книги Составление простого плана письменного текста
| Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно – информационной, научной. Правила чтения. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. | Индивидуальная В парах групповая | Беседа Лекция Практическая работа | |
| Изложение текста и обобщение информации | Виды изложения текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. | Л. Л.Формирование учебно-познавательного интереса, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России. П. с помощью взрослых и самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Р. с помощью учителя планировать свои действия осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату К. допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и уважать их, договариваться с партнёрами | Индивидуальная В парах | Беседа Лекция Практическая работа |
| Составление рабочей программы Планирование исследования | Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. | групповая | Беседа Практическая работа | |
| Проведение практической части | . Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования ( опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) | Л. мотивировать свои действия применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику. Р. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции П. устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью анализировать результаты исследования К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Индивидуальная В парах групповая | Беседа Практическая работа |
| Выводы и обобщения по работе | Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. | Групповая | Беседа Практическая работа | |
| Оформление проекта | Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. | Индивидуальная В парах Групповая | Лекция Практическая работа | |
| Оформление проекта | Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы | Индивидуальная В парах | Опрос Беседа Доклад Практическая работа | |
| Подготовка приложений к работе | Требования к приложениям. Виды приложений. | В парах Групповая | Беседа Практическая работа | |
| Размещение иллюстраций в работе. Виды иллюстраций | Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. | Фронтальная Групповая | Лекция Практическая работа Выставка иллюстраций Просмотр составленной мини-презентации | |
| Основные подходы к составлению защиты своей работы Принципы и правила написания защитной речи | Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада.: | Л, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Р. удерживать цель деятельности до получения ее результата корректировать деятельность осуществлять итоговый контроль деятельности К. формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Индивидуальная | Беседа Практическая работа Игра |
| Тезисы работы | Презентация проекта и исследования. Компьютерная презентация | Фронтальная Индивидуальная В парах | Беседа Практическая работа Просмотр составленной мини-презентации | |
| Презентация Power Point | Индивидуальная В парах | Лекция Практическая работа Выставка иллюстраций Составление презентации с тезисами на основе защитного слова | ||
| Представление проекта | Учимся выступать и защищать свои работы, задавать вопросы и высказывать своё мнение. | Индивидуальная Групповая | Защита Презентация «От куда к нам приходят сказки» Выставка работ, таблиц, иллюстраций, книг со сказками собственного сочинения. |
Список литературы
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал « Исследовательская работа школьников» № 1, 2002. С.24 – 34.
Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно – исследовательской деятельности// Журнал « Исследовательская работа школьников». №1, 2002 г., с. 130 134.
Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО «Красико – Принт», 2005 г.
Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО «5 за знания», 2008 г.
.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников « Малая Академия наук» // Волгоград, «Учитель», 2008 г.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.