12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ларионова Наталья Ивановна20

      Краснодарский край муниципальное образование

 Белореченский район посёлок Южный

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

                                                                        решением педсовета протокол № 1

                                                                        от 30 августа   2018 года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО КУРСУ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

           Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

Кружок «Юный эколог»

 

              Ступень обучения          начальное образование,  1 классы

              Количество часов  -  66 часов    Уровень  внеурочная деятельность

               Возраст обучающихся  7-8  лет

              Учитель         Ларионова Наталья Ивановна

                      Составитель:

Ларионова Наталья Ивановна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

Календарно-тематическое

планирование

Кружок  «Юный эколог»

 

Класс 1 «Б»

Учитель: Ларионова Наталья Ивановна

Количество часов – 66

Количество часов в неделю - 1

           

                 Планирование составлено на основе рабочей программы, разработанной учителем начальных классов Ларионовой Натальей Ивановной и утверждённой решением педагогического совета протокол №1 от « 30» августа 2018 г.

 

  1. Пояснительная записка

         Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

 

  1. Общая характеристика курса.

 

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 66 часов.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

 

3.Описание места кружка в учебном плане

   Программа рассчитана на 66 часа в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность  занятий 40 минут.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

5. Содержание программы

1 класс (66 ч)

 

  1. Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

  1. Мой дом за окном (13ч)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

  1. Вода – источник жизни (16 ч)

Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

 

4. Я и моё окружение (22 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова  «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение  обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

 

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

Солнце– источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу.

 

  1. Гигиена моего дома. (14 ч.)

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.

 

6.Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Печатные  пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания.

 

Демонстрационный материал  - картинки предметные.

 

Плакаты.

 

Портреты выдающихся людей России.

 

Географические и исторические настенные карты.

3

 

6

 

1

1

2

 

Технические средства обучения

Классная доска

 

Магнитная доска

Экспозиционный экран

 

Телевизор

 

Мультимедийнный проектор

 

Сканер, принтер

1

1

1

 

1

 

 

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

 

Коллекции плодов и семян растений.

 

Гербарий.

1

1

1

 

 

Игры

Настольные и развивающие игры

3

 

Список литературы.

1.Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.

2.Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

3.Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.

4.Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст  /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

5.Моисеев, В. Наедине с природой  Текст  /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

6.Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

8.Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

9.Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.

10.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

11.Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

12.Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

13.Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

14.Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

                    

8. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

     К концу обучения учащиеся должны:
  называть:
·  своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
·  основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
·  основные правила здорового образа жизни;
·  основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
·  основные условия благополучной жизни растений и животных;;
·  основные достопримечательности родного города и столицы России.
      различать (сопоставлять):
·   различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
·   времена года;
·   животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);
·  
      решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
·   выполнять режим своего дня;
·   оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
·   выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
·   выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

          

Тематический план

№ раз-

дела

                         Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Форма деятельности

теория

практика

план

факт

1

 

Введение

1

 

 

 

 

 

1

Что такое экология?

1

 

16.09

 

Познавательная беседа. Игра

2

 

Мой дом за окном

7

6

 

 

 

 

2

Мой дом

1

 

17.09

 

Познавательная беседа. Игра

 

3

Дом, где мы живём

1

 

23.09

 

Познавательная беседа. Игра

 

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

 

1

24.09

 

Практическое занятие на улицах поселка.

 

5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

 

30.09

 

Рассказ. Беседа

 

6-8

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

 

3

1.10

 

Прогулка по осеннему лесу.

 

9

Деревья твоего двора

1

 

7.10

 

Познавательная беседа. Игра. Рисунки 

 

10

Экскурсия по территории школы

 

1

8.10

 

Прогулка по территории школы

 

11

Птицы нашего двора

1

 

14.10

 

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

 

12

Зимующие и перелетные птицы

1

 

15.10

 

Познавательная беседа

 

13

 Животные нашего края. Красная книга

1

 

21.10

 

Познавательная беседа

 

14

Безопасный маршрут

 « Школа – дом»

1

 

22.10

 

Познавательная беседа. Игра.

3

 

Вода – источник жизни

8

8

 

 

 

 

15

Вода в моём доме и в природе

1

 

28.10

 

Познавательная беседа. Игра.

 

16

Стихи, рассказы о воде и природе

1

 

29.10

 

Конкурс, игры, рисунки.

 

17-19

Экскурсия к водоёму

 

3

4.11

 

Прогулка к водоему.

 

20

Жизнь растений и животных осенью.

1

 

11.11

 

Познавательная беседа. Игра.

 

21-23

Экскурсия в лес. Наблюдение за изменениями в жизни растений и животных

 

3

12.11

 

Прогулка по лесу. Рисунки.

 

24

Круговорот воды в природе

1

 

18.11

 

Познавательная беседа. Игра.

 

25

Вода в жизни животного и растительного мира

1

 

19.11

 

Познавательная беседа. Игра.

 

26

Вода и здоровье человека

1

 

25.11

 

Познавательная беседа. Игра. Рисунки.

 

27

Личная гигиена

1

 

26.11

 

Познавательная беседа. Игра.

 

28

Будем беречь воду! Проектная работа

1

 

2.12

 

Познавательная беседа

 

29

Работа над проектом «Вода – источник жизни на Земле»

 

1

3.12

 

Конкурсы. Рисунки.

 

30

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

 

1

9.12

 

 

4

 

Я и моё окружение

9

13

 

 

 

 

31

Мой дом – моя крепость

1

 

10.12

 

Познавательная беседа. Игра.

 

32

Моя семья

1

 

16.12

 

Познавательная беседа. Игра. Рисунки.

 

33

Соседи-жильцы

1

 

17.12

 

Познавательная беседа. Игра. Рисунки.

 

34

Мой класс

1

 

23.12

 

Познавательная беседа. Игра. Рисунки.

 

35

 

Умей дорожить дружбой

 

1

 

24.12

 

 

 

36

Создание уюта в классной комнате

 

 

1

30.12

 

 

 

37

Дом моей мечты

1

 

13.01

 

Игра. Рисунки. Конкурс.

 

38

Комнатные растения в квартире, классе

1

 

14.01

 

 

Познавательная беседа. Игра. Рисунки.

 

39

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

 

20.01

 

Познавательная беседа. Игра. Рисунки.

 

40

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

 

1

21.01

 

Практическое занятие

 

41

 

 

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

 

1

27.01

 

Практическое занятие.

 

42

Пересадка комнатных растений.

 

1

10.02

 

Практическое занятие.

 

43-44

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

 

2

 17.02

 

Практическое занятие.

 

45-46

Практическое занятие по посадке растений

 

2

24.02

 

 

Практическое занятие.

 

47

Уход за рассадой и комнатными растениями

 

1

3.03

 

Практическое занятие.

 

48-50

Экскурсия в лес

 

3

10.03

 

Прогулка в лес.

 

51

Животные в доме

1

 

18.03

 

Беседа. Игра. Рисунки.

 

52

Отношение к свету и теплу различных животных

1

 

1.04

 

Познавательная беседа. Рисунки.

5

 

Гигиена моего дома

7

7

 

 

 

 

53

Уход за квартирой

1

 

7. 04

 

Познавательная беседа. Ролевые игры.

 

54

Гигиена класса

1

 

8. 04

 

Беседа. Рисунки.

 

55-56

Генеральная уборка класса

 

2

14.04

 

Практическое занятие.

 

57

Бытовые приборы в квартире

1

 

21. 04

 

Познавательная беседа. Рисунки.

 

58

Экскурсия в школьную кухню

 

1

22. 04

 

Поход в столовую.

 

59

Природа в квартире и в классе

1

 

28. 04

 

Познавательная беседа. Рисунки.

 

60

Наша одежда и обувь. Гигиенические требования к одежде.

1

 

29.04

 

Познавательная беседа. Рисунки.

 

61

Русская народная одежда

1

 

5.05

 

Познавательная беседа. Рисунки. Игры.

 

62

Практическая работа «Уход за одеждой»

 

1

6. 05

 

Практическое занятие.

 

63-65

Экскурсия в краеведческий музей

 

3

12.05

 

Поход в краеведческий музей.

 

66

Итоговое занятие. Игры. Песни.

1

 

20.05

 

Игры. Песни.

 

 

Итого: 66 часов

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.