Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (1–4 классы)
Программа внеурочной деятельности
Кружок «Юный эколог»
Автор учитель начальных классов ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска Самарской области
Губарева Светлана Вениаминовна
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
- Понимание самоценности природы.
- Осознание себя, как части природы.
- Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
- Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание активной жизненной позиции.
- Обучение азам экологической безопасности.
- Формирование умения рационально использовать природные богатства.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
- Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Участники программы:
Педагоги,
Руководители направлений,
Ученики,
Родители.
Сотрудничество:
п/к «Ровесник» ДЮЦ,
«Центр экологической информации»,
Жители микрорайона,
Педагоги, родители, дети ДОУ № 50
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:
Повышение уровня экологической грамотности;
Повышение уровня социальной активности учащихся;
В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.
Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.
Выпускники детского сада могут:
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной Книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Определять происхождение рукотворных предметов.
(Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, допущ. Министерством образования и науки РФ, Москва, Мозаика-Синтез, 2007год)
Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:
- познавательном;
- творческом;
- практическом;
- исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
1 класс
№ За ня тия |
Да та |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание и методические приёмы. |
Характеристика деятельности |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
|||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||
1 |
Что такое экология. |
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Сформировать представление о понятии «экология» |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|
2 |
Радости и огорчения. |
1 |
Экскурсия в парк. Наблюдения. |
Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. |
|||||
3,4 |
О Жучках и Мурках. |
2 |
Рассказы детей о домашних животных. Почему их так называют. |
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей |
Формирование основных нравственно –эстетических понятий. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Оценивать правильность выполнения заданий. |
|
5 |
Что окружает нас дома, в школе. |
1 |
Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей. |
Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми, воспитание умения правильно пользоваться вещами. |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|||
6 |
Животные и растения в жизни моей семьи. |
1 |
Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних животных и растениях. |
Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
Анализировать речевые ситуации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
7 |
Там, на неведомых дорожках. |
1 |
Экскурсия в сквер. |
Формирование представлений о взаимосвязях в лесу. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|||
8 |
«Жалобная книга» природы. |
1 |
Знакомство с «Красной книгой» |
Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
9 |
Изучаем способы охраны природы. |
1 |
Охраняемые природные территории. Экскурсия в сквер треста № 25 |
Знакомство с заповедниками, заказниками |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
10 |
Стихи о природе «Экология природы – экология души». |
1 |
Библиотечный час. |
Знакомство со стихами о природе и животных. |
Формирование основных нравственно –эстетических понятий. |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
11 |
Связь живой и неживой природы. |
1 |
Понятия «живая» и «неживая» природа |
На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой. |
Работа с информацией |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
12, 13 |
Разнообразие живой природы. |
2 |
Многообразие растений и животных. |
Формирование представлений о разнообразии природы. |
Анализировать речевые ситуации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
14 |
Экологические связи в живой природе. |
1 |
Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса. |
Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
15 |
Как зимой помочь птицам. |
1 |
Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных. Особенности их обитания, питания, разнообразность. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. Практическая работа. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
16 |
«Не проходите мимо!». Акция «Кормушка». |
1 |
|||||||
17 |
Книги о природе. |
1 |
Библиотечный час. |
Знакомство с книгами о природе. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Анализировать речевые ситуации. |
|||
18,19 |
Охраняемые растения и животные. |
2 |
Посещение библиотеки им. Пушкина. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. |
Работа со справочниками. |
Работа с информацией |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
20 |
Природа и творчество. |
1 |
Посещение кабинета рисования. Творческие работы. |
Формирование основных нравственно –эстетических понятий. |
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
||||
21 |
Экологическое занятие «Ручейки и озера». |
1 |
Значение воды в жизни растений и человека. |
Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
22 |
Роль воды в жизни человека. |
1 |
|||||||
23 |
Лесные айболиты. |
1 |
Посещение медицинского кабинета. Лекарственные растения. |
Работа со справочниками. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Работа с информацией |
|||
24 |
Лесные опасности. |
1 |
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые. |
Формулирование правил поведения в лесу. |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|||
25 |
«День Земли», или «Зеленый наряд нашей планеты». |
1 |
Экскурсия в кабинет биологии. |
Получение знаний о редких растениях. |
Анализировать речевые ситуации. |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
26 |
Кто такие насекомые. |
1 |
Знакомство с насекомыми как одной из групп животных. |
Получение представлений о многообразии насекомых. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
27 |
Что у нас над головой. |
1 |
|||||||
28 |
Путешествие по весеннему лесу. |
1 |
Экскурсия. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|||
29 |
День птиц, или птичий КВН. |
1 |
Особенности обитания птиц, питания, разнообразие. |
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
30 |
Экология и здоровье человека. |
1 |
Экскурсия в центр экологической информации. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. |
Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. |
Формирование основных правил здорового образа жизни |
Работа с информацией |
|||
31 |
Экологические катастрофы |
1 |
Экскурсия в кабинет химии. Загрязнение водоёмов, воздуха. |
||||||
32 |
Хотим сказать всем… (практические занятия) |
1 |
Практическая работа. Посещение кабинета технологии. |
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. |
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
Контролировать и оценивать свои действия |
|||
33 |
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
2 класс
№ За ня тия |
Да та |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание и методические приёмы. |
Характеристика деятельности |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
|||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||
1 |
Где мы живем, и что нас окружает. |
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Формировать представление о понятии «экология» |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|
2 |
Радости и огорчения. |
1 |
Экскурсия в парк. Наблюдения. |
Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой. |
|||||
3 |
Неживая и живая природа. |
1 |
Понятия «живая» и «неживая» природа |
На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой. |
Работа с информацией |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
4 |
Какие бывают растения. |
1 |
Представления о многообразии растений. |
Умение группировать растения, распознавать их. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к растениям. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
|||
5 |
В гости к осени. |
1 |
Экскурсия. |
Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|||
6 |
Народные приметы об осени. |
1 |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
Работа со справочным материалом. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
7 |
Дикорастущие и культурные растения. |
1 |
Формировать понятия «дикорастущие и культурные растения» |
Раскрыть значения растений для человека. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|||
8 |
Растения в жизни человека. |
1 |
Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних растениях. |
Рассказывать о роли растений в жизни людей. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
9 |
Дикие и домашние животные. |
1 |
Рассказы детей о домашних животных. |
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
10 |
Живое рядом с нами. |
1 |
Многообразие растений и животных. |
Формирование представлений о разнообразии природы. |
Формирование основных нравственно –эстетических понятий. |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
11 |
Красная книга. |
1 |
Знакомство с Красной книгой, некоторыми растениями и животными, внесенными в неё |
Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны. |
Работа с информацией |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
12 |
Возьми под защиту! |
1 |
Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. |
Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
13 |
Заочное путешествие по заповедникам. |
1 |
Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории. |
Знакомство с заповедниками, заказниками |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
14 |
Невидимые нити. |
1 |
Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса. |
Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
15 |
В гости к зиме. |
1 |
Экскурсия. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
16 |
«Не проходите мимо!». Акция «Кормушка». |
1 |
Занятие в кабинете технологии. |
Практическая работа. |
|||||
17 |
Книги Н. Сладкова о природе. |
1 |
Библиотечный час. |
Знакомство с книгами Сладкова о природе. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Анализировать речевые ситуации. |
|||
18 |
Охраняемые растения и животные. |
1 |
Знакомство с охраняемыми растениями и животными. |
Работа со справочниками. |
Работа с информацией |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
19 |
Народные приметы о зиме. |
1 |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
Работа со справочным материалом. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
20 |
Природа и творчество. |
1 |
Посещение кабинета рисования. Творческие работы. |
Творческие работы. |
Формирование основных нравственно эстетических понятий. |
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
|||
21 |
Птицы и животные зимой. |
1 |
Особенности жизни птиц и животных зимой. |
Расширение знаний о жизни животных. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
22 |
Акция «Помоги деревьям» |
1 |
Работа на пришкольном участке. |
Практическая работа. |
|||||
23 |
Про воздух. |
1 |
Знакомство с некоторыми свойствами воздуха, его значением для растений, животных, человека. |
Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его охране. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Работа с информацией |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|
24 |
Причины и последствия загрязнения воздуха. |
1 |
|||||||
25 |
Откуда берется и куда девается мусор. |
1 |
Источники мусора в быту, его классификация (бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный). |
Выяснение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать. |
Анализировать речевые ситуации. |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
26 |
Вторая жизнь вещей. |
1 |
Посещение кабинета технологии. |
Практическая работа. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
27 |
Откуда в снежках грязь. |
1 |
Посещение кабинета химии. Происхождение грязи в снежках. |
Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
28 |
Путешествие по весеннему лесу. |
1 |
Экскурсия. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|||
29 |
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. |
1 |
Оценивание различных примеров поведения в природе. |
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
30 |
Экология и здоровье человека. |
1 |
Экскурсия в центр экологической информации. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. |
Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. |
Формирование основных правил здорового образа жизни |
Работа с информацией |
|||
31 |
Экологические катастрофы |
1 |
Загрязнение водоёмов, воздуха. |
||||||
32, 33 |
Хотим сказать всем… (практические занятия) |
2 |
Посещение кабинета технологии. Практическая работа. |
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. |
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
Контролировать и оценивать свои действия |
|||
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
3 класс
№ За ня тия |
Да та |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание и методические приёмы. |
Характеристика деятельности |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
|||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||
1 |
Что такое экология. История с комарами и кошками. |
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Формирование представления о понятии «экология» |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|
2 |
Радости и огорчения. |
1 |
Экскурсия в парк. Наблюдения. |
Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой. |
|||||
3, 4 |
Природа вокруг нас. |
2 |
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных. |
Раскрытие связи между живой и неживой природой. Умение группировать растения, распознавать их. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к растениям. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
||
5 |
В гости к осени. |
1 |
Экскурсия. |
Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|||
6 |
Они могут исчезнуть. |
1 |
Причины сокращения численности живых существ, необходимые меры их охраны. |
Выявление причин исчезновения животных и растений. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
7 |
Как охраняют природу. |
1 |
Охраняемые природные территории. Памятники природы. |
Раскрытие значения растений и животных для человека. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|
8 |
По заповедным тропинкам. |
1 |
|||||||
9 |
Тепло, свет и жизнь. |
1 |
Практические работы. Солнце как источник тепла и света для живых существ. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Воздух и жизнь. Вода и жизнь. |
Выявление роли света, воздуха и воды в природе и жизни людей |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение слушать и вступать в диалог формулировать собственное мнение и аргументировать его |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
10 |
Воздух и жизнь. |
1 |
|||||||
11 |
Вода и жизнь. |
1 |
|||||||
12 |
Возьми под защиту! |
1 |
Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. |
Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
13 |
Живое в почве. |
1 |
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. |
Выявление обитателей почвы. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
14 |
Вот какие растения! |
1 |
Многообразие растений. Многообразие животных. Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. |
Формирование представлений о разнообразии природы. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения Анализировать речевые ситуации. |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
|
15 |
Это всё животные. |
1 |
|||||||
16 |
По грибы без лукошка. |
1 |
|||||||
17 |
Полюбуйтесь: лишайники! |
1 |
|||||||
18 |
Дуб и всё вокруг него. |
1 |
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. |
Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». |
Формирование основ экологического воспитания. |
Работа с информацией Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог Формирование умения учитывать позицию собеседника. формулировать собственное мнение и аргументировать его |
Контролировать и оценивать свои действия |
|
19 |
Невидимая сеть. |
1 |
|||||||
20 |
Невидимая пирамида. |
1 |
|||||||
21 |
Кто как защищается. |
1 |
|||||||
22 |
Растения просят о помощи. |
1 |
Посещение школьной библиотеки. Охраняемые растения. Лекарственные растения и их охрана. Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Посещение медиатеки. |
Выявление причин сокращения численности растений и животных и меры их охраны. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Работа с информацией Анализировать речевые ситуации. |
Умение слушать и вступать в диалог Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. Контролировать и оценивать свои действия |
|
23 |
«Зелёная аптека» может закрыться? |
1 |
|||||||
24, 25 |
Животные должны жить. |
2 |
|||||||
26 |
По ботаническим садам и зоопаркам. |
1 |
|||||||
27 |
Путешествие по весеннему лесу. |
1 |
Экскурсия. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
28 |
Откуда в снежках грязь. |
1 |
Посещение кабинета химии. Происхождение грязи в снежках. |
Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
29 |
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. |
1 |
Экскурсия. Оценивание различных примеров поведения в природе. |
Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
30 |
Экология и здоровье человека. |
1 |
Экскурсия в центр экологической информации. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. |
Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. |
Формирование основных правил здорового образа жизни |
Работа с информацией |
|||
31 |
Экологические катастрофы |
1 |
Загрязнение водоёмов, воздуха. |
||||||
32, 33 |
Хотим сказать всем… (практические занятия) |
2 |
Посещение кабинета технологии. Практическая работа. |
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. |
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
Контролировать и оценивать свои действия |
|||
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
4 класс
№ За ня тия |
Да та |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание и методические приёмы. |
Характеристика деятельности |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
|||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||
1 |
Что такое экология. |
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Формирование представления о понятии «экология» |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|
2 |
Радости и огорчения. |
1 |
Экскурсия в парк. Наблюдения. |
Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой. |
|||||
3 |
Лес и человек. |
1 |
практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений. |
Раскрытие связи между живой и неживой природой. Умение группировать растения, распознавать их. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к растениям. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
||
4 |
Как вести себя в природе. |
1 |
Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. |
Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
||
5 |
В гости к осени. |
1 |
Экскурсия. |
Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|||
6 |
Акция «Чистая планета». |
1 |
Работа на пришкольном участке. |
Практическая работа. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Контролировать и оценивать свои действия |
|||
7 |
Наши друзья – животные. |
1 |
Многообразие животных. |
Раскрытие значения животных для человека. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|
8 |
Разнообразие животных. |
1 |
|||||||
9 |
Охрана животных. |
1 |
|||||||
10 |
Если хочешь быть здоров. |
1 |
Посещение медкабинета. Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Выявление влияния вредных привычек на здоровье человека. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение слушать и вступать в диалог формулировать собственное мнение и аргументировать его |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
11 |
Вредные привычки. |
1 |
|||||||
12 |
Они могут исчезнуть. |
1 |
Посещение медиатеки. Причины сокращения численности живых существ, необходимые меры их охраны. |
Выявление причин исчезновения животных и растений. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
13 |
Как охраняют природу. |
1 |
Посещение школьной библиотеки. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. |
Работа со справочниками. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
14 |
Вот какие растения. |
1 |
Многообразие растений. Многообразие животных. |
Формирование представлений о разнообразии природы. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения Анализировать речевые ситуации. |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
|
15 |
Это всё животные. |
1 |
|||||||
16 |
По грибы без лукошка. |
1 |
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. |
||||||
17 |
Полюбуйтесь: лишайники! |
1 |
|||||||
18 |
Живое в почве. |
1 |
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. |
Выявление обитателей почвы. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Работа с информацией Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог Формирование умения учитывать позицию собеседника. формулировать собственное мнение и аргументировать его |
Контролировать и оценивать свои действия |
|
19 |
Акция «Зимняя кормушка». |
1 |
Занятие в кабинете технологии. |
Практическая работа. |
|||||
20 |
Просмотр видеофильмов «Путешествие по заповедникам». |
1 |
Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории. |
Знакомство с заповедниками, заказниками |
|||||
21 |
Ручейки и озёра. |
1 |
Посещение школьной библиотеки. Значение воды в жизни растений и человека. Посещение медиатеки. |
Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом. |
|||||
22 |
Жители подводного царства. |
1 |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Работа с информацией Анализировать речевые ситуации. |
Умение слушать и вступать в диалог Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. Контролировать и оценивать свои действия |
|||
23 |
Водоёмы Самарской области. |
1 |
|||||||
24 |
Охрана водоёмов. |
1 |
|||||||
25 |
Проблемы чистой воды и здоровье человека. |
1 |
|||||||
26 |
Превращения воды. Берегите воду. |
1 |
|||||||
27 |
Путешествие по весеннему лесу. |
1 |
Экскурсия. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|||
28 |
Птицы – наши друзья. |
1 |
Особенности обитания птиц, питания, разнообразие. |
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Контролировать и оценивать свои действия |
||
29 |
Планета Земля. |
1 |
Экскурсия. Оценивание различных примеров поведения в природе. |
Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
30 |
Экология и здоровье человека. |
1 |
Экскурсия в центр экологической информации. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. |
Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. |
Формирование основных правил здорового образа жизни |
Работа с информацией |
|||
31 |
Экологические катастрофы |
1 |
Загрязнение водоёмов, воздуха. |
||||||
32, 33 |
Хотим сказать всем… (практические занятия) |
2 |
Посещение кабинета технологии. Практическая работа. |
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. |
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
Контролировать и оценивать свои действия |
|||
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
Методическое обеспечение:
Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.
Экологическое воспитание в школе.
Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.
Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.
Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина.
Список литературы
Внеклассные мероприятия 1 класс
Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,
Москва, ВАКО,2007год
Внеклассные мероприятия 2 класс
Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,
Москва, ВАКО,2007год
Внеклассные мероприятия 3 класс
Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,
Москва, ВАКО,2007год
Внеклассные мероприятия 4 класс
Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,
Москва, ВАКО,2007год
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.
Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
Белавина И. Г., Найденская Н. Г. Планета - наш дом./ Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Издательство «Лайда». Москва. 1995.
Белавина И. Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.
Л. П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А. Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Примечание |
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» |
1 |
|
Мультимедийный проектор |
1 |
|
Интерактивная доска |
1 |
|
Документ -камера |
1 |
|
Ноутбук |
1 |
|
Нетбуки |
13 |
|
Микроскопы |
2 |
|
Система Прокласс |
1 |
|
Система Пролог |
7 |