12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Губарева Светлана Вениаминовна42
Россия, Самарская обл., Новокуйбышевск

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Юный эколог»

Автор учитель начальных классов ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска Самарской области

Губарева Светлана Вениаминовна

Пояснительная записка.

Обоснование актуальности.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
У детей нужно формировать систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

  • Понимание самоценности природы.
  • Осознание себя, как части природы.
  • Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
  • Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  • Воспитание активной жизненной позиции.
  • Обучение азам экологической безопасности.
  • Формирование умения рационально использовать природные богатства.
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
  • Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

 

Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Участники программы:

Педагоги,

Руководители направлений,

Ученики,

Родители.

Сотрудничество:

п/к «Ровесник» ДЮЦ,

«Центр экологической информации»,

Жители микрорайона,

Педагоги, родители, дети ДОУ № 50

Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:

Повышение уровня экологической грамотности;

Повышение уровня социальной активности учащихся;

В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.

Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.

Выпускники детского сада могут:

Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной Книге; природе родного края.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Делать элементарные выводы и умозаключения.

Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Определять происхождение рукотворных предметов.

(Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, допущ. Министерством образования и науки РФ, Москва, Мозаика-Синтез, 2007год)

Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:

  • познавательном;
  • творческом;
  • практическом;
  • исследовательском.

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

1 класс

За

ня

тия

Да

та

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание и методические приёмы.

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 

Что такое экология.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Сформировать представление о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2

 

Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк. Наблюдения.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

3,4

 

О Жучках и Мурках.

2

Рассказы детей о домашних животных. Почему их так называют.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

Формирование основных нравственно –эстетических понятий.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

5

 

Что окружает нас дома, в школе.

1

Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей.

Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми, воспитание умения правильно пользоваться вещами.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

 

Умение слушать и вступать в диалог.

 

6

 

Животные и растения в жизни моей семьи.

1

Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних животных и растениях.

Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

Анализировать речевые ситуации.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

7

 

Там, на неведомых дорожках.

1

Экскурсия в сквер.

Формирование представлений о взаимосвязях в лесу.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

   

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8

 

«Жалобная книга» природы.

1

Знакомство с «Красной книгой»

Выявление растений и животных ближайшего окружения,

нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

9

 

Изучаем способы охраны природы.

1

Охраняемые природные территории.

Экскурсия в сквер треста № 25

Знакомство с заповедниками, заказниками

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

10

 

Стихи о природе «Экология природы – экология души».

1

Библиотечный час.

Знакомство со стихами о природе и животных.

Формирование основных нравственно –эстетических понятий.

 

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

11

 

Связь живой и неживой природы.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.

 

Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

12, 13

 

Разнообразие живой природы.

2

Многообразие растений и животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

 

Анализировать речевые ситуации.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

14

 

Экологические связи в живой природе.

1

Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса.

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15

 

Как зимой помочь птицам.

1

Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных. Особенности их обитания, питания, разнообразность.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Практическая работа.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

16

 

«Не проходите мимо!». Акция «Кормушка».

1

17

 

Книги о природе.

1

Библиотечный час.

Знакомство с книгами о природе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.

   

18,19

 

Охраняемые растения и животные.

2

Посещение библиотеки им. Пушкина. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.

 

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

20

 

Природа и творчество.

1

Посещение кабинета рисования. Творческие работы.

 

Формирование основных нравственно –эстетических понятий.

 

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

 

21

 

Экологическое занятие «Ручейки и озера».

1

Значение воды в жизни растений и человека.

Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

22

 

Роль воды в жизни человека.

1

23

 

Лесные айболиты.

1

Посещение медицинского кабинета. Лекарственные растения.

Работа со справочниками.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

   

24

 

Лесные опасности.

1

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые.

Формулирование правил поведения в лесу.

   

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

25

 

«День Земли», или «Зеленый наряд нашей планеты».

1

Экскурсия в кабинет биологии.

Получение знаний о редких растениях.

 

Анализировать речевые ситуации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Контролировать и оценивать свои действия

26

 

Кто такие насекомые.

1

Знакомство с насекомыми как одной из групп животных.

Получение представлений о многообразии насекомых.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

 

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

27

 

Что у нас над головой.

1

28

 

Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

 

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

29

 

День птиц, или птичий КВН.

1

Особенности обитания птиц, питания, разнообразие.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

30

 

Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Формирование основных правил здорового образа жизни

Работа с информацией

   

31

 

Экологические катастрофы

1

Экскурсия в кабинет химии.

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32

 

Хотим сказать всем… (практические занятия)

1

Практическая работа. Посещение кабинета технологии.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

   

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

33

 

Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.

       

2 класс

За

ня

тия

Да

та

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание и методические приёмы.

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 

Где мы живем, и что нас окружает.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формировать представление о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2

 

Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.

Наблюдения.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой.

3

 

Неживая и живая природа.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.

 

Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

4

 

Какие бывают растения.

1

Представления о многообразии растений.

Умение группировать растения, распознавать их.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к растениям.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

   

5

 

В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

 

Умение слушать и вступать в диалог.

 

6

 

Народные приметы об осени.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа со справочным материалом.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

7

 

Дикорастущие и культурные растения.

1

Формировать понятия «дикорастущие и культурные растения»

Раскрыть значения растений для человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

   

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8

 

Растения в жизни человека.

1

Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних растениях.

Рассказывать о роли растений в жизни людей.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

9

 

Дикие и домашние животные.

1

Рассказы детей о домашних животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

10

 

Живое рядом с нами.

1

Многообразие растений и животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основных нравственно –эстетических понятий.

 

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

11

 

Красная книга.

1

Знакомство с Красной книгой, некоторыми растениями и животными, внесенными в неё

Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны.

 

Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

12

 

Возьми под защиту!

1

Выявление растений и животных ближайшего окружения,

нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.

Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.

 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

13

 

Заочное путешествие по заповедникам.

1

Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории.

Знакомство с заповедниками, заказниками

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

14

 

Невидимые нити.

1

Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса.

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15

 

В гости к зиме.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

16

 

«Не проходите мимо!». Акция «Кормушка».

1

Занятие в кабинете технологии.

Практическая работа.

17

 

Книги Н. Сладкова о природе.

1

Библиотечный час.

Знакомство с книгами Сладкова о природе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.

   

18

 

Охраняемые растения и животные.

1

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.

 

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

19

 

Народные приметы о зиме.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа со справочным материалом.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

20

 

Природа и творчество.

1

Посещение кабинета рисования. Творческие работы.

Творческие работы.

Формирование основных нравственно эстетических понятий.

 

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

 

21

 

Птицы и животные зимой.

1

Особенности жизни птиц и животных зимой.

Расширение знаний о жизни животных.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

22

 

Акция «Помоги деревьям»

1

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа.

23

 

Про воздух.

1

Знакомство с некоторыми свойствами воздуха, его значением для растений, животных, человека.

Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его охране.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

24

 

Причины и последствия загрязнения воздуха.

1

25

 

Откуда берется и куда девается мусор.

1

Источники мусора в быту, его классификация (бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный).

Выяснение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать.

 

Анализировать речевые ситуации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Контролировать и оценивать свои действия

26

 

Вторая жизнь вещей.

1

Посещение кабинета технологии.

Практическая работа.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

27

 

Откуда в снежках грязь.

1

Посещение кабинета химии.

Происхождение грязи в снежках.

Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

28

 

Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

 

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

29

 

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

1

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

30

 

Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Формирование основных правил здорового образа жизни

Работа с информацией

   

31

 

Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33

 

Хотим сказать всем… (практические занятия)

2

Посещение кабинета технологии.

Практическая работа.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

   

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

34

 

Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.

       

3 класс

За

ня

тия

Да

та

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание и методические приёмы.

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 

Что такое экология.

История с комарами и кошками.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формирование представления о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2

 

Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.

Наблюдения.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой.

3,

4

 

Природа вокруг нас.

2

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных.

Раскрытие связи между живой и неживой природой.

Умение группировать растения, распознавать их.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к растениям.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

5

 

В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

 

Умение слушать и вступать в диалог.

 

6

 

Они могут исчезнуть.

1

Причины сокращения численности живых существ, необходимые меры их охраны.

Выявление причин исчезновения животных и растений.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

7

 

Как охраняют природу.

1

Охраняемые природные территории. Памятники природы.

Раскрытие значения растений и животных для человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8

 

По заповедным тропинкам.

1

9

 

Тепло, свет и жизнь.

1

Практические работы.

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.

Воздух и жизнь. Вода и жизнь.

Выявление роли света, воздуха и воды в природе и жизни людей

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

Умение слушать и вступать в диалог

формулировать собственное мнение и аргументировать его

Контролировать и оценивать свои действия

10

 

Воздух и жизнь.

1

11

 

Вода и жизнь.

1

12

 

Возьми под защиту!

1

Выявление растений и животных ближайшего окружения,

нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.

Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.

 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

13

 

Живое в почве.

1

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы.

Выявление обитателей почвы.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

14

 

Вот какие растения!

1

Многообразие растений. Многообразие животных.

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Анализировать речевые ситуации.

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15

 

Это всё животные.

1

16

 

По грибы без лукошка.

1

17

 

Полюбуйтесь: лишайники!

1

18

 

Дуб и всё вокруг него.

1

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая сеть. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».

Формирование основ экологического воспитания.

Работа с информацией

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

формулировать собственное мнение и аргументировать его

Контролировать и оценивать свои действия

19

 

Невидимая сеть.

1

20

 

Невидимая пирамида.

1

21

 

Кто как защищается.

1

22

 

Растения просят о помощи.

1

Посещение школьной библиотеки.

Охраняемые растения. Лекарственные растения и их охрана.

Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

Посещение медиатеки.

Выявление причин сокращения численности растений и животных и меры их охраны.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Анализировать речевые ситуации.

Умение слушать и вступать в диалог

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

Контролировать и оценивать свои действия

23

 

«Зелёная аптека» может закрыться?

1

24,

25

 

Животные должны жить.

2

26

 

По ботаническим садам и зоопаркам.

1

27

 

Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

28

 

Откуда в снежках грязь.

1

Посещение кабинета химии.

Происхождение грязи в снежках.

Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

29

 

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

1

Экскурсия.

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

30

 

Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Формирование основных правил здорового образа жизни

Работа с информацией

   

31

 

Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33

 

Хотим сказать всем… (практические занятия)

2

Посещение кабинета технологии.

Практическая работа.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

   

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

34

 

Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.

       

4 класс

За

ня

тия

Да

та

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание и методические приёмы.

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 

Что такое экология.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формирование представления о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2

 

Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.

Наблюдения.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой.

3

 

Лес и человек.

1

практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений.

Раскрытие связи между живой и неживой природой.

Умение группировать растения, распознавать их.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к растениям.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 
 

4

Как вести себя в природе.

1

Выявление растений и животных ближайшего окружения,

нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.

Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.

 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

5

 

В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

 

Умение слушать и вступать в диалог.

 

6

 

Акция «Чистая планета».

1

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа.

Формирование основ экологического воспитания.

   

Контролировать и оценивать свои действия

7

 

Наши друзья – животные.

1

Многообразие животных.

Раскрытие значения животных для человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8

 

Разнообразие животных.

1

9

 

Охрана животных.

1

10

 

Если хочешь быть здоров.

1

Посещение медкабинета.

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Выявление влияния вредных привычек на здоровье человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

Умение слушать и вступать в диалог

формулировать собственное мнение и аргументировать его

Контролировать и оценивать свои действия

11

 

Вредные привычки.

1

12

 

Они могут исчезнуть.

1

Посещение медиатеки.

Причины сокращения численности живых существ, необходимые меры их охраны.

Выявление причин исчезновения животных и растений.

 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

13

 

Как охраняют природу.

1

Посещение школьной библиотеки.

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

14

 

Вот какие растения.

1

Многообразие растений. Многообразие животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Анализировать речевые ситуации.

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15

 

Это всё животные.

1

16

 

По грибы без лукошка.

1

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

17

 

Полюбуйтесь: лишайники!

1

18

 

Живое в почве.

1

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы.

Выявление обитателей почвы.

Формирование основ экологического воспитания.

Работа с информацией

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

формулировать собственное мнение и аргументировать его

Контролировать и оценивать свои действия

19

 

Акция «Зимняя кормушка».

1

Занятие в кабинете технологии.

Практическая работа.

20

 

Просмотр видеофильмов «Путешествие по заповедникам».

1

Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории.

Знакомство с заповедниками, заказниками

21

 

Ручейки и озёра.

1

Посещение школьной библиотеки.

Значение воды в жизни растений и человека.

Посещение медиатеки.

Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом.

22

 

Жители подводного царства.

1

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Анализировать речевые ситуации.

Умение слушать и вступать в диалог

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

Контролировать и оценивать свои действия

23

 

Водоёмы Самарской области.

1

24

 

Охрана водоёмов.

1

25

 

Проблемы чистой воды и здоровье человека.

1

26

 

Превращения воды. Берегите воду.

1

27

 

Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

28

 

Птицы – наши друзья.

1

Особенности обитания птиц, питания, разнообразие.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

29

 

Планета Земля.

1

Экскурсия.

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

30

 

Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Формирование основных правил здорового образа жизни

Работа с информацией

   

31

 

Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33

 

Хотим сказать всем… (практические занятия)

2

Посещение кабинета технологии.

Практическая работа.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

   

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

34

 

Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.

Методическое обеспечение:

Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.

Экологическое воспитание в школе.

Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.

Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.

Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина.

Список литературы

Внеклассные мероприятия 1 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

Внеклассные мероприятия 2 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

Внеклассные мероприятия 3 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

Внеклассные мероприятия 4 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.

Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.

Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

Белавина И. Г., Найденская Н. Г. Планета - наш дом./ Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Издательство «Лайда». Москва. 1995.

Белавина И. Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.

Л. П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А. Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

 

Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

1

 

Мультимедийный проектор

1

 

Интерактивная доска

1

 

Документ -камера

1

 

Ноутбук

1

 

Нетбуки

13

 

Микроскопы

2

 

Система Прокласс

1

 

Система Пролог

7

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.