Программа внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 26 December 2019



















Рабочая программа курса внеурочной деятельности



«Знатоки русского языка»

(общеинтеллектуальное направление)







Класс: 9

Срок реализации: 1 год

Составитель: Дунаева Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы











2019 г.



Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; готовность к самостоятельной творческой деятельности; толерантное сознание и поведение в обществе; навыки сотрудничества со сверстниками; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию; уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, словари, справочную и учебную литературу; строить рассуждения; выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

Учащийся научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.

Учащийся получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного

и выразительного словоупотребления;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.




Содержание программы

Языки мира. Карта языков мира. Родственные связи языков. Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки. Классификация и происхождение славянских языков. Учёные-лингвисты.

Культура речи. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. Трудные случаи акцентуации. Интерпретация поэтического текста. Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте.





Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Модуль 1 «Из истории языка»

5

3.

Модуль 2 « Культура речи. Нормы современного русского литературного языка»

13

4.

Модуль 3 «Средства выразительности русского языка»

8

5.

Модуль 4 «Текст как речевое произведение»

6

6.

Итоговое занятие «Турнир знатоков русского языка»

1

ИТОГО

34



Поурочное планирование

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

1

Модуль 1 «Из истории языка» (5 ч.)

2.

Языки мира. Живые и мертвые языки.

1

3.

Родственные связи языков.

1

4.

Генеалогическое древо индоевропейских языков.

1

5.

Классификация славянских языков.

1

6.

Ученые-лингвисты.

1

Модуль 2 «Культура речи. Нормы современного русского литературного языка» (13 ч.)

7.

Языковая норма в современной лингвистике.

1

8.

Орфоэпические нормы русского языка.

1

9.

Акцентуация.

1

10.

Практикум по выразительному чтению.

1

11-12.

Лексические нормы.

2

13-14.

Грамматические нормы.

2

15-16.

Синтаксические нормы.

2

17.

Варианты норм.

1

18-19.

Практическая работа «Я работаю корректором».

2

Модуль 3 «Средства выразительности русского языка» (8 ч.)


20.

Средства выразительности языка.

1

21-22.

Тропы.

2

23.

Фигуры речи.

1

24.

Фразеология. Синонимия.

1

25.

Крылатые слова и выражения.

1

26-27.

Комплексный анализ текста.

2

Модуль 4 «Текст как речевое произведение» (6 ч.)

28.

Стили и типы речи.

1

29.

Композиция текстов различных типов речи.

1

30.

Информационная обработка текста.

1

31

Отбор языковых средств .

1

32-33.

Творческая работа «Миниатюра на заданную тему».

2

34.

Итоговое занятие «Турнир знатоков русского языка»

1

Итого

34 ч.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации