Программа занятий по направлению коррекционные занятия с обучающимися с ЗПР в рамках внедрения ОВЗ «Развивающие занятия для обучающихся 2 класса»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на ШМС Рекомендовано НМС Утверждено приказ № ___
Протокол № _____ Протокол № _____ от «___» _______2019 г.
от «___» _______2019 г. от «___» _______2019 г. директор МБОУ «СОШ №
Руководитель ШМС Зам. директора по НМР
_______
Рассмотрено на ШМС Рекомендовано НМС Утверждено приказ № ____ Протокол № _____ Протокол № ______ От «___»________2016 г.
«____»_________2016г. От «___»________2016 г. Директор МБОУ «СОШ № 12
Руководитель ШМС Зам. Директора по имени В.Г. Распутина»
_________________ Феодосова Т.Н. __ Н.И. Проскурякова __________
Программа занятий
по направлению
коррекционные занятия с обучающимися
с ЗПР в рамках внедрения ОВЗ
«Развивающие занятия для обучающихся 2 класса»
Разработчик программы:
педагог-психолог
2019 год
г.
Список обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№ п/п | Ф. И. | Класс | Статус ученика | Форма занятий | Рекомендации ТПМПК для психолога |
1 | | 2 | | индивидуальные занятия 1 раз в неделю | Формирование школьных навыков и письменной речи Развитие познавательных процессов, использовать упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Развитие регуляторного компонента: учить контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Формирование мотивации к учебной деятельности: проявлять поддержку и одобрение; создавать ситуацию успеха. Создание различных ситуаций, направленных на закрепление адекватной самооценки. |
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с учащимися с диагнозом ОВЗ. Коррекционно-развивающие занятия направлены на компенсацию выявленных нарушений у детей младшего школьного возраста.
Занятия проводятся в игровой форме и включают методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением через взаимодействие и расширяет его ролевой репертуар. Общение на индивидуальном занятии увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через понимание своих способностей и задатков.
Занятия с ребенком ОВЗ направлены на коррекцию и развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений, помощь учащегося в его социально-психологической адаптации с как с его сверстниками, так и с другими учащимися.
В каждом занятии присутствуют упражнения кинезиологии которые направленные на развитие у детей определённых мышц, а так же дыхательные техники. В результате работы отмечаются положительные результаты у детей младшего школьного возраста.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
1 блок – Диагностические занятия. Вначале курса занятий проводится первичная диагностика.
2 блок - Коррекционно-развивающие занятия (с учетом возрастных особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.
3 блок – Диагностические занятия. По окончанию курса занятий проводится диагностика динамики коррекции развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Цель: комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП ЗПР на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности.
Задачи:
определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии;
создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся АООП ЗПР, их интеграции в школе;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи категории обучающихся с учетом особенностей психического, речевого и (или) физического развития индивидуальных возможностей;
организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказание помощи в освоении АООП ЗПР;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям), детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Предполагаемые результаты коррекционно – развивающих занятий «120 уроков психологического развития младших школьников»:
развитие основных мыслительных способностей учащихся;
развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
развитие речи;
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
высокая степень познавательной активности учащихся.
Критерии эффективности занятий:
снижение уровня тревожности;
эмоциональное благополучие ребенка в классе;
владение коммуникативными навыками.
Работа формируется с учетом рекомендаций ПМПК.
Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин.
Программа составлена на основе психологических программ развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Выдриной Н.Н. "Развитие эмоционально - волевой сферы средствами арт-терапии", Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников».
Тематическое планирование занятий с учащимся ОВЗ
Диагностический блок
№ | Психологическая тема | Формы работы (методики) | Задачи |
1. | Диагностика зрительно-моторной координации | Тест Пьеро-Рузера | Определение устойчивости внимания |
2. | Диагностика уровня развития слуховой памяти | А. Р.Лурия | Оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения |
3. | Диагностика уровня развития мышления | Э. Ф. Замбацевячене | Исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций |
4. | Эмоциональная сфера | «Нарисуй настроение»; цветовой тест Люшера | - определение уровня тревожности; - отслеживание особенностей и динамики эмоциональной сферы; |
5. | Самооценка | «Лесенка» | |
Занятия диагностического и коррекционно-развивающего блоков проводятся интегрировано.
Коррекционно-развивающий блок
№ | Содержание | Формы работы | Дата |
1 | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. Развитие внимания (концентрация) . | Упражнение «Ленивые восьмерки». Упражнение «Назови предметы». Упражнение «Послушай тишину». Упражнение «Узнай по звку» Упражнение «Лабиринт» | |
2 | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. Развитие внимания (концентрация) | Упражнение «Надень шапку». Упражнение «Выполни команду». Упражнение «Какого цвета?» Упражнение «Составь по образцу» Упражнение «Лабиринт» | |
3 | Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). Развитие мышление | Упражнение «Качание головой». Упражнение «Произнеси чисто». Упражнение «Раскрась правильно» Упражнение «Разрезанная картинка» | |
4 | Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. | Упражнение «Качание икр». Упражнение «Найди ошибку». Упражнение «Определи фигуры» Упражнение «Конкретизация понятий» Упражнение «Закончи рисунок» | |
5 | Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | Упражнение «Точки мозга». Упражнение «Учись слушать и выполнять» Упражнение «Четвертый лишний» Упражнение «Послушай звуки» Упражнение «Лабиринт» | |
6 | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | Упражнение «Точки мозга». Упражнение «Шершавые дощички» Упражнение «Повтори за мной» Упражнение «Найди 10 отличий» | |
7 | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | Упражнение «Ленивые восьмерки». Упражнение «Магнитофон». Упражнение «Переверни рисунок» Упражнение «Что? Где?» Упражнение «Знай свой темп». | |
8 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | Упражнение «Ленивые восьмерки». Упражнение «Слушай звуки улицы». Упражнение «Поиграем в индейцев» Упражнение «Муха» Упражнение «Лабиринт» | |
9 | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | Упражнение «Точки равновесия». Упражнение «Телеграфисты». Упражнение «Куда указывают стрелки?» Упражнение «Подбери картинки» | |
10 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | Упражнение «Точки равновесия». Упражнение «Четвертый лишний». Упражнение «Подбери картинки» Упражнение «Найди 10 отличий» | |
11 | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | Упражнение «Заземлитель». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Найди образец» Упражнение «Перепутанные линии» | |
12 | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. | Упражнение «Сова». Упражнение «Нарисуй по памяти». Упражнение «Выполни правильно» Упражнение «Вордбол» Упражнение «Разрезанная картинка» Упражнение «Что перепутал художник» | |
13 | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | Упражнение «Перекрестные двидения». Упражнение «Где этот домик?». Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Найди предметы одерно цвета» Упражнение «Предметы по форме геометрических фигур» | |
14 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | Упражнение «Шапка для размышлений». Упражнение «Раскрась правильно». Упражнение «Шумящие коробочки» Упражнение «Лабиринт» | |
15 | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | Упражнение «Точки равновесия». Упражнение «Шершавые дощечки». Упражнение «Расставь слова» Упражнение «Зашифруй слова» Упражнение «Лабиринт» | |
16 | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений | Упражнение «Ухо-нос». Упражнение «Срисуй фигуры точно». Упражнение «Путаница» Упражнение «Найди одинаковые» Упражнение «Назови фигуры» Упражнение «Тяжелые коробочки» | |
17 | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | Упражнение «Ухо-нос». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Запомни и найди» Упражнение «Запомни и нарисуй» Упражнение «Разрезанная картинка» | |
18 | Развитие зрительного анализа. Развитие словесного синтеза. Развитие понятийного мышления. | Упражнение «Рубка дров». Упражнение «Кто наблюдательнее?». Упражнение «Назови одним словом» Упражнение «Конкретизация понятий» Упражнение «Вордбол» | |
19 | Развитие осязательных ощущений, Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | Упражнение «Точки Кука». Упражнение «Тяжёлые коробочки». Упражнение «Крестики, точки» Упражнение «Путанка» Упражнение «Лабиринт» | |
20 | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | Упражнение «Ухо-нос». Упражнение «Сгруппируй буквы». Упражнение «Цветной ксилофон» Упражнение «Муха» | |
21 | Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. | Упражнение «Симметричные рисунки». Упражнение «Найди отличия». Упражнение «Дорисуй недостающие детали» Упражнение «Нарисуй точно такие же» Упражнение «Бусинки» Упражнение «Проведи не касаясь» | |
22 | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать | Упражнение «Заземлитель». Упражнение «Способы применения предмета». Упражнение «Соблюдай правило» Упражнение «Сравнение слов» Упражнение «Учимся сравнивать» | |
23 | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | Упражнение «Шапка для размышлений». Упражнение «Поставь значки». Упражнение «Отгадай слова» Упражнение «Называй и считай» Упражнение «Алфавит» | |
24 | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | Упражнение «Точки Кука». Упражнение «Подбери слова». Упражнение «Говори правильно» Упражнение «Нарисуй по образцу» Упражнение «Лабиринт» | |
25 | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | Упражнение «Точки пространства». Упражнение «Вордбол». Упражнение «Телеграфист» Упражнение «Где спрятались предметы» Упражнение «Лабиринт» | |
26 | Развитие мышления {процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | Упражнение «Качание икр». Упражнение «Составление предложений». Упражнение «Найди девятый» Упражнение «Все ли ты увидел?» Упражнение «Лабиринт» | |
27 | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | Упражнение «Сова». Упражнение «Найди одинаковые и отличающиеся». Упражнение «Составь фигуру» Упражнение «Запомни картинки» Упражнение «Запомни порядок» | |
28 | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | Упражнение «Точки равновесия». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Назови предмет» Упражнение «Молнии и речка» Упражнение «Лабиринт» | |
29 | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | Упражнение «Перекрестные движения» Упражнение «Сравни предметы». Упражнение «Образец и правило» Упражнение «Загадочные контуры» Упражнение «Собери пазл» | |
30 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие восприятия (расчлененность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). | Упражнение «Качание икр». Упражнение «Делаем вместе». Упражнение «Найди фото» Упражнение « Нарисуй так же» Упражнение «Покажи одинаковые» | |
31 | Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков) Развитие внутреннего плана действия Развитие произвольности движений | Упражнение «Выворачивание ладоней». Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Упражнение «Выбери главное» Упражнение «Совмести фигуры» Упражнение «Знай свой темп». | |
32 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии) Развитие внутреннего плана действия Развитие произвольности движений (умение затормозить движение) | Упражнение «Выворачивание ладоней». Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Упражнение «Назови четвёртое слово» Упражнение «Муха» Упражнение «Запретное движение» | |
Итого: 32 часа |
Литературные и интернет источники:
Куртанова Д. К.
Кинезотерапия в лечении детей с церебральным параличом [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/252/12458/ (дата обращения: 28.08.2018).
Комплекс упражнений при ДЦП
https://studfiles.net/preview/1668159/
https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/04/02/korrektsionno-razvivayushchaya-rabota-lokalova-np-120.
Кияйкина Наталья Федоровна