12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галашева Наталия Владимировна105
3

Программа занятий по направлению коррекционные занятия с обучающимися с ЗПР в рамках внедрения ОВЗ «Развивающие занятия для обучающихся 2 класса»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования администрации г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на ШМС Рекомендовано НМС Утверждено приказ № ___

Протокол № _____ Протокол № _____ от «___» _______2019 г.

от «___» _______2019 г. от «___» _______2019 г. директор МБОУ «СОШ №

Руководитель ШМС Зам. директора по НМР

_______



Рассмотрено на ШМС Рекомендовано НМС Утверждено приказ № ____ Протокол № _____ Протокол № ______ От «___»________2016 г.

«____»_________2016г. От «___»________2016 г. Директор МБОУ «СОШ № 12

Руководитель ШМС Зам. Директора по имени В.Г. Распутина»

_________________ Феодосова Т.Н. __ Н.И. Проскурякова __________


Программа занятий

по направлению

коррекционные занятия с обучающимися

с ЗПР в рамках внедрения ОВЗ

«Развивающие занятия для обучающихся 2 класса»










Разработчик программы:

педагог-психолог











2019 год

г.


Список обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
п/п Ф. И.

Класс

Статус ученика Форма занятий

Рекомендации ТПМПК

для психолога

1
2
индивидуальные занятия 1 раз в неделю

Формирование школьных навыков и письменной речи

Развитие познавательных процессов, использовать упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Развитие регуляторного компонента: учить контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Формирование мотивации к учебной деятельности: проявлять поддержку и одобрение; создавать ситуацию успеха.

Создание различных ситуаций, направленных на закрепление адекватной самооценки.





Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с учащимися с диагнозом ОВЗ. Коррекционно-развивающие занятия направлены на компенсацию выявленных нарушений у детей младшего школьного возраста.

Занятия проводятся в игровой форме и включают методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением через взаимодействие и расширяет его ролевой репертуар. Общение на индивидуальном занятии увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через понимание своих способностей и задатков.

Занятия с ребенком ОВЗ направлены на коррекцию и развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений, помощь учащегося в его социально-психологической адаптации с как с его сверстниками, так и с другими учащимися.

В каждом занятии присутствуют упражнения кинезиологии которые направленные на развитие у детей определённых мышц, а так же дыхательные техники. В результате работы отмечаются положительные результаты у детей младшего школьного возраста.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

1 блок – Диагностические занятия. Вначале курса занятий проводится первичная диагностика.

2 блок - Коррекционно-развивающие занятия (с учетом возрастных особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.

3 блок – Диагностические занятия. По окончанию курса занятий проводится диагностика динамики коррекции развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.


Цель: комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП ЗПР на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности.

Задачи:

определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии;

создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся АООП ЗПР, их интеграции в школе;

осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи категории обучающихся с учетом особенностей психического, речевого и (или) физического развития индивидуальных возможностей;

организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказание помощи в освоении АООП ЗПР;

разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям), детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.


Предполагаемые результаты коррекционно – развивающих занятий «120 уроков психологического развития младших школьников»:

развитие основных мыслительных способностей учащихся;

развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

развитие речи;

становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

высокая степень познавательной активности учащихся.

Критерии эффективности занятий:

снижение уровня тревожности;

эмоциональное благополучие ребенка в классе;

владение коммуникативными навыками.

Работа формируется с учетом рекомендаций ПМПК.

Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин.


Программа составлена на основе психологических программ развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Выдриной Н.Н. "Развитие эмоционально - волевой сферы средствами арт-терапии", Локаловой Н.П.  «120 уроков психологического развития младших школьников».


Тематическое планирование занятий с учащимся ОВЗ


Диагностический блок


Психологическая тема

Формы работы (методики)

Задачи

1.

Диагностика зрительно-моторной координации

Тест Пьеро-Рузера

Определение устойчивости внимания

2.


Диагностика уровня развития слуховой памяти

А. Р.Лурия

Оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения 

3.

Диагностика уровня развития мышления

Э. Ф. Замбацевячене

Исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций

4.


Эмоциональная сфера





«Нарисуй настроение»;

цветовой тест Люшера


- определение уровня тревожности;

- отслеживание особенностей и динамики эмоциональной сферы;

5.

Самооценка

«Лесенка»


Занятия диагностического и коррекционно-развивающего блоков проводятся интегрировано.

Коррекционно-развивающий блок

Содержание

Формы работы

Дата

1


Развитие умения точно и правильно называть предметы.

Развитие слуховых ощущений.

Развитие внимания (концентрация)

.

Упражнение «Ленивые восьмерки».

Упражнение «Назови предметы».

Упражнение «Послушай тишину».

Упражнение «Узнай по звку»

Упражнение «Лабиринт»


2


Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительных ощущений.

Развитие внимания (концентрация)



Упражнение «Надень шапку».

Упражнение «Выполни команду».

Упражнение «Какого цвета?»

Упражнение «Составь по образцу»

Упражнение «Лабиринт»


3


Развитие артикуляции.

Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Развитие мышление


Упражнение «Качание головой».

Упражнение «Произнеси чисто».

Упражнение «Раскрась правильно»

Упражнение «Разрезанная картинка»


4


Развитие фонетико-фонематического восприятия.

Развитие пространственных представлений (опреде­ление местоположение объекта в строке и столбце).

Развитие понятийного мышления.


Упражнение «Качание икр».

Упражнение «Найди ошибку».

Упражнение «Определи фигуры»

Упражнение «Конкретизация понятий»

Упражнение «Закончи рисунок»


5


Развитие умения выполнять словесные поручения.

Формирование элементов самоконтроля.

Развитие слуховых ощущений.


Упражнение «Точки мозга».

Упражнение «Учись слушать и выполнять»

Упражнение «Четвертый лишний»

Упражнение «Послушай звуки»

Упражнение «Лабиринт»


6


Развитие объема внимания.

Развитие осязательных ощущений.


Упражнение «Точки мозга».

Упражнение «Шершавые дощички»

Упражнение «Повтори за мной»

Упражнение «Найди 10 отличий»


7


Развитие непосредственной вербальной памяти.

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»).



Упражнение «Ленивые восьмерки».

Упражнение «Магнитофон».

Упражнение «Переверни рисунок»

Упражнение «Что? Где?»

Упражнение «Знай свой темп».


8


Развитие слухового внимания.

Развитие непосредственной вербальной памяти.


Упражнение «Ленивые восьмерки».

Упражнение «Слушай звуки улицы».

Упражнение «Поиграем в индейцев»

Упражнение «Муха»

Упражнение «Лабиринт»



9


Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие пространственных представлений (направления движения).

Развитие понятийного мышления.


Упражнение «Точки равновесия».

Упражнение «Телеграфисты».

Упражнение «Куда указывают стрелки?»

Упражнение «Подбери картинки»


10


Развитие умения анализировать и сравнивать образец.

Развитие произвольного внимания.


Упражнение «Точки равновесия».

Упражнение «Четвертый лишний».

Упражнение «Подбери картинки»

Упражнение «Найди 10 отличий»


11


Развитие зрительных ощущений и образного мышления.

Развитие зрительно-двигательных координации.

Развитие зрительной произвольной памяти.


Упражнение «Заземлитель».

Упражнение «Найди одинаковые».

Упражнение «Найди образец»

Упражнение «Перепутанные линии»


12


Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).

Развитие понятийного мышления.


Упражнение «Сова».

Упражнение «Нарисуй по памяти».

Упражнение «Выполни правильно»

Упражнение «Вордбол»

Упражнение «Разрезанная картинка»

Упражнение «Что перепутал художник»


13


Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

Развитие зрительных ощущений.


Упражнение «Перекрестные двидения».

Упражнение «Где этот домик?».

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Найди предметы одерно цвета»

Упражнение «Предметы по форме геометрических фигур»


14


Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие слуховых ощущений.


Упражнение «Шапка для размышлений».

Упражнение «Раскрась правильно».

Упражнение «Шумящие коробочки»

Упражнение «Лабиринт»



15


Развитие осязательных ощущений.

Развитие произвольного внимания.

Развитие точности движений (макродвижений).


Упражнение «Точки равновесия».

Упражнение «Шершавые дощечки».

Упражнение «Расставь слова»

Упражнение «Зашифруй слова»

Упражнение «Лабиринт»


16


Развитие умения копировать образец.

Развитие зрительного восприятия (выделение формы).

Развитие осязательных ощущений


Упражнение «Ухо-нос».

Упражнение «Срисуй фигуры точно».

Упражнение «Путаница»

Упражнение «Найди одинаковые»

Упражнение «Назови фигуры»

Упражнение «Тяжелые коробочки»




17


Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие непосредственной зрительной памяти.


Упражнение «Ухо-нос».

Упражнение «Найди одинаковые».

Упражнение «Запомни и найди»

Упражнение «Запомни и нарисуй»

Упражнение «Разрезанная картинка»


18


Развитие зрительного анализа.

Развитие словесного синтеза.

Развитие понятийного мышления.


Упражнение «Рубка дров».

Упражнение «Кто наблюдательнее?».

Упражнение «Назови одним словом»

Упражнение «Конкретизация понятий»

Упражнение «Вордбол»


19


Развитие осязательных ощущений,

Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).


Упражнение «Точки Кука».

Упражнение «Тяжёлые коробочки».

Упражнение «Крестики, точки»

Упражнение «Путанка»

Упражнение «Лабиринт»


20


Развитие зрительного анализа.

Развитие произвольного внимания (переключение).

Развитие пространственных представлений.



Упражнение «Ухо-нос».

Упражнение «Сгруппируй буквы».

Упражнение «Цветной ксилофон»

Упражнение «Муха»


21


Развитие процессов анализа.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие зрительно-двигательных координации.


Упражнение «Симметричные рисунки».

Упражнение «Найди отличия».

Упражнение «Дорисуй недостающие детали»

Упражнение «Нарисуй точно такие же»

Упражнение «Бусинки»

Упражнение «Проведи не касаясь»



22


Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания (распределение).

Формирование умения сравнивать


Упражнение «Заземлитель».

Упражнение «Способы применения предмета».

Упражнение «Соблюдай правило»

Упражнение «Сравнение слов»

Упражнение «Учимся сравнивать»



23


Развитие пространственных представлений.

Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы).

Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость).



Упражнение «Шапка для размышлений».

Упражнение «Поставь значки».

Упражнение «Отгадай слова»

Упражнение «Называй и считай»

Упражнение «Алфавит»


24


Развитие звукового синтеза.

Развитие произвольного внимания (объем).

Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений).



Упражнение «Точки Кука».

Упражнение «Подбери слова».

Упражнение «Говори правильно»

Упражнение «Нарисуй по образцу»

Упражнение «Лабиринт»


25


Развитие понятийного мышления.

Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве).



Упражнение «Точки пространства».

Упражнение «Вордбол».

Упражнение «Телеграфист»

Упражнение «Где спрятались предметы»

Упражнение «Лабиринт»


26


Развитие мышления {процессы синтеза).

Умение устанавливать закономерности.

Развитие наблюдательности.


Упражнение «Качание икр».

Упражнение «Составление предложений».

Упражнение «Найди девятый»

Упражнение «Все ли ты увидел?»

Упражнение «Лабиринт»


27


Развитие умения сравнивать.

Развитие умения анализировать форму предметов.

Развитие непосредственной зрительной памяти.


Упражнение «Сова».

Упражнение «Найди одинаковые и отличающиеся».

Упражнение «Составь фигуру»

Упражнение «Запомни картинки»

Упражнение «Запомни порядок»


28


Развитие умения сравнивать.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие зрительно-двигательных координации.



Упражнение «Точки равновесия».

Упражнение «Найди одинаковые».

Упражнение «Назови предмет»

Упражнение «Молнии и речка»

Упражнение «Лабиринт»


29


Развитие умения сравнивать.

Формирование процессов саморегуляции.

Развитие зрительного восприятия (восприятие формы).



Упражнение «Перекрестные движения»

Упражнение «Сравни предметы».

Упражнение «Образец и правило»

Упражнение «Загадочные контуры»

Упражнение «Собери пазл»


30


Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

Развитие восприятия (расчлененность).

Развитие умения копировать образец.

Развитие мышления (абстрагирование признаков).


Упражнение «Качание икр».

Упражнение «Делаем вместе».

Упражнение «Найди фото»

Упражнение « Нарисуй так же»

Упражнение «Покажи одинаковые»


31

Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков)

Развитие внутреннего плана действия

Развитие произвольности движений

Упражнение «Выворачивание ладоней».

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Упражнение «Выбери главное»

Упражнение «Совмести фигуры»

Упражнение «Знай свой темп».


32

Развитие словесно-логического мышления (аналогии)

Развитие внутреннего плана действия

Развитие произвольности движений (умение затормозить движение)


Упражнение «Выворачивание ладоней».

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Упражнение «Назови четвёртое слово»

Упражнение «Муха»

Упражнение «Запретное движение»



Итого: 32 часа




































Литературные и интернет источники:


Куртанова Д. К.

Кинезотерапия в лечении детей с церебральным параличом [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/252/12458 / (дата обращения: 28.08.2018).

Комплекс упражнений при ДЦП

https://studfiles.net/preview/1668159/

https://infourok.ru/kineziologicheskie-uprazhneniya-v-rabote-s-detmi-imeyuschimi-narusheniya-rechi-2171920.html.

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/04/02/korrektsionno-razvivayushchaya-rabota-lokalova-np-120.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 15.04.20 в 18:19 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за насыщенный материал! Позвольте небольшое уточнение: на сегодняшний день работа должна осуществляться с учетом рекомендаций ППК.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.