12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Александровна Маряхичева265
Россия, Чувашская респ., п. Опытный

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Опытный Цивильского района Чувашской Республики»

 

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

(Подпрограмма работы с родителями учеников 8 а класса «Сотрудничество»)

 

Разработала

классный руководитель 8 а класса МОУ «СОШ п. Опытный Цивильского района ЧР»

Маряхичева Ольга Александровна

2008 г.

ПАСПОРТ

Программы работы с семьями учеников 8 а класса

МОУ «СОШ п. Опытный Цивильского района ЧР» 2007-2008 гг.

Наименование Программы

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

Основание для разработки

Программы

2008 год в России - год семьи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ … от 29.12.2004 N 199-ФЗ,

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (и комментарий ЦК Профсоюза к ним)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172

О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

Конвенция о правах ребенка

Дата принятия решения о разработке Программы

19 мая 2007 года

(итоговое отчетное родительское собрание родителей 8 а класса)

Статус программы

Программа работы с семьёй «Шаг навстречу» является подпрограммой основной программы работы с родителями

«Шаги к успеху»

Основные разработчики

Маряхичева О.А., классный руководитель 8 а класса СОШ п. Опытный,

школьный психолог Аврамова Н.А.

 

Цель Программы

Привлечь родителей к воспитательному процессу для развития разносторонних умений и навыков детей и успешной реализации их способностей через возрождение семейного воспитания на основе сотрудничества и объединения усилий  родителей, классного руководителя и учащихся.

 

Основные задачи Программы

Задачи:

1. Провести 29 «Родительских недель». Из них:

16 мастер-классов

5 занятий лекционно – тренингового типа

4 спортивно - оздоровительных и игровых мероприятия

4 экскурсии

2. Обучить учеников класса разным видам народно- прикладного творчества

3. Организовать

выставки поделок, созданных на мастер-классах;

2 чаепития с «продуктом» собственного приготовления;

Выпуск 7 газет по итогам тренинговых занятий.

4.Создать электронные презентации семей, газеты с информацией о традициях, увлечениях и истории семьи, выпустить альбом «Я и моя семья».

5. Добиться включения каждого школьника в работу во время внеклассных мероприятий в качестве активного участника и организатора воспитательного процесса через участие в мастер-классах и др. мероприятиях.

6. Ознакомить классных руководителей СОШ п. Опытный с опытом работы по данной программе.

Сроки реализации программы

сентябрь 2007- июнь 2008

Ожидаемые результаты реализации Программы

100% участие семей в работе над программой «Шаг навстречу»

Выпуск альбома «Я и моя семья»

Совместная деятельность родителей учеников 8 класса, детей и классного руководителя.

Позитивные впечатления и настрой на дальнейшее сотрудничество всех участников программы.

Адаптирование к жизни в современных условиях ( снижение уровня тревожности)

Программа реализуется посредством:
 

привлечения родителей к творческой деятельности с детьми,

организации совместного досуга,

проведением семейных мастер-классов, спортивных и культурно-массовых мероприятий;
 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш. А. Амоношвили

1. Необходимость создания программы. Актуальность проблемы.

В основу программы положены идеи великих чувашских просветителей и этнопедагогов И.Я.Яковлева и Г.Н.Волкова.

Цель воспитания они видели в подготовке всесторонне развитого человека, способного улучшить условия жизни народа, а в личной жизни обходиться без посторонней помощи в приготовлении предметов, употребляемых в быту и в школе.

Личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности.

Народная мудрость говорит : «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей».

Главная задача 2008 года, объявленного Годом семьи, - вернуть российской «ячейке общества» тот авторитет, который она имела в начале прошлого века. Поэтому в 2008 году всесторонняя поддержка традиционных семейных ценностей выходит на первый план. Очень долгое время в нашей стране происходила подмена исторически традиционных семейных ценностей. Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. в семье человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях.

2. Общая характеристика программы.

Основой данной программы является проведение мероприятий родителями учеников 8 класса в рамках «Родительской недели». В каждой семье есть свое увлечение, хобби, профессия. На организационном родительском собрании каждая семья выбирает себе неделю. В течение этой недели родители совместно с детьми проводят одно обязательное мероприятие воспитательного характера. Это может быть Мастер-класс, тренинговое, лекционное занятие, профориентационная или культурно-просветительная экскурсия, интеллектуальное, спортивно - оздоровительное или интерактивное мероприятие.

В учебном году 34 учебные недели. Решено провести 29 «Родительских недель», т.к. в 8 а классе 29 учеников. Первые 3-4 недели – организационного характера, последняя – неделя подготовки к переводным экзаменам.

Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли - полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.
В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта - трудолюбие».
Наши родители за свою жизнь приобрели различные навыки и умения. Кто-то из них умеет хорошо вязать, вышивать, готовить и т.д. Другие умеют правильно ухаживать за комнатными растениями, знают традиции и обычаи чувашского народа. Они научили этому своих детей. На мероприятиях «Родительской надели» они передают свои знания, умения одноклассникам своих детей, обучают их многим полезным вещам. Получается практико-ориентировочная совместная деятельность родителей и учеников класса. Совместный труд сближает, поднимает авторитет родителей в глазах детей.

Риски

 

1. Не все родители захотят принять участие в работе по программе.

2. Не все родители смогут принять участие в силу объективных причин:

  • 14 учеников класса проживают в другом населенном пункте

    родители (в основном отцы) ребят находятся в г. Москва. Работают по скользящему графику.

3.Не все родители смогут самостоятельно провести мероприятие Родительской недели.

4. Некоторым ученикам может показаться неинтересным какое – либо занятие и они откажутся в нем участвовать

 

 

Механизм реализации Программы:


 

Реализация данной программы включает в себя работу:

С ученическим коллективом.

С родителями.

C социумом.


1 этап:


Аналитико - диагностический – изучение контингента родителей с помощью диагностической методики оценки воспитательного потенциала семьи ( приложение 2) с целью определения темы, формы работы родителей при проведении мероприятий «Родительской недели».


 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Разработка Программы «Шаг навстречу» ( подпрограммы в рамках программы работы с родителями на 2007-08 гг.)

август
2007 г.

Кл. руководитель 8 а

Маряхичева О.А.

2.

Разработка диагностического инструментария, для организация анкетирования родителей и учеников.

август
2007 г.

Кл. руководитель 8 а

Маряхичева О.А., школьный психолог Аврамова Н.А.

3.

Опрос, анкетирование родителей и учеников класса.

Родители: Анкетирование

1)Семья – воспитательный потенциал;

2)Мой вклад в «Родительскую неделю»;

Ученики: Анкетирование

1)Моя семья

2) Модификация методики Карта Интересов А. Голомштока

сентябрь
2007 г.

Кл. руководитель 8 а

Маряхичева О.А. и родительский комитет.

4.

Индивидуальные беседы с родителями, учащимися, изучение возможностей родителей.

сентябрь
2007 г.

Кл. руководитель Маряхичева О.А
 


2 этап:

Практический – мероприятия  по реализации  Программы  (сентябрь2007 –июнь 2008 г.)

Данный этап реализуется через организацию:

Мастер – классов различной направленности, в том числе

8 практико – ориентировочных ( изготовление предметов домашнего обихода, украшений, презентаций, приготовление блюд, уход за домашними растениями и животными)

5 здоровьесберегающего направления(уход за кожей, за зубами, полезные продукты, правила туриста )

3 творческого направления (обучение фольклору, театральному мастерству, национальным обрядам)

 

Заседания клуба «Хочу всё знать!»

Организация бесед профориентационного и правового направлений, помощь психологу и классному руководителю в проведении тренингов .

Спортивных и интерактивных мероприятий.

Организацию выставок работ учеников и их родителей.

Выпуск газет, создание презентаций о семье, создание альбома

«Я и моя семья».

Экскурсий профориентационного и развивающего характера.


 

3 этап:
Завершающий – мониторинг качества реализации Программы, анализ полученных результатов и определение перспектив дальнейшей деятельности (июнь 2008 г.).

Данный этап реализуется через организацию:

Конкурса «Самая дружная семья».

Анкетирования детей и родителей с целью определить впечатления и настрой на дальнейшее сотрудничество в рамках программы работы с семьёй .

Мониторинга участия детей и родителей в работе над программой «Шаг навстречу».

Семейной гостиной «Итоги работы: А что же дальше?» (планирование работы с семьей на период 2008-09г в 9 классе)

 

Программа «Шаг навстречу»

Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш.

И.Я. Яковлев, г. Симбирск, 4 августа 1921г.

Главная задача 2008 года, объявленного Годом семьи, - вернуть российской «ячейке общества» тот авторитет, который она имела в начале прошлого века. Поэтому в 2008 году всесторонняя поддержка традиционных семейных ценностей выходит на первый план. Очень долгое время в нашей стране происходила подмена исторически традиционных семейных ценностей. Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. в семье человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях.

Настоящая программа предусматривает широкий выбор форм деятельности родителей учеников 8 а класса и предназначена для непосредственной организации воспитательного процесса с родителями и учащимися класса на год.

Смысл и назначение настоящей программы состоит в обеспечении формирования трудовой установки и понимания необходимости трудовой творческой деятельности как главного способа самореализации человека, социализации учащихся, подготовки их к жизни в сложных условиях современной действительности; целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений и важнейших факторов гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Данная программа нацелена:

- на сплочение семьи, класса через живое общение, обогащение духовного мира всех участников программы, пробуждение эстетических чувств;

- на помощь школьнику в познании себя и мира;

- на развитие у ребёнка способности почитать родителей, любить ближнего, землю, стремиться к духовным ценностям, развивать заложенные природой потенциальные возможности;

- формирование интереса к выбору профессии;

Цель программы:

Привлечение родителей к воспитательному процессу для развития разносторонних умений и навыков детей и успешной реализации их способностей через возрождение семейного воспитания на основе сотрудничества и объединения усилий  родителей, классного руководителя и учащихся.

Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:

1.Провести 29 «Родительских недель». Из них:

16 мастер-классов

5 занятий лекционно – тренингового типа

4 спортивно - оздоровительных и интерактивных мероприятия

4 экскурсии

2. Организовать

выставки поделок, созданных на мастер-классах;

2 чаепития с «продуктом» собственного приготовления;

Выпуск 7 газет по итогам тренинговых занятий.

3.Создать электронные презентации семей, газеты с информацией о традициях, увлечениях и истории семьи.

4. Ознакомить классных руководителей СОШ п. Опытный с опытом работы по данной программе.


 

План проведения мероприятий «Родительской недели»


 


 

Дата

проведения

Семья

Мероприятие

результат

1.

11 октября

Семья Атанасовых:

Станимир Костович

Муза Степановна

Организация поездки в г. Казань , обзорной экскурсии по городу с посещением Казанского кремля, Раифского монастыря и зоопарка.

Ознакомились с историей г. Казань, посетили, зоопарк, ботанический сад

2.

19 октября

Семья Васильевых:

Николай Александрович

Тамара Петровна

Организация профориентационной экскурсии в ЭТУС г. Цивильска.

Ребята познакомились с профессиями в сфере связи, узнали о работе в Интернет.

3.

26 октября

Семья Прокопьевых:

Владимир Александрович

Алина Вячеславовна

Мастер-класс «Основы театрального мастерства» Прокопьева А.В., заведующая ДК д. Нюрши.

1 место в конкурсе агитбригад «Мы за ЗОЖ»

4.

2 ноября

Семья Аверьяновых:

Владимир Юрьевич

Ирина Васильевна

Организация экскурсии в пожарную часть в. г.Цивильск.

Проведена экскурсия, в которой приняли участие 26 учеников и 3 родителей. Викторина по правилам ППБ .

5.

17 ноября

Семья Александровых:

Любовь Геннадьевна

Помощь в организации тренинга «Дружная семья и гору свернет»

Проведен тренинг с участием родителей 29 учеников и 10 родителей (2 группы).

Цель: развить уважение друг к другу и взаимопонимание.

6.

24 ноября

Семья Кузьминых:

Юрий Владимирович

Наталья Валерьевна

День Матери. Конкурсная программа "Мамы и мы", праздничное чаепитие.

Принимали участие 24 ученика и 17 родителей.

Проведена презентация сочинений «Признание в любви маме».

7.

1 декабря

Семья Асаниных:

Ольга Евгеньевна,

Владимир Михайлович

Беседа о кожных и венерических заболеваниях, Асанина О.Е. -  медсестра дерматологического кабинета Цивильской ЦРБ.

Мастер – класс «Уход за кожей».

Присутствовали 29 учеников, 2 родителей. Раздача памяток по уходу за кожей, в кабинет передано дезинфицирующее средство для уборки.

8.

8 декабря

Семья Даниловых:

Геннадий Тарасович

Зоя Кирилловна

Приглашение инспектора ПДН Петрова Е.С. для беседы "Профилактика правонарушений".

Принимали участие 29 учеников, 1 родитель.

Конкурс сочинений на тему «Права ребёнка»

9.

15 декабря

Семья Евстафьевых:

Василий Михайлович

Валентина Вениаминовна

Семейная лыжная эстафета.

1 командное место в школьной лыжной эстафете.

10.

22 декабря

Семья Степановых:

Светлана Ивановна

Владимир Петрович

Мастер – класс « Поет душа» (фольклорные произведения).

1 место в Школьном фестивале искусств (ШФИ)

11.

19 января

Курковы – Титовы:

Анжелика Николаевна

Деловая игра «Семейные ценности»

В ходе игры ребята выделили следующие семейные ценности: здоровье, любовь, уважение, взаимопонимание.

12.

26 января

Семья Ивановых (Наташа):

Галина Вячеславовна и

Николай Иванович

Организация экскурсии в краеведческий музей г. Цивильска

Посетили краеведческий музей. Принимали участие 28 учеников и 3 родителей.

Ознакомились с историей родного района.

13.

2 февраля

Семья Ананьевых:

Лев Анатольевич

Вера Ивановна

Мастер – класс «Коржики на столе – праздник в доме!», чаепитие.

Принимали участие 28 учеников, выпекли 90 коржиков, организовали чаепитие с родителями. Ребята выпекли коржики к праздникам 23 февраля и 8 марта.

14.

9 февраля

Семья Андреевых:


 

Олег Алексеевич

Елена Александровна

Мастер – класс « Уход за полостью рта», Андреева Е.А. , медсестра стоматологического кабинета Цивильской ЦРБ.

Присутствовали 29 учеников, получили памятки «Как правильно чистить зубы», произведен осмотр учеников, выданы рекомендации для лечения.

15.

16 февраля

Семья Гавриловых (Артем):


 

Леонид Кронидович

Лариса Николаевна

Мастер - класс «Создание презентации семьи». Участие в конкурсе "Семья -2008».

Победители школьного конкурса в номинации "Самая IT активная семья".

16.

1 марта

Семья Яковлевых:

Илья Дмитриевич

Галина Андреевна

Помощь в организации тренинга

«Двигательная активность"

Принимали участие 29 учеников и 12 родителей.

Разработали правила активного образа жизни, разучили упражнения для снятия усталости.

17.

6 марта

Семья Евграфовых:

Людмила Кронидовна

Олег Николаевич

Конкурсно - развлекательная программа " Самая, самая..."

Принимали участие 28 учеников и 16 родителей. Проведен конкурс команд мам и учениц класса. «Дружеская ничья», чаепитие с поздравитель-ным концертом.

18.

15 марта

Семья Якимовых:

Татьяна Николаевна

Мастер – класс «Вяжем сами варежки маме»

Выставка изделий ,изготовленных учениками и родителями 8 класса, принимали участие 25 учеников и 12 родителей.

19.

22 марта

Семья Гавриловых (Коля):

Николай Александрович

Елена Геннадьевна

Мастер - класс "Новая жизнь старых вещей".

Организация выставки поделок. Участвовали 23 ученика и 2 родителей.

20.

29 марта

Семья Кучеряну:

Виктория Ивановна

Владимир Иванович

Помощь в организации тренинга личностного роста

Проведен тренинг «Как добиться успеха?» психологом школы с участием 10 родителей и 29 учеников.

21.

5 апреля

Семья Гордеевых:

Ирина Геннадьевна

Мастер-класс " Ступени к собственному здравию", Гордеева И.Г. медсестра городской больницы №1 г. Чебоксары.

Присутствовали 28 учеников и 2 родителей.

Получили памятки «ЗОЖ – это просто», в беседе особое внимание было уделено употреблению наркотических и алкогольных веществ.

22.

12 апреля

Семья Ефимовых:

Елена Капитоновна

Николай Петрович

Мастер-класс «Традиции и обычаи чувашей».

Ознакомились с традиционной кухней чуваш, научились готовить

Современное чувашское блюдо «Солянка сывлах»

23.

19 апреля

Семья Кирилловых:

Зинаида Фёдоровна

Виталий Дмитриевич

Мастер – класс «Вышивка – это модно!»

 

24.

26 апреля

Семья Хрисановых:

Ирина Кирилловна

Леонид Николаевич

Мастер- класс «Уход за домашними животными», Хрисанова И.К. ветврач

 

25.

4 мая

Семья Тимофеевых:

Александр Владимирович

Валентина Ивановна

Мастер – класс « Полезные продукты»

 

26.

10 мая

Семья Григорьевых:

Александр Николаевич

Роза Анатольевна

Профориентационная беседа на тему "Труд бухгалтера", Григорьева Р.А. главный бухгалтер завода мясокостной муки Цивильского района.

 

27.

17 мая

Семья Солдатовых:

Ирина Фёдоровна

Михаил Алексеевич

Мастер- класс «Уход за комнатными цветами»

 

28.

24 мая

Семья Романовых:

Анатолий Иванович

Ираида Мефодьевна

Мастер – класс «Украсим наш дом», создание настенных панно.

 

29.

1 июня

Семья Ивановых (Света):

Дина Ивановна и брат Максим

Мастер – класс «Мы в лесу не пропадем»( в рамках оздоровительного похода ).

 

4 июня 2008 года

Семейная гостиная «Итоги работы программы «Шаг навстречу»: А что же дальше?» (перспективы продолжения работы по данному направлению на 2008-2009 учебный год)

1.Подведение итогов конкурса «Самая дружная семья» по итогам всех мероприятий 2007-2008 гг.

2. Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей, проводимого с целью определить впечатления и настрой на дальнейшее сотрудничество.

3. Анализ мониторинга участия родителей и ребят в работе над программой «Шаг навстречу».

4. Планирование работы на следующий 2008-2009 учебный год в рамках программы «Шаг навстречу».

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Социальный паспорт класса за 2006-2007 учебный год.

В 2007-2008 учебном году в классе 29 человек, из них 14 девочек и 15 мальчиков. Для 18 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса. Эти ребята имеют широкий кругозор, читают регулярно и много, поэтому речь их правильная, выразительная, отличается богатством словаря. Для 6 учащихся характерен средний уровень, а для остальных - низкий.

Ребята живут в разных по составу, по культурному уровню и материальному положению семьях. Семьи в основном рабочие и полные….

В классе в прошлом году родительский актив работал не очень активно. Многие дела организовывались совместно с детьми, но активность родителей была низкая. Поэтому на итоговом родительском собрании родителей 7 класса решили , что в следующем учебном году (2007-2008) должна быть организована на должном уровне совместная воспитательная работа с родителями.

Приложение 2

Анкета «Семья учащегося – воспитательный потенциал» №1(для родителей)

Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые условия воспитания ребенка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родителей, их включенность в педагогически ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи.

АНКЕТА

Уважаемые родители!

Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьей, ее педагогической позицией и взглядами на образовательные услуги, с тем чтобы более плодотворно и адресно сотрудничать с вами.

1. Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами:_______________

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

дни рождения;

дни поминовения усопши;

коллективные посещения кино, театров и др.;

религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники...); 8

гражданские праздники (Новый год, 1 Мая, 8 Марта, День Победы и др.);

день создания семьи;

школьные праздники (начало учебного года, окончание школы...);

профессиональные праздники;

выпуск семейной газеты;

воскресные семейные обеды, ужины;

проведение семейных советов;

другое__________________________________________________________

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

спорт;

рыбалка;

шитье;

вышивка;

сочинение стихов, рассказов, сказок;

поделки;

коллекционирование;

пение;

вязание;

аквариумоводство;

домашние животные (уход, дрессировка);

шахматы;

живопись/рисование;

чтение;

игра на музыкальных инструментах;

посещение театров;

другое__________________________________________________________

4. Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка:________

5. Какой труд объединяет вашу семью?

общего труда нет, у каждого свое дело;

уборка квартиры;

ремонт квартиры;

уход за домашними животными;

уход за скотом;

работа в саду, на даче;

индивидуальная трудовая деятельность;

другое__________________________________________________________

6. Собираете ли вы семейные советы?

семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов;

собираем совет для того, чтобы:

распределить бюджет семьи,

планировать покупки,

планировать отпуск,

распределять работу по дому, ответственность,

обсуждать поступки членов семьи,

обсуждать проблемы воспитания детей,

другое______________________________________________________

7. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?

отдельная комната для ребенка;

уголок в общей комнате;

спортивный инвентарь (коньки, лыжи, гири и т. п.);

библиотека;

музыкальные инструменты (гитара, баян и т. п.);

диапроектор;

киноаппарат, кинопроектор;

электронные игры;

проигрыватель;

компьютер;

видеокамера;

фотолаборатория;

фотоаппарат;

живой уголок;

фонотека;

аквариум;

столярные, слесарные инструменты;

вязальная машина;

конструкторы;

швейная машина;

развивающие игры;

велосипед/мотоцикл;

еще____________________________________________________________

8. Есть ли в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?

мама; папа;

бабушка; дедушка;

прабабушка; прадедушка;

няня; родственница;

гувернантка;

другие____________________________________________________________

9. Что хорошего/плохого приносит ваш ребенок из школы?

умственное развитие; сквернословие;

эстетическое развитие; непослушание;

культуру общения; грубость;

самостоятельность; нервозность;

интерес к знаниям; усталость, измотанность;

желание учиться; возбуждение;

внимание к близким; нежелание ходить в школу;

страх перед оценками;

страх перед педагогами;

другое____________________________________________________________

 

10. Углубленное изучение каких предметов в профильных классах желательно для вас в нашей школе?

математика; право;

физика; педагогика;

химия; психология;

биология; иностранный язык;

информатика; литература;

экономика; художественная культура;

другое____________________________________________________________

11. За какие образовательные услуги вы готовы платить уже сегодня?

кружок, секция;

репетиторство;

обучение иностранному языку;

психологическая консультация;

психологические тренинги;

лечебно-оздоровительные мероприятия;

платная раздевалка;

факультатив;

музыкальное образование;

психологическая диагностика;

экскурсии по городам;

поездка за рубеж;

пост МВД в школе;

группа продленного дня;

другое__________________________________________________________

12. Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы?

Постоянное деловое взаимопонимание,

Теплые дружеские отношения,

Сами периодически приходим в школу,

Приходим, в основном, по вызову,

Бывает, что пропускаем родительские собрания,

Постоянно посещаем родительские собрания,

Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках ребенка, плохой учебе,

Хороших контактов пока не удалось наладить,

С отдельными педагогами мы, пожалуй, в конфликте.

13. Чем вы удовлетворены в работе школы?

качество обучения;

безопасность ребенка;

общая спокойная обстановка;

качество питания;

оформление интерьера школы;

отношение учителей к детям;

порядок, требования к дисциплине;

условия для развития способностей (кружки, секции и т. п.);

другое__________________________________________________________

14. Напишите, чем вы не удовлетворены в работе школы_______________________

15. Как вы организуете деятельность ребенка?

помогаем выполнять домашние задания, следим за их выполнением;

читаем книги;

водим детей в театр, кино.. и т. п.;

обучаем бытовому труду (шитье, кулинария, ремонт квартиры и т. д.);

играем в развивающие игры;

организуем спортивные, физкультурные занятия в семье;

водим детей в музыкальную, спортивную школу (секцию);

выезжаем с детьми на природу, ходим на прогулки;

другое__________________________________________________________

наш ребенок самостоятельный и сам находит себе дело;

специально не занимаемся с детьми, но всегда и везде привлекаем ребенка к тому, что делаем сами.

16. Каким вы представляете жизненный сценарий вашего ребенка?

будет рабочим;

будет специалистом с высшим образованием (окончит вуз);

будет специалистом со средним профессиональным образованием (окончит техникум);

будет творческим работником;

будет иметь свое дело, займется коммерцией;

свою дорогу выберет сам, мы вмешиваться не будем.

Обработка анкеты

Качественный анализ ответов осуществляется по указанным параметрам воспитательного потенциала семьи.

Материально-бытовые условия и средства, имеющиеся в семье для воспитания ребенка (вопросы № 7, 8).

Духовная жизнь семьи, сплачивающая ее и создающая качество «дома» для ребенка (вопросы № 2, 3, 5, 6).

Включенность родителей в педагогически-ориентированные виды семейной деятельности (вопросы № 4, 6 – обсуждение проблем воспитания, № 12, 15).

Образовательные ожидания и потребности семьи (вопросы № 9–11, 13, 14, 16).


 

Анкета №2 (для родителей)

мой вклад в «Родительскую неделю»

ФИО______________________________________________________________

Образование, специальность, место работы.____________________________

__________________________________________________________________

Увлечение ( можно семейное)________________________________________

__________________________________________________________________.

Какую помощь могу оказать классу в проведении мероприятий Родительской недели____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Мастер – класс по какой тематике могу провести_________________________

___________________________________________________________________


 

Какие интересные фильмы обучающего характера могу предоставить_______

___________________________________________________________________

7.С какими специалистами, интересными людьми могу организовать встречу __

___________________________________________________________________


 

АНКЕТА №3(для детей)
«моя семья»

Цель анкетирования: выявить, каковы взаимоотношения в семье, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка.

Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?

Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?

Будешь ли ты строгим родителем?

Будешь ли баловать своих детей? Как?

Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?

Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?

Кто из родителей для тебя – образец для подражания?

10. Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер, братьев?

11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?

12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?

13. Сколько бы хотел иметь собственных детей и почему?

14. Смог бы ты усыновить чужого ребенка?

15. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?

Анкета №4(для детей)

«ПРОФИЛЬ»

(модификация методики Карта Интересов А. Голомштока)

Инструкция. Данные вопросы касаются твоего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли тебе делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставь “+”. Если не нравится – знак “– “. Если сомневаешься, поставь “?”.


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

                   


 

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

17.Участвовать в общественной жизни школы, города.

18.Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

21.Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными растениями.

23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30.Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40.Заниматься физической культурой и спортом.

41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45. “Читать” географические и геологические карты.

46.Участвовать в спектаклях, концертах.

47.Изучать политику и экономику других стран.

48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.


 

Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений твоей деятельности:

1 – физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – геогра­фия и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.


 

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.

Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

По результатам одной методики бывает трудно найти подходящую профессию. Поэтому в случае затруднений обратитесь к консультанту по выбору профессии.

ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
НАКЛОННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ

Правила проведения теста

Внимательно прочитайте каждый вопрос. Обведите кружочком слово «Да», если вы согласны с тем, что написано, если это верно по отношению к вам. Обведите кружочком слово «Нет», если написанное не подходит вам.

Да Нет 1. Я люблю сочинять собственные песни.

Да Нет 2. Я люблю гулять один.

Да Нет 3. Мои мама и папа любят играть со мной.

Да Нет 4. Я задаю много вопросов.

Да Нет 5. Сочинение рассказов и сказок – пустое занятие.

Да Нет 6. Я люблю, чтобы у меня был только один или два

друга.

Да Нет 7. Я ничего не имею против, если иногда меняются

правила игры.

Да Нет 8. У меня есть несколько действительно хороших идей.

Да Нет 9. Я люблю рисовать.

Да Нет 10. Я люблю вещи, которые трудно делать.

Да Нет 11. Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.

Да Нет 12. Я люблю все разбирать, чтобы понять, как это

работает.

Да Нет 13. Мне больше нравится раскрашивать картинки

в книжке, чем рисовать самому.

Да Нет 14. Легкие загадки – самые интересные.

Да Нет 15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь

вместе со мной.

Да Нет 16. Я люблю узнавать новое о животных.

Да Нет 17. Мой папа любит делать что-нибудь по дому.

Да Нет 18. Я не люблю, когда другие дети задают много

вопросов.

Да Нет 19. Трудно найти себе занятие, когда находишься один.

Да Нет 20. Мой папа думает, что я обычно поступаю

правильно.

Да Нет 21. Я люблю рассказы о далеком прошлом.

Да Нет 22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.

Да Нет 23. Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно,

я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь

другое.

Да Нет 24. Я всегда играю с друзьями, а один я не люблю

играть.

Подсчет результатов

За каждый положительный ответ (обведенное слово «Да») начисляется 1 балл, за отрицательные ответы (обведенное слово «Нет») – 0 баллов.

Внимание! В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 оценка проводится следующим образом: вместо 1 балла начисляется 0, а вместо 0 баллов – 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный оцениваемому. Другими словами, в этих пунктах за ответ «Да» начисляется 0 баллов, а за ответ «Нет» – 1 балл.

Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Проанализируем эти качества.

1. Разнообразие интересов.

Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах

1, 5, 9, 16, 21. (Не забудьте оценку в пункте 5 перевести на обратную!) Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:

I степень – 0–1 балл (слабо выражена);

II степень – 2–3 балла (выражена средне);

III степень – 4–5 баллов (явно выражена).

2. Независимость.

Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах

2, 8, 11, 13, 19, 24. Количество набранных баллов соответствует выраженности независимости ребенка:

I степень – 0–1 балл (слабо выражена);

II степень – 3–4 балла (выражена средне);

III степень – 5–6 баллов (явно выражена).

3. Гибкость, приспособляемость.

Посчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6, 7, 22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведения ребенка:

I степень – 0–1 балл (выражена слабо);

II степень – 2 балла (выражена средне);

III степень – 3 балла (выражена явно).

4. Любознательность.

Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 4, 12, 18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка.

I степень – 0–1 балл (выражена слабо);

II степень – 2 балла (выражена средне);

III степень – 3 балла (выражена явно).

5. Настойчивость.

Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 10, 14, 23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка.

I степень – 0–1 балл (выражена слабо);

II степень – 2 балла (выражена средне);

III степень – 3 балла (выражена явно).

6. Сведения о семейной обстановке.

Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 3, 15, 17, 20. Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка:

I степень – 0–1 балл (мало способствует);

II степень – 2–3 балла (способствует средне);

III степень – 4 балла (явно способствует).

Анкета № 5 (для детей)

(впечатления и настрой на дальнейшее сотрудничество)

1.Понравилась ли вам программа «Шаг навстречу»?

2. Какое из мероприятий Родительской недели Вы считаете наиболее удачным?

3. Какое мероприятие оставило о себе не самые приятные впечатления?

4. В каких еще совместных мероприятиях хотели бы Вы поучаствовать ?

5.Что бы Вы хотели изменить в организации работы?

6.Как повлияли мероприятия программы на жизнь Вашей семьи?

Приложение 3

Посещение собраний родителями учеников и участие родителей в мероприятиях.


 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.