КИМ к уроку истории в 9 классе «Промежуточная аттестация по истории России»
Промежуточная аттестация по истории России
КИМ. 9 класс.
Спецификация
Материалы теста разработаны для проведения промежуточной аттестации по истории обучающихся 9 классов. В связи с тем, что в дальнейшем обучающимся предстоит пройти процедуру ВПР по истории и возможно, обязательный ЕГЭ по предмету, считается целесообразным провести промежуточную аттестацию в форме, включающей в свой состав задания в формате ОГЭ. В 9 классе обучающиеся знакомились с новейшей историей России, поэтому задания составлены с учётом вышеуказанной содержательной линии.
Цель работы: оценка уровня подготовки выпускников 9 классов по новейшей истории России.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требований к умениям, навыкам, отражённые в ФГОС ООО.
Задания контрольной работы носят дифференцированный характер и различаются по форме и уровню сложности: базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень. Выполнение заданий предполагает распознавание, воспроизведение, извлечение информации, систематизации, сопоставления, применения знаний.
Время проведения контрольной работы: 45 минут (мотивационный этап, инструктаж, деятельностный этап, рефлексия).
Структура работы и критерии оценки выполнения заданий:
Работа состоит из шести заданий по новейшей истории России.
К заданиям 1,4 (базовый уровень), проверяющим знания по содержанию курса предлагается четыре варианта ответов, из которых один является правильным. Задания являются выполненными верно, если записан верный вариант ответа. В том случае, если указана последовательность из двух цифр и одна является верной, задание следует оценить как выполненное не верно.
Задания 2,3,5 (повышенный уровень сложности) направлены на проверку умений и предполагают указание последовательности цифр. Задание 2 оценивается одним баллом. Правильно выполненное задание под номером 3 оценивается двумя баллами. В том случае, если одна цифра в последовательности задания 3 указана не верно, задание оценивается одним баллом. Задание 5 оценивается двумя баллами и одним баллом, в том случае если допущена одна ошибка.
Ответы на задание 6 (высокий уровень) направлены на проверку навыков применения знаний на практике. Ответы записываются в форме сложного плана, включающего не менее 3 пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.
В таблице 1 представлены умения и способы деятельности, которые контролируются при выполнении работы:
Основные умения и способы действий |
Количество заданий |
Максимальный балл |
Определение хронологической последовательности событий |
1 |
1 |
Систематизация информации в форме схемы |
1 |
1 |
Установление соответствия |
1 |
2 |
Анализ иллюстративного материала |
1 |
1 |
Анализ источника. |
1 |
1 |
Атрибуция документа |
1 |
1 |
Составление сложного плана на заданную тему |
1 |
3 |
Итого: |
7 |
10 |
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный балл |
Базовый |
2 |
2 |
Повышенный |
4 |
5 |
Высокий |
1 |
3 |
Итого: |
7 |
10 |
Шкала перевода баллов в оценку:
Количество баллов |
Оценка |
9-10 баллов |
«5» |
7 – 8 баллов |
«4» |
5 - 6 баллов |
«3» |
0 – 4 баллов |
«2» |
Вариант 1
1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) подписание договора о ненападении между СССР и Германией;
2) образование СССР;
3) возникновение Государственной Думы Российской империи;
4) начало индустриализации в СССР.
2.Запишите фамилию, пропущенную в схеме.
3. Установите соответствие между периодами и событиями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПЕРИОДЫ |
|
СОБЫТИЯ |
А) 1945–1953 гг. Б) 1953–1962 гг. В) 1962–1979 гг. |
|
1) создание НАТО. 2) создание ОВД. 3) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 4) создание Лиги Наций. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
4. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Укажите год, когда была выпущена данная почтовая марка.
1) 2000 г.
2) 2004 г.
3) 2005 г.
4) 2008 г.
5. Укажите десятилетие, когда был сделан доклад, о котором идёт речь в отрывке. Назовите политического деятеля, выступившего на съезде с этим докладом.
Из сочинения историка
«На съезде были подведены итоги 5-й пятилетки, приняты директивы по 6-й пятилетке, поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны «в краткие исторические сроки». Однако съезд вошёл в историю в первую очередь благодаря докладу «О культе личности и его последствиях» на последнем, закрытом заседании 25 февраля, когда повестка дня, известная делегатам, была исчерпана и прошли выборы нового состава ЦК КПСС.
Доклад содержал информацию, поразившую делегатов, и выводы, которые должны были показать отсутствие связи отрицательных явлений, существовавших в жизни советского общества, с существующим политическим строем. Впервые было официально заявлено, что большинство репрессированных «врагов народа» — честные граждане. Приводились шокирующие сведения о массовых расстрелах невинных людей, о депортации народов в 30—40-е гг. Основная позиция доклада заключалась в том, что репрессии и «культ личности» Сталина являлись в первую очередь следствием отрицательных черт его характера, отступлений от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории; доклад не ставил под сомнение сложившийся при Сталине политический режим, он был призван создать впечатление, что достаточно лишь осудить и искоренить «извращения» социализма — и путь к коммунизму будет открыт. Прения по докладу не открывались.
На заседании съезда было решено ознакомить с содержанием доклада партийные организации. 5 марта Президиум ЦК принял постановление об ознакомлении с ним «всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабочих, служащих и колхозников» и рассылке брошюры с отредактированным текстом доклада».
6. Вам поручено составить развёрнутый ответ по теме «СССР на начальном этапе ВОВ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с началом ВОВ.
Вариант 2.
1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) советско-финская война;
2) подписание Портсмутского договора;
3) подписание Брестского мира с Германией;
4) начало коллективизации в СССР.
2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
3. Установите соответствие между событиями внешней политики и годами, когда они происходили.
СОБЫТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ |
|
ГОДЫ |
А) «великое отступление русской армии» Б) конфликт на озере Хасан В) начало Советско-финской войны |
|
1) 1930 г 2) 1915 г. 3) 1938 г. 4) 1939 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
4.Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.
1) 1950-е гг.
2) 1960-е гг.
3) 1970-е гг.
4) 1980-е гг.
5. Назовите руководителя страны, о котором идёт речь в отрывке. Укажите название периода истории нашей страны, связанного с его руководством страной.
Из сочинения историка
«Новый руководитель страны сразу завоевал симпатии граждан… Первые годы его руководства страной связаны с попыткой проведения активной социальной политики. В мае 1985 г. был принят документ, предусматривавший улучшение пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и их семей. В январе 1986 г. были повышены пособия для одиноких матерей. Постановление от 17 октября 1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях. Специальное постановление касалось поощрения садоводства и огородничества. Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и услуг обещала прорыв на этом направлении. Пожалуй, наиболее грандиозной была программа «Жильё-2000», которая предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в СССР. Согласно документу каждая семья к 2000 г. должна была иметь квартиру или жить в собственном доме…
Но к 1989—1990 гг. оказалось, что большую часть обещаний выполнить не удалось.
Решение задач по техническому перевооружению экономики и реализации социальных программ требовало больших ассигнований. Однако в 1985 г. резко упали цены на нефть, и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений. Взятый в 1985 г. курс на ускоренное развитие машиностроения повлёк увеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возможности трат на социальные нужды».
6. Вам поручено составить развёрнутый ответ по теме «Поворот в ходе ВОВ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с поворотом в ходе ВОВ.
Вариант 3.
1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) присоединение Прибалтики к СССР;
2) разгром армии Врангеля;
3) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
4) начало реализации политики «военного коммунизма».
2. Запишите слово, пропущенное в схеме:
3. Установите соответствие между событиями внешней политики и годами, когда они происходили.
СОБЫТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ |
|
ГОДЫ |
А) Берлинская операция Б) Сражение под Прохоровкой В) «Брусиловский прорыв» |
|
1) 1943 г 2) 1916 г. 3) 1939 г. 4) 1945 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
4 .Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите год, когда отмечался юбилей, которому посвящена эта марка.
1) 1960 г.
2) 1964 г.
3) 1972 г.
4) 1976 г.
5. Укажите год, когда было принято данное Постановление. Назовите фамилию политического деятеля, сменившего Н.С. Хрущёва на посту Председателя Совета Министров СССР.
Из Постановления Президиума ЦК КПСС.
«Признать, что в результате ошибок и неправильных действий тов. Хрущёва <...> за последнее время создалась совершенно ненормальная обстановка, затрудняющая выполнение членами Президиума ЦК ответственных обязанностей по руководству партией и страной.
Тов. Хрущёв, занимая посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР и сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС. <...>
Президиум ЦК КПСС считает, что при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья тов. Хрущёв не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе.
Учитывая также поданное тов. Хрущёвым заявление, Президиум ЦК КПСС постановляет:
1. Удовлетворить просьбу тов. Хрущёва об освобождении его от обязанностей Первого секретаря, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров СССР…»
6.Вам поручено составить развёрнутый ответ по теме «Перелом в ходе ВОВ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с переломом в ходе ВОВ.
Вариант 4.
1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) возникновение РСДРП;
2) ликвидация помещичьего землевладения;
3) свёртывание НЭПа в СССР;
4) падение самодержавия в России.
2. Запишите слово, пропущенное в схеме:
3. Установите соответствие между событиями внешней политики и годами, когда они происходили.
СОБЫТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ |
|
ГОДЫ |
А) Присоединение к СССР Кёнигсберга Б) Ликвидация Восточного фронта в период Второй мировой войны В) Пакт Молотова - Риббентропа |
|
1) 1938 г. 2) 1944 г. 3) 1945 г. 4) 1939 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
4 . Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.
1) 1950-е гг.
2) 1960-е гг.
3) 1970-е гг.
4) 1980-е гг.
5. Укажите десятилетие, когда произошли события, описанные в третьем абзаце данного отрывка. Назовите руководителя СССР в период, когда произошли эти события.
Из сочинения историка
«…Продолжалась фабрикация дел ”врагов народа“. Руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы (“ленинградское дело”). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А.А. Кузнецов — секретарь ЦК ВКП(б), М.Н. Родионов – председатель Совета Министров РСФСР и др. В рамках того же ”дела“ было сфабриковано обвинение против Н. А. Вознесенского – председателя Госплана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек к длительным срокам лишения свободы.
Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике (”мингрельское дело“).
Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны (”дело врачей“).
Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей...».
6. Вам поручено составить развёрнутый ответ по теме «Заключительный этап ВОВ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с заключительным этапом ВОВ.