Промежуточная аттестация по обществознанию — КИМ и спецификация (5 класс)
Промежуточная аттестация по обществознанию
КИМ. 5 класс.
Спецификация
Назначение промежуточной аттестации – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 5 классов по предмету «Обществознание».
Содержание и структура работы для промежуточной аттестации по обществознанию разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО для 5-9 классов по обществознанию.
Предлагаемые вопросы отличаются тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определённые стороны подготовки учащихся. Основными принципами отбора материала для заданий являются значимость проверяемых фактов, отражение различных аспектов обществознания, распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности.
Вопросы рассчитаны на комплексную проверку подготовки школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
В число проверяемых элементов подготовки входят:
знания понятий, терминов;
умения находить соответствия, выделять сходство и различие;
умения анализировать источник.
Требования к уровню достижений учащихся 5-х классов
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству,
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально
философских позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать
собственную точку зрения.
Структура и содержание работы:
Задания работы позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по обществознанию, но и учебные умения на различных уровнях усвоения материала. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в части 1 , к усложнённым в части 2 и сложным в части 3, требующим развёрнутого ответа.
Часть 1 содержит 16 заданий с выбором ответа.
Часть 2 состоит из 3 заданий, более сложных, они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.
Часть 3 содержит 1 задание повышенной сложности, в котором требуется дать открытый, развёрнутый ответ, это задание содержит условие в виде ситуации или высказывание и вопросы к ним.
Все правильно выполненные задания уровня 1 оцениваются в 1 балл.
Задания уровня 2, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.
Критерии оценивания к заданию части 3 |
Балл |
Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения содержащие информацию о заданном понятии. |
2 |
Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение содержащее информацию о заданном понятии, или смысл понятия раскрыт не полностью, но составлены два предложения |
1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, или два предложения составлены без раскрытия смысла понятия, или составлено одно предложение, смысл понятия не раскрыт, или ответ неверный. |
0 |
Максимальное количество баллов |
2 |
За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:
80-100 % - оценка «5»;
60-79 %- оценка «4»;
40-59 % - оценка «3»;
0-39 % - оценка «2»;
Кодификаторы
№ задания |
Раздел/тема курса |
Проверяемые УУД |
Уровень сложности |
Тип задания |
Максимальный балл |
|
1 |
Человек. Загадка человека. |
П Выделять основные существенные особенности объектов. |
Базовый |
ВО |
1 |
|
2
|
Человек. Загадка человека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Базовый |
ВО |
1 |
|
3 |
Человек. Загадка человека. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|
4 |
Человек. Отрочество- особая пора жизни. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|
5 |
Человек. Загадка человека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Базовый |
ВО |
1 |
|
6 |
Человек. Загадка человека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Базовый |
ВО |
1 |
|
7 |
Семья. Семья и семейные отношения. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|
8 |
Семья. Семейное Хозяйство. |
П Соотносить объекты с их характерными особенностями |
Базовый |
ВО |
1 |
|
9 |
Семья. Свободное время. |
П Выделять основные существенные особенности объектов. |
Базовый |
ВО |
1 |
|
10 |
Школа. Образование в жизни человека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Базовый |
ВО |
1 |
|
11 |
Школа. Образование и самообразование |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|
12 |
Труд. Труд-основа жизни. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|
13 |
Труд. Труд-основа жизни. |
П Соотносить объекты с их характерными особенностями |
Базовый |
ВО |
1 |
|
14 |
Труд. Труд и творчество. |
П Выделять основные существенные особенности объектов. |
Базовый |
ВО |
1 |
|
15 |
Труд. Труд-основа жизни. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|
16 |
Родина. Наша- Родина Россия. |
П Соотносить объекты с их характерными особенностями |
Базовый |
ВО |
1 |
|
1 |
Человек. Загадка человека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Повышенный |
КО |
2 |
|
2 |
Родина. Гражданин России. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Повышенный |
КО |
2 |
|
3 |
Родина. Государственные символы России. |
П Соотносить объекты с их характерными особенностями |
Повышенный |
КО |
2 |
|
1 |
Семья. Родина. |
П Назвать обществоведческий термин. Дать полный развёрнутый ответ. Составить предложения о заданном понятии. Р Рефлектировать используя полученные на уроках знания и умения. |
Повышенный |
РО |
2 |
|
20 |
Итого максимально: |
|
24 б. |
Промежуточная аттестация по обществознанию
5 класс
Вариант 1
Часть 1
1. Что отличает человека от животных?
1) воспитание потомств 3) объединение в группы
2) способность к творчеств 4) использование природных материалов
2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
1) эмоции 3) деятельность
2) инстинкт 4) сознание
3. Верно ли, что:
а) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое;
б) каждый человек — индивидуальность?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
4. Самостоятельность приносит пользу потому, что:
а) учит принимать важные решения и нести за них ответственность;
б) позволяет во всем подражать взрослым.
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
5. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
1) способности 3) самосознание
2) самооценка 4) творчество
6. К социальным потребностям человека относится:
1) потребность в отдыхе 2) стремление познать окружающий мир
3) потребность в общении 4) необходимость в воде и пище
7. Верно ли, что: а) главное предназначение семьи состоит в продолжении рода; б) семья в РФ находится под защитой государства?
1) верно только а 2) верно только б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Труд членов семьи — это:
а) финансовые ресурсы семьи;
б) материальные ресурсы семьи.
1) верно толькоа 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
9. Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:
1) спорт 3) игра
2) хобби 4) просмотр телепередач
10. Обязательным в нашей стране является:
1)начальное образование 2) общее школьное образование
3) среднее профессиональное образование
4) высшее профессиональное образование
11. Чему учат в школе:
а) ставить опыты, наблюдать происходящие процессы;
б) уважать людей, честности, доброте?
1) верно только a 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
12. Верно ли, что:
а) груд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение;
б) труд может быть бесцельным?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
13. Предприниматель, занимающийся благотворительностью:
1) капиталист 3) мизантроп
2) торговец 4) меценат
I4. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:
1) творчество 3) учеба
2) труд 4) общение
15. Слагаемыми жизненного успеха являются:
а) здоровье и способности человека;
б) готовность к умственному труду.
1) верно только а 2) верно только б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Субъектом Российской Федерации является:
1) штат 2) федеральная земля
3) автономная область 4) департамент
Часть 2
1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
Эмоция 4. Рассуждение
Разум 5. Интеллект
Мышление
2. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина.
1.Платить налоги
Защищать Родину
Посещать театры и музеи
Участвовать в митингах и демонстрациях
Беречь природу
Заниматься благотворительностью
З. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Кодекс
Конституция
3.Мораль |
A. Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.
Б. Основной закон государства.
B. Систематизированный сборник законоположений в какой-либо области права. |
|
|
||
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Часть 3
1. Что такое семья? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «семья»?
Вариант 2.
Часть 1
1. Способность к интеллектуальной деятельности:
1) инстинкт 3) разум
2) речь 4) эмоция
2.Верны ли следующие суждения:
а) умозаключение — высказывание, содержащее определенную мысль;
б) суждение — вывод из нескольких логически связанных мыслей?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
3.Вид деятельности, мотив которой заключен не столько в ее результатах, сколько в самом процессе:
1) игра 3) труд
2) учение 4) общение
4. Социальная группа, основанная на родственных связях:
1) класс 3) сословие
2) семья 4) нация
5. Каким качеством должен обладать хозяин дома?
1) скупость 3)расточительность
2) экономность 4) жадность
6. Верны ли следующие суждения о потребностях:
а) потребности человека невозможно удовлетворить полностью;
б) духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей?
1) верно только а 3)верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
7. Для современной семьи характерно:
1) совместное проживание нескольких поколений
2) подчинение всех членов семьи старшему по возраст
3) разделение обязанностей на мужские и женские
4) возможность высказаться всем членам семьи
8. Верны ли следующие суждения о ресурсах семьи:
а) труд каждого члена семьи расширяет ее ресурсы;
б) материальные ресурсы семьи могут только пополняться?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
9. Какое из суждений соответствует понятию «хобби»
1) занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени
2) пустое, никому не нужное времяпровождение
3) занятие, приносящее значительный доход семье
4)занятие, которое приходится выполнять, чтобы продолжить семейную традицию
10. Обязательным в нашей стране является:
1) высшее профессиональное образование
2) среднее профессиональное образование
3) начальное образование
4) общее школьное образование
11. Что значит уметь учиться?
1) иметь хорошие способности
2) уметь правильно организовать свой труд
3) исправлять оценки в конце каждой четверти
4) делать уроки только по любимым предметам
12. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе:
а) жизненный успех зависит от здоровья, способностей
и умений человека;
б) каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
13. Какое суждение о труде ремесленника правильно?
1)изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто дорого стоят
2)в наше время труд ремесленника никому не нужен
3)ремесленные изделия в наши дни можно встретить
только в музее
4)изделия ремесленников похожи друг на друга, так как делаются по шаблону
14. Верны ли следующие суждения о символах государства:
а) государственные символы нашей страны полностью копируют символы европейских государств;
б) в государственных символах многих стран есть общие элементы?
1) верно только a 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения о понятии «гражданин»:
а) настоящий гражданин выполняет обязанности, возложенные на него государством;
б) достойный гражданин старается не нарушать моральных принципов?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны
16. Золотое правило морали определяет:
1) материальные возможности семьи 2) права и обязанности человека
3) правила этикета 4) правила отношения к людям
Часть 2
1. Что из перечисленного является символами государства?
Герб 3.Флаг
2.Гимн 4. Ода
2. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
|
А. Способность человека мыслить, |
1... |
Чувство |
рассуждать и определять свое отно- |
|
|
шение к окружающей жизни
|
|
|
Б. Способность живого существа вос- |
2. |
Эмоция |
принимать внешнее воздействие |
|
|
В. Внутреннее состояние человека, |
|
|
связанное с его настроением в тот |
3 |
Сознание |
или иной момент |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
|
|
3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «разум». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1.Мышление 4.Сознание
2.Эрудиция 5. Потребность
3. Интеллект
Часть 3
1.Что такое федерация? Составьте два предложения, раскрывающие это понятие на примере России.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы.
1ВАРИАНТ
№ задания |
Ответ |
Балл |
1 |
2 - способность к творчеству |
1 |
2 |
4 - сознание |
1 |
3 |
2 - верно только б |
1 |
4 |
1 - верно только а |
1 |
5 |
1 - способности |
1 |
6 |
3 - потребность в общении |
1 |
7 |
3 - верны оба суждения |
1 |
8 |
4 - оба суждения неверны |
1 |
9 |
2 - хобби |
1 |
10 |
2 - общее школьное образование |
1 |
11 |
3 - верны оба суждения |
1 |
12 |
1 - верно только а |
1 |
13 |
4 - меценат |
1 |
14 |
1 - творчество |
1 |
15 |
3 - верны оба суждения |
1 |
16 |
3 - автономная область |
1 |
1 |
Эмоция |
1 |
2 |
1-платить налоги, 2-защищать Родину, 5-беречь природу |
1-2 |
3 |
1-В; 2-Б; 3-А |
1-2 |
1 |
Семья- социальная группа, основанная на родственных связях. Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Семьи могут состоять из представителей нескольких поколений. |
1-2 |
2 ВАРИАНТ
№ задания |
Ответ |
Балл |
1 |
3 - разум |
1 |
2 |
4 - оба суждения неверны |
1 |
3 |
1 - игра |
1 |
4 |
2 - семья |
1 |
5 |
2 - экономность |
1 |
6 |
3 - верны оба суждения |
1 |
7 |
4 - возможность высказаться всем членам семьи |
1 |
8 |
1 - верно только а |
1 |
9 |
1 - занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени |
1 |
10 |
4 - общее школьное образование |
1 |
11 |
2 - уметь правильно организовать свой труд |
1 |
12 |
3 - верны оба суждения |
1 |
13 |
1 - изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто стоят дорого |
1 |
14 |
2 - верно только б |
1 |
15 |
3 - верны оба суждения |
1 |
16 |
4 - правила отношения к людям |
1 |
1 |
1-герб, 2-гимн, 3-флаг |
1-2 |
2 |
1-Б; 2-В; 3-А |
1-2 |
3 |
Потребность |
1 |
1 |
Федерация- союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования. В состав Российской Федерации в качестве субъектов входят национальные образования- республики, края, области, города федерального значения. Все субъекты Российской Федерации имеют свои символы: гербы, флаги, гимны. Субъекты имеют свои законы, не противоречащие Конституции России. |
|
Вариант 3
№ задания |
Ответ |
Балл |
1 |
2 - способность к творчеству |
1 |
2 |
4 - сознание |
1 |
3 |
2 - верно только б |
1 |
4 |
1 - верно только а |
1 |
5 |
1 - способности |
1 |
6 |
3 - потребность в общении |
1 |
7 |
3 - верны оба суждения |
1 |
8 |
4 - оба суждения неверны |
1 |
9 |
2 - хобби |
1 |
10 |
2 - общее школьное образование |
1 |
11 |
3 - верны оба суждения |
1 |
12 |
1 - верно только а |
1 |
13 |
4 - меценат |
1 |
14 |
1 - творчество |
1 |
15 |
3 - верны оба суждения |
1 |
16 |
3 - автономная область |
1 |
1 |
Эмоция |
1 |
2 |
1-платить налоги, 2-защищать Родину, 5-беречь природу |
1-2 |
3 |
1-В; 2-Б; 3-А |
1-2 |
1 |
Семья- социальная группа, основанная на родственных связях. Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Семьи могут состоять из представителей нескольких поколений. |
1-2 |
4 ВАРИАНТ
№ задания |
Ответ |
Балл |
1 |
3 - разум |
1 |
2 |
4 - оба суждения неверны |
1 |
3 |
1 - игра |
1 |
4 |
2 - семья |
1 |
5 |
2 - экономность |
1 |
6 |
3 - верны оба суждения |
1 |
7 |
4 - возможность высказаться всем членам семьи |
1 |
8 |
1 - верно только а |
1 |
9 |
1 - занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени |
1 |
10 |
4 - общее школьное образование |
1 |
11 |
2 - уметь правильно организовать свой труд |
1 |
12 |
3 - верны оба суждения |
1 |
13 |
1 - изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто стоят дорого |
1 |
14 |
2 - верно только б |
1 |
15 |
3 - верны оба суждения |
1 |
16 |
4 - правила отношения к людям |
1 |
1 |
1-герб, 2-гимн, 3-флаг |
1-2 |
2 |
1-Б; 2-В; 3-А |
1-2 |
3 |
Потребность |
1 |
1 |
Федерация- союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования. В состав Российской Федерации в качестве субъектов входят национальные образования- республики, края, области, города федерального значения. Все субъекты Российской Федерации имеют свои символы: гербы, флаги, гимны. Субъекты имеют свои законы, не противоречащие Конституции России. |
|