12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Метлицкая Татьяна Ивановна80
1

Урок «Прощай, Азбука!»



Урок «Прощай, Азбука!» 

Оборудование:   компьютер,  проектор,  экран,   маски  с  буквами  гласных  и

                          согласных, листочки для записи букв, фломастеры, карточки с

                          буквами и цифрами, карточки с частями пословиц.

Ход урока

1.     Организационное начало урока

Учитель:      За окном снежинки вьются,

                   День приветливый такой.

                   Нынче праздник в первом классе:

                   День прощанья с Азбукой. (Слайд 1)

Учащиеся:

1.     В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуки (для всех подарок)

На столах своих нашли.

2.     Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

3.     Стали мы немного взрослей,

Стали мы мудрее чуть-чуть.

И читаем сами теперь,

С книгой отправляемся в путь.

 

Учитель: Расставания близится час,

И нельзя его избежать.

Азбуку, поверьте, не раз

Буде вы вспоминать!

 

Сегодня «прощай»

Азбуке говорим.

И тысячу раз ей

«Спасибо» твердим.

2.     Определение темы и задач урока.

  (Слайд 2) А вот и главная гостья нашего праздника, которая 6 месяцев была вашим верным спутником, которая указывала вам путь в страну знаний,  с помощью которой вы научились читать и писать, терпеливо перелистывая страницу за страницей. И сегодня мы совершим   прощальное путешествие по страницам Азбуки, вспоминая изученное и проверяя свои знания.  Но, чтобы путешествие оказалось удачным, вы должны постараться быть внимательными, дружными, не боящимися трудностей и испытаний. А такие ли вы, сейчас узнаем.

    Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...

3.     Обобщение и систематизация знаний

   А знаете ли вы, почему Азбука получила такое название? Эта новая Азбука живёт уже пятый год.

   Раньше  ребятам научиться читать тоже помогала Азбука, но другая. Называлась она Русская Азбука и выглядела так:  (Слайд 3)

   Ваши родители в первом классе учились читать по букварю. Он прожил почти 40 лет и многих мальчишек и девчонок научил грамоте.  (Слайд 4)

  Ваши бабушки, прабабушки, дедушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. (Слайд 5)

    А это азбука, которую написал Л.Н. Толстой специально для бедных крестьянских детей своей школы.

   Одним из первых появился русский букварь, который написал и напечатал Иван Федоров более 400 лет назад. (Слайд 6)

   И Азбука, и Букварь – во все времена верные друзья  первоклассников. 

(Слайд 7) Зашелестели у Азбуки страницы,

Снова перед вами спешат они раскрыться,

И первая страница не простая,

Эта страница звуковая. (Слайд 8)

Давайте, ребята, без единой запинки, все вместе озвучим эти картинки.

   Что мы произнесли? А какие бывают звуки и почему они должны быть всегда вместе, покажем в сценке.

Всегда вместе. (Сценка)

   Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и никак...

Кашлянули:

- Кх!

Чихнули:

- Пчх!

Хмыкнули:

- Хм...

Зачем-то позвали кошку:

- Кс, кс, кс!

И заскучали...

Вдруг:

- Тсс!

Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.

- А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

- Уа! Уа!

Аукали:

- Ау! Ау!

И согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них

получилось лишь невнятное бормотание:

- БДМ ВСГД ВМСТ! (Согласные выстраиваются в ряд)

И услышали радостное, но тоже невнятное:

- У-Е-Е-А-Е-Е! (Гласные выстраиваются в ряд и бормочут)

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

- БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! (Гласные и согласные образуют фразу “БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ”)

И с тех пор никогда больше не разлучались.

Но, чтобы грамоту постичь,

Не только звуки нужно изучить,

Не стали время мы терять,

А стали буквы изучать.

Вспомните-ка, друзья,

Какую букву узнали вы первой?

(Слайд 9) А вот и её страница, задание в ней таится.

И астра, и азбука, и айва, оказались на ней не зря.

А насколько хорошо вы подружились  с другими буквами Азбуки, сейчас узнаем.

  Я буду называть слова, вы должны определить  первый звук в каждом слове и на листочке записать букву, его обозначающую.

Бобр     рак       аист   волк   ослик

Азбука вам говорит: «Браво!» (на экране)  (Слайд10)

Что-то неладное вдруг в Азбуке начало твориться,  (Слайд 11)

 Буквоежка оказался на ее страницах.

Бродит по страницам он то там, то тут,

Кусает и глотает он частички букв.

Чтобы из Азбуки Буквоежку прогнать,

Нужно по остаткам буквы нам назвать.

Буквы скорее, ребята, спасите,

Страницы нашей азбуки восстановите. (Слайд 12 -19)

Мир и покой в азбуке опять, буквы предлагают вам в игру поиграть.

   Игра «Счастливая буква» (Найдите среди карточек букву, с которой нужно начинать писать вашу фамилию, пока звучит музыка, дети с буквами движутся по кругу, на котором расположены цифры от 1 до 5. Как только музыка закончится, дети занимают место рядом с той цифрой, ближе к которой оказались. Зрители тянут номер буквы, которая выбывает. У последнего  участника буква «счастливая»)

   Продолжаем играть. Но теперь ребята, вам буквы предстоит изображать.

Кто интересно  и точно букву изобразит, тот в нашей игре и победит.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,

На месте любой буквой замри!

Но, что это такое, опять шум и гам.

Мне, кажется,  кто-то спешит на праздник к нам.

Скажите, узнали ли вы гостью, друзья,

Конечно,  узнали, это баба …  (Слайд 20)

Решила Яга опять пошалить,

Поймать пословицы из Азбуки и в мешок посадить.

Чтобы больше ребята не смогли их прочитать,

Чтобы не смогли их мудрость узнать.

Надо пословицы нам выручать,

В азбуку их нужно возвращать.

Да вот беда, не хочет мешок отдавать  Яга.

Обещает его отдать,

Если  сумеем алфавит рассказать.

Ну, а теперь хочет Яга,

Чтобы вы со слогом «на»  составили слова. (Слайд 21)

Скорее, ребята, соображайте, быстрее такие слова называйте.

Ох, и хитрая Яга, навредила все ж она,

Успела пословицы изорвать, но мы попробуем их собрать! (ребята получают карточки с частями пословиц, собирают, зачитывают и проверяют по слайдам) (Слайд 22-24)

(Слайд 25) Давайте Ягу пока не будем отпускать, а постараемся ей рассказать, как важно азбуку не обижать, а очень старательно изучать, и как хорошо, когда умеешь читать. Ведь, умея читать, можно много интересного  узнать.

Чтение учащимися понравившихся произведений из Азбуки.

Учащиеся: (Слайд 26)

  Спасибо, Азбука за все,

     Что сделала для нас!

     За слово доброе твое, за стих,

     За первый твой рассказ.

     Нас научила ты читать,

     Слова на слоги разбивать.

     Прошли с тобой от «А» до «Я»,

     И с нами будешь ты всегда!

Песня «АЗБУКА»
(слова З.Петровой, муз. А.Островского)

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.

Учитель: Прощаясь, с Азбукой, грустит весь первый класс.

Но долго нам грустить нельзя:

Другие книги ждут уж нас друзья. (Слайд 27)

     Знакомство с новым учебником.

 /data/files/g1515847842.ppt (Прощай, Азбука!)

Источники информации:

Ресурсы Интернета

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Карине Рафаеловна
Комментарий был удалён пользователем 01 мар 2018 в 16:40
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.