Конспект урока в 1 классе «Прощай, Азбука!»
Пояснительная записка к презентации
Урок «Прощай, Азбука!»
Оборудование: компьютер, проектор, экран, маски с буквами гласных и
согласных, листочки для записи букв, фломастеры, карточки с
буквами и цифрами, карточки с частями пословиц.
Ход урока
1. Организационное начало урока
Учитель: За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе:
День прощанья с Азбукой. (Слайд 1)
Учащиеся:
1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
3. Стали мы немного взрослей,
Стали мы мудрее чуть-чуть.
И читаем сами теперь,
С книгой отправляемся в путь.
Учитель: Расставания близится час,
И нельзя его избежать.
Азбуку, поверьте, не раз
Буде вы вспоминать!
Сегодня «прощай»
Азбуке говорим.
И тысячу раз ей
«Спасибо» твердим.
2. Определение темы и задач урока.
(Слайд 2) А вот и главная гостья нашего праздника, которая 6 месяцев была вашим верным спутником, которая указывала вам путь в страну знаний, с помощью которой вы научились читать и писать, терпеливо перелистывая страницу за страницей. И сегодня мы совершим прощальное путешествие по страницам Азбуки, вспоминая изученное и проверяя свои знания. Но, чтобы путешествие оказалось удачным, вы должны постараться быть внимательными, дружными, не боящимися трудностей и испытаний. А такие ли вы, сейчас узнаем.
Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...
3. Обобщение и систематизация знаний
А знаете ли вы, почему Азбука получила такое название? Эта новая Азбука живёт уже пятый год.
Раньше ребятам научиться читать тоже помогала Азбука, но другая. Называлась она Русская Азбука и выглядела так: (Слайд 3)
Ваши родители в первом классе учились читать по букварю. Он прожил почти 40 лет и многих мальчишек и девчонок научил грамоте. (Слайд 4)
Ваши бабушки, прабабушки, дедушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. (Слайд 5)
А это азбука, которую написал Л.Н. Толстой специально для бедных крестьянских детей своей школы.
Одним из первых появился русский букварь, который написал и напечатал Иван Федоров более 400 лет назад. (Слайд 6)
И Азбука, и Букварь – во все времена верные друзья первоклассников.
(Слайд 7) Зашелестели у Азбуки страницы,
Снова перед вами спешат они раскрыться,
И первая страница не простая,
Эта страница звуковая. (Слайд 8)
Давайте, ребята, без единой запинки, все вместе озвучим эти картинки.
Что мы произнесли? А какие бывают звуки и почему они должны быть всегда вместе, покажем в сценке.
Всегда вместе. (Сценка)
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и никак...
Кашлянули:
- Кх!
Чихнули:
- Пчх!
Хмыкнули:
- Хм...
Зачем-то позвали кошку:
- Кс, кс, кс!
И заскучали...
Вдруг:
- Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.
- А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
- Уа! Уа!
Аукали:
- Ау! Ау!
И согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них
получилось лишь невнятное бормотание:
- БДМ ВСГД ВМСТ! (Согласные выстраиваются в ряд)
И услышали радостное, но тоже невнятное:
- У-Е-Е-А-Е-Е! (Гласные выстраиваются в ряд и бормочут)
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
- БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! (Гласные и согласные образуют фразу “БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ”)
И с тех пор никогда больше не разлучались.
Но, чтобы грамоту постичь,
Не только звуки нужно изучить,
Не стали время мы терять,
А стали буквы изучать.
Вспомните-ка, друзья,
Какую букву узнали вы первой?
(Слайд 9) А вот и её страница, задание в ней таится.
И астра, и азбука, и айва, оказались на ней не зря.
А насколько хорошо вы подружились с другими буквами Азбуки, сейчас узнаем.
Я буду называть слова, вы должны определить первый звук в каждом слове и на листочке записать букву, его обозначающую.
Бобр рак аист волк ослик
Азбука вам говорит: «Браво!» (на экране) (Слайд10)
Что-то неладное вдруг в Азбуке начало твориться, (Слайд 11)
Буквоежка оказался на ее страницах.
Бродит по страницам он то там, то тут,
Кусает и глотает он частички букв.
Чтобы из Азбуки Буквоежку прогнать,
Нужно по остаткам буквы нам назвать.
Буквы скорее, ребята, спасите,
Страницы нашей азбуки восстановите. (Слайд 12 -19)
Мир и покой в азбуке опять, буквы предлагают вам в игру поиграть.
Игра «Счастливая буква» (Найдите среди карточек букву, с которой нужно начинать писать вашу фамилию, пока звучит музыка, дети с буквами движутся по кругу, на котором расположены цифры от 1 до 5. Как только музыка закончится, дети занимают место рядом с той цифрой, ближе к которой оказались. Зрители тянут номер буквы, которая выбывает. У последнего участника буква «счастливая»)
Продолжаем играть. Но теперь ребята, вам буквы предстоит изображать.
Кто интересно и точно букву изобразит, тот в нашей игре и победит.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,
На месте любой буквой замри!
Но, что это такое, опять шум и гам.
Мне, кажется, кто-то спешит на праздник к нам.
Скажите, узнали ли вы гостью, друзья,
Конечно, узнали, это баба … (Слайд 20)
Решила Яга опять пошалить,
Поймать пословицы из Азбуки и в мешок посадить.
Чтобы больше ребята не смогли их прочитать,
Чтобы не смогли их мудрость узнать.
Надо пословицы нам выручать,
В азбуку их нужно возвращать.
Да вот беда, не хочет мешок отдавать Яга.
Обещает его отдать,
Если сумеем алфавит рассказать.
Ну, а теперь хочет Яга,
Чтобы вы со слогом «на» составили слова. (Слайд 21)
Скорее, ребята, соображайте, быстрее такие слова называйте.
Ох, и хитрая Яга, навредила все ж она,
Успела пословицы изорвать, но мы попробуем их собрать! (ребята получают карточки с частями пословиц, собирают, зачитывают и проверяют по слайдам) (Слайд 22-24)
(Слайд 25) Давайте Ягу пока не будем отпускать, а постараемся ей рассказать, как важно азбуку не обижать, а очень старательно изучать, и как хорошо, когда умеешь читать. Ведь, умея читать, можно много интересного узнать.
Чтение учащимися понравившихся произведений из Азбуки.
Учащиеся: (Слайд 26)
Спасибо, Азбука за все,
Что сделала для нас!
За слово доброе твое, за стих,
За первый твой рассказ.
Нас научила ты читать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от «А» до «Я»,
И с нами будешь ты всегда!
Песня «АЗБУКА»
(слова З.Петровой, муз. А.Островского)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
Учитель: Прощаясь, с Азбукой, грустит весь первый класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут уж нас друзья. (Слайд 27)
Знакомство с новым учебником.
/data/files/g1515847842.ppt (Прощай, Азбука!)
Источники информации:
Ресурсы Интернета