Ход праздника:
Звучит музыка «Чему учат в школе». Песня «Азбука».
(слова З.Петровой, муз. А.Островского)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев:
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Слово учителя: Дорогие ребята! Уважаемые гости! У нас сегодня большая радость – все
дети научились читать! И сегодня мы прощаемся с нашим первым
учебником «Азбукой».
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам!
Ученики:
1) Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник Вас!
2) Мам и пап, друзей, сегодня
На урок возьмём с собой,
Непременно приходите
Попрощаться с Азбукой!
3) В песнях и стихах все просто,
Есть ответы на вопросы.
Но одно мне непонятно,
Как давно ?, кто ? и когда?
Написал учебник складный,
Чтобы грамота была!
4) В 16 веке в городе Львове
Первопечатник Федоров жил.
Им создан был первый учебник толковый,
В нем азбуку грамоты он изложил.
5) Аз, Буки, Веди – были соседи,
Глагол и Добро, Ять, Зело –
В нем дружно жили не тужили,
Четыре века уж прошло!
6) А потом учил он сам наших пап и наших мам,
Бабушек и дедушек, соседей и соседушек.
Ну, а мы с ним в первый раз
Встретились, придя в свой класс.
7) Было у всех желанье:
Научиться скорее читать.
А с чего начинали…
Мы хотим вам сейчас рассказать.
8) Звуки свистели и звуки шипели,
Гласные громко песенки пели.
Составляли предложенье,
Находили ударенье.
9) В нашем классе, не в лесу
Громко звали мы лису,
Закричали мы: «Лиса!!!»
Зазвенели голоса.
Это мы искали все ударение в «лисе».
10) Мне подумалось, а вдруг
Прибежит лиса на звук?
Мы ее на парту сзади
Рядом с Анечкой посадим:
«Посиди у нас лиса!
Подождут тебя леса!»
Учитель: Ребята, а вдруг это и вправду лиса из стихотворения?!
Входят Лиса, Бельчонок и Медвежонок.
Девочка: Здравствуйте, зверята!
Звери: Здравствуйте, ребята!
Лисенок: А нельзя ли будет нас
Взять с собою в 1-й класс?
Девочка: Если вы хотите?
Звери: Хотим, хотим …
Девочка: Мы проверим ваши знанья …
Звери: Согласны, согласны!
Девочка: Не спешите соглашаться,
Так легко и просчитаться.
Ну-ка, Мишка, нам скажи,
Сколько будет два плюс три?
Мишка: Это будет… Это будет
Что-то около шести…
Девочка: Разве это правильный ответ?
Дети хором: Н-е-е-е-т!
Девочка: Не умеешь ты считать!
Задание второе:
Ты возьми вот эти буквы
И из них сложи ты слово.
( буквы на доске в беспорядке…) ШКОЛА!!!
Эй, бельчонок, посмотри,
Что написано? Прочти!!!
Бельчонок: Вот я маленький бельчонок,
Даже утром и спросонок
Прочитаю лучше всех
Слово сладкое – «Орех».
Лисенок: Каждый братец мой лисенок
Прочитает без ошибки
Слово вкусное такое…
Ну, конечно, это «рыбка».
Девочка: Успокойтесь, успокойтесь!
И, пожалуйста, не ссорьтесь!
Ребятишки, помогите,
Слово, правильно, прочтите!
Все дети хором: ШКОЛА!!!
Девочка: Не умеете, зверята, вы считать!
Не умеете, зверята, вы читать!
Что же скажем им ребята?
Все хором: Надо «Азбуку» достать!
Бельчонок: Очень стыдно нам, поверьте!
Будем мы учиться!
А сегодня мы хотели
На праздник попроситься!
Девочка: Оставайтесь, зверята!
Порадуйтесь вместе с нами!
Раньше Карлсон и Мальвина,
Айболит и Буратино
Приглашали нас играть,
А теперь зовут читать,
Через сказку и игру, они учат детвору,
Мы играем и поем – очень весело живем!
Музыка «Буратино». Герои садятся, под музыку выбегает Буратино, танцуя
Буратино: Привет, друзья! Узнал, что у вас сегодня праздник «Прощание с Азбукой», а я
так люблю праздники! И вот я здесь! Но неужели вы так быстро научились
читать и писать???
Дети: Научились.
Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был
прилежным учеником и сейчас еще читаю плохо… А давайте пригласим
Мальвину.
Входит Мальвина: А я уже здесь! Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже
хорошо научились читать. Это правда? (Да!) И буквы уже все знаете?
(Да!)
А ну-ка, отгадайте загадку:
Тридцать три родные сестрицы,
Писаные красавицы,
В одном городе живут
И повсюду славятся.
Кто это или что это? (Буквы)
Буратино: Буквы, по порядку рассчитайся!
Учитель: Дети, а давайте, вспомним и назовем все буквы в алфавитном порядке.
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)
Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе –
Преврати их в букву… (Б)
Любят узнавать весы
Вес конфет и колбасы.
Чтоб не пачкаться в халве,
Превратились в букву… (В)
Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдем,
Где он спрятался, найдем.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой… (Г)
Дятел на стволе сидит,
Дырку в дереве долбит.
Достает вредителя,
Портить ствол любителя.
Дятел постучал везде,
Превратился в букву... (Д)
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… (Е)
Выставил колючки ёж –
Без перчаток не возьмешь.
У него иголки
Больше, чем у ёлки.
Ёжик, глядя на неё
Превратился в букву… (Ё)
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже –
Превратились в букву… (Ж)
Скачет-скачет заинька
Серенький да маленький:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Через ямку на пенек.
Ушками он слушает,
Зубками он кушает.
Чтобы не попасть к лисе,
Стал зайчишка буквой... (З)
У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву… (И)
Мажет мама ранку дочке
Йодом в темном пузыречке.
Кошка, прыгнув со стола,
Йод по полу разлила.
Стань же властью всех стихий
Йод разлитый – буквой… (Й)
Катя с Ксюшей на качели
С двух сторон качаться сели:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Накачались – разошлись.
И теперь наверняка
Будут помнить букву… (К)
У лягушки Лушки –
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не съел,
Лушка стала буквой… (Л)
В мышеловку баба Маша
Напихала манной каши.
Только мышка кашку лоп,
Мышеловка мышку хлоп!
Мышки больше нет совсем,
Но осталась буква… (М)
Две босые ножки
Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву… (Н)
Обезьянка Оленька
Корчит рожи, дразнится –
Все за всеми повторяет,
И бананы вниз швыряет.
На хвосте качается –
Славно получается!
Обезьяне той легко
Превратится в букву… (О)
Пианино Прошино
Новое хорошее.
Пальчик клавишу нажмет,
Пианино запоет:
До-ре-ми! До-ре-ми!
Лучше пой, а не шуми!
Пляшут птички на тропе,
Напиши им букву… (П)
Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
За парсеками парсек
Грузовой везет отсек:
В нем рахат-лукум и рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер –
Все с ракетной буквой… (Р)
Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом раз! – и исчез:
Превратился в букву… (С)
У Егорки тёрочка,
Что у деток горочка.
С терки сыр катался –
Весь внутри остался.
На бумажном же листе
Терка стала буквой… (Т)
У улиточки Ульяны
Весь газон зарос бурьяном.
Недосуг бурьян косить –
Надо дом перевозить.
Проползет немножко,
Спрячет в домик рожки.
Спит себе в своем дому
Видит сны про букву… (У)
Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке.
Повертись немножко,
И тогда фонарь в кафе
Превратится в букву… (Ф)
Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть нам скажет букву… (Х)
Утром на лугу цветочки
Раскрывают лепесточки.
Села на цветок пчела,
Много меда собрала,
А цикада на крыльце
Превратилась в букву… (Ц)
Никого часы не ждут,
С громким тиканьем идут:
Тик-так! Тик-так!
Не обгонишь их никак.
Бьют часы на каланче,
Превращаясь в букву… (Ч)
Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатер.
Прямо возле шалаша,
Наш шатер стал буквой… (Ш)
Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Всё! Орехов нет вообще –
Стал щелкунчик буквой… (Щ)
Твердый знак живет в подъезде,
В объявленье и на съезде.
Мягкий знак живет в колье,
В приключенье, и в белье.
Буква "Ы" в словах есть тоже,
Их она размножить может –
Превращает хвост – в хвосты, а куст – в кусты.
На конце у слов не хуже –
Каждый там стоит, где нужен.
Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква… (Э)
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
А задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю)
Язычок во рту живет,
Звонко песенки поет,
Если горлышко болит,
"А!" – врачу он говорит.
Но ему никак нельзя
Превращаться в букву "Я"!
Почему? Ну, как же –
Им все слова мы говорим!
По слайдам: А, Б и т.д.(для каждого слова и слайд по буквам)
И пусть появляется МЫ ВАМ РАДЫ!
Учитель: Видишь, Буратино, сколько ребята знают букв и называют их правильно!
Буратино: Ну и зачем эти буквы? Какой от них толк?
Учитель: Внимание! Однажды буквы устроили игру, стали друг друга заменять. Некоторые просто заблудились. Хотите посмотреть, что из этого вышло?
Дети: Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом,
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела –
Начали твориться!
Учитель: Игра: «Буква заблудилась»
1). Говорят, один рыбак выловил в реке башмак!
Но зато ему потом на крючок попался дом (сом)!
2). Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
3). Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.
4). Старый дедушка Пахом на козе (коне) скакал верхом.
5). На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран (банан).
6). Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами».
7). Не учил уроки, а играл в футбол,
От того в тетрадке появился гол (кол).
Учитель: А мы немного поиграем. (Игра про конверты)
А еще пришли конверты –
Вместо марок: какие-то портреты!
Ой! Ой! Может это конверты не мои!
Смотрим: адрес точный
Конверт: срочный
Нет, все же это, вам ребята!
Учитель: Видишь, Буратино, что значат буквы в жизни человека! Меняется смысл слова,
его значение! А вообще зачем нужны буквы?
( Слоги складывать - слова, предложения, тексты)
Можно составить слова из программы , собрать предложение!
Буратино: Понял, понял! Пойду к Мальвине пусть она меня научит читать.
Мальвина: А наши ребята уже научились читать, и помогла им азбука.
А вы знаете, что в жизни случаются невероятные вещи! Так вот, сейчас
произойдет чудо: 1, 2, 3 Азбука входи!
Ребята: Азбука,Азбука мы ждём тебя!
Учитель: Не идёт. Давайте позовём его по-другому. Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «Азбука». А мы все громко захлопаем после этого в ладоши.
(под музыку входит «Азбука»)
Азбука:
Здравствуйте, ребята.
Я – Азбука, учу читать
Меня никак нельзя ни знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
С вами очень подружиться
Мне хотелось с первых дней,
Чтоб могли вы научиться
Книжки все читать скорей.
Я – учитель, я помощник,
Первая ступень в пути.
Много книг прочтете в жизни,
Так смелей теперь иди!
Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты самая желанная гостья на нашем
празднике!
Учитель: Давайте, ребята, покажем сейчас, как же проходит наш обычный учебный день
Ученик:
Азбука – ты книга первая моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
Ученик:
День за днём мы с тобой
Ходили в школу с азбукой.
Мы всегда её читали,
Всё о буквах мы узнали.
А теперь настал тот час,
Скоро и она уйдёт от нас.
Ученик:
Буквы с вами изучали,
Много нового узнали.
Например, что буква е
Это звуки й и э.
Учитель: Сколько информации вы получили,
Как же это в голове всё уместили?
Ученик:
Еле-еле слог читал,
Смысла слов не понимал.
А теперь могу я сам
Прочитать для пап и мам.
Ученик:
Быстро время полетело,
С вами Азбуку прошли.
Стали мы уже большими,
Книжки в руки взяли мы.
И теперь уже мы с вами
Их читаем дружно сами.
Ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Мальвина: Сейчас проверим это умение. Игра
1) Узнаем буквы на ощупь: е, э, ю, щ, о.
Какая буква лишняя? Почему?
2) Загадаем загадки о буквах.
К единице три приставим –
Что за букву мы составим? (В)
Шура сено ворошил, вилы на сене позабыл. (Ш)
3) Я футбольный судья, целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча у меня под мышками. (Ф)
4) Вы посмотрите, кто такой, загородив дорогу
Стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу. (Б)
Какие виды спорта или спортивные занятия начинаются на эти буквы:
• На букву В? (волейбол)
• На букву Ф? (футбол)
• На букву Б? (баскетбол)
Буратино:
Ой, это мои любимые занятия.
Давайте отдохнём. Проведём физкультминутку. Встали.
Поднимаем руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны, по шире развернули на четыре.
Самого себя обнять – это пять.
Всем ребятам дружно сесть – это шесть.
Громко хлопнуть надо всем – это семь.
А когда мы скажем восемь –
Значит, тишины попросим.
Азбука:
Вы отлично отвечали
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.
Ученик: Прощай, дорогая Азбука, расставаться с тобою жаль. Мы знаем буквы, знаем
слоги, за все огромное тебе спасибо!
Учитель: А теперь мы хотим подарить Азбуке свои частушки.
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Ученик 3.
Разбудите меня ночью, в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки!
Ученик 4.
Буквы гласные мы любим, и все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем - эти буквы мы поем!
Ученик 5.
Тыщу слов в минуту нынче, как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку одним махом "проглочу"!
Ученик 6.
Мы простимся с Азбукой, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем !
Песня АЗБУКА ПРОЩАЙ!!
Дети: Прощай, Азбука!
Азбука:
Ах! Забыл совсем, друзья,
Что представить должен Я,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт.
(выходит книга по литературному чтению)
Литературное чтение:
Вам моё почтение (кланяется)
Я – книга для чтения,
Полистай мои страницы;
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я от Азбуки слыхало,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знание дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Берегите новые учебники!
Учитель: Сегодня, ребята, у нас особенный урок. Мы попрощались с Азбукой и вступаем в большую семью читателей. Успехов, удачи, радости вам на этом трудном, но очень интересном пути. Вы с честью справились со всеми испытаниями и конечно, за свой труд заслужили дипломы.
Ученик
Мы АЗБУКУ прочли до корки.
ИРИНА СТЕПАНОВНА ,
Нам по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий путь
Слогового чтения,
Нам сегодня выдают
Удостоверения!
Идет раздача учебников. Музыка «Выглянуло солнышко»
Азбука: И в десять лет, и в пять
Как хорошо уметь читать!
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски
Все прочитаем в жизни сказки.
Учитель: Нужна лишь книга на столе
Да мир в семье и на Земле!
Я желаю Вам прочитать много красивых и добрых слов в новой книге для
чтения!
Поздравления от родителей!