Урок-экскурсия по окружающему миру «Прошлое, настоящее. Как Русь начиналась» (2 класс)
ТЕМА УРОКА. Прошлое, настоящее. Как Русь начиналась. Виртуальная экскурсия в музей.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: формирование представления о жизни древних славян, привитие интереса к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам.
Предметные:
сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, занятиями людей.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.
познавательные УУД: читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать несложные выводы.
коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.
Оборудование: учебник Окружающий мир: 2 класс, ч.1/Н.Ф.Виноградова, компьютер, мультимедиа проектор, карточки с заданиями.
Ход урока:
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика |
1 | Психологический настрой на урок. | | - Отгадайте ребус. 1 буква –Р Эпиграф к уроку: Настоящее – это итог прошлого, а прошлое это наше будущее. - Как вы понимаете слова Д. С. Лихачёва? - Давайте из всего сказанного попробуем сформулировать тему и цель урока. | Отгадывают ребус и пробуют сформулировать тему и цель урока. |
2 | Проверка домашнего задания. | На мультимедийной доске «Своя игра»» | Открывая окошки, вы даете объяснение словам: ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЯ ЛЕТОПИСЬ РОДИНА ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ РОССИЯ ПРЕДКИ ПОТОМКИ - А теперь надо выбрать истинное суждение. Наши предки живут в далёком будущем. Наши предки жили в далеком прошлом. Наши потомки жили в далеком прошлом. | Дают определение данных слов, играя в игру «Своя игра». Выбирают истинное суждение с целью осмысления промежутка времени. |
3 | Создание проблемной ситуации | | - Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. (Лента времени) - Вспомните, на прошлом уроке мы с вами говорили о времени. Каком? - Да, мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее. На ленте времени правильно расположите таблички прошлое, настоящее, будущее, и подпишите их у себя на рисунке.
-Поставьте человечка в то место на ленту времени, где мы с вами сейчас находимся. - Можем ли мы с вами знать, что будет в будущем? (Нет, можем только предположить) - А можем ли мы узнать, что было в прошлом? (Да, изучив прошлое, мы можем узнать о нём) - Сегодня, мы с вами постараемся узнать о каком времени? Сможем рассказать о каком времени? И предположить, что будет, в каком времени? | Самостоятельная работа, учащиеся выстраивают ленту времени и располагают себя на ней. |
4 | Изучение нового материала. | https://www.youtube.com/watch?v=lAKxkskLoAg Мультфильм «Страницы российской истории. Земля предков» КТО? Просмотр видеофильма «Как жили на Руси. Путешествие с Чевостиком» | - Изучение нового материала нам поможет лестница успеха. У каждого из вас есть карточка и человечек. Который будет по ней двигаться. - Просмотр видиофильма «Страницы российской истории. Земля предков» (фрагмент с 2 мин по 3 мин). - О ком сегодня пойдет речь? Кто же наши предки? - Давайте разделимся на 5 команд – выберите цвет, который вам больше всего нравится.
ГДЕ?
КАК? КАКИЕ?
ЧЕМ? - У каждой группы лежит лист бумаги, на котором они составляют кластер своего ответа. 1 группа – Кто были наши предки? -Выберите из стихотворения, кто относился к славянам. Жили славяне: В лесу – древляне В болотистых местах – дреговичи В поле – поляне Севернее – северяне Это наши предки – восточные славяне. 2 группа: - Изучите карту, нарисуйте, где жили наши предки? 3 группа: - Прочитайте в учебнике на стр 107-108 и нарисуйте как они жили? 4 группа: - Рассмотрите картинки и опишите, как одевались наши предки? 5 группа: - Посмотрите видеофильм «Как жили на Руси. Путешествие с Чевостиком», расскажите, чем наши предки занимались? (просмотр фрагмента с 4 мин по 6 мин). Физминутка; Защита презентационного материала.
| Деление учащихся на группы. Учащиеся работают в группах по плану и составляют кластер ответов. Учащиеся рассказывают по составленным кластерам. |
5 | Закрепление пройденного материала. | http://restlook.ru/places/attractions/muzey-slavyanskoy-kultury-im-k-vasileva/ (3D тур) Презентация | - Виртуальная экскурсия в музей Славянской культуры. - Составьте устный рассказ по слайдам. | Просмотр фотографий из музея славянской культуры. Учащиеся составляют предложения по слайдам. |
6 | Итог урока Домашнее задание | | Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Но можно узнавать о прошлом, изучив историю. Ведь история объясняет, что происходило очень давно и недавно, как жили люди в разные времена, как изменялась их жизнь. Сегодня на уроке мы изучали историю и узнали о жизни наших предков в давние времена. Мы изучили прошлое, живем с вами в настоящем, а вот про будущее вы сделаете Домашнее задание: напишите мини-сочинение. | |
7 | Рефлексия | | (учитель раздает шляпы) В каждую группу достается одна шляпа и согласно цветам шляп ребята подводят итоги урока. Красная – Сегодня на уроке мы испытали … Белая – Сегодня на уроке мы узнали … Синяя – Сегодня на уроке не было … Зеленая – Мы сегодня предлагаем … Желтая – На уроке нам понравилось … | Учащиеся согласно цвета шляпы подводят итог урока. |
8 | Оценивание. | | | |