Простые и сложные предложения. Закрепление знаний. УМК: Школа России 4 класс.

5
0
Материал опубликован 27 October

Простое или сложное предложение?PPTX / 1.57 Мб

Русский язык

Тема урока «Простые и сложные предложения. Закрепление знаний».

УМК: Школа России

4 класс.

Оборудование урока: презентация, компьютер, раздаточный материал.


Задачи.

Образовательные: совершенствовать знания о предложении, учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения, развивать умения отличать сложное предложение от простого; учить ставить знаки препинания в сложном предложении, уметь применять полученные знания на практике.

Планируемые результаты.

Предметные УУД. Находить признаки простого и сложного предложений. Уметь отличать простые и сложные предложений, соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам, находить грамматическую основу предложения ,применять правила правописания, постановки знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Метапредметные УУД.

 Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание; закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Познавательные: ознакомить с понятиями «простое» и «сложное» предложение.

Коммуникативные: развивать устную и письменную речи обучающихся, умение работать в парах. Внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Личностные: Формировать интерес к новому учебному материалу.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Прежде чем сесть работать, посмотрите, всё ли есть на партах. Начинаем наш урок с того, что откроем свои тетради. Запишем « число», «Классная работа».

2.Актуализация знаний.

-Сегодня, ребята, мы повторим тему «Предложение».

Ответим на вопросы:

-Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

-Какие бывают предложения по интонации?

(Восклицательные, невосклицательные).

-Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?

(Распространенные, нераспространенные)

-Что такое грамматическая основа предложения?

(Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

-Какие бывают предложения по наличию главных членов?

(Если в предложении есть оба главных члена – это двусоставное предложение, если в предложении есть только один из главных членов, то это предложение - односоставное)

- Вы ответили на мои вопросы. Если сложить все ваши ответы. Что у вас получиться? ( Характеристика предложений)

Слайд 1

- А теперь, ребята, на слайде даны три предложения. Давайте выделим в этих предложениях грамматическую основу и построим схемы этих предложений.

(Работа на интерактивной доске)

1)Снег выпал и покрыл всю землю.

2)Снег выпал, и деревья покрылись инеем

3)Снег выпал, деревья покрылись инеем.

-Сколько грамматических основ в первом предложении?

- Как называется это предложение? (Это предложение простое, потому что в нем 1 грамматическая основа)

- Что общего во 2-м и 3-м предложениях? (В этих предложениях 2 грамматические основы)

-Как можно назвать эти предложения? (Сложные)

- Какой знак препинания стоит между простыми предложениями? (Запятая)

-Прочитаем 2-е предложение. Как соединяются здесь простые предложения? (При помощи интонации и союза и)

- Такие предложения называются союзными. Прочитаем 3-е предложение.

-Как соединяются здесь простые предложения? (При помощи интонации и без союза)

- Такие предложения называются бессоюзными

Исходя из наших рассуждений, сделаем вывод, какие предложения называются сложными? (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)

- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в составе сложного? (Запятые)

- Какие предложения называются союзными? (Сложные предложения, в которых ПП соединяются при помощи интонации и союза)

-Какие предложения называются бессоюзными? (Сложные предложения, в которых ПП соединяются только при помощи интонации, без союзов)

3. Формулирование темы и цели урока.

Слайд 2

Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения?

- Слайд 3

- Ребята, ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.

- Как отличить простое предложение от сложного? (Ответы детей).

- Что такое грамматическая основа? ( Ответы детей)

- Как определить простое предложение или сложное? Вспомните алгоритм определения типа предложения:

Слайд 4

Алгоритм определения типа предложения.

1.Читаем  предложение полностью.

2.Находим основу (или основы предложения).

3.Если основа в предложении одна  →  предложение простое.

4.Если основ две (или более) → предложение сложное.

Работа в парах. 

- Ребята сейчас мы поработаем в группах и парах одновременно.

( на листочках подписать Ф.И. и указать номер предложений)

Первая пара:  нечётные парты ( 1, 3. 5)

- Выпишите номера простых предложений с однородными членами, связанными союзом и.

Вторая пара:  (чётные парты – 2 , 4 )

- Выпишите номера сложных предложений.

Слайд 5

Выплыло из-за туч солнышко и направило на землю свои лучи. -ПП

Цветет черемуха, и над самой водой зеленеют кусты смородины. -СП

Дождевые капли тяжело шлепались о листья и падали на землю. -ПП

Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. -СП

Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. -ПП

Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер. –СП

Обменяйтесь листочками. Проверяем.

Простые предложения: 1, 3, 5

Сложные предложения: 2, 4, 6

- Нечётные парты вы должны были выписать номера простых предложений. Егор, какие номера вы выписали? (1, 3, 5)

- Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу. Что соединяет союз –и- в этих предложениях? (Союз и соединяет однородные сказуемые)


- Чётные парты вы должны были выписать номера сложных предложений. Алексей, какие номера вы выписали? (2, 4, 6)

- Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу. Что соединяет союз –и- в этих предложениях? (Союз и соединяет простые предложения в составе сложного)

-Какой вывод можно сделать из этого задания? (Союз и может соединять однородные члены в простом предложении. Может соединять простые предложения в составе сложного, поэтому необходимо быть внимательными при нахождении грамматической основы предложения, и определении типа предложения)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся,

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5. Закрепление полученных знаний. 

Слайд 6.

Как же отличить простое предложение от сложного? (Найти в нём грамматическую основу)

Слайд 7

- Прочитаем предложения на слайде. В чём их отличия? (В первом предложении две грамматических основы - сложное предложение). Во втором однородные сказуемые. которые относятся к подлежащему ВЕТЕР - простое предложение)

- Запишите предложения в тетрадь, подчеркните грамматическую основу (основы).

Слайд 8


- Прочитаем предложения на слайде. Кто сможет доказать, какое это предложение?

Дети читают предложения на слайде и отвечают.

- Спишите в тетрадь сначала простые предложения, затем сложные.


Слайд 9

- Ребята, очень важно отличать простое предложение с однородными членами и сложные предложения с двумя и несколькими грамматическими основами.

– Посмотрите на схемы простых и сложных предложений. Придумайте предложения, чтобы они соответствовали выбранным вами схемам. ( Ребята составляют предложения, объясняют свой выбор).

5. Самостоятельная работа.

- Прочитайте задание.

Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Определи стиль текста.
- Прочитайте текст. О чем говорится в этом тексте? (В этом тексте рассказывается, как вода в реке поднимается, один бобренок тонет, и как его спасают).

- Как можно озаглавить этот текст? (Этот текст можно назвать «Случай с бобрятами»)

- Определите стиль текста. (Художественный стиль текста)

- Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. (Светило-свет, затопила - затопит, перетащили – тащит, оказались – окажется, выбился – бился, поскорее – скоро)

- Запишите текст в тетрадь. ( Приложение №1)

_________________________

Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.


(Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке).


4. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Сегодня, ребята, вы очень хорошо поработали. Молодцы. Давайте подведем итог.

-Чему вы научились сегодня на уроке? (Различать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений)

-Какое предложение называют сложным? (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? (Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая)

-Как соединяются простые предложения в сложном?

(При помощи союзов или бессоюзно, при помощи интонации)


Спасибо за урок!

5. Оценка за урок



Приложение №1




Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Определи стиль текста.

_________________________

Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.




Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Определи стиль текста.

_________________________

Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.




Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Определи стиль текста.

_________________________

Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.



Простое или сложное предложение?PPTX / 1.57 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации