Простые и сложные предложения. Закрепление знаний. УМК: Школа России 4 класс.
Простое или сложное предложение?PPTX / 1.57 Мб
Русский язык
Тема урока «Простые и сложные предложения. Закрепление знаний».
УМК: Школа России
4 класс.
Оборудование урока: презентация, компьютер, раздаточный материал.
Задачи.
Образовательные: совершенствовать знания о предложении, учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения, развивать умения отличать сложное предложение от простого; учить ставить знаки препинания в сложном предложении, уметь применять полученные знания на практике.
Планируемые результаты.
Предметные УУД. Находить признаки простого и сложного предложений. Уметь отличать простые и сложные предложений, соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам, находить грамматическую основу предложения ,применять правила правописания, постановки знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные УУД.
Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание; закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
Познавательные: ознакомить с понятиями «простое» и «сложное» предложение.
Коммуникативные: развивать устную и письменную речи обучающихся, умение работать в парах. Внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Личностные: Формировать интерес к новому учебному материалу.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Прежде чем сесть работать, посмотрите, всё ли есть на партах. Начинаем наш урок с того, что откроем свои тетради. Запишем « число», «Классная работа».
2.Актуализация знаний.
-Сегодня, ребята, мы повторим тему «Предложение».
Ответим на вопросы:
-Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
-Какие бывают предложения по интонации?
(Восклицательные, невосклицательные).
-Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
(Распространенные, нераспространенные)
-Что такое грамматическая основа предложения?
(Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
-Какие бывают предложения по наличию главных членов?
(Если в предложении есть оба главных члена – это двусоставное предложение, если в предложении есть только один из главных членов, то это предложение - односоставное)
- Вы ответили на мои вопросы. Если сложить все ваши ответы. Что у вас получиться? ( Характеристика предложений)
Слайд 1
- А теперь, ребята, на слайде даны три предложения. Давайте выделим в этих предложениях грамматическую основу и построим схемы этих предложений.
(Работа на интерактивной доске)
1)Снег выпал и покрыл всю землю.
2)Снег выпал, и деревья покрылись инеем
3)Снег выпал, деревья покрылись инеем.
-Сколько грамматических основ в первом предложении?
- Как называется это предложение? (Это предложение простое, потому что в нем 1 грамматическая основа)
- Что общего во 2-м и 3-м предложениях? (В этих предложениях 2 грамматические основы)
-Как можно назвать эти предложения? (Сложные)
- Какой знак препинания стоит между простыми предложениями? (Запятая)
-Прочитаем 2-е предложение. Как соединяются здесь простые предложения? (При помощи интонации и союза и)
- Такие предложения называются союзными. Прочитаем 3-е предложение.
-Как соединяются здесь простые предложения? (При помощи интонации и без союза)
- Такие предложения называются бессоюзными
Исходя из наших рассуждений, сделаем вывод, какие предложения называются сложными? (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)
- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в составе сложного? (Запятые)
- Какие предложения называются союзными? (Сложные предложения, в которых ПП соединяются при помощи интонации и союза)
-Какие предложения называются бессоюзными? (Сложные предложения, в которых ПП соединяются только при помощи интонации, без союзов)
3. Формулирование темы и цели урока.
Слайд 2
Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения?
- Слайд 3
- Ребята, ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.
- Как отличить простое предложение от сложного? (Ответы детей).
- Что такое грамматическая основа? ( Ответы детей)
- Как определить простое предложение или сложное? Вспомните алгоритм определения типа предложения:
Слайд 4
Алгоритм определения типа предложения.
1.Читаем предложение полностью.
2.Находим основу (или основы предложения).
3.Если основа в предложении одна → предложение простое.
4.Если основ две (или более) → предложение сложное.
Работа в парах.
- Ребята сейчас мы поработаем в группах и парах одновременно.
( на листочках подписать Ф.И. и указать номер предложений)
Первая пара: нечётные парты ( 1, 3. 5)
- Выпишите номера простых предложений с однородными членами, связанными союзом и.
Вторая пара: (чётные парты – 2 , 4 )
- Выпишите номера сложных предложений.
Слайд 5
Выплыло из-за туч солнышко и направило на землю свои лучи. -ПП
Цветет черемуха, и над самой водой зеленеют кусты смородины. -СП
Дождевые капли тяжело шлепались о листья и падали на землю. -ПП
Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. -СП
Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. -ПП
Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер. –СП
Обменяйтесь листочками. Проверяем.
Простые предложения: 1, 3, 5
Сложные предложения: 2, 4, 6
- Нечётные парты вы должны были выписать номера простых предложений. Егор, какие номера вы выписали? (1, 3, 5)
- Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу. Что соединяет союз –и- в этих предложениях? (Союз и соединяет однородные сказуемые)
- Чётные парты вы должны были выписать номера сложных предложений. Алексей, какие номера вы выписали? (2, 4, 6)
- Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу. Что соединяет союз –и- в этих предложениях? (Союз и соединяет простые предложения в составе сложного)
-Какой вывод можно сделать из этого задания? (Союз и может соединять однородные члены в простом предложении. Может соединять простые предложения в составе сложного, поэтому необходимо быть внимательными при нахождении грамматической основы предложения, и определении типа предложения)
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в стороны развел.
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Закрепление полученных знаний.
Слайд 6.
Как же отличить простое предложение от сложного? (Найти в нём грамматическую основу)
Слайд 7
- Прочитаем предложения на слайде. В чём их отличия? (В первом предложении две грамматических основы - сложное предложение). Во втором однородные сказуемые. которые относятся к подлежащему ВЕТЕР - простое предложение)
- Запишите предложения в тетрадь, подчеркните грамматическую основу (основы).
Слайд 8
- Прочитаем предложения на слайде. Кто сможет доказать, какое это предложение?
Дети читают предложения на слайде и отвечают.
- Спишите в тетрадь сначала простые предложения, затем сложные.
Слайд 9
- Ребята, очень важно отличать простое предложение с однородными членами и сложные предложения с двумя и несколькими грамматическими основами.
– Посмотрите на схемы простых и сложных предложений. Придумайте предложения, чтобы они соответствовали выбранным вами схемам. ( Ребята составляют предложения, объясняют свой выбор).
5. Самостоятельная работа.
- Прочитайте задание.
Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Определи стиль текста.
- Прочитайте текст. О чем говорится в этом тексте? (В этом тексте рассказывается, как вода в реке поднимается, один бобренок тонет, и как его спасают).
- Как можно озаглавить этот текст? (Этот текст можно назвать «Случай с бобрятами»)
- Определите стиль текста. (Художественный стиль текста)
- Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. (Светило-свет, затопила - затопит, перетащили – тащит, оказались – окажется, выбился – бился, поскорее – скоро)
- Запишите текст в тетрадь. ( Приложение №1)
_________________________
Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.
(Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке).
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Сегодня, ребята, вы очень хорошо поработали. Молодцы. Давайте подведем итог.
-Чему вы научились сегодня на уроке? (Различать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений)
-Какое предложение называют сложным? (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? (Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая)
-Как соединяются простые предложения в сложном?
(При помощи союзов или бессоюзно, при помощи интонации)
Спасибо за урок!
5. Оценка за урок
Приложение №1
Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Определи стиль текста.
_________________________
Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.
Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Определи стиль текста.
_________________________
Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.
Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Определи стиль текста.
_________________________
Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.
Простое или сложное предложение?PPTX / 1.57 Мб