Технологическая карта урока «Простые и сложные предложения» (5 класс)
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Простые и сложные предложения
Класс: 5
УМК: Русский язык. Учебник для 5 класса. Под ред. Т.А.Ладыженской М., Просвещение
Цели для учителя |
Образовательные: Актуализировать и восстановить знания о сложном предложении, отработать умения правильно ставить знаки препинания в нем
Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация).
Воспитательные: воспитать бережное отношение к слову
|
Цели для обучающихся |
Предметные: знать структурные отличия простых и сложных предложений, опознавательные признаки постановки запятой; функцию запятой – знака разделения, правило постановки запятой в сложном предложении; определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами а, и. Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. |
Тип урока комбинированный |
Форма урока Традиционная |
Опорные понятия, термины Предложение Грамматическая основа запятая |
Новые понятия Сложное предложение |
Формы контроля: Фронтальный опрос, индивидуальная работа |
Домашнее задание |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация
|
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Устный опрос Приложение 1 |
Определяют и называют тему урока. Записывают тему урока в тетради. Определение личностной цели учащимися. |
Словесная форма. Фронтальный опрос. |
Личностные: самоопределение
регулятивные: целеполагание
|
Психологический настрой учителя и учащихся |
II. Актуализация знаний
|
Диктует предложение для пунктуационного разбора. Приложение 2 Задает вопросы: Когда еще мы используем союз «И»? Какова тема урока? Продолжите предложения:
1) Познакомиться с ... и ...;
|
У доски работают с предложением. С места отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, записывают ее. |
Индивидуальная работа у доски. Фронтальный опрос. |
Познавательне: анализ материала с целью выделения признаков изучаемого явления Коммуникативные: формулируют собственные мысли |
Отработка умения делать пунктуационный разбор. Актуализация знаний о простом предложении |
III. Изучение нового |
Распределяет задания, корректирует их выполнение |
Работа с материалом п.46. отвечают на вопросы учителя по теме Упр.233 (работа в парах устная) Работа с раздаточным материалом с последующей проверкой Приложение 3
|
Исследовательская деятельность. Фронтальный опрос. Эвристическая беседа |
Познавательные: анализ материала с целью выделения признаков изучаемого явления, устанавливают причинно-следственные связи. |
Устные ответы, выполнение письменной работы |
IV. Лингво-физкультминутка.
|
Объясняет правила игры, следит за правильностью ответов, анализирует неправильные ответы |
Играют в игру, актуализируя и закрепляя полученные на уроке новые знания |
Групповая работа |
Познавательные: систематизируют собственные знания. |
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при групповой работе |
V. Актуализация новых знаний.
|
Объясняет задание, устанавливает осознанность восприятия. Организует самопроверку. Выставляет отметки. |
Выполнение упр.235 с последующим анализом и самопроверкой. |
Индивидуальная работа, самооценка. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
|
Умение грамотно строит высказывание. Отработка умения отличать сложные предложения от простых. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
|
-Чему мы научились сегодня на уроке? -Какое предложение называют сложным? -Какую роль может играть союз “и” в предложении? -Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?
|
формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Беседа |
Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Оценивание работы учащихся на уроке |
VII. Домашнее задание. |
Озвучивает домашнее задание, объясняет правила выполнения. |
Записывают домашнее задание в дневники |
Письменная работа |
|
|
Приложение 1
Ответим на вопросы:
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
Приложение 2
К доктору приходили все и ворона и лисица и жучок и червячок и медведица.
Приложение 3
Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
Наступила осень. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.
[= -].
[– =].
[– =], и [= -].
[– =], [= -].
(Когда – =), [– =].
Приложение 4
Я сейчас буду читать предложения, если предложение простое, поднимаем правую руку, если сложное – обе руки.
Пришла долгожданная весна.
Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
Появились первые клейкие листочки.
Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
Выбирается из берлоги медведь.
Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.