Статья «Просто о сложном. Как легко объяснить употребление квантификаторов»
Просто о сложном. Как легко объяснить употребление квантификаторов
В английском языке, как и в любом предмете, существуют темы, по которым нужно просто запомнить правила, т.к. они уже сформулированы, их не переделать, а можно только понять и применять на практике. Такими темами являются, например, употребление артиклей или указателей на количество. Однако, если обучающиеся сами участвуют в выведении правила, это существенно облегчает его дальнейшее использование, т.к. они вспоминают как пришли к подобному заключению и сравнивают новую ситуацию с рассмотренной: если в ней присутствуют те же условия, то правило применяется. Ниже приведу пример объяснения правил употребления квантификаторов, т.е. указателей на количество – quantifiers:
1. Чтение примеров из учебника и определение, в каких предложениях употребляются неопределённые местоимения. Здесь именно важно предоставить обучающимся возможность прочесть примеры, а не давать уже сформулированные правила. Если в учебнике их нет или они представляют не все ситуации, то можно придумать свои, иллюстрирующие необходимый материал. Например: There are some apples and some cheese. There isn't any butter and any bananas. Обучающиеся через эти предложения приходят к заключению, что some употребляется в утвердительных предложениях, any - в отрицательных, и оба они употребляются с исчисляемыми (С (countable) и неисчисляемыми (U (uncountable)) существительными.
2. Заполнение результатов анализа предложений в форме таблицы, т.к. таблица воспринимается легче, чем текст правила. Вид таблицы учитель подбирает и формирует самостоятельно с учётом правил, которые будут изучены. Подводящими вопросами выступают:
1. What kind of sentence is it, affirmative, negative or question?
2. Is the noun countable or uncountable?
Например, в 6-ом классе таблица может иметь следующий вид:
Тип | Несколько | -- | Много | |
С | U | C | U | |
+ | some | some | a lot of | a lot of |
- | any | any | many | much |
? | any | any | many | much |
| Один | -- | Немного | |
Все типы | a(n) | -- | a few | a little |
В 7-ом классе – следующий:
Тип | U | C | |||||||
мало | немного | -(= несколько) | много | один | мало | немного | несколько | много | |
+ | little | a little | some | a lot of | a(n) | few | a few | some | a lot of |
- | little | a little | any | much | a(n) | few | a few | any | many |
? | little | a little | any/ some (в вопросе-предложении/ -просьбе) | much | a(n) | few | a few | some (в вопросе-предложении/ -просьбе)/ any | many |
3. Применение рассмотренных правил на практике. И первым заданием здесь может быть заполнение пропусков в таблице. Для 6-го класса, например:
Тип | Несколько | -- | Много | |
С | U | C | U | |
+ | some | some | a lot of | |
- | any | | | much |
? | | | many | |
| Один | -- | Немного | |
Все типы | a/ … | | a few | |
Для 7-го класса:
Тип | U | C | |||||||
мало | немного | - (= несколько) | много | один | мало | немного | несколько | много | |
+ | little | | | a lot of | | | | | |
- | | | | | | | a few | | many |
? | | | any/ … | | a(n) | | | some (в вопросе-предложении/ -просьбе)/ … | |
Как показывает практика, применение правил, преобразованных в форме таблиц, позволяет проще применять их. Уже в процессе работы над теорией обучающиеся активно задействуют такую мыслительную операцию как анализ, что позволяет плавно перейти к выполнению пробных учебных действий, фиксации возникающих затруднений, выявлению их причин, закреплению рассмотренного способа действия и его включению в систему знаний.