«Просто о сложном: Тайная мощь твоих ощущений»
«Просто о сложном: Тайная мощь твоих ощущений»
Предмет: Психология
Класс: 6
Тема урока: «Как мы чувствуем мир? Ощущения и анализаторы»
Продолжительность: 45 минут
Методическая идея урока: Исследование сложных психофизиологических процессов через простые и личностно значимые для ученика эксперименты, метафоры и интерактивы. Переход от субъективного опыта к научному знанию.
- Цель урока: Сформировать у учащихся представление об ощущениях как основе познания мира и понимании работы анализаторов как «проводников» информации в мозг.
- Задачи:
- Личностные:
- Осознать ценность и уникальность своего восприятия мира.
- Сформировать позитивное и бережное отношение к своим органам чувств.
- Метапредметные:
- Развивать навыки самонаблюдения (рефлексии), анализа и синтеза информации.
- Развивать коммуникативные УУД через работу в парах и группе.
- Предметные:
- Дать понятия «ощущение», «анализатор», «рецептор».
- Познакомить со схемой работы анализатора: рецептор – нерв – мозг.
- Исследовать на практике основные свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность).
- Личностные:
- Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
- Методы обучения: Исследовательский, эвристический, игровой, рефлексивный.
- Оборудование:
- Для учителя: Мультимедийная презентация, таймер.
- Для учащихся: «Научный дневник исследователя» (рабочий лист на каждого ученика), карточки с заданиями.
- Материалы для экспериментов:
- Станция 1: Непрозрачные коробочки/«волшебные мешочки» с разными предметами (монета, вата, шишка, ключ).
- Станция 2: Карточки с названиями запахов (кофе, апельсин, мята), пробирки/баночки с этими запахами (можно использовать кофейные зерна, цедру).
- Станция 3: 3 стакана с водой (сладкая, соленая, без вкуса), ватные палочки.
- Станция 4: Колонка/телефон для воспроизведения звуков (шаги, шум дождя, скрип двери).
Ход урока (с таймингом)
Оргмомент. Мотивация «Проба на внимание» (5 мин)
- Приветствие. Учитель предлагает детям сесть удобно и закрыть глаза.
- Интерактив «Минута тишины»: «Сейчас на одну минуту мы замрем. Ваша задача – просто слушать. Постарайтесь услышать как можно больше звуков: внутри кабинета, за его пределами, может быть, даже внутри себя...»
- Обсуждение: После минуты учитель спрашивает: «Что вы услышали? Кто услышал больше 3-х звуков? 5-ти?». Ученики делятся.
- Выход на тему: «Только что, ничего не делая, вы получили огромное количество информации. Вы не просто "слышали", вы испытывали ощущения. Сегодня мы раскроем тайну: как же этот сложный мир попадает к нам внутрь? Мы будем настоящими исследователями наших собственных ощущений».
Актуализация знаний. «Что мы уже знаем?» (3 мин)
- Учитель рисует на доске схему-паук с центральным вопросом: «Как мы узнаем о мире?»
- Ученики называют органы чувств (глаза, уши, нос и т.д.). Учитель фиксирует на лучах схемы.
- Проблемный вопрос: «А что происходит дальше? Глаз увидел яблоко – и как мы понимаем, что оно красное, сладкое и хрустящее? Информация сама по себе прыгает в мозг?»
Изучение нового материала. Лаборатория ощущений (25 мин)
Введение понятий (через метафору):
«Представьте, что ваш мозг – это суперкомпьютер в крепости (черепе). А чтобы получать информацию из внешнего мира, ему нужны «агенты-проводники» – АНАЛИЗАТОРЫ. Каждый анализатор – это шпионская сеть из трех частей:
- Периферический отдел (рецептор) – это сам «шпион» на передовой. Он скрыт в наших органах чувств (глаза, кожа и т.д.). Его задача – уловить сигнал.
- Проводящие пути (нервы) – это «секретная дорога», по которой зашифрованный сигнал мчится в штаб.
- Центральный отдел (мозг) – это «штаб-квартира», где сигнал расшифровывается и выносится вердикт: «Это горячее!», «Это пахнет цветами!». Результат этой работы – и есть ОЩУЩЕНИЕ».
Практическая часть: «Экспериментариум 5 чувств»
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает «Научный дневник исследователя» и по 5-6 минут на выполнение задания на своей «станции». Затем – ротация.
- Станция 1: «Загадочная шкатулка» (осязание)
- Задание: Не заглядывая внутрь, на ощупь определить, какие предметы лежат в коробочке. Записать свои догадки в Дневник.
- Вопрос для размышления: Какие именно ощущения помогли тебе (гладкость, шершавость, температура, форма)? Где «сидят» твои рецепторы?
- Станция 2: «Парфюмерная лаборатория» (обоняние)
- Задание: Понюхать пробирки с запахами. Сопоставить запах с названием на карточке.
- Вопрос для размышления: Легко ли было определить? Как запах может влиять на твое настроение или воспоминания?
- Станция 3: «Дегустационный зал» (вкус)
- Задание: С закрытыми глазами попробовать на ватную палочку воду из трех стаканов. Определить, где сладкий, где соленый, где нейтральный вкус.
- Вопрос для размышления: Что произошло, когда ты закрыл глаза? Стало ли проще или сложнее определить вкус? Почему?
- Станция 4: «Слуховой детектив» (слух)
- Задание: Прослушать аудиозапись с разными звуками. Записать в Дневник, что, по твоему мнению, их издает.
- Вопрос для размымышления: Какой звук был самым приятным? Самым неприятным? Почему одни звуки нам нравятся, а другие – нет?
После завершения круга – краткое обсуждение в кругу:
«Что было самым простым? Самым сложным? Удивило ли вас что-то?»
Закрепление. Интерактив «Построй анализатор» (5 мин)
- Учитель вызывает 3 добровольца. Одному вручается карточка «РЕЦЕПТОР (Глаз)», второму – «НЕРВ (Проводящий путь)», третьему – «МОЗГ (Центральный отдел)».
- Учитель показывает классу картинку (например, «красное яблоко»).
- «Рецептор» должен показать действие (например, широко открыть глаза).
- «Нерв» должен быстро «пробежать» от рецептора к мозгу.
- «Мозг» должен громко объявить ощущение: «Я вижу что-то красное и круглое!».
- Упражнение повторяется с другими модальностями (звук колокольчика, запах лимона).
Рефлексия. «Лестница понимания» и Домашнее задание (5 мин)
- На доске рисуется лестница с тремя ступенями:
- 1 ступень: «Я ничего не понял(а)»
- 2 ступень: «Мне многое понятно, но есть вопросы»
- 3 ступень: «Я все понял(а) и могу объяснить другому»
- Ученики стикерами или символически поднимают руку, отмечая свою ступень.
- Домашнее задание (на выбор):
- Творческое: Нарисуй комикс на тему «Путешествие звука от уха до мозга».
- Исследовательское: Проведи дома эксперимент. Съешь кусочек яблока, зажав нос. Опиши, что чувствовал. Поменялись ли твои вкусовые ощущения? Сделай вывод.
- Завершение: «Сегодня вы были исследователями. Вы узнали, что даже самые простые ощущения – это результат сложной и слаженной работы миллионов ваших клеток. Цените этот удивительный механизм!»
Приложения
Образец рабочего листа «Научный дневник исследователя»
Имя исследователя: _________________
Тема: «Тайная мощь ощущений»
Станция | Мои наблюдения и догадки | Что я почувствовал? (легко/сложно, приятно/неприятно) |
1. «Загадочная шкатулка» | Предмет №1: _____ | |
2. «Парфюмерная лаборатория» | Запах №1: _____ | |
3. «Дегустационный зал» | Стакан №1 (вкус): _____ | |
4. «Слуховой детектив» | Звук №1: _____ |
Главный вывод урока для меня:
Ощущение – это...
Анализатор похож на... потому что...