«Просто о сложном: Тайная мощь твоих ощущений»

1
0
Материал опубликован 2 October в группе

«Просто о сложном: Тайная мощь твоих ощущений»

Предмет: Психология
Класс: 6
Тема урока: «Как мы чувствуем мир? Ощущения и анализаторы»
Продолжительность: 45 минут

Методическая идея урока: Исследование сложных психофизиологических процессов через простые и личностно значимые для ученика эксперименты, метафоры и интерактивы. Переход от субъективного опыта к научному знанию.

  • Цель урока: Сформировать у учащихся представление об ощущениях как основе познания мира и понимании работы анализаторов как «проводников» информации в мозг.
  • Задачи:
    • Личностные:
      • Осознать ценность и уникальность своего восприятия мира.
      • Сформировать позитивное и бережное отношение к своим органам чувств.
    • Метапредметные:
      • Развивать навыки самонаблюдения (рефлексии), анализа и синтеза информации.
      • Развивать коммуникативные УУД через работу в парах и группе.
    • Предметные:
      • Дать понятия «ощущение», «анализатор», «рецептор».
      • Познакомить со схемой работы анализатора: рецептор – нерв – мозг.
      • Исследовать на практике основные свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность).
  • Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
  • Методы обучения: Исследовательский, эвристический, игровой, рефлексивный.
  • Оборудование:
    • Для учителя: Мультимедийная презентация, таймер.
    • Для учащихся: «Научный дневник исследователя» (рабочий лист на каждого ученика), карточки с заданиями.
    • Материалы для экспериментов:
      • Станция 1: Непрозрачные коробочки/«волшебные мешочки» с разными предметами (монета, вата, шишка, ключ).
      • Станция 2: Карточки с названиями запахов (кофе, апельсин, мята), пробирки/баночки с этими запахами (можно использовать кофейные зерна, цедру).
      • Станция 3: 3 стакана с водой (сладкая, соленая, без вкуса), ватные палочки.
      • Станция 4: Колонка/телефон для воспроизведения звуков (шаги, шум дождя, скрип двери).​​​​​​​

Ход урока (с таймингом)

Оргмомент. Мотивация «Проба на внимание» (5 мин)

  • Приветствие. Учитель предлагает детям сесть удобно и закрыть глаза.
  • Интерактив «Минута тишины»: «Сейчас на одну минуту мы замрем. Ваша задача – просто слушать. Постарайтесь услышать как можно больше звуков: внутри кабинета, за его пределами, может быть, даже внутри себя...»
  • Обсуждение: После минуты учитель спрашивает: «Что вы услышали? Кто услышал больше 3-х звуков? 5-ти?». Ученики делятся.
  • Выход на тему: «Только что, ничего не делая, вы получили огромное количество информации. Вы не просто "слышали", вы испытывали ощущения. Сегодня мы раскроем тайну: как же этот сложный мир попадает к нам внутрь? Мы будем настоящими исследователями наших собственных ощущений».

Актуализация знаний. «Что мы уже знаем?» (3 мин)

  • Учитель рисует на доске схему-паук с центральным вопросом: «Как мы узнаем о мире?»
  • Ученики называют органы чувств (глаза, уши, нос и т.д.). Учитель фиксирует на лучах схемы.
  • Проблемный вопрос: «А что происходит дальше? Глаз увидел яблоко – и как мы понимаем, что оно красное, сладкое и хрустящее? Информация сама по себе прыгает в мозг?»

Изучение нового материала. Лаборатория ощущений (25 мин)

Введение понятий (через метафору):
«Представьте, что ваш мозг – это суперкомпьютер в крепости (черепе). А чтобы получать информацию из внешнего мира, ему нужны «агенты-проводники» – АНАЛИЗАТОРЫ. Каждый анализатор – это шпионская сеть из трех частей:

  1. Периферический отдел (рецептор) – это сам «шпион» на передовой. Он скрыт в наших органах чувств (глаза, кожа и т.д.). Его задача – уловить сигнал.
  2. Проводящие пути (нервы) – это «секретная дорога», по которой зашифрованный сигнал мчится в штаб.
  3. Центральный отдел (мозг) – это «штаб-квартира», где сигнал расшифровывается и выносится вердикт: «Это горячее!», «Это пахнет цветами!». Результат этой работы – и есть ОЩУЩЕНИЕ».

Практическая часть: «Экспериментариум 5 чувств»
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает «Научный дневник исследователя» и по 5-6 минут на выполнение задания на своей «станции». Затем – ротация.

  • Станция 1: «Загадочная шкатулка» (осязание)
    • Задание: Не заглядывая внутрь, на ощупь определить, какие предметы лежат в коробочке. Записать свои догадки в Дневник.
    • Вопрос для размышления: Какие именно ощущения помогли тебе (гладкость, шершавость, температура, форма)? Где «сидят» твои рецепторы?
  • Станция 2: «Парфюмерная лаборатория» (обоняние)
    • Задание: Понюхать пробирки с запахами. Сопоставить запах с названием на карточке.
    • Вопрос для размышления: Легко ли было определить? Как запах может влиять на твое настроение или воспоминания?
  • Станция 3: «Дегустационный зал» (вкус)
    • Задание: С закрытыми глазами попробовать на ватную палочку воду из трех стаканов. Определить, где сладкий, где соленый, где нейтральный вкус.
    • Вопрос для размышления: Что произошло, когда ты закрыл глаза? Стало ли проще или сложнее определить вкус? Почему?
  • Станция 4: «Слуховой детектив» (слух)
    • Задание: Прослушать аудиозапись с разными звуками. Записать в Дневник, что, по твоему мнению, их издает.
    • Вопрос для размымышления: Какой звук был самым приятным? Самым неприятным? Почему одни звуки нам нравятся, а другие – нет?

После завершения круга – краткое обсуждение в кругу:
«Что было самым простым? Самым сложным? Удивило ли вас что-то?»

Закрепление. Интерактив «Построй анализатор» (5 мин)

  • Учитель вызывает 3 добровольца. Одному вручается карточка «РЕЦЕПТОР (Глаз)», второму – «НЕРВ (Проводящий путь)», третьему – «МОЗГ (Центральный отдел)».
  • Учитель показывает классу картинку (например, «красное яблоко»).
  • «Рецептор» должен показать действие (например, широко открыть глаза).
  • «Нерв» должен быстро «пробежать» от рецептора к мозгу.
  • «Мозг» должен громко объявить ощущение: «Я вижу что-то красное и круглое!».
  • Упражнение повторяется с другими модальностями (звук колокольчика, запах лимона).

Рефлексия. «Лестница понимания» и Домашнее задание (5 мин)

  • На доске рисуется лестница с тремя ступенями:
    • 1 ступень: «Я ничего не понял(а)»
    • 2 ступень: «Мне многое понятно, но есть вопросы»
    • 3 ступень: «Я все понял(а) и могу объяснить другому»
  • Ученики стикерами или символически поднимают руку, отмечая свою ступень.


  • Домашнее задание (на выбор):
    1. Творческое: Нарисуй комикс на тему «Путешествие звука от уха до мозга».
    2. Исследовательское: Проведи дома эксперимент. Съешь кусочек яблока, зажав нос. Опиши, что чувствовал. Поменялись ли твои вкусовые ощущения? Сделай вывод.
  • Завершение: «Сегодня вы были исследователями. Вы узнали, что даже самые простые ощущения – это результат сложной и слаженной работы миллионов ваших клеток. Цените этот удивительный механизм!»

Приложения

  Образец рабочего листа «Научный дневник исследователя»

Имя исследователя: _________________
Тема: «Тайная мощь ощущений»

Станция

Мои наблюдения и догадки

Что я почувствовал? (легко/сложно, приятно/неприятно)

1. «Загадочная шкатулка»

Предмет №1: _____
Предмет №2: _____


2. «Парфюмерная лаборатория»

Запах №1: _____
Запах №2: _____


3. «Дегустационный зал»

Стакан №1 (вкус): _____
Стакан №2 (вкус): _____


4. «Слуховой детектив»

Звук №1: _____
Звук №2: _____


Главный вывод урока для меня:
Ощущение – это...
Анализатор похож на... потому что...


Комментарии
Комментариев пока нет.