12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кордина Нина1516
Россия, Смоленская обл., Демидов
62

Внеклассное мероприятие «Темная лошадка»



Игра по математике для учащихся 11 классов

«Темная лошадка»

Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся через использование заданий занимательного характера.
Задачи:

  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование творческих математических способностей, математической смекалки;
  • воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.

Межпредметные связи: математика, физика, литература, история

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями

Правила игры

Класс разбит на две команды. За каждое выполненное задание команда получает 2 очка. За шум, неорганизованность очки снимаются. За верно названную фамилию героя получает 5 очков, но, если команда ошиблась, снимается 20 очков.

 

Ход игры

I. Организационный момент (приветствие, настрой на работу)
Наш герой – математик, ученый, удививший мир не одним своим открытием. Его имя известно. Но для многих современников и тем более потомков он так и остался загадкой, «тёмной лошадкой» – человеком, о котором мало, что известно. Будет ли он для вас такой темной лошадкой, сумеете ли вы назвать его фамилию, узнаем в ходе игры.

Далее ведущий сообщает правила игры.

 

II. Кто скрывается за темной лошадкой?
Слайд 2 Он родился в небольшом селении Вульсторп вблизи городка Грэнтэм, примерно в 200 км к северу от Лондона.
Слайд 3. Он сам рассказывал: "По словам матери, я родился таким маленьким, что меня можно было бы выкупать в …". В чем?

Решите задачу:

В деревне N живет 200 жителей. Среди них 15 % детей и подростков. Среди взрослых 30% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п.). Сколько взрослых работает?

Варианты ответа: 119 - пивная кружа, 5 – маленькая бочка, 9 - медный тазик (полужирным выделен верный ответ)

Слайд 5. В 12 лет общественная школа в Грэнтэме. По признанию самого героя, он был крайне невнимательным и ленивым и считался в классе последним учеником

Слайд 6. Один из школьников, учившийся гораздо лучше нашей «темной лошадки» и превосходивший ее силой, нанес ей удар кулаком в живот.

Наш герой был самолюбив, но слабо развит физически и не сумел отколотить обидчика. "Чем бы отомстить?" -подумал он.

Слайд 7. Какое он принял решение? Решите задачу:

В школьную библиотеку привезли книги по химии для 8-11 классов, по 60 для каждого класса. В шкафу 3 полки, на каждой полке помещается 15 книг. Сколько шкафов можно полностью заполнить новыми книгами по химии, если все книги одного формата?

Варианты ответа: 5 – стать первым учеником, 6 – спрятать тетрадь с домашними заданиями, Другой ответ – ничего не придумал

Слайд 8. Мальчик стал усиленно заниматься по всем предметам и вскоре сделался первым учеником. И все-таки особую зависть его товарищей вызывал вовсе не быстрый взлет героя в учебе, а те игрушки, которые он мастерил. Он построил миниатюрную ветряную мельницу, возбуждавшую восхищение не только детей, но и взрослых. При ветре мельница могла смолоть даже горсть зерна. А в безветренную погоду мельницу двигал живой "мельник": эту роль выполняла мышь, которая двигала колеса. А чтобы заставить мышь взбираться на колесо, мальчик повесил над колесиком мешочек с зерном. В четырнадцатилетнем возрасте изобрел водяные часы и своеобразный самокат. Часы были настолько верны, что семейство аптекаря пользовалось ими. По вечерам наш герой запускал воздушные змеи с прикрепленными к ним небольшими фонариками. Мальчишки всего города с завистью смотрели на змей, безмолвно скользивших над крышами и бросавших таинственный желтый отсвет. Ко всему наша «темная лошадка» умела неплохо рисовать красками и карандашом.

Слайд 9. Читая книги, он составлял заметки о прочитанном. Но не в виде выписок любимого занятия талантливых представителей рода человеческого. Он старался развить то или иное положение, которое его заинтересовало.

Слайд 10. Уже в первые годы ученья в университете он во многом обогнал своих сверстников, в чем была большая заслуга его учителя, известного математика. Несколько лет спустя профессор выступая перед студентами, публично объявит его "мужем славным и выдающихся знаний". В 1669 году этот английский математик, физик и богослов оставит кафедру математики, чтобы передать ее нашему герою. Этот ученик, хорошо известный всем вам, носил то же имя, что и его учитель

Слайд 11. Кто учитель?

Найдите площадь треугольника?

Варианты ответа: 7,5 – Барроу, 15 – Торричелли, 8 - Паскаль

Слайд 12. Его биограф, профессор Мор, писал: "В истории науки нет равного примера таких достижений в течение этих двух золотых лет".

А между тем, "золотыми" названы 1665-1666 годы, когда страшная болезнь поразила Кембридж, и наш герой спасался от нее на своей родине в деревне.

Слайд 13. Какая страшная болезнь поразила Кембридж? Решите задачу:

Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 16 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

Варианты ответа: 9 – тиф, 5 – холера, 10 – чума

Слайд 14. Что же это за открытия?
Название, каких пограничных сооружений, возводившихся на севере римской империи, ввел в математику наш герой? Решите задачу:

Слайд 15. Для перевозки 5 т груза на 150км можно воспользоваться услугами одной из трех транспортных компаний. Каждая компания предлагает один вид транспорта. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?

Компания

Стоимость перевозки (руб. за 10 км)

Грузоподъемность (т)

А

90

1,8

Б

120

2,4

В

180

3,6


 

А – Лимес, Б – Функционал,  В - Интеграл

Слайд 17. ЛИМЕС — общее название ряда оборонительных сооружений, построенных римлянами для защиты своих северных границ от германских племен. Сегодня эти оборонительные сооружения напоминают о былой мощи Римской империи.

Limes (лат.) — предел. - запись знакома из курса математики 10 класса

Слайд 18. Он пришел к понятию производной, исходя из определения скорости прямолинейного неравномерного движения.

Функцию от времени он назвал флюэнтой, производную же - флюксией. В своем "Методе флюксий он решил также другую задачу: "По данному уравнению, содержащему флюксии, найти соотношение между флюэнтами". ( переведите эту фразу на современный язык) Именно эта задача привела к понятию неопределенного интеграла. Написанная вскоре после "Метода флюксия" и опубликованная в 1704 году работа "Рассуждение о квадратуре круга" была посвящена в основном интегрированию некоторых сложных выражений. С новым методом нашего героя человечество получило возможность познакомиться лишь в 1736 году, уже после смерти творца, когда вышел в свет его труд "Метод флюксий и бесконечных рядов с приложением его к геометрии кривых". Однако идеи этого метода выкристаллизовались в те два чумных года, когда вынужден был жить в родной деревне Вульсторп, вдали от многолюдного колледжа с его профессиональными новостями, дрязгами и столкновениями самолюбий. Сколько ему было лет?

Слайд 19. На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции в точке x0.

Результат увеличь в 29 раз

 
 

Слайд 21. Ему было всего 22 года! Можно было ожидать, что по возвращении в университет наш герой, благодаря уже сделанным открытиям, станет знаменит. Но этого не случилось. Он никому не рассказывал о сделанном. Одной, из причин тому было нежелание сообщать миру что-либо не установленное окончательно, непроверенное. "Я гипотез не измышляю",- говаривал он. В 1669 г. наш герой показывает свои работы по дифференциальному и интегральному исчислению другому математику. Глубоко их изучив, тот самостоятельно начинает развивать свою версию анализа и вскоре публикует свои работы. Это и привело к разгоранию спора о первенстве, в который оказались вовлеченными даже царственные особы.

Слайд 22. Кто этот второй математик?

На рисунке изображен график производной функции, определенной на интервале (-10;12). Найдите количество точек экстремума функции на отрезке [-9;10].

Варианты ответа: 3 – Лейбниц, 13- Ферма


 

Слайд 24. Лейбниц Готфрид Фридрих (1646 – 1716) – великий немецкий ученый. Философ, физик, юрист, языковед. Создатель математического анализа.

Слайд 25. С именем нашего героя связано немало анекдотов, стихотворений, занимательных историй.

… сидел и выводил бином…,

Когда к нему приехал Гук, куратор,

И, подойдя к столу, спросил ехидным тоном:

«Ну, как дела, [...]?»

Продолжи слова Гука

Подсказ ка на экране ( «Золотой теленок» Ильфа и Петрова)

Не помогла подсказка– тогда решаем задачу.

Слайд 26. На деловую встречу пришло 5 человек. Каждый с каждым обменялся рукопожатием. Сколько всего рукопожатий было совершено?

Варианты ответа: 25 – великий математик , 10 - Великий комбинатор, 20 – сэр Генри

Бином нашего героя лежит в основе комбинаторики

Слайд 27. Очко получает команда первой давший правильный ответ.

У него было две кошки — большая и маленькая. Чтоб они не мешали спать по утрам, он пропилил в двери два отверстия — большое и маленькое. Скоро сосед указал ему на идею, которая не пришла ему в голову. Что это за идея?

Ответ: Можно было сделать лишь одно большое отверстие (в которое могла проходить и маленькая кошка).

Слайд 28. В августе 1698 года некто, возвращаясь в Россию из Великого посольства, привез, помимо мешка картофеля, корабельных чертежей и навигационных приборов, набор небольших предметов, подаренных нашем героем. Эти предметы впоследствии послужили образцами в ходе одной из реформ.

Кому был подарен ему этот набор?

Слайд 29.Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (0;0), (10;7), (7;10). 

Варианты ответа: 25,5 – Петр I , 30 – Потемкин, 95,5 – Бестужев

Слайд 30. В 1802 г Пьер Лаплас по поручению Наполеона пытался узнать подробности одной засекреченной работы нашей темной лошадки. Это ему не удалось. Работа эта не рассекречена и поныне. Что это за работа?

Слайд 31 Найдите площадь четырехугольника, вершины которого имеют координаты (8;0), (10;8), (2;10), (0;2).

Варианты ответа: 68 – монетный двор, 34 – военное ведомство, 72 – создание кораблей

Слайд 32. Герой - заведующий Монетным двором Англии. За короткий срок он смог в 8 раз поднять производительность труда. Работа нашего героя засекречена до сих пор.

Слайд 33. Где-то под сорок, наш герой утверждал, что его страсть к философии утихла, и он тратит массу усилий на совершенно другое занятие, несравненно больше, чем на написание математических и физических работ.

Слайд 34. Что это за занятие?

Найдите площадь трапеции, вершины которой имеют координаты (1;1), (10;1), (8;6), (5;6).

Варианты ответа: 54 - медицина , 45 – строительство, 30 - алхимия

Слайд 35. Его любимое занятие на старости лет – алхимия. Дневниковая запись гласит: "Вонь ужасная. Видимо, я близок к цели".

Слайд 36. Пришло время разгадать того, кто скрывается за темной лошадкой. Вспомните все, что вы узнали о нем. Для Вас последняя подсказка:

«Майкл Харт в своей книге "100 великих людей" поставил его по значению между Магометом и Иисусом Христом. Одно его открытие связано с семеркой, еще три образуют тройку, еще одно, по легенде, связано с фруктом.»

Назовите этого человека и его открытия.

Ответ: И. Ньютон . Дневной свет разлагается на семь цветов, три закона механики, закон всемирного тяготения и яблоко. 

Слайд 38. "Пусть смертные радуются, что в их среде жило такое украшение человеческого рода". Так заканчивается надпись на ЕГО могиле в Вестминстерском аббатстве. 

Слайд 39. Но на этом наша история об этом великом человеке не заканчивается.

На этом фамильном гербе ромбовидной формы в верхнем углу на голубом фоне изображен двойной золотой ключ, с обеих сторон ключа — золотые львы, в правом углу на красном поле — крепостная башня. Над ромбом — диадема с четырьмя жемчужинами. На вершине диадемы — чертополох, ниже ромба — крест "Ордена за заслуги". Ромб поддерживают две фигуры: адмирал ВВС и И. Ньютон. Кому принадлежит этот герб?

Слайд 40. Найдите площадь параллелограмма

Варианты ответа: 3 – Байрон, 6 – Маргарет Тэтчер, 12 – Черчель

Герб принадлежит Маргарет Тэтчер, одной из ярких представительниц Великобритании. Так оказались связанными две славных фамилии Тэтчер и Ньютон.

 

III. Подведение итогов игры
 

Источники

  1. Карцев В.П. Ньютон. — М.: Мол. гвардия, 1987. — 415 с., ил. — (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Вып. 17 (684)).
  2. Ньютон, Исаак — Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA (дата обращения: 25.02.2015)
  3. 5 интересных фактов из биографии Исаака Ньютона [Электронный ресурс]. URL: http://vm.ru/news/2014/01/03/5-interesnih-faktov-iz-biografii-isaaka-nyutona-229786.html (дата обращения: 25.02.2015)
  4. Исаак Ньютон - биография, информация, личная жизнь [Электронный ресурс]. URL: http://stuki-druki.com/authors/Newton.php (дата обращения: 25.02.2015)
  5. Тэтчер, Маргарет — Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8D%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%80,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82 (дата обращения: 25.02.2015)
  6. Задачи по математике из Открытого банка заданий ЕГЭ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (дата обращения: 25.02.2015)

 

Темная лошадка
PPT / 12.89 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (12)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 21.05.17 в 20:11 6 Ответить Пожаловаться
Не люблю математику, но игра замечательная.Спасибо!!!!!
Вахрина Мария Ивановна, 02.06.17 в 12:18 4 Ответить Пожаловаться
Работа хорошая, но куда-то подевались ваши задачи (есть только цель занятия)????
"Цель: продолжить работу по развитию логического мышления, расширению кругозора учащихся, привития интереса к математике" - какая то куча((( Цель - одна, задач несколько.
Кордина Нина, 02.06.17 в 16:21 4 Ответить Пожаловаться
Спасибо за замечание.
Пытаюсь исправить:
Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся через использование заданий занимательного характера.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся;
- формирование творческих математических способностей, математической смекалки;
- воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.

Отредактировано 03-06-2017 16:54

Легоцкая Вера Сергеевна, 16.07.17 в 17:10 4 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Нина, очень интересно и созвучно тому, чем я люблю заниматься!
Рагулина Любовь Давыдовна, 28.08.17 в 15:42 4 Ответить Пожаловаться
Поздравляю от души с победой!!!
Ларькова Галина Владимировна, 16.06.18 в 05:38 3 Ответить Пожаловаться
С большим удовольствием читала конспект урока! Начинала трудовую деятельность в школе учителем математики, но, к моему стыду, биографию Ньютона не читала. Большое спасибо за содержательный и познавательный урок!
Кордина Нина, 16.06.18 в 23:29 3 Ответить Пожаловаться
Рада, что Вам понравилось
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.