Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Сложное предложение»

1
1
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

Технологическая карта урока.

Цель деятельности учителя

Помочь получить знания о сложном предложении, отрабатывать умение различать основные виды сложных предложений

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признак сложных предложений; уметь различать основы виды сложных предложений.
Метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения значения по другим учебным предметам; применения полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне).
Личностные: испытывает желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений. под ред М.М. Разумовской изд «Вертикаль»2012 г.

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, музыкальное оформление, сказочный герой Колобок, игрушечный паровоз, листы самооценки, карточки со смайлами

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Сложное предложение

Цели урока:

1.Дидактическая:

- Создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы.

2.Развивающие:

- Развивать умение обозначать проблему, находить пути ее решения и применять полученные знания на практике;

- Развивать монологическую речь.

3.Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к самоанализу

Задачи урока:

а) организовать практическую деятельность учащихся по изучению темы урока;

б) развивать основы исследовательской деятельности в ходе практической работы;

в) воспитывать коммуникативные навыки.

Система задач, позволяющая реализовать

требования ФГОС

-воспитание интереса к научно-познавательной информации;

-развитие умение выполнять работу по заявленному плану;

- умение добывать и обрабатывать информацию;

-умение строить взаимоотношение с окружающими;

-способность к самоанализу

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации со взаимодействиями

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

1)Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Звучит музыка к песне « Голубой вагон». Учащиеся входят в класс и рассаживаются по 2 группам. СЛАЙД 1

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня у ребят урок уж очень важный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.
- Вы будете работать в группах.
Помните – важно не только самому выполнять задания, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы , который приведет к успеху всего класса.

Оценивать свою работу вы будете по листам самооценки, которые лежат у вас на стола

СЛАЙД 2

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебный материал на рабочем месте, демонстрируют, готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)необходимые действия, операции.

Листы обратной связи.

2. Актуализация и проблемное учебное действие.

Эвристическая беседа по теме урока.

Просмотр мультимедийной презентации с заданием, сопровождает ход урока.

- Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране «Синтаксис» - одной из самых красивых и богатых стран в мире, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показывать свои знания и умения. А отправимся мы в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой Колобок. СЛАЙД 3
Раздается гудок. Звучит музыка.
В добрый путь, ребята!

Откроем свои тетради и запишем число, классная работа Слайд 4
 


- Сегодня вам, ребята, предстоит сделать еще одно маленькое, но очень важное открытие.

 Перед вами предложения.

Внимание!!!Задача: найти лишнее предложение. Попробуйте доказать, почему это предложение лишнее.

СЛАЙД 5

(Оставьте строчку для записи темы, предложения пишем в тетрадь)

Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все поразительной тишиной

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным ковром.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

-Почему?

-Найдите грамматическую основу 1 предложения (небеса рассыпались и наполнили).

-Какое оно? (простое)

-Попробуйте разобрать 3 предложение.

-Сколько грамматических основ? (3).

-Какое это предложение? (сложное).

У ДОСКИ

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Сложное предложение (Слайд №6). Запишите тему урока.
- Итак, перед нами город « Сложное предложение»
- Какова
цель нашего урока?

(научиться находить СП) СЛАЙД 7

. Главное, что должно нам в достижении цели, - это ваша творческая работа, ваше умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, самостоятельно делать выводы.
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Отвечают на вопросы, стоят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, обдумывают ответы на вопросы и осознают что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Фронтальная.

Фронтальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно -познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации , устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.
Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной , схематичной модельной форме, использовать знакомо- символичные средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Устные ответы.

3. Выявление места и причины затруднения.

Эвристическая беседа, анализ синтаксических конструкций.

Для того, чтобы ответить на следующий вопрос, Колобок предлагает нам понаблюдать над предложениями, появившимися на нашем пути

. ( учебник стр.181 и на СЛАЙДЕ 8)
Наблюдения над предложением.

Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет)

В ярком золоте день утопает, и ручьи за оврагом шумят. (И. Никитин) (устно)

Вывод: в первом предложении – одна грамматическая основа, это простое предложение . Во втором - две грамматические основы, два простых предложения. Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических основ.

- Ответили мы на первый вопрос Колобка? (да)


 

Слушают, наблюдаю за синтаксическими единицами, выполняют задание.

Индивидуальная, групповая.

Фронтальная

Личностные : имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: выполняют учебно -познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации , устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
 

Устные ответы, вопросы для уточнения информации.

Выполнение упражнений.

Целеполагание и построение проекта выход из затруднения

Физминутка

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах; ознакомление с заданием.

- Колобок предложил нам 1 задание

( на СЛАЙДЕ9). Вы должны выбрать: (Выходят к доске и передвигают предложения по группам)
1-я группа – только простые предложения, доказать, что они простые;
2 группа- только сложные предложения, доказать, что они сложные.

От группы выступают по одному ученику ( 2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе.
Гремел гром, и шел дождь.
Наша школа расположена в новом районе.
Только иволги кричат, да кукушки на перебор отсчитывают годы.
У берега Волги поблескивает под скудными лучами солнца тонкий узорчатый ледок.

ОТМЕТЬТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРО КОЛОБКА

СЛАЙД10

-Смотрите на Колобка и выполняйте его движения

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием

Выполняют элементарные физические упражнения

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Вопросы для уточнения информации.

6. Творческая практическая деятельность по реализации постороннего проекта.

Организация рабочего места; решение проблемной ситуации ; письменная работа по группам.

Найдите в теоретическом тексте учебника на стр.182 ответ на вопрос:

При помощи чего могут быть связаны части сложного предложения?

-Как можно назвать предложение, которое связано при помощи союзов? (союзное)

_А при помощи интонации, без союзов? (Бессозные)

2 задание Колобка: соотнесите предложение с его характеристикой

Запись на доске: СЛАЙД 11 и карточки
Три дня не было мороза, и туман невидимо парил над снегом.

Нынче жарко парит, на дворе тепло.

Небосклон, на котором горели звёзды, казался выше.

Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.

Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.

Сад выл и шумел, в воздухе кружились жёлтые мокрые листья.
 

ОТМЕТЬТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

Колобок предлагает вам следующее задание: расставить знаки препинания в стихотворной шутке, отделив одно предложение от другого.(Карточки)

(СЛАЙД 12)
Кисель там варят из резины
галоши делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубашки из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
плетут там нитки из сукна
костюмы шьют.

 

Работают с заданием, отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Устные ответы, выполнение письменной работы.

7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Эвристическая беседа.

-Какую задачу мы могли решать Колобку? (Выяснить, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов – союзные предложения, при помощи лишь интонации –бессоюзные предложения)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Фронтальная.

Личностные: имеют желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно –познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Листы обратной связи.

8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа по теме урока

Наше путешествие подходит к концу и билетом на выход будет тест, состоящий из 5 вопросов. Время на выполнение 5 минут.

Контрольная работа (тестирование). СЛАЙД12

.

1.Какое это предложение?

Светило солнце, но прохладно.

Ответы: а) простое,

б) сложное.

2.Сколько простых предложений в составе сложного?

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле дует,

Дождик моросит.

Ответы: а)1, б)2, в)3,г)4, д)5

3.Какое предложение является сложным бессоюзным?

А) Ракиты тревожно шевелились и лепетали что-то на ветру.

Б) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел.

В) Когда солнце выглянуло из-за тучи, мы двинулись в путь.

4. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?

А) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге.

Б) Распустил глухарь веером хвост и запел свою песню.

В) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце.

5. Укажите ошибку в характеристике предложения:

Когда закончился дождь, мы все выбежали на улицу.

А) Повествовательное

Б) Сложное бессоюзное.

В) Сложносоюзное.

Посмотрите на экран. Сравните свои ответы и оцените свою работу: СЛАЙД13

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ И ВЫСТАВЬТЕ БАЛЛ В ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ

-Давайте оценим вашу работу в группах и посмотрим в листах самооценки какую отметку вы получили за урок.

Самостоятельно выполняют задания, проверяют, оценивают

Групповая

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
 

выполнение письменного задания.






 

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объяснение и разбор заданий

Упр.507

Решите лингвистическую задачу: найдите и выпищите 5-6 сложных предложений из учебника литературы Слайд 14

   

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

10. Рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа по вопросам; монологическое высказывание, выполнение тестовых заданий.

Приём рефлексии «Выбор»

А сейчас я предлагаю каждому участнику группы оценить свою работу на уроке.

Наше путешествие закончилось. Спасибо за урок.

Определите свое эмоциональное настроение на уроке; заполняют дневники достижения.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.

Листы обратной

связи

Контрольная работа (тестирование).

1.Какое это предложение?

Светило солнце, но прохладно.

Ответы: а) простое,

б) сложное.

2.Сколько простых предложений в составе сложного?

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле дует,

Дождик моросит.

Ответы: а)1, б)2, в)3,г)4, д)5

3.Какое предложение является сложным бессоюзным?

А) Ракиты тревожно шевелились и лепетали что-то на ветру.

Б) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел.

В) Когда солнце выглянуло из-за тучи, мы двинулись в путь.

4. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?

А) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге.

Б) Распустил глухарь веером хвост и запел свою песню.

В) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце.

5. Укажите ошибку в характеристике предложения:

Когда закончился дождь, мы все выбежали на улицу.

А) Повествовательное

Б) Сложное бессоюзн

В) Сложносоюзное

Лист самооценки урока

группы___________________________________________________________________________

0 баллов – 3 ошибки и более; 1 балл –с 2 ошибками; 2 балла –с 1 ошибкой, 3 балла – без ошибок)

Вид деятельности

Баллы

1

Распределить предложения на группы: простые и сложные

 

2

Соотнесите предложения с его характеристикой (сложносоюзные, бессоюзные)

 

3

Расставить знаки препинания в стихотворной шутке

 

4

Тестирование

 
 

Итог

 

11-12 баллов – отлично;

8-10 баллов – хорошо;

6-7 баллов –удовлетворительно;

5 и менее – неудовлетворительно.

Приём рефлексии «Выбор»

На уроке я работала

Активно , пассивно

Своей работой на уроке я

Довольна , недовольна

Урок показался мне

Коротким, длинным

За урок я

Не устала, устала

Моё настроение

Стало лучше, стало хуже

Материал урока для меня был

Понятен , не понятен

 

Интересен, скучен

 

Полезен, бесполезен

Приём рефлексии «Выбор»

На уроке я работала

Активно , пассивно

Своей работой на уроке я

Довольна , недовольна

Урок показался мне

Коротким, длинным

За урок я

Не устала, устала

Моё настроение

Стало лучше, стало хуже

Материал урока для меня был

Понятен , не понятен

 

Интересен, скучен

 

Полезен, бесполезен

Расставить знаки препинания в стихотворной шутке,

отделив одно предложение от другого


Кисель там варят из резины
галоши делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубашки из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
плетут там нитки из сукна
костюмы шьют.


1 задание. Распределите предложения по группам: простые и сложные

Гремел гром, и шел дождь.
Наша школа расположена в новом районе.
Только иволги кричат, да кукушки на перебор отсчитывают годы.
У берега Волги поблескивает под скудными лучами солнца тонкий узорчатый ледок.

 2Соотнесите предложение с его характеристикой:

Три дня не было мороза, и туман невидимо парил над снегом.

Нынче жарко парит, на дворе тепло.

Небосклон, на котором горели звёзды, казался выше.

Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.

Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.

Сад выл и шумел, в воздухе кружились жёлтые мокрые листья.

1 задание. Распределите предложения по группам: простые и сложные

Гремел гром, и шел дождь.
Наша школа расположена в новом районе.
Только иволги кричат, да кукушки на перебор отсчитывают годы.
У берега Волги поблескивает под скудными лучами солнца тонкий узорчатый ледок.

2 задание. Соотнесите предложение с его характеристикой:

Три дня не было мороза, и туман невидимо парил над снегом.

Нынче жарко парит, на дворе тепло.

Небосклон, на котором горели звёзды, казался выше.

Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.

Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.

Сад выл и шумел, в воздухе кружились жёлтые мокрые листья.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отлично!

10 April 2019

Похожие публикации