Проверочная работа № 2 по теме «Роль языка в жизни общества» (Русский язык, 5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: русский язык
Целевая аудитория: 5 класс
Уровень изучения: углублённый
Цель: проверка усвоения материала по теме
Результаты деятельности обучающихся
Личностные:
- понимание языка как общественно значимой ценности; представление об общественной основе возникновения языка; понимание роли языка в развитии общества и отдельной личности;
- понимание значения родного языка в процессе получения школьного образования;
- воспитание чувства гордости за родной язык.
Предметные:
- представление языка о роли в жизни общества;
- представление об основных функциях языка;
- умение определять лексическое значение слов;
- понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа.
Регулятивные:
- формулирование и удержание учебной задачи;
- составление последовательности действий;
- самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- определение общих целей и пути их достижения;
- работа индивидуально, в паре и в группе;
- достаточный объём словарного запаса;
- осуществление самоконтроля.
Метапредметные:
- адекватное понимание информации письменного сообщения,
- владение ознакомительным видом чтения, умение озаглавливать текст;
- умение определять тему текста;
- умение сопоставлять речевые высказывания с содержанием текста и исключать «ненужное», выявлять противоречивую информацию;
- соотнесение конкретного примера с обобщённым понятием.
Описание. Проверочная работа с одиночным выбором ответа для текущего контроля с опорой на данный текст. Может использоваться в индивидуальной и групповой работе в классе и дома.
Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Г; 4 – Б; 5 – Б
Используемая литература:
Политова И. Н. Русский язык. Диагностика результатов образования. 5 класс: учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2014.
Проверочная работа № 2 по теме "Роль языка в жизни общества»
Примечание. Задания 1 - 5 выполняются с опорой на данный текст.
(1) Зачем нужен язык? (2) Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (3) Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. (4) Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить чувство, эмоции. (5) Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке. (По А. А. Леонтьеву)
1. Выберите заголовок к тексту
А. Сохраним язык для потомков.
Б. Язык как средство общения.
В. Роль языка в жизни общества.
Г. Языковые способности человека.
2. В каком предложении обозначена тема текста?
А. В первом предложении
Б. Во втором предложении
В. В третьем предложении
Г. В четвёртом предложении
3. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
А. С помощью языка люди общаются друг с другом.
Б. С помощью языка люди выражают свои мысли и чувства.
В. Язык помогает сохранить коллективный опыт человечества.
Г. Человек может обходиться и без языка.
4. Какая функция языка прежде всего проявляется в процессе обучения, изучения наук?
А. Язык как средство общения.
Б. Язык как средство закрепления и сохранения опыта человеческой деятельности.
В. Язык как средство выражения мыслей и чувств.
Г. Другая функция, не названная здесь.
5. Какое высказывание о языке не соответствует теме текста?
А. Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М. А. Шолохов)
Б. Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. (Мишель де Монтень, франц. писатель и философ)
В. Русский язык – это поэзия. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков. (Проспер Мериме, франц. писатель)
Г. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В.Г. Короленко).
Желаю удачи!
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна