Проверочная работа по блоку «Экономическая жизнь общества/Введение в экономику» 10 класс
Проверочная работа по блоку «Экономическая жизнь общества/Введение в экономику» 10 класс
Автор разработки: Петрова Ольга Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 74 с углубленным изучением
предметов эстетического цикла
г. Владивостока»
Пояснительная записка
Проверочная работа проводится на уроке обществознания в 10 классе после изучения блока «Экономическая жизнь общества/Введение в экономику». В работе – по 14 заданий (2 варианта) разного уровня сложности: на соотнесение, множественный выбор, установление соответствия, на анализ информации, анализ графического изображения, решение задания – задачи. Работа составлена на основе Открытого банка заданий ФИПИ.
Цель работы: проверить качество усвоения знаний учащимися по блоку: «Экономическая жизнь общества/Введение в экономику».
Задачи:
- способствовать формированию знаний по предмету;
- вырабатывать умение применять полученные знания;
- формировать внимание, самостоятельность, ответственность;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Время на работу: 30-35 минут
Проверив работу необходимо провести работу над ошибками и обсудить их, что будет способствовать устранению пробелов и закрепит усвоенный материал.
1 вариант
Задание 1. Напишите определение понятия «Экономика» - как наука.
Задание 2. Ниже приведён перечень примеров издержек фирмы в краткосрочном периоде. Все они, за исключением двух, являются постоянными издержками.
1) плата за охрану помещения; 2) страховые взносы; 3) плата за аренду помещения; 4) оклады администрации; 5) сдельная зарплата рабочих; 6) плата за транспортные услуги.
Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Задание 3. Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ) | ||||||||||||||||
|
|
Задание 4. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА | ||||||||||||||||
|
|
Задание 5. Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ | ||||||||||||||||
|
|
Задание 6. Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они,
за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) обслуживание депозитов граждан; 2) обмен валюты; 3) установление ключевой (учётной) ставки; 4) выдача кредитов гражданам; 5) монопольная эмиссия денег; 6) консультирование по финансовым вопросам.
Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Задание 7. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | ||||||||||||||
|
|
Задание 8. Сергей Владимирович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги.
Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
|
Задание 9. Установите соответствие между правами владельца и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
|
Задание 10. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».
1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Задание 11. Выберите один или несколько правильных ответов.
В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разные уровни образования, им задавали вопрос: «Как Вы думаете, почему люди занимаются предпринимательством?» (Можно было выбрать не более двух ответов.)
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
| 1) | Среди получивших среднее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы зарабатывать деньги, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми. |
| 2) | Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, больше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством из предрасположенности к риску. |
| 3) | Доля тех, кто отметил, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, среди получивших высшее образование меньше, чем среди получивших среднее образование. |
| 4) | Одинаковые доли опрошенных каждой группы затруднились ответить. |
| 5) | Доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы реализовать свои идеи, среди получивших среднее образование меньше, чем среди получивших высшее образование. |
Задание 12. Выберите один или несколько правильных ответов.
Начало формы
На рисунке отражено изменение спроса на квартиры в многоквартирных домах на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение –– D1. (P –– цена; Q –– количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | повышение процентов по ипотечным кредитам |
| 2) | сокращение государственных субсидий для строительных фирм |
| 3) | внедрение новых, высокопроизводительных строительных технологий |
| 4) | уменьшение числа желающих приобрести квартиры в многоквартирных домах |
| 5) | сокращение доходов большинства населения |
Задание 13. Решите задачу.
Пенсионерка Нина Владимировна, обеспокоенная обесцениванием денег, проявляющимся в виде устойчивого долговременного повышения общего уровня цен, купила новый смартфон и подарила его своему внуку Александру. Внук с помощью нового гаджета ознакомился с записями о своей успеваемости в электронном журнале и скачал домашнее задание
по обществознанию. Александру предстояло решить несколько задач, одна из которых вызвала у него затруднение. Приведём ее условие: «Определите форму государственного (территориального) устройства государства, состоящего из нескольких относительно самостоятельных областей, каждая из которых обладает своим уставом и законодательством, при этом области во взаимоотношениях с центральными органами государственной власти равноправны».
Какое экономическое явление обеспокоило Нину Владимировну? (Дайте название описанному процессу.) Какое правомочие собственника она реализовала? Какая тенденция современного образования может быть проиллюстрирована действиями Александра с гаджетом? Каков правильный ответ на задачу, вызвавшую затруднение у Александра?
Задание 14. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий).
Вариант 2
Задание 1. Напишите определение понятия «Экономика» - как система хозяйствования.
Задание 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «факторные доходы».
1) прибыль; 2) заработная плата; 3) процент; 4) спрос; 5) рента; 6) капитал.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Задание 3. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ | ||||||||||||||
|
|
Задание 4. Установите соответствие между примерами и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ | ||||||||||||||||
| |
|
Задание 5. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА | ||||||||||||||
|
|
Задание 6. Ниже приведён перечень налогов и сборов. Все они, за исключением двух, в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся к федеральным налогам и сборам.
1) налог на добавленную стоимость; 2) налог на доходы физических лиц;
3) торговый сбор; 4) транспортный налог; 5) акцизы; 6) водный налог.
Найдите два налога и сбора, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.
Задание 7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «налоговая политика».
1) доход, 2) ставка, 3) рынок, 4) платежи, 5) льготы, 6) конкуренция.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Задание 8. Установите соответствие между примерами и видами источников финансирования бизнеса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА | ||||||||||||||
|
|
Задание 9. Выберите один или несколько правильных ответов.
На рисунке отражено изменение предложения наручных часов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение –– S1. (P –– цена; Q –– количество.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||
|
Задание 10. Выберите один или несколько правильных ответов.
В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разные уровни образования, им задавали вопрос: «Как Вы думаете, почему люди занимаются предпринимательством?» (Можно было выбрать не более двух ответов.)
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
| 1) | Среди получивших среднее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы зарабатывать деньги, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми. |
| 2) | Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, больше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством из предрасположенности к риску. |
| 3) | Доля тех, кто отметил, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, среди получивших высшее образование меньше, чем среди получивших среднее образование. |
| 4) | Одинаковые доли опрошенных каждой группы затруднились ответить. |
| 5) | Доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы реализовать свои идеи, среди получивших среднее образование меньше, чем среди получивших высшее образование. |
Задание 11. Решите задачу.
В государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, процветает сфера услуг и происходит внедрение робототехники в производство.
В результате внедрения новых технологий значительная часть рабочих промышленных предприятий потеряла работу. Недовольные рабочие решили провести согласованный митинг, целью которого было привлечение внимания государства к проблеме безработицы. Рабочих поддержала проигравшая на предыдущих выборах политическая партия, противостоящая политическому курсу правительства государства Z.
К какому типу относится общество государства Z? Какой тип безработицы описан в условии задания? К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится право проводить митинги? К какому виду/типу (по участию во власти / по отношению к ней) относится партия, поддержавшая рабочих?
Задание 12. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».
1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Задание 13. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | ||||||||||||||
|
|
Задание 14. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три неценовых фактора, влияющих на формирование спроса.
Ключи к заданиям
1 вариант
Задание 1 Экономика – наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. (2 балла)
Задание 2 – 56 (1 балл)
Задание 3 – 31213 (2 балла)
Задание 4 – 22331 (2 балла)
Задание 5 – 31122 (2 балла)
Задание 6 – 35 (1 балл)
Задание 7 – 12212 (2 балла)
Задание 8 – 24312 (2 балла)
Задание 9 – 21112 (2 балла)
Задание 10 – 36 (1 балл)
Задание 11 – 24 (1 балл)
Задание 12 – 145 (1балл)
Задание 13 - (4 балла)
– инфляция;
- право распоряжаться;
- информатизация;
- федерация.
Задание 14 – (4 балла)
В ситуации экономического подъёма в стране, устойчивого курса национальной валюты и невысоких процентов по кредиту Иван Петрович взял кредит на организацию молокоперерабатывающего цеха. Через год он совместно c другими фермерами открыл в городе фирменный магазин. Это позволило в течение нескольких лет вернуть банку деньги и расширить ассортимент производимой хозяйством продукции.
У индивидуального предпринимателя Константина Дмитриевича Сидорова, торгующего одеждой на рынке, сложился определённый круг покупателей, которых устраивал ассортимент и стабильные в условиях устойчивого курса национальной валюты цены. Через несколько лет он открыл свой магазин.
Супруги Игнатьевы, пользуясь дешёвым потребительским кредитом, приобрели автомобиль, о котором давно мечтали. Незначительные изменения цен на товары и услуги позволили им за счёт экономии в потребительских расходах в течение нескольких лет вернуть кредит.
2 вариант
Задание 1 Экономика – система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. (2 балла)
Задание 2 – 46 (1 балл)
Задание 3 – 11221 (2 балла)
Задание 4 – 13211 (2 балла)
Задание 5 – 12211 (2 балла)
Задание 6 – 34 (1 балл)
Задание 7 – 36 (1 балл)
Задание 8 – 16 (1 балл)
Задание 9 – 345 (1 балла)
Задание 10 – 24 (1 балл)
Задание 11 –(4 балла)
- постиндустриальное;
- структурная;
- политическая;
- оппозиционная.
Задание 12 – 17 (1балл)
Задание 13 – 12212 (2 балла)
Задание 14 – (4 балла)
Сезонность. Например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта.
Уровень доходов потребителей. Например, из-за экономического кризиса покупательная способность населения упала, что привело к сокращению спроса на украшения из драгоценных металлов.
Изменение вкусов и предпочтений. Например, в стране появилась мода на юбки клеш у девушек, что привело к росту спроса на них.
Реклама. Например, благодаря рекламе на телевидении увеличился спрос на майонез фирмы «Хозяюшка».
Изменение числа потребителей. Например, с началом туристического сезона население города Анапа увеличивается за счёт приезжих туристов, спрос на продукты питания растёт.
Система оценивания:
«5»- 21-25 баллов
«4»- 15-20 баллов
«3»- 9-14 баллов