Проверочная работа по блоку «Экономическая жизнь общества/Введение в экономику» 10 класс

1
0
Материал опубликован 13 May

Проверочная работа по блоку «Экономическая жизнь общества/Введение в экономику» 10 класс


Автор разработки: Петрова Ольга Владимировна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 74 с углубленным изучением

предметов эстетического цикла

г. Владивостока»


Пояснительная записка


Проверочная работа проводится на уроке обществознания в 10 классе после изучения блока «Экономическая жизнь общества/Введение в экономику». В работе – по 14 заданий (2 варианта) разного уровня сложности: на соотнесение, множественный выбор, установление соответствия, на анализ информации, анализ графического изображения, решение задания – задачи. Работа составлена на основе Открытого банка заданий ФИПИ.

Цель работы: проверить качество усвоения знаний учащимися по блоку: «Экономическая жизнь общества/Введение в экономику».

Задачи:

- способствовать формированию знаний по предмету;

- вырабатывать умение применять полученные знания;

- формировать внимание, самостоятельность, ответственность;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Время на работу: 30-35 минут

Проверив работу необходимо провести работу над ошибками и обсудить их, что будет способствовать устранению пробелов и закрепит усвоенный материал.


1 вариант

Задание 1. Напишите определение понятия «Экономика» - как наука.

Задание 2. Ниже приведён перечень примеров издержек фирмы в краткосрочном периоде. Все они, за исключением двух, являются постоянными издержками.

1) плата за охрану помещения; 2) страховые взносы; 3) плата за аренду помещения; 4) оклады администрации; 5) сдельная зарплата рабочих; 6) плата за транспортные услуги.

Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Задание 3. Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)

А) 

рыночная структура, при которой на рынке присутствует единственный продавец уникального товара

Б) 

модель рынка, при которой никто из участников не располагает информацией, большей по сравнению с другими

В) 

рыночная структура, при которой рынок поделён между несколькими крупными фирмами

Г) 

ситуация на рынке, при которой большое количество фирм производят схожую продукцию

Д) 

ситуация на рынке, при которой услуги (чаще всего имеющие естественное происхождение)   может предлагать только один производитель


1) 

чистая (совершенна) конкуренция

2) 

олигополия

3) 

монополия



Задание 4. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) 

непосредственное использование физических и умственных способностей
в процессе создания экономических благ

Б) 

факторный доход –– заработная плата

В) 

факторный доход –– рента

Г) 

все виды природных ресурсов, пригодных для производства жизненных благ

Д) 

факторный доход –– процент


1) 

капитал

2) 

труд

3) 

земля






Задание 5. Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

А) 

земельный налог

Б) 

государственная пошлина

В) 

налог на добавленную стоимость

Г) 

налог на имущество организаций

Д) 

транспортный налог


1) 

федеральные

2) 

региональные

3) 

местные



Задание 6. Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они,
за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) обслуживание депозитов граждан; 2) обмен валюты; 3) установление ключевой (учётной) ставки; 4) выдача кредитов гражданам; 5) монопольная эмиссия денег; 6) консультирование по финансовым вопросам.

Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 7. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) 

конкуренция товаропроизводителей

Б) 

централизованное планирование

В) 

принцип уравнительного распределения

Г) 

свобода предпринимательства

Д) 

государственная собственность
на средства производства


1) 

рыночная

2) 

командная (плановая)

Задание 8. Сергей Владимирович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги.

Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА

А) 

легковой автомобиль

Б) 

заработная плата

В) 

1 см3 рабочего объёма двигателя

Г) 

Сергей Владимирович

Д) 

земельный участок



1) 

субъект налога

2) 

объект налога

3) 

единица налогообложения

4) 

источник уплаты налога



Задание 9. Установите соответствие между правами владельца и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦА

ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ

А) 

право на получение фиксированного процента за предоставленную в долг сумму денег

Б) 

право на участие в управлении компанией

В) 

право на получение части прибыли фирмы –– дивиденда

Г) 

право на долю капитала в фирме

Д) 

право на возврат всей суммы долга по истечении срока


1) 

обыкновенная акция

2) 

облигация


Задание 10. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».

1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 11. Выберите один или несколько правильных ответов.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разные уровни образования, им задавали вопрос: «Как Вы думаете, почему люди занимаются предпринимательством?» (Можно было выбрать не более двух ответов.)

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

t1715576532aa.png

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.


 1) 

Среди получивших среднее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы зарабатывать деньги, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми.


 2) 

Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, больше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством из предрасположенности к риску.


 3) 

Доля тех, кто отметил, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, среди получивших высшее образование меньше, чем среди получивших среднее образование.


 4) 

Одинаковые доли опрошенных каждой группы затруднились ответить.


 5) 

Доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы реализовать свои идеи, среди получивших среднее образование меньше, чем среди получивших высшее образование.


Задание 12. Выберите один или несколько правильных ответов.

Начало формы

t1715576532ab.png

На рисунке отражено изменение спроса на квартиры в многоквартирных домах на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение –– D1. (P –– цена; Q –– количество.) 

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.


 1) 

повышение процентов по ипотечным кредитам


 2) 

сокращение государственных субсидий для строительных фирм


 3) 

внедрение новых, высокопроизводительных строительных технологий


 4) 

уменьшение числа желающих приобрести квартиры в многоквартирных домах


 5) 

сокращение доходов большинства населения

Задание 13. Решите задачу.

Пенсионерка Нина Владимировна, обеспокоенная обесцениванием денег, проявляющимся в виде устойчивого долговременного повышения общего уровня цен, купила новый смартфон и подарила его своему внуку Александру. Внук с помощью нового гаджета ознакомился с записями о своей успеваемости в электронном журнале и скачал домашнее задание
по обществознанию. Александру предстояло решить несколько задач, одна из которых вызвала у него затруднение. Приведём ее условие: «Определите форму государственного (территориального) устройства государства, состоящего из нескольких относительно самостоятельных областей, каждая из которых обладает своим уставом и законодательством, при этом области во взаимоотношениях с центральными органами государственной власти равноправны».

Какое экономическое явление обеспокоило Нину Владимировну? (Дайте название описанному процессу.) Какое правомочие собственника она реализовала? Какая тенденция современного образования может быть проиллюстрирована действиями Александра с гаджетом? Каков правильный ответ на задачу, вызвавшую затруднение у Александра?

Задание 14. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий).


Вариант 2

Задание 1. Напишите определение понятия «Экономика» - как система хозяйствования.

Задание 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «факторные доходы».

1) прибыль; 2) заработная плата; 3) процент; 4) спрос; 5) рента; 6) капитал.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 3. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

А) 

плата за аренду помещения

Б) 

обслуживание кредита

В) 

сдельная зарплата работников

Г) 

приобретение сырья и материалов

Д) 

оклады администрации

1) 

постоянные

2) 

переменные


Задание 4. Установите соответствие между примерами и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) 

Работник предприятия уволился из-за снижения размера заработной платы
и отказался от должности инженера, предложенной ему на бирже труда.

Б) 

Разразившийся в стране экономический кризис привёл к увольнению
30% работников во всех
отраслях промышленности.

В) 

Из-за технического переоснащения из рядов вооружённых сил были уволены 20 000 военнослужащих.

Г) 

Студенты медицинского вуза
не согласились работать в городской поликлинике и ищут работу
по специальности в платных медицинских центрах.

Д) 

Наладчица станков, работавшая
на заводе, уволилась и уехала
в деревню, где не смогла найти
работу по специальности.



1) 

фрикционная

2) 

структурная

3) 

циклическая

Задание 5. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) 

расширение посевных площадей

Б) 

замена сельскохозяйственной техники более современной

В) 

переобучение работников фермерского хозяйства

Г) 

строительство дополнительных предприятий

Д) 

увеличение численности обслуживающего персонала


1) 

экстенсивные

2) 

интенсивные



Задание 6. Ниже приведён перечень налогов и сборов. Все они, за исключением двух, в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся к федеральным налогам и сборам.

1) налог на добавленную стоимость; 2) налог на доходы физических лиц;
3) торговый сбор; 4) транспортный налог; 5) акцизы; 6) водный налог.

Найдите два налога и сбора, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

Задание 7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «налоговая политика».

1) доход, 2) ставка, 3) рынок, 4) платежи, 5) льготы, 6) конкуренция.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Задание 8. Установите соответствие между примерами и видами источников финансирования бизнеса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

А) 

получение банковского кредита

Б) 

средства от государственного заказа продукции

В) 

использование части прибыли фирмы для закупки нового оборудования

Г) 

аккумулирование амортизационных отчислений

Д) 

привлечение средств инвесторов


1) 

внутренние

2) 

внешние


Задание 9. Выберите один или несколько правильных ответов.

t1715576532ac.png

На рисунке отражено изменение предложения наручных часов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)

 

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.


 1) 

появление моды пользоваться часами на мобильных устройствах


 2) 

рост себестоимости производства наручных часов


 3) 

уменьшение налогов, уплачиваемых производителями наручных часов


 4) 

увеличение количества продавцов наручных часов


 5) 

использование новых высокопроизводительных технологий для изготовления наручных часов



Задание 10. Выберите один или несколько правильных ответов.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разные уровни образования, им задавали вопрос: «Как Вы думаете, почему люди занимаются предпринимательством?» (Можно было выбрать не более двух ответов.)

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

t1715576532aa.png

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.


 1) 

Среди получивших среднее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы зарабатывать деньги, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми.


 2) 

Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, больше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством из предрасположенности к риску.


 3) 

Доля тех, кто отметил, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимыми, среди получивших высшее образование меньше, чем среди получивших среднее образование.


 4) 

Одинаковые доли опрошенных каждой группы затруднились ответить.


 5) 

Доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы реализовать свои идеи, среди получивших среднее образование меньше, чем среди получивших высшее образование.

Задание 11. Решите задачу.

В государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, процветает сфера услуг и происходит внедрение робототехники в производство.

В результате внедрения новых технологий значительная часть рабочих промышленных предприятий потеряла работу. Недовольные рабочие решили провести согласованный митинг, целью которого было привлечение внимания государства к проблеме безработицы. Рабочих поддержала проигравшая на предыдущих выборах политическая партия, противостоящая политическому курсу правительства государства Z.

К какому типу относится общество государства Z? Какой тип безработицы описан в условии задания? К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится право проводить митинги? К какому виду/типу (по участию во власти / по отношению к ней) относится партия, поддержавшая рабочих?

Задание 12. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».

1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 13. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) 

конкуренция товаропроизводителей

Б) 

централизованное планирование

В) 

принцип уравнительного распределения

Г) 

свобода предпринимательства

Д) 

государственная собственность
на средства производства


1) 

рыночная

2) 

командная (плановая)


Задание 14. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три неценовых фактора, влияющих на формирование спроса.



Ключи к заданиям

1 вариант

Задание 1 Экономика – наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. (2 балла)

Задание 2 – 56 (1 балл)

Задание 3 – 31213 (2 балла)

Задание 4 – 22331 (2 балла)

Задание 5 – 31122 (2 балла)

Задание 6 – 35 (1 балл)

Задание 7 – 12212 (2 балла)

Задание 8 – 24312 (2 балла)

Задание 9 – 21112 (2 балла)

Задание 10 – 36 (1 балл)

Задание 11 – 24 (1 балл)

Задание 12 – 145 (1балл)

Задание 13 - (4 балла)

– инфляция;

- право распоряжаться;

- информатизация;

- федерация.

Задание 14 – (4 балла)

В ситуации экономического подъёма в стране, устойчивого курса национальной валюты и невысоких процентов по кредиту Иван Петрович взял кредит на организацию молокоперерабатывающего цеха. Через год он совместно c другими фермерами открыл в городе фирменный магазин. Это позволило в течение нескольких лет вернуть банку деньги и расширить ассортимент производимой хозяйством продукции.

У индивидуального предпринимателя Константина Дмитриевича Сидорова, торгующего одеждой на рынке, сложился определённый круг покупателей, которых устраивал ассортимент и стабильные в условиях устойчивого курса национальной валюты цены. Через несколько лет он открыл свой магазин.

Супруги Игнатьевы, пользуясь дешёвым потребительским кредитом, приобрели автомобиль, о котором давно мечтали. Незначительные изменения цен на товары и услуги позволили им за счёт экономии в потребительских расходах в течение нескольких лет вернуть кредит.


2 вариант

Задание 1 Экономика – система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. (2 балла)

Задание 2 – 46 (1 балл)

Задание 3 – 11221 (2 балла)

Задание 4 – 13211 (2 балла)

Задание 5 – 12211 (2 балла)

Задание 6 – 34 (1 балл)

Задание 7 – 36 (1 балл)

Задание 8 – 16 (1 балл)

Задание 9 – 345 (1 балла)

Задание 10 – 24 (1 балл)

Задание 11 –(4 балла)

- постиндустриальное;

- структурная;

- политическая;

- оппозиционная.

Задание 12 – 17 (1балл)

Задание 13 – 12212 (2 балла)

Задание 14 – (4 балла)

Сезонность. Например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта.

Уровень доходов потребителей. Например, из-за экономического кризиса покупательная способность населения упала, что привело к сокращению спроса на украшения из драгоценных металлов.

Изменение вкусов и предпочтений. Например, в стране появилась мода на юбки клеш у девушек, что привело к росту спроса на них.

Реклама. Например, благодаря рекламе на телевидении увеличился спрос на майонез фирмы «Хозяюшка».

Изменение числа потребителей. Например, с началом туристического сезона население города Анапа увеличивается за счёт приезжих туристов, спрос на продукты питания растёт.

Система оценивания:

«5»- 21-25 баллов

«4»- 15-20 баллов

«3»- 9-14 баллов





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.