Программа внеурочной деятельности «Введение в экономику»

0
0
Материал опубликован 6 December 2017 в группе

Пояснительная записка

 Актуальность. Программа внеурочной деятельности «Введение в экономику» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся.

Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Начальное стремление решить весь комплекс проблем экономического образования и воспитания через предметы базового компонента учебного плана, несомненно, дало свои результаты, но не обеспечило должной эффективности экономического образования школьников. Сегодня неотложной стала задача создать конструктивный вариант организации непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников, отвечающий духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм.

Практическая значимость учебного предмета

Основной вопрос, на который должен отвечать данный экономический курс – Что должен знать каждый об экономике. Знакомство шестиклассников и семиклассников с рыночными отношениями целесообразно начать с экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснять механизм рыночной экономики на другой основе достаточно сложно. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре. Семья - самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные социально-экономические отношения.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается в 5 - 6 классах, рассчитан на 70 учебных часов – 2 часа в неделю.

Условия набора детей в учебные группы: принимаются все желающие.

Содержание программы носит последовательный, преемственный характер. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно - деятельностные игры, деловые игры и т.д.). Итоговый контроль проводится в форме тестирования.

Цель: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения ее хозяйства, «домашней бухгалтерией».

Задачи:

Формирование знаний, умений необходимых для рационального использования экономических ресурсов и эффективного функционирования экономики; знакомство с основными экономическими ролями.

Формирование представления у учащихся о значении экономики в собственной жизни.

Формирование знаний, умений и навыков пользоваться различными источниками информации для принятия экономических решений.

Результаты изучения предмета

Метапредметные результаты обучения проявляются в:

умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки результата);

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

подкрепление изученных положений на конкретных примерах;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.

 Предметными результатами освоения содержания программы по экономике являются в сфере:

познавательной:

знание отдельных научных понятий, умение оценивать явления социально действительности;

целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах трудовой деятельности людей;

ценностно-мотивационной:

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

умение применять нормы и правила при оценке реальных экономических ситуаций в повседневной жизни.

коммуникативной

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности и сравнении с другими видами деятельности;

умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Содержание

Введение (2 час)

Раздел 1.   Семья в мире экономики (10 часов)

Семья – ячейка общества. Состав семьи. Родственники. Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности. Основные обязанности членов семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.

Основные понятия:

Экономика, семья, общество, хозяйство, производство, разделение труда, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме «Семья в мире экономики», викторина «Состав семьи» составление кроссворда на тему «Обязанности членов семьи», игра «Шифровальщик».

Раздел 2.   Семейное хозяйство (12 часов)

Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Профессии родителей.

Основные понятия:

Труд, имущество, собственность, личная собственность, семейная собственность, экономия, учет, документ, счет, банк, налог, статистика, экономический анализ, контроль, деньги.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач,  викторина «Элементы семейного хозяйства», игра «Создаём семейное хозяйство», игра «Я - Робинзон».

Раздел 3.   Бюджет семьи (12 часов)

Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.

Основные понятия:

Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, заработная плата, пенсии, пособия, дотации, акции, дивиденды, депозит, депозитный процент, кредит, потребительская корзина, прожиточный минимум, черта бедности.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, деловая игра «Семейный бюджет», самостоятельная подготовка проектной работы о потребительской корзине разных стран (по выбору детей).

Раздел 4.   Рачительный хозяин (8 часа)

Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.

Основные понятия:

Экономия, бережливость, экономическое поведение, предприимчивость, милосердие.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, игра «Сигнальщик», самооценка качеств личности рачительного хозяина, самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты рачительного хозяина».

Раздел 5.   Думающий покупатель (14 часов)

Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара.

Основные понятия:

Торговля, товар, выбор, спрос, предложение, цена, стоимость, маркетинг, маркетолог, маркировка, штрих-код, сертификат, товарный знак, реклама, этикетка.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, деловая игра «Я – рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты выбора товара».

Раздел 6.   Семья и рынок (12 часов)

Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.

Основные понятия:

Общественное разделение труда, специализация, предпринимательство, рынок, приватизация, профессия,

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра  «Семейное дело», составление схемы «Связь семьи со сторонними структурами», проектная работа – презентационное сообщение о профессии родителей.

 

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование

темы

Всего

часов

Теория

Практика

Форма работы

Дата проведения

1

Введение

2

2

 

Лекция

 

Семья в мире экономики

   

2

Семья – ячейка общества

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

3

Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

4

Хозяйственная деятельность семьи

2

 

2

Деловая игра

 

5

Потребности

человека и семьи

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

6

Потребности

человека и семьи

2

 

2

Практикум

 

Семейное хозяйство

   

7

Элементы

семейного хозяйства

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

8

Элементы

семейного хозяйства

2

 

2

Викторина «Элементы семейного хозяйства»

 

9

Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

10

Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства

2

 

2

Деловая игра

 

11

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

12

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве

2

 

2

Практикум – составление недельного бюджета

 

Бюджет семьи

   

13

Доходы и расходы семьи

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

14

Что такое бюджет семьи

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

15

Что такое бюджет семьи

2

 

2

Деловая игра

 

16

Что кладут в потребительскую корзину

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

17

Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

18

Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах

2

 

2

Практикум

 

Рачительный хозяин

   

19

Кто такой

рачительный хозяин

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

20

Качества личности рачительного хозяина

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

21

Секреты

рачительного хозяина

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

22

Секреты

рачительного хозяина

2

 

2

Деловая игра

 

Думающий покупатель

   

23

Покупатель и продавец

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

24

Покупатель и продавец

2

 

2

Деловая игра

 

25

Реклама и упаковка

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

26

Реклама и упаковка

2

 

2

Практикум – что стоит за цифрами

 

27

Особенности

маркировки товаров

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

28

Секреты выбора товара

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

29

Секреты выбора товара

2

 

2

Практикум

 

Семья и рынок

   

30

Экономические возможности

семейного хозяйства

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

31

Экономические возможности

семейного хозяйства

2

 

2

Деловая игра

 

32

Экономические

связи семьи

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

33

Профессии членов твоей семьи и родственников

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

34

Профессии членов твоей семьи и родственников

2

 

2

Практикум

 

35

Что такое рынок. Виды и способы торговли.

2

2

 

Мини – лекция с элементами дискуссии

 

ИТОГО

70

44

26

   

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы

Выбор методов и форм для реализации программы определяется:

поставленными целями и задачами;

возможностями учащихся на данном этапе (возраст, уровень подготовки и др.);

наличием соответствующей материальной базы.

Для реализации программы используются следующие методы и приемы:

словесные (лекции, семинары);

наглядные;

анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;

практические;

диалоговый;

игровой;

В программу заложены различные формы контроля: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа, анализ ошибок, творческие задания, ролевые и деловые игры, методы устного контроля, творческие зачеты, кроссворды, тесты и т. п. В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

групповые;

коллективные;

индивидуальные.

Список литературы

1. Н.В.Новожилова. "Экономика семьи". Учебное пособие 6 класс. М., "Вита пресс, 2005 г.

2. И.А.Сасова, Н.В.Новожилова, Е.Н.Землянская. Методическое пособие для учителя. М., "Вита пресс", 2005 г.

2. Е.В.Савицкая. "Уроки экономики в школе": учебно-методическое пособие, М., "Вита пресс", 2006 г.

3. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина "Уроки экономики в школе" пособие для учителя, М., "Вита пресс", 2007 г.

4. Деловая активность Учебное пособие для 14 -19 летних. Изд-во СамГПУ, 1998г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.