Программа внеурочной деятельности «Введение в экономику»
Пояснительная записка
Актуальность. Программа внеурочной деятельности «Введение в экономику» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Начальное стремление решить весь комплекс проблем экономического образования и воспитания через предметы базового компонента учебного плана, несомненно, дало свои результаты, но не обеспечило должной эффективности экономического образования школьников. Сегодня неотложной стала задача создать конструктивный вариант организации непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников, отвечающий духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм.
Практическая значимость учебного предмета
Основной вопрос, на который должен отвечать данный экономический курс – Что должен знать каждый об экономике. Знакомство шестиклассников и семиклассников с рыночными отношениями целесообразно начать с экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснять механизм рыночной экономики на другой основе достаточно сложно. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре. Семья - самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные социально-экономические отношения.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Учебный предмет изучается в 5 - 6 классах, рассчитан на 70 учебных часов – 2 часа в неделю.
Условия набора детей в учебные группы: принимаются все желающие.
Содержание программы носит последовательный, преемственный характер. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно - деятельностные игры, деловые игры и т.д.). Итоговый контроль проводится в форме тестирования.
Цель: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения ее хозяйства, «домашней бухгалтерией».
Задачи:
Формирование знаний, умений необходимых для рационального использования экономических ресурсов и эффективного функционирования экономики; знакомство с основными экономическими ролями.
Формирование представления у учащихся о значении экономики в собственной жизни.
Формирование знаний, умений и навыков пользоваться различными источниками информации для принятия экономических решений.
Результаты изучения предмета
Метапредметные результаты обучения проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки результата);
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по экономике являются в сфере:
познавательной:
знание отдельных научных понятий, умение оценивать явления социально действительности;
целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах трудовой деятельности людей;
ценностно-мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
умение применять нормы и правила при оценке реальных экономических ситуаций в повседневной жизни.
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности и сравнении с другими видами деятельности;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Содержание
Введение (2 час)
Раздел 1. Семья в мире экономики (10 часов)
Семья – ячейка общества. Состав семьи. Родственники. Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности. Основные обязанности членов семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.
Основные понятия:
Экономика, семья, общество, хозяйство, производство, разделение труда, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме «Семья в мире экономики», викторина «Состав семьи» составление кроссворда на тему «Обязанности членов семьи», игра «Шифровальщик».
Раздел 2. Семейное хозяйство (12 часов)
Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Профессии родителей.
Основные понятия:
Труд, имущество, собственность, личная собственность, семейная собственность, экономия, учет, документ, счет, банк, налог, статистика, экономический анализ, контроль, деньги.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, викторина «Элементы семейного хозяйства», игра «Создаём семейное хозяйство», игра «Я - Робинзон».
Раздел 3. Бюджет семьи (12 часов)
Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.
Основные понятия:
Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, заработная плата, пенсии, пособия, дотации, акции, дивиденды, депозит, депозитный процент, кредит, потребительская корзина, прожиточный минимум, черта бедности.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, деловая игра «Семейный бюджет», самостоятельная подготовка проектной работы о потребительской корзине разных стран (по выбору детей).
Раздел 4. Рачительный хозяин (8 часа)
Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.
Основные понятия:
Экономия, бережливость, экономическое поведение, предприимчивость, милосердие.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, игра «Сигнальщик», самооценка качеств личности рачительного хозяина, самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты рачительного хозяина».
Раздел 5. Думающий покупатель (14 часов)
Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара.
Основные понятия:
Торговля, товар, выбор, спрос, предложение, цена, стоимость, маркетинг, маркетолог, маркировка, штрих-код, сертификат, товарный знак, реклама, этикетка.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, деловая игра «Я – рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты выбора товара».
Раздел 6. Семья и рынок (12 часов)
Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.
Основные понятия:
Общественное разделение труда, специализация, предпринимательство, рынок, приватизация, профессия,
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Семейное дело», составление схемы «Связь семьи со сторонними структурами», проектная работа – презентационное сообщение о профессии родителей.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма работы |
Дата проведения |
||
1 |
Введение |
2 |
2 |
Лекция |
||||
Семья в мире экономики |
||||||||
2 |
Семья – ячейка общества |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
3 |
Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
4 |
Хозяйственная деятельность семьи |
2 |
2 |
Деловая игра |
||||
5 |
Потребности человека и семьи |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
6 |
Потребности человека и семьи |
2 |
2 |
Практикум |
||||
Семейное хозяйство |
||||||||
7 |
Элементы семейного хозяйства |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
8 |
Элементы семейного хозяйства |
2 |
2 |
Викторина «Элементы семейного хозяйства» |
||||
9 |
Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
10 |
Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства |
2 |
2 |
Деловая игра |
||||
11 |
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
12 |
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве |
2 |
2 |
Практикум – составление недельного бюджета |
||||
Бюджет семьи |
||||||||
13 |
Доходы и расходы семьи |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
14 |
Что такое бюджет семьи |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
15 |
Что такое бюджет семьи |
2 |
2 |
Деловая игра |
||||
16 |
Что кладут в потребительскую корзину |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
17 |
Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
18 |
Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах |
2 |
2 |
Практикум |
||||
Рачительный хозяин |
||||||||
19 |
Кто такой рачительный хозяин |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
20 |
Качества личности рачительного хозяина |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
21 |
Секреты рачительного хозяина |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
22 |
Секреты рачительного хозяина |
2 |
2 |
Деловая игра |
||||
Думающий покупатель |
||||||||
23 |
Покупатель и продавец |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
24 |
Покупатель и продавец |
2 |
2 |
Деловая игра |
||||
25 |
Реклама и упаковка |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
26 |
Реклама и упаковка |
2 |
2 |
Практикум – что стоит за цифрами |
||||
27 |
Особенности маркировки товаров |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
28 |
Секреты выбора товара |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
29 |
Секреты выбора товара |
2 |
2 |
Практикум |
||||
Семья и рынок |
||||||||
30 |
Экономические возможности семейного хозяйства |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
31 |
Экономические возможности семейного хозяйства |
2 |
2 |
Деловая игра |
||||
32 |
Экономические связи семьи |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
33 |
Профессии членов твоей семьи и родственников |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
34 |
Профессии членов твоей семьи и родственников |
2 |
2 |
Практикум |
||||
35 |
Что такое рынок. Виды и способы торговли. |
2 |
2 |
Мини – лекция с элементами дискуссии |
||||
ИТОГО |
70 |
44 |
26 |
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Выбор методов и форм для реализации программы определяется:
•поставленными целями и задачами;
•возможностями учащихся на данном этапе (возраст, уровень подготовки и др.);
•наличием соответствующей материальной базы.
Для реализации программы используются следующие методы и приемы:
•словесные (лекции, семинары);
•наглядные;
•анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
•практические;
•диалоговый;
•игровой;
В программу заложены различные формы контроля: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа, анализ ошибок, творческие задания, ролевые и деловые игры, методы устного контроля, творческие зачеты, кроссворды, тесты и т. п. В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
групповые;
коллективные;
индивидуальные.
Список литературы
1. Н.В.Новожилова. "Экономика семьи". Учебное пособие 6 класс. М., "Вита пресс, 2005 г.
2. И.А.Сасова, Н.В.Новожилова, Е.Н.Землянская. Методическое пособие для учителя. М., "Вита пресс", 2005 г.
2. Е.В.Савицкая. "Уроки экономики в школе": учебно-методическое пособие, М., "Вита пресс", 2006 г.
3. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина "Уроки экономики в школе" пособие для учителя, М., "Вита пресс", 2007 г.
4. Деловая активность Учебное пособие для 14 -19 летних. Изд-во СамГПУ, 1998г.