Проверочная работа по окружающему миру для 4-го класса по теме: «Природа России»

13
7
Материал опубликован 12 July 2017 в группе

Учитель Ковалева, Новосибирск, 2017 г.

 Проверочная работа по "окружающему миру" для 4-го класса по теме: «Природа России». 

Учебник: Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Москва, Просвещение, 2013 г.

Цели проведения проверочной работы: оценить уровень подготовки учащихся 4-го класса по "окружающему миру" по теме «Природа России». Выявить знание детьми природных зон России, растительного и животного мира; понимание причинно-следственных связей образования природных зон; умение составлять модели взаимоотношений живых организмов разных природных зон, пищевые взаимосвязи. Выявить сформированность учебных умений детей по безопасному и экологически-сообразному поведению на природе.

Время выполнения: 45 минут (урок)

Количество заданий в тесте: 10, примерно 4 минуты на каждый ответ. Проверочная работа представлена в двух вариантах.

Типы заданий проверочной работы. Работа проводится в форме теста с заданиями разного типа: выбрать один ответ, перечислить объекты, соотнести левую и правую часть задания, составить последовательность, ответить в свободной форме (свободно конструируемые ответы); составление и рисование моделей пищевых цепочек, составление и перечисление правил поведения на природе.

Структура и содержание тестовой работы.

№ задания

Проверяемые вопросы

Перечень проверяемых умений

1

Равнины России

Знать названия крупнейших равнин родной страны и их рельефные особенности

2

Горы России

Знать названия крупных горных комплексов родной страны и их рельефные особенности

3

Озера России

Знать названия больших озёр родной страны и их особенности

4

Реки России

Знать главные реки родной страны

5

Моря и океаны России

Знать в какой океан впадают три крупные реки России. Знать, к бассейну какого океана относятся Балтийское, Черное, Азовское моря.

6

Природные зоны России

Знать названия природных зон родной страны. Уметь перечислять их с севера на юг и с юга на север.

7

Характеристика природных зон России

Уметь приводить примеры растений и животных, почв и климата каждой природной зоны; раскрывать особенности каждой. Понимать воздействие человека на природные зоны и экологические последствия. Знать меры предотвращения последствий. Знать заповедники зон.

8

Взаимосвязи живых организмов разных природных зон

Знать, какие животные заселяют ту или иную природную зону. Уметь составлять модели пищевых цепочек. Разбираться во взаимоотношениях животных.

9

Космические причины широтной и высотной поясности.

Уметь докапываться до причин, рассуждать логично, делать выводы

10

Основные правила безопасного поведения в окружающей среде: в лесу, на водоёме.

Уметь определять правила безопасного поведения на природе. Уметь определять правила сохранения и укрепления здоровья.

 

Пояснительная записка: Поскольку в учебнике перед каждым разделом сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, то тест будет проверять усвоение этих задач. Учебником предусмотрена такая деятельность, как моделирование, поэтому задания теста будут включать в себя и проверку такого вида деятельности. В учебнике предусмотрен раздел: «делаем выводы», поэтому в тест включена проверка умений детей делать выводы. В учебнике есть элементы экологического воспитания, поэтому в тест включена проверка экологически-сообразного и безопасного поведения детей на природе.

1 вариант

1.Россия – страна огромных и величественных равнин. Какая из крупнейших равнин является плоскогорьем (выше остальных)?

А) Восточно-Европейская (Русская),

Б) Западно-Сибирская,

В) Средне-Сибирская

2. Самые высокие горы России?

А) Кавказские

Б) Алтайские

В) Уральские

3. В России множество красивых больших и малых озёр. Какое из них самое крупное, за это озеро иногда называют морем?

А) Каспийское

Б) Ладожское

В) Онежское

Г) Байкал

4. Перечисли пять самых крупнейших рек России: ___; ___; ____; ____; ____;

5. В какой океан впадают крупные реки России Обь, Енисей и Лена?

А) Атлантический

Б) Северный Ледовитый

В) Тихий

6. Природные зоны России. Перечисли последовательную смену природных зон России с севера на юг.

А) Широколиственные леса. Б) Тайга. В) Смешанные леса. Г) Полупустыни. Д) Тундра. Е) Пустыни. Ж) Арктические пустыни. З) Степи. И) Лесостепи. К) Лесотундра.

7. Соотнеси природную зону и её описание.

1. Арктические пустыни -------> А) Хвойные леса, где растут высокие сосны и ели, лиственницы и пихты. Там водятся крупные звери: лоси, бурые медведи, рыси, а также звери помельче: белки, бурундуки, соболь. Из птиц живут кедровки, клесты, рябчики, глухари. В лесу всегда стоит особый хвойный запах.

2. Тундра. -------> Б) Здесь самые плодородные почвы – черноземы, на которых растут травянистые растения – ковыль, типчак,- деревьев мало, в основном травы. Сухое и жаркое лето. Из птиц тут селятся жаворонки, куропатки, журавли. Из хищных птиц – орлы, ястребы. В полях много грызунов – хомяков, сусликов, водятся ядовитые змеи гадюки. На грызунов охотится мелкий хищник - хорь. Встречаются волки, лисы.

3. Тайга. -------> В) Здесь умеренно жаркое влажное лето и тёплая зима. Почвы плодородны и растительность буйная. Здесь растут кипарисы, каштаны, грецкий орех, олеандр. На побережье водятся косули, над морем парят чайки, в море живут дельфины, медузы.

4. Широколиственные и смешанные леса. -------> Г) Ледяной, холодный край. К жизни в суровых условиях приспособились не многие растения и животные. Тут растут немногочисленные мхи, лишайники, водятся белые медведи. На скалистых берегах гнездятся птицы – кайры, гагарки. В прибрежных водах обитают тюлени и моржи.

5. Степи. -------> Д) Здесь очень редко выпадают дожди, днём очень жарко, ночью – прохладно. Здесь растут верблюжья колючка, джузгун, солянки. Водятся верблюды, сайгаки, тушканчики, змеи и ящерицы. Из хищных зверей водится корсак – мелкая лиса.

6. Пустыни. -------> Е) Здесь растут теплолюбивые деревья с широкими, крупными листьями: дуб, клен, липа, вяз, ясень. В смешанных лесах растут мелколиственные деревья: береза, осина, рябина. Много растет ягодных кустарников малина, брусника; растут грибы. Водятся олени, лоси, бурые медведи, лисы, кабаны, белки, барсуки, бобры. Животный мир очень разнообразен. Из птиц в лесу живут дятлы, поползни, сороки, совы и т.д.

7.Влажные субтропики Черноморского побережья Кавказа. -------> Ж) Безлесая холодная равнина с вечной мерзлотой, которая оттаивает ненамного за короткое лето. Тут растут карликовые ивы и березы, ягоды морошка, голубика. Стада оленей питаются ягелем. Из хищников водится песец. Из птиц – белая куропатка, белая сова. Летом сюда прилетают и выводят потомство лебеди и гуси.

8. Составь и нарисуй экологическую модель пищевой цепочки животных зоны тайги (Жук усач, ястреб, ель, дятел).

9. Поясни, по каким естественным причинам происходит распределение природных зон на Земле? Напиши причину.

10. Вспомни и напиши 5 правил поведения на воде (на море, реке, озере).

2 вариант

1. Россия – страна огромных и величественных равнин. Какая из крупнейших равнин самая плоская и низкая, поэтому на ней много болот?

А) Восточно-Европейская (Русская),

Б) Западно-Сибирская,

В) Средне-Сибирская

2. Какие горы протянулись через всю страну с севера на юг?

А) Кавказские

Б) Алтайские

В) Уральские

3. В России множество красивых больших и малых озёр. Какое из них самое глубокое?

А) Каспийское

Б) Ладожское

В) Онежское

Г) Байкал

4. Перечисли пять самых крупнейших рек России: ___; ___; ____; ____; ____;

5. Моря Балтийское, Азовское, Черное сильно вдаются в сушу нашей страны,- это моря какого океана?

А) Атлантический

Б) Северный Ледовитый

В) Тихий

6. Природные зоны России. Перечисли последовательную смену природных зон России с юга на север.

А) Широколиственные леса. Б) Тайга. В) Смешанные леса. Г) Полупустыни. Д) Тундра. Е) Пустыни. Ж) Арктические пустыни. З) Степи. И) Лесостепи. К) Лесотундра.

7. Соотнеси природную зону с экологическими проблемами, созданными там человеком.

1. Арктические пустыни ------- > А) Лесные пожары, вырубка могучих дубов, отстрел  животных браконьерами; захламление и загрязнение леса,- вот экологические проблемы этих мест. Сейчас создаются заповедники и национальные парки, например, «Приокско-Террасный заповедник»

2.Тундра. -------> Б) Загрязнение, захламление пляжа и моря отдыхающими; уничтожение редких растений и медуз, замусоривание зон отдыха,- таково воздействие человека в этих местах. Для сохранения природы создан национальный парк «Сочинский».

3. Тайга -------> В) Браконьеры охотились на белых медведей и моржей, в результате численность этих животных резко сократилась. Сейчас создан заповедник «Остров Врангеля».

4. Широколиственные и смешанные леса. -------> Г) Распашка нетронутых, целинных плодородных земель и перевыпас скота уничтожают растения, нарушают структуру почвы. Сейчас созданы заповедники для сохранения уголков природы: Ростовский, Оренбургский, Даурский.

5.Степи -------> Д) Лесные пожары, вырубка мачтовых сосен и ценных лиственниц уничтожают деревья – легкие нашей планеты. Отстрел браконьерами пушных животных обедняет фауну этих мест. Сейчас создаются лесопитомники, где выращивают саженцы деревьев.

6. Пустыни. -------> Е) Почва разрушается под колесами вездеходов, вытаптывается оленьими стадами, загрязняется при добыче нефти на нефтепромыслах. Для охраны природы создан заповедник «Таймырский».

7.Влажные субтропики Черноморского побережья Кавказа. -------> Ж) Неправильное орошение привело к засолению почвы, в ней накапливается соль , и растения уже не могут расти нормально. Браконьеры охотятся на сайгаков – копытных животных, отстреливают их. Сейчас для сохранения природы создан заповедник «Черные Земли».

8. Составь и нарисуй экологическую модель пищевой цепочки животных степной зоны. (Ящерица, кузнечик, беркут, луговые травы)

9. Поясни, по каким естественным причинам происходит смена природных зон в горах (высотная поясность)? Напиши причину.

10. Вспомни и напиши 5 правил противопожарного поведения в лесу.


 

Правильные ответы

№ номер задания

Правильный ответ

баллы

1 вариант

2 вариант

1

В

Б

1

2

А

В

1

3

А

Г

1

4

Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

5

5

Б

А

1

6

Ж,Д,К,Б,В,А,И,З,Г,Е

Е,Г,З,И,А,В,Б,К,Д,Ж

1

7

1 Г; 2 Ж; 3 А; 4 Е; 5 Б; 6 Д; 7 В.

1 В; 2 Е; 3 Д; 4 А; 5 Г; 6 Ж; 7 Б.

7

8

Ель –> жук усач –> дятел –> ястреб.

Луговые травы -> кузнечик –> ящерица -> беркут.

1

9

Причина в неравномерном нагревании Солнцем разных участков Земли. (Прямые солнечные лучи или косые – скользящие).

Причина в изменении соотношения тепла, давления и осадков с высотой в горах. Высотная поясность более изменчива, чем зональность, и больше подчинена местным факторам.

1

10

1.Купайся только под присмотром взрослых.

2. Не заплывай за буйки.

3. Не купайся в шторм.

4. Загорай в головном уборе.

5. Загорай постепенно.

1. Не разводи костёр без старших.

2. Разводи костёр для обогрева и приготовления пищи.

3. Близко от костра не должно быть растений.

4.Разводи костёр на старом кострище.

5.Уходя, гаси костёр.

5

Итого

   

24

Оценка проверочной работы. При проверке за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Перевод тестовых баллов в школьные отметки осуществляется таким образом: если школьник набрал половину максимально возможных баллов (12 баллов), то ставится оценка «три», если больше половины баллов, то «хорошо» и «отлично», на усмотрение педагога.


 

6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

12 July 2017

Спасибо! Использую как практическую работу с атласом.

8 August 2017

Спасибо Вам!

8 August 2017

Очень для меня актуально. Спасибо.

27 August 2017

Спасибо!

28 August 2017

Елена, спасибо за публикацию

30 November 2021