Проверочная работа по повести Н.В. Гоголя "Шинель" (8 класс)

3
1
Материал опубликован 11 December в группе

Проверочная работа по повести Н.В. Гоголя "Шинель" (8 класс)

Цель: Оценить уровень усвоения учащимися 8 класса содержания повести Н.В. Гоголя "Шинель", понимание её основных тем, проблематики, образов героев и художественных особенностей.

Задачи:

  • Проверить знание сюжета и ключевых эпизодов произведения.
  • Оценить понимание авторской позиции и идейного замысла повести.
  • Выявить умение анализировать образы главных и второстепенных персонажей.
  • Проверить знание особенностей художественного стиля Н.В. Гоголя.
  • Развить навыки письменного изложения своих мыслей и аргументации.

Форма проведения: Письменная проверочная работа.

Время проведения: 40-45 минут (один урок).

Структура работы: Работа состоит из нескольких частей, включающих задания разного уровня сложности:

  • Часть 1: Тестовые задания (выбор одного правильного ответа или установление соответствия). Направлены на проверку фактического знания текста.
  • Часть 2: Задания с кратким ответом (заполнение пропусков, определение терминов, короткие пояснения). Требуют более глубокого понимания отдельных аспектов произведения.
  • Часть 3: Задания с развернутым ответом (мини-сочинение, анализ эпизода, характеристика персонажа). Ориентированы на проверку аналитических и творческих способностей учащихся, умения аргументировать свою точку зрения.


Вариант 1

Проверочная работа по повести Н.В. Гоголя "Шинель"

8 класс

Фамилия, имя: __________________________________

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1.Как звали главного героя повести?
а) Иван Петрович Кувшинников
б) Акакий Акакиевич Башмачкин
в) Петр Иванович Башмачкин
г) Иван Иванович Башмачкин

2.Какую должность занимал Акакий Акакиевич?
а) Чиновник по особым поручениям
б) Переписчик бумаг
в) Начальник отдела
г) Казначей

3.Какое событие стало поворотным в жизни Акакия Акакиевича?
а) Получение премии
б) Покупка новой шинели
в) Повышение по службе
г) Встреча с "значительным лицом"

4.Где Акакий Акакиевич впервые почувствовал себя счастливым?
а) На службе, переписывая бумаги
б) В новой шинели, идя по улице
в) В гостях у друзей
г) Во сне

5.Какое прозвище было у Акакия Акакиевича в департаменте?
а) "Великий"
б) "Маленький"
в) "Гусь"
г) "Тихоня"

Часть 2. Дайте краткий ответ.

1.Назовите профессию портного, который сшил Акакию Акакиевичу новую шинель.

_______________________________________________________________________________


2.Какое чувство испытывал Акакий Акакиевич, когда впервые надел новую шинель? (Одно-два слова)




3.Почему Акакий Акакиевич не смог получить обратно свою шинель после кражи?






4.Какое прозвище получил призрак Акакия Акакиевича, бродящий по Петербургу?




Часть 3. Дайте развернутый ответ.

Напишите небольшое сочинение (5-7 предложений) на тему: "Почему шинель стала для Акакия Акакиевича самым важным приобретением в жизни?"


















Вариант 2

Проверочная работа по повести Н.В. Гоголя "Шинель"

8 класс

Фамилия, имя: ____________________________________

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1.В каком городе происходит действие повести?
а) Москва
б) Киев
в) Петербург
г) Казань

2.Какое словосочетание стало "любимым" для Акакия Акакиевича, которое он постоянно повторял при переписывании бумаг?
а) "Вот так-то..."
б) "Вот и всё..."
в) "Так вот..."
г) "Ну и что..."

3.Какую сумму денег Акакий Акакиевич копил на новую шинель?
а) 100 рублей
б) 150 рублей
в) 200 рублей
г) 300 рублей

4.Какое "значительное лицо" отказало Акакию Акакиевичу в помощи?
а) Генерал
б) Полковник
в) Тайный советник
г) Действительный статский советник

5.Что произошло с новой шинелью Акакия Акакиевича?
а) Её украли
б) Она сгорела
в) Её отобрали
г) Она порвалась

Часть 2. Дайте краткий ответ.

1.Как назывался департамент, в котором служил Акакий Акакиевич?




2.Какое новое ощущение появилось у Акакия Акакиевича после покупки шинели? (Одно-два слова)




3.Почему Акакий Акакиевич решил обратиться к "значительному лицу"?






4.Какое требование предъявлял призрак Акакия Акакиевича к прохожим?




Часть 3. Дайте развернутый ответ.

Напишите небольшое сочинение (5-7 предложений) на тему: "Какова роль "значительного лица" в трагедии Акакия Акакиевича?"


















Ключи к проверочной работе

Вариант 1

Часть 1:

  1. б) Акакий Акакиевич Башмачкин
  2. б) Переписчик бумаг
  3. б) Покупка новой шинели
  4. б) В новой шинели, идя по улице
  5. в) "Гусь"

Часть 2:
6. Петрович (или просто портной Петрович)
7. Радость, счастье, восторг (любое из этих или близкое по смыслу)
8. Потому что он не смог доказать, что шинель была его, и его не приняли всерьез.
9. "Шинель мою!" (или "Отдайте мою шинель!")

Часть 3:
10. Примерный ответ: Шинель стала для Акакия Акакиевича самым важным приобретением, потому что она символизировала для него выход из серой, однообразной жизни. Впервые он почувствовал себя человеком, достойным внимания и уважения. Новая одежда дала ему ощущение собственной значимости и даже некой смелости. Она стала для него не просто вещью, а символом новой жизни, мечтой, которая на короткое время вырвала его из привычной рутины и подарила надежду на счастье. Без шинели он снова стал невидимкой, потерянным в безликой толпе петербургских чиновников.



​​​​​​​Вариант 2

Часть 1:

  1. в) Петербург
  2. б) "Вот и всё..."
  3. в) 200 рублей
  4. г) Действительный статский советник
  5. а) Её украли

Часть 2:
6. Какой-то департамент (или просто "департамент", если ученики не помнят точного названия)
7. Гордость, уверенность, значимость (любое из этих или близкое по смыслу)
8. Потому что он не мог получить обратно свою украденную шинель и надеялся, что "значительное лицо" сможет ему помочь, используя свое положение.
9. "Шинель мою!" (или "Отдайте мою шинель!")

Часть 3:
10. Примерный ответ: "Значительное лицо" играет трагическую роль в судьбе Акакия Акакиевича, олицетворяя бездушную иерархию и равнодушие чиновничьего аппарата. Вместо того чтобы проявить сочувствие и помочь несчастному чиновнику, он проявляет высокомерие и гнев, тем самым добивая и без того сломленного человека. Его отказ в помощи и унизительное обращение становятся последней каплей, которая приводит к болезни и смерти Акакия Акакиевича. Таким образом, "значительное лицо" становится символом той системы, которая губит маленького человека.



Критерии оценивания:

Часть 1: 1 балл за каждый правильный ответ. Максимум – 5 баллов.

Часть 2: 1 балл за каждый правильный ответ. Максимум – 4 балла.

Часть 3: Максимум – 6 баллов. Оценивается:

  • Понимание темы сочинения (1 балл).
  • Логичность и последовательность изложения мыслей (2 балла).
  • Аргументированность (приведение примеров из текста, если требуется) (2 балла).
  • Грамотность и речевое оформление (1 балл).

Общий максимальный балл за работу: 15 баллов.

Шкала перевода баллов в оценку:

  • 13-15 баллов – "5" (отлично)
  • 10-12 баллов – "4" (хорошо)
  • 7-9 баллов – "3" (удовлетворительно)
  • 0-6 баллов – "2" (неудовлетворительно)


Методические рекомендации для учителя:

  1. Подготовка: Перед проведением работы убедитесь, что учащиеся хорошо знакомы с содержанием повести, основными персонажами и ключевыми событиями. Можно провести предварительное повторение или обсуждение.
  2. Инструктаж: Перед началом работы четко объясните учащимся структуру работы, правила выполнения заданий и критерии оценивания. Подчеркните, что в части 3 важно не только высказать свое мнение, но и аргументировать его.
  3. Дифференциация: Варианты работы составлены с учетом разного уровня сложности заданий. Часть 1 и 2 проверяют фактическое знание, а Часть 3 – аналитические способности. Учитель может адаптировать сложность заданий или количество вопросов в зависимости от уровня класса.
  4. Анализ результатов: После проверки работы проанализируйте типичные ошибки учащихся. Это поможет выявить пробелы в знаниях и скорректировать дальнейшую работу по теме. Обсудите с классом наиболее сложные вопросы и ошибки.
  5. Обратная связь: Предоставьте учащимся обратную связь по их работе, отметьте сильные стороны и укажите на моменты, требующие доработки.
  6. Творческий подход: Задания части 3 могут быть расширены или изменены. Например, можно предложить учащимся сравнить Акакия Акакиевича с другими "маленькими людьми" в литературе, или проанализировать роль Петербурга в повести.
  7. Использование ключей: Ключи к работе предназначены для быстрой и объективной проверки. При проверке сочинений (Часть 3) важно учитывать не только правильность ответа, но и глубину анализа, умение аргументировать свою позицию и грамотность.
Комментарии

Спасибо, коллега! Хорошо, что есть критерии ответов.

0
11 December