12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
11

Уроки по повести Н.В.Гоголя «Шинель»



МБОУ «Тюшинская средняя общеобразовательная школа»

 

Учитель русского языка и литературы

Стригачева Татьяна Николаевна

 

 

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» В 8 КЛАССЕ

 

 

ЦЕЛИ: 1) освоить понятие «маленький человек», выявить идею рассказа на основе анализа образов, сюжета и композиции произведения; совершенствовать умение выявлять детали в тексте, умение сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; 2) совершенствовать коммуникативные навыки: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать (письменно) мнение по предложенной теме на основе сопоставления разных точек зрения; 3) создать условия для формирования гуманистического мировоззрения.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал.


Шинель. Презентация
PPTX / 2.4 Мб

2015г.

1 урок «Образ «маленького человека»

- Повесть Н.В.Гоголя, написанная в 1841г., оставила значительный след в истории литературы: известна крылатая фраза, записанная М.Вогюэ со слов одного русского писателя: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Вокруг повести шли горячие споры. Что же такого замечательного было в повести? Чем, на ваш взгляд, она могла привлечь такое внимание?

- Повесть «Шинель» вызвала к жизни целый ряд произведений, в которых главным героем был особый тип человека – «маленький человек». Считается, что первым «маленьким человеком» в русской литературе был станционный смотритель Самсон Вырин. В творчестве Гоголя этот образ нашёл наиболее яркое отражение. Какие предположения можно сделать о том, каков «маленький человек»? (Учащиеся, уже прочитавшие повесть «Шинель» отметили такие качества, как незаметность, униженность, одиночество, существование в своём мирке, появление цели в жизни героя, ради которой он пошёл на жертвы, бессмысленность существования, бедность)

- Познакомимся с этим понятием.

Маленький человек – герой, занимающий одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение. Отличительные черты этого героя: приниженность, острое ощущение несправедливости, уязвлённая гордость. Сюжет произведения строится на истории обиды, оскорбления или несчастья «маленького человека. Как правило, «маленькому человеку» противопоставлен другой герой – высокопоставленный человек, «значительное лицо».

- Как же в воображении писателя возник этот этот образ «маленького человека»? Прочитаем отрывок из воспоминаний П.В.Анненкова об истории создания повести. (см. раздаточный материал задание1)


История создания
DOCX / 13.35 Кб

- Сравним, насколько Гоголь отошёл от реальной основы, заполнив таблицу. (см. раздаточный материал)


Раздаточный материал
DOCX / 23.25 Кб

- Таким образом, хотя Гоголь и сохранил зерно анекдота, но многое претерпело изменение. Какие цели преследовал писатель? Попробуем определить. Попытайтесь заполнить пропуски в отрывке из статьи Ю.Манна «Одно из глубочайших созданий Гоголя». (см. раздаточный материал задание 2)

- Сверимся с первоисточником: «Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял тишайшее и безобиднейшее существо, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве притязание на самое необходимое - на «шинель». И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как какого-то злодея и преступника». Вот эта-то гуманная идея и запала в души многих читалей. Для тех времён повесть была нова. Гоголь настолько мастерски описал историю своего героя, что некоторые не могли сдержать слёз. Обратимся и мы к тексту повести, проверим, насколько хорошо вы его помните. Вставьте пропущенные слова. (см. раздаточный материал задание 3)

 

1) - Итак, Гоголь говорит, что герой был титулярным советником. Почему вечным? Следующий по классу после чина титулярного советника чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками. Название чина происходило от слова «титулярный», то есть «номинальный» — как бы уже не секретарь, но еще не полноправный советник, своего рода кандидат в советники. Так что герой наш был не знатен.

2) - Хотя писатель и уверяет в том, что имя героя не выисканное, но значение этого имени говорит об обратном: Акакий (др.-греч. Ἀκακιος) — мужское имя, в переводе с греческого языка — «не делающий зла», «неплохой». Один из святых, носивших это имя - Акакий (к. III — н. IV веков) — христианский святой, мученик, подвергнут казни при императоре Ликинии за открытое исповедование христианства. Из его жития известно только о перенесенных им пытках, которые не причинили ему вреда. Святой был казнен путем отсечения головы, из раны по преданию вытекла кровь и молоко.

3) - Сравнение Акакия Акакиевича с мухой позволяет представить, насколько «маленького человека» не удостаивали вниманием. Мало того: его не считали за человека. Такой приём называется литотой.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.

4) - Гоголь хотя и с некоторой усмешкой описывает неловкого Акакия Акакиевича, но его смех беззлобный в отличие от жестоких насмешек и издевательств чиновников-коллег. Юмористический тон повествования меняется, когда Гоголь описывает молодого чиновника, которого поразили слова Акакия Акакиевича. Юноша увидел в нём такого же человека, как и он сам: «Я брат твой», т.е. я также создан Богом по образу и подобию его. Эти слова перевернули жизнь молодого человека, в то время как для большинства других Акакий Акакиевич продолжал быть «мухой».

5) – Гоголь подчёркивает и ещё одну важную черту в Акакие Акакиевиче: он служит «с любовью», нельзя отметить у других чиновников. Пусть его любовь – это любовь всего лишь к буквам, но в переписывании бумаг он своего родамастер: каллиграфический почерк является искусством, особенно во времена, когда делопроизводство велось в рукописной форме.

6) – В северной столице с её суровым климатом главным врагом бедных чиновников был мороз, ибо бедные люди не могли себе позволить иметь несколько видов верхней одежды в зависимости от погоды. Обычно мужчины в холодное время носили шинель: это была одежда как военных, так и штатских, причём покрой шинели в 19в. отличалася от современного. Женщины же в домашнем обиходе надевали капот – род халата. Сослуживцы Акакия Акакиевича подтрунивали над шинелью Акакия Акакиевича, называя её капотом, подчёркивая низкое социальное положение, приравнивая его к женщине.

- Шинель Акакия Акакиевича, уже и до этого не раз чиненная, а потому и потерявшая приличный вид, обветшала вконец. Прочитаем по ролям диалог Акакия Акакиевича и Петровича, постараемся передать характер и чувства героев во время этого разговора.

- Итак, пошив новой шинели стал той неожиданностью, которая вывела Акакия Акакиевича из равновесия: денег у него на новую шинель не было да и привыкнуть к мысли, что в его жизни что-то изменится, ему было нелегко. Однако шинель всё-таки была сшита. Дома вам предстоит найти цитаты, характеризующие Акакия Акакиевича в период «капота» и период новой шинели, результаты занесёте в таблицу и сделаете выводы об изменениях, произошедших с героем ( см. раздаточный материал задание 6)

2 урок Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга

- Все ли справились с домашним заданием? Были трудности? (Учащиеся отметили, что им трудно было найти подходящие цитаты, характеризующие Акакия Акакиевича в период новой шинели. Видимо потому, что этот этап ещё не разбирался в классе.)

- Обратимся к возможному варианту заполнения таблицы:

 

Период «капота»

Период новой шинели

Отношение к переписыванию бумаг

Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир

Один раз, переписывая бумагу, он чуть-было даже не сделал ошибки…

после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг

Отношение к внешнему миру и развлечениям

Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякой день на улице… даже тогда, когда всё стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Акакий Акакиевич глядел на всё это, как на новость. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина… даже побежал-было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою…

Отношение к своей одежде самого героя и сослуживцев

Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета… Шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам…

шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое…

скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Ой взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница!

Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать…

Отношение к переменам в жизни

нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь…

При слове «новую» у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и всё, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться.

Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться…

Он чувствовал всякой миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.

- Какие выводы вы можете сделать об изменениях в жизни героя? Как называется приём, при помощи которого писатель противопоставляет события, героев?С какой целью его использует Гоголь?

- Шинель преобразила Акакия Акакиевича и его жизнь:

«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…»

- Благодаря шинели Акакий Акакиевич впервые оказывается вечером на улице Петербурга. Вспомним, что эта повесть входит в так называемый сборник «Петербургских повестей». Гоголь так писал о Петербурге в одном из своих писем: «… на Петербурге же нет никакого характера… Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе… всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Каким выглядит Петербург в повести «Шинель»? (Ученики наделяют Петербург такими эпитетами – тёмный, холодный, мрачный, безжизненный)

- Многие художники иллюстрировали повесть. Но из всех иллюстраций я выбрала иллюстрации Саввы Бродского, по-моему, взгляд художника поможет нам проникнуть в художественный замысел писателя. Обратимся к первой из них. («Новая шинель») Какой момент изображён на иллюстрации? Какие детали и особенности вы можете отметить? (Учащиеся называют, что на иллюстрации изображён Акакий Акакиевич перед его уходом в гости к богатому чиновнику, пригласившему на именины. Отмечают, что обстановка комнаты убогая и старая, а в зеркале мы видим героя в новой одежде. Рассматривая следующую иллюстрацию – «На именинах» ученики отмечают повторяющийся мотив зеркала и противопоставления: Акакий Акакиевич среди женских кринолинов и его шинель, валяющаяся на полу. Начинают спорить, новая это шинель или старая. Зачитываю текст:

«Он остановился весьма неловко среди комнаты, ища и стараясь придумать, что̀ ему сделать. Но его уже заметили, приняли с криком и все пошли тот же час в переднюю и вновь осмотрели его шинель. Акакий Акакиевич хотя было отчасти и сконфузился, но будучи человеком чистосердечным, не мог не порадоваться, видя, как все похвалили шинель. Потом, разумеется, все бросили и его и шинель, и обратились, как водится, к столам, назначенным для виста»

«Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихоньку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшею на полу, стряхнул ее, снял с нее всякую пушинку, надел на плеча и опустился по лестнице на улицу».

(Приходим к выводу, что сослуживцам шинель интересна даже более самого Акакия Акакиевича, как диковинка, чиновниками движет праздное любопытство, и они быстро переходят к предметам более для них интересным: к карточной игре, а шинель в небрежении валяется на полу.)

- А теперь прослушайте инструментальную композицию Д.Маликова. К какому эпизоду повести она бы подошла в качестве музыкальной иллюстрации? (Гулкие шаги на фоне тревожной мелодии, постепенно убыстряющиеся, и нарастающая эмоциональная напряжённость мелодии подсказывают учащимся, что это эпизод, когда герой идёт домой и происходит ограбление. Мелодия отражает страх и отчаяние героя. Зачитываем, как написал Гоголь:

«Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!» сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак, величиною в чиновничью голову, примолвив: «а вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно, и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке…».

Следующая иллюстрация Бродского «В холодных пространствах Петербурга» также рисует нам пустынный город, мрачный и бесконечный, не случайно Гоголь называет площадь, на которой произошло ограбление, то пустыней, то морем, то полем. Однако ученики замечают одиноко светящееся окошко в одном из домов, которое соотносится с одинокой фигуркой человека у парапета, - единая живая душа в городе – Акакий Акакиевич.)

- Шинель украдена, и Акакий Акакиевич в робкой надежде, в последней надежде идёт по совету одного из чиновников к значительному лицу. Зачитаем этот эпизод:

«Наконец наговорившись, а еще более намолчавшись вдоволь и выкуривши сигарку в весьма покойных креслах с откидными спинками, он наконец как будто вдруг вспомнил и сказал секретарю, остановившемуся у дверей с бумагами для доклада: «да, ведь, там стоит, кажется, чиновник; скажите ему, что он может войти». Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенькой вицмундир, он оборотился к нему вдруг и сказал: «что̀ вам угодно?» голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина. Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился, и как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время частиц «того», что была-де шинель совершенно новая, и теперь ограблен бесчеловечным образом, и что он обращается к нему, чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с г. обер-полицмейстером, или другим кем, и отыскал шинель. Генералу, неизвестно почему, показалось такое обхождение фамилиарным. «Что вы, милостивый государь», продолжал он отрывисто: «не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы бы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне …» «Но, ваше превосходительство», сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом: «я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того… ненадежный народ …» «Что, что, что?» сказал значительное лицо: «откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!» Значительное лицо, кажется, не заметил, что Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет. Стало-быть, если бы он и мог назваться молодым человеком, то разве только относительно, то есть в отношении к тому, кому уже было семьдесят лет. «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю.» Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения. А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека, искоса взглянул на приятеля, чтобы узнать, как он на это смотрит, и не без удовольствия увидел, что приятель его находился в самом неопределенном состоянии и начинал даже с своей стороны сам чувствовать страх»

- Почему значительное лицо не помог Акакию Акакиевичу, чем объяснить его поведение?

- Обратите внимание на иллюстрацию «Акакий Акакиевич у значительного лица». Какую роль играет здесь мотив зеркала? (Учащиеся в первую очередь отмечают, что значительное лицо некрасив, даже уродлив: особенно бросается в глаза его непропорциональный подбородок, который указывает на его чрезмерную волю и решительность, кривые зубы, маленькие бесцветные глаза, в одном из которых монокль, лысина … К тому же цвет лица какой-то неестественный, синий. Возможно, художник хотел этим подчеркнуть подобие значительного каменному и холодному городу – перед Акакием Акакиевичем не живой человек, а статуя исполина, образ власти и государства. Акакий Акакиевич стоит перед ним сгорбившись, причём мы видим, что он не один: зеркало как будто образует бесконечный коридор, в котором отражаются другие такие же дрожащие Акакии Акакиевичи. Это противостояние «маленького» человека и власти было, есть и будет. Вернее, не противостояние, подавление.)

- Зачитайте эпизод похорон Акакия Акакиевича.

«Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; — существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

(Ученики отмечают как бы противоречивое отношение писателя к своему герою: с одной стороны, он жалеет его, но в то же время рисует его ничтожество и бессмысленность его жизни. Кажется, что единственная цель его жизни – это шинель. Однако хоть на краткий миг, но он был счастлив. Получается, что он жил только ради этого мига счастья?)

- Гоголь не заканчивает повесть гибелью своего героя. Каков финал повести? Почему писатель вводит фантастический финал? Обратите внимание на иллюстрацию «Шинель похищена». (Учащиеся считают, что смысл такого финала – показать, что зло наказано: со значительного лица привидение срывает шинель. Другие спорят, что это не обязательно Акакий Акакиевич, к тому же со значительным лицом ничего страшного не происходит.)

- Что же общего было на всех иллюстрациях? Что символизирует зеркало на иллюстрациях? Чему противопоставлено отражение в зеркале? (Вместе приходим к выводу, что зеркало – это символ призрачности. Акакий Акакиевич как будто и не существовал в этом мире. На первых иллюстрациях к тому же противопоставлена мечта героя и реальность: его богатый наряд, светская жизнь – это обман, его нищенский образ жизни, ненужность и забитость – это реальность. Значительное лицо реально, Акакий Акакиевич призрачен. Хотя финал заставляет поверить в некое наказание для значительного лица: «Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело.» Выходит, что незлобивость Акакия Акакиевича в холодном и безжизненном Петербурге – лишь мечта писателя.)

После таких размышлений ученикам предлагается домашнее задание, направленное на сопоставление точек зрения самого Н.В. Гоголя и Н.Г.Чернышевского на Акакия Акакиевича, на определение своего отношения к этому герою.(Раздаточный материал задание 7)

Материалы к 3 уроку (дополнительному) Интерпретация повести в кино

В 1959г. режиссёр Алексей Баталов снял фильм по мотивам повести «Шинель» с Роланом Быковым в главной роли. Пожалуй, это прекрасная экранизация повести, а то, что фильм чёрно-белый, только лучше передаёт атмосферу повести. Однако режиссёр многие детали повести решил по-своему, некоторые дополнил, ведь кино – это не просто воспроизведение, а интерпретация. Предложим учащимся посмотреть фильм в свободное время, а урок посвятим обсуждению отдельных эпизодов, обращая внимание на режиссёрское и актёрское мастерство.


Переписать!
AVI / 8.28 Мб

В эпизоде, в котором Акакию Акакиевичу дают бумаги с требованием переписать, режиссёр хотел обратить внимание на то, что Акакий Акакиевич занимает в департаменте самое низкое положение. С этой целью он использует интересный ход: каждый из чиновников, которому подают бумагу, передаёт её дальше, пока она не оказывается на столе Акакия Акакиевича. Р.Быков мастерски передает любовь героя к своему делу: Акакий Акакиевич благоговейно и осторожно берёт перо и пишет. Сравним у Гоголя: «Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его…»


Зачем вы меня обижаете?
AVI / 7.84 Мб

Следующий эпизод, где отражены насмешки над Акакием Акакиевичем, очень близок к тексту: «Молодые чиновники … сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил-было себе посмеяться над ним, вдруг остановился как будто пронзенный, и с тех пор как будто всё переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «я брат твой.» И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным». Размышлений молодого чиновника в фильме мы не слышим, но чувствуем их. Кроме того, свою жестокость осознают в фильме и другие чиновники: они замирают в недоумении.


Насмешки над шинелью
AVI / 5.77 Мб

С целью выстраивания плавного сюжета сценарист фильма Леонид Соловьёв по-своему соединяет разные части повести, дополняет их. В эпизоде «Насмешки чиновников над шинелью» мы видим, как чиновники, смеясь, спрашивают у Акакия Акакиевича: «А как же ваша хозяйка, когда вы в должности, обходится без этого капота?» В то время как у Гоголя: «…шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом». Насмешка в фильме выглядит язвительнее, понятнее: капот, в первую очередь, - женская одежда. Но Акакий Акакиевич не обращает внимания на насмешки. Сторож же берёт шинель, но со словами: «Вы бы сами её вешали, а то упадёт – будете с меня спрашивать». Мы понимаем, что он не столько за себя беспокоится, сколько пренебрегает шинелью Акакия Акакиевича. Тем не менее по сравнению с гоголевской повестью, в фильме смягчено пренебрежительное отношение к герою: «Сторожа́ не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха».


Акакий Акакиевич и начальник
AVI / 4.79 Мб

По-своему изображена и причина, побудившая Акакия Акакиевича пойти к Петровичу за новой шинелью (как потом окажется). У Гоголя: «Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал, наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели». В фильме же в эпизоде «Акакий Акакиевич и директор» мы видим, что последний даёт работу («…дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул, да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье») не потому, что желает «вознаградить его за долгую службу», а потому что хочет, чтобы Акакий Акакиевич купил себе новую шинель: в старой нельзя показаться на глаза «его превосходительству». Таким образом, непритязательность нашего героя в фильме оттенена ещё ярче.


Строгая экономия
AVI / 3.61 Мб

Строгая экономия Акакия Акакиевича в фильме представлена всего его неколькими фразами: «Топите печку через день» и «Щи можно и без мяса», в то время как в повести этот момент описан довольно обстоятельно: «… изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что̀ понадобится делать, итти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякой раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самым временем». Помимо этого, в фильме есть эпизоды, отсутствующие в повести: неудачная попытка Акакия Акакиевича заложить вещи и такая же неудачная попытка заработать деньги переписыванием бумаг на дому. На фоне всех этих перипетий премия, назначенная «не сорок или сорок пять, а целых шестьдесят рублей» в фильме выглядит просто чудом: Акакий Акакиевич, узнавший об этом, молится оказавшейся рядом иконе. И зритель невольно верит в чудо, возможное в мире, где царит расчёт и обман.


Неожиданная премия
AVI / 9.77 Мб

Подруга жизни
AVI / 7.57 Мб

Моль!..
AVI / 6.7 Мб

Интересно обыгрывается в фильме фраза повести: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Акакий Акакиевич кладёт шинель на свою кровать (другого подходящего места для такой дорогой вещи у него не находится), отвернувшись, слышит храп – в испуге оборачивается и усмехается: это храпит его квартирная хозяйка за стеной, а не его шинель… Далее Акакий Акакиевич ложится в кровать рядом с шинелью (ну чем не подруга жизни!), погружается в блаженные мысли и вдруг – замечает моль!.. После нескольких попыток он ловит это насекомое и - что бы вы думали?- выпускает её в форточку. Незлобивость героя, его невозможность причинить боль даже вредному насекомому в этом коротком эпизоде звучит особенно выразительно. Сценарист и режиссёр пусть и немного по-своему, но образно передали трепетное отношение героя к своей шинели.


Прогулка
AVI / 2.95 Мб

Несколько переосмыслено и то, как изменилось отношение к Акакию Акакиевичу после приобретения новой шинели: кучер приглашает его прокатиться в санях, называя «ваше благородие», что повергает нашего героя в приятное смущение, и мы радуемся за Акакия Акакиевича, в котором стали признавать человека.


Грабёж
AVI / 20.02 Мб

Холодное пространство Петербурга
AVI / 8.07 Мб

Крики о помощи
AVI / 2.91 Мб

Несколько отлично изображены в фильме и обстоятельства, при которых происходит похищение шинели: в безлюдных местах Акакий Акакиевич оказывается потому, что женщина лёгкого поведения заставляет его сыграть роль своего папеньки, чтобы скрыться от полицейского, следящего за ней. И вот Акакий Акакиевич, растерянный, но польщённый, идёт её провожать. Оказавшись в безопасности, женщина, посмеявшись над нашим наивным героем, бросает его, и Акакий Акакиевич оказывается в незнакомом месте, но не на пустынной площади, как в повести, а в тёмной и бесконечной галерее, где и встретились ему грабители. Очнувшись, Акакий Акакиевич кричит, но галерея только эхом отвечает ему – так в фильме подчёркнуто безлюдное и холодное пространство Петербурга. Мало того, в повести Гоголя мы видим будочника, к которому в итоге подбегает несчастный Акакий Акакиевич с угрозами. А в фильме мы видим полное безлюдье: Акакий Акакиевич то бьётся в запертую решётку, то пытается докричаться до людей в одиноко светящемся окне и в бессильном порыве убегает. Таким образом, в фильме усилена трагедия произошедшего.


У значительного лица
AVI / 26.09 Мб

Сцена у значительного лица также своеобразно выражает идею повести. Во-первых, Акакий Акакиевич поднимается по бесконечной пустынной лестнице, как будто она ведёт не к начальнику департамента, а к самому божеству. Значительное лицо принимает его сразу (в повести, как мы помним, генерал хотел показать свою важность старинному другу). Акакий Акакиевич вбегает к нему в том же бессильном порыве, какой показан ещё в сцене после ограбления. Генерал принимает его довольно дружелюбно, как будто стараясь успокоить посетителя, дружелюбно объясняет: «Об этом вы бы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне …» и только после возражения Акакия Акакиевича: «… секретари того… ненадежный народ …» он повышает голос до крика, хватает Акакия Акакиевича за сюртук и трясёт. И в этот момент как будто догадка пробегает по лицу – он снимает сюртук, оставляя его значительному лицу, и спешит к выходу. Таким образом, авторы фильма хотят подчеркнуть лицемерие значительного лица, его стремление казаться великодушным, демократичным, которое легко разоблачается. Мало того, значительное лицо как будто тоже является соучастником ограбления – ведь он не оказал никакой поддержки, защиты «маленькому человеку». В то время как у Гоголя значительное лицо от природы не лишено добрых чувств: «Прежде всего долг справедливости требует сказать, что одно значительное лицо, скоро по уходе бедного распеченного в пух Акакия Акакиевича, почувствовал что-то вроде сожаления. Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то̀, что чин весьма часто мешал им обнаруживаться. Как только вышел из его кабинета приезжий приятель, он даже задумался о бедном Акакии Акакиевиче. И с этих пор почти всякий день представлялся ему бледный Акакий Акакиевич, не выдержавший должностного распеканья. Мысль о нем до такой степени тревожила его, что, неделю спустя, он решился даже послать к нему чиновника узнать, что́ он и как, и нельзя ли в самом деле чем помочь ему; и когда донесли ему, что Акакий Акакиевич умер скоропостижно в горячке, он остался даже пораженным, слышал упреки совести и весь день был не в духе».


Слухи о привидении
AVI / 5.33 Мб

По-своему решил режиссёр и эпизод болезни и смерти Акакия Акакиевича. В повести рядом с Акакием Акакиевичем до конца его дней – лишь доктор и хозяйка: «Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата, болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины; а впрочем тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут». А в фильме расплачивается с доктором молодой чиновник, причём по фразе доктора мы догадываемся, что Акакия Акакиевича можно было спасти, если обратиться раньше. В фильме слова доктора звучат как приговор.


Полиция навещает квартиру после смерти
AVI / 7.79 Мб

Также в фильме слухи о приведении рождаются сразу же после смерти Акакия Акакиевича, мы видим пустой стол за которым когда-то он сидел – знак того, что его место занять некому, возможно потому, что второго такого чиновника, как наш герой, не найти. В книге же сослуживцы Акакия Акакиевича долго остаются в неведении по поводу его смерти: «Несколько дней после его смерти послан был к нему на квартиру из департамента сторож, с приказанием немедленно явиться: начальник-де требует; но сторож должен был возвратиться ни с чем, давши отчет, что не может больше прийти, и на запрос: «почему?» выразился словами: «да так, уж он умер, четвертого дня похоронили.» Таким образом узнали в департаменте о смерти Акакия Акакиевича, и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее».

Ещё более интересным выглядит эпизод посещения квартиры полицейскими, ведь в повести этого нет. Режиссёр хочет подчеркнуть абсурдность происходящего: полицейский, видя своими глазами мёртвого Башмачкина, всё равно спрашивает, не выходил ли он из дому.

Таким образом, подводя итог нашим наблюдениям над фильмом, следует отметить, что в фильме несколько смягчено отношение к Акакию Акакиевичу со стороны других героев, окружающие его люди человечнее, добрее. Да и сам Акакий Акакиевич не выглядит таким уж незначительным, незаметным. В то же время значительное лицо обрисовано в фильме более жёсткими красками. Авторы  включили  эпизоды, отсутствующие в повести, но по-своему выражающие её идею.

Литература:

Михайлова М.В. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе: Аксиологический подход. – Смоленск: СОИУУ, 2006.


 

Ссылки на интернет-источники:


 

http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=195&author=26

http://itaka.pw/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA

http://vboge.com/dict/vihlyancev/b/brat/

http://ria.ru/gogoтl_mm/20090402/166784623.html

http://literatura5.narod.ru/gogol_brodsksy_schinel.html

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Легоцкая Вера Сергеевна, 18.07.19 в 17:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Татьяна Николаевна, интересный урок!
Стригачева Татьяна Николаевна, 19.07.19 в 16:13 1Ответить Пожаловаться
Рада, что вам понравилось, Вера Сергеевна. Моим ученикам особенно понравился третий урок. Не достучаться сейчас до них без такой наглядности.

Отредактировано 19-07-2019 16:15

Легоцкая Вера Сергеевна, 19.07.19 в 16:25 0Ответить Пожаловаться
Согласна, Татьяна Николаевна, сейчас думают глазами!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 21.07.19 в 05:47 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, спасибо за материал! Подробно и доступно! У нас по программе Сухих "Шинель" в 7 классе. И тоже за 3 часа. Очень сложно идёт.
Стригачева Татьяна Николаевна, 22.07.19 в 11:39 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв,Наталья Юрьевна, буду рада, если что-то в моей разработке вы будете использовать в своей работе. В современных условиях "страшно далека она ("Шинель")от народа", тем более от семиклассников...
Татьяна Немчинова, 29.08.19 в 18:32 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, спасибо за прекрасную разработку: обожаю глубокую работу с текстом на уроке. У нас по программе, к счастью, "Шинель" в 9 классе. В 7-ом - это что-то нереальное)))
Стригачева Татьяна Николаевна, 30.08.19 в 14:11 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, пользуйтесь, Татьяна! "Глубокая работа с текстом" - на том стояла и стоять будет школьная литература! )))

Отредактировано 30-08-2019 14:13

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.