Проверочная работа в формате ВПР по биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы (обобщение)»

3
0
Материал опубликован 17 January 2018 в группе

Проверочная работа по БИОЛОГИИ

5 КЛАСС

тема «Бактерии. Грибы»

 

Инструкция по выполнению работы

 

 

На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания записывайте в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости пользуйтесь черновиком. Записи в черновике не проверяются и не оцениваются. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то вернитесь к пропущенным заданиям и выполните их.

 

Желаю успеха!

Типы заданий система оценивания проверочной работы

Задание 1 направлено на выявление учащимися уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение различать на рисунке основные части биологического объекта. Вторая часть задания требует соотнести изображённый объект с выполняемой функцией. Третья часть задания проверяет умение проводить классификацию по выделенным признакам.

Задание 2 проверяет понимание учащимися основных процессов жизнедеятельности. Задание 3 требует от обучающихся проявить умение использовать методы описания биологических объектов по определённому плану.

Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных представлений о практической значимости биологических объектов для человека.

Задание 5 направлено на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части.

Задание 6 позволяет выявить умение учащихся использовать биологические термины в заданном контексте. Оно предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня.

Задание 7 предполагает работу учащихся с табличным материалом. Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные. Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, о которых идёт речь в таблице. Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, о которых идёт речь в таблице.

Задание 8 направлено на выявление умений учащихся работать с текстом биологического содержания. Первая часть задания требует выделить в содержании текста признаки в соответствии с поставленной задачей. Вторая часть задания предполагает письменное описание биологического объекта по приведённому плану.

Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности

В таблице представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 21

Базовый

6(8)1

17

81

Повышенный

2

4

19

Итого

8

21

100

 

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 27,5 баллом. Правильный ответ на задание 1 оценивается в 5 баллов: часть 1.1 – 2 балла, часть 1.2 – 1 балл, часть 1.3 – 2 балла Правильный ответ на каждое из заданий 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задание 3 оценивается 2,5 баллами (0,5 балла за верный ответ), 6- 3 баллами. Правильный ответ на задание 7 оценивается в 5 баллов. Правильный ответ на задание 7.1. оценивается 2 баллами. Правильный ответ на задание 7.2 оценивается 1 баллом.

Часть 7.3 оценивается в соответствии с критериями.

Задания 1 и 8 содержат элементы как базового, так и повышенного уровней сложности Правильный ответ на задание 8 оценивается в 4 балла: каждая из частей задания оценивается в 2 балла. Полный правильный ответ на часть 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Часть 8.2. оценивается в соответствии с критериями. Таблица 4 Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале «2», «3», «4» , «5».

Первичные баллы 0–12, 13–17, 18–22, 23–27,5.

Вариант 1

Номер задания

Правильный ответ

1.2.

Спора.

1.3.

мухомор- ядовитый гриб. Все остальные- съедобные

2

Спорообразование

3

Шляпочный, трубчатый, съедобный, полезный, сапрофит

4

1. Собирать нужно только те грибы, о которых ты знаешь, что они съедобны.
2. Грибы, которые вызывают сомнение, ядовиты они или нет, собирать нельзя.
3. Категорически запрещается сбор грибов, у основания ножки которых имеется клубневидное утолщение окруженное оболочками.
4. Нужно стараться брать грибы (особенно сыроежки) с целой ножкой, чтобы не потерять важный признак, указанный в 3 правиле.
5. При сборе шампиньонов, чтобы не спутать их с бледной поганкой, необходимо обращать пристальное внимание на цвет пластинок, расположенных с нижней стороны шляпки ( у 
шампиньона они бледно-розовые или темно-бурые, а у бледной поганки всегда белые).
6. Нельзя собирать переросшие грибы.
(правила могут быть иными)

5

Головка со спорами

6

Бацилла, шарообразные, вибрион, спирилла (4, 6, 3, 7)

7.1

пеницилл, 2- белый гриб, 3- дрожжи

7.2

дрожжи, 2- пеницилл, 3- белый гриб

7.3.

1) сморчок; 2) подберёзовик, подосиновик, сморчок, шампиньон; 3) сморчок

8.1.

2 предложение

8.2.

4,5 предложения

8.3.

Минеральные и органические вещества

8.4.

Моховик пёстрый, скрипница, рядовка (могут быть другие ответы из текста)

8.5.

Особенно ценны те грибы, которые богаты белками, углеводами, витаминами, ферментами (или указаны грибы: белый гриб, рыжик настоящий, груздь настоящий).

   

Номер задания

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1.1.

Верно выполнено всё задание

2

Верно подписаны только две-три части

1

Верно подписана только одна часть гриба ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

1.3.

Верно выполнено всё задание: написано лишнее понятие и дано объяснение

2

Верно названо лишнее понятие

1

Лишнее понятие названо неверно независимо от наличия или отсутствия объяснения

0

Максимальный балл

2

3

Верно выполнено всё задание

2,5

Каждый верный ответ

0,5

Максимальный балл

2,5

4

Одно правило (заболевание)

1

Максимальный балл

6

6

Верный ответ

3

Три верных ответа

2

Два верных ответа

1

Один верный или все неверные ответы

0

Максимальный балл

3

7.1.

Верный ответ

2

Допущена одна ошибка

1

Допущено две ошибки или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

7.2

Верный ответ

1

Неверный ответ

0

Максимальный балл

1

7.3.

Верно даны ответы на три вопроса

2

Верно даны ответы на любые два вопроса

1

Верно даны ответы на один любой вопрос или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

8.1

Верный ответ

1

8.2

Верный ответ

3

Три верных ответа

2

Два верных ответа

1

Один верный или все неверные ответы

0

Максимальный балл

3

Вариант 2

Номер задания

Правильный ответ

1.2.

Жгутик

2

Деление клетки

1.3.

Туберкулёзная палочка- бактерия, вызывающая заболевание или (паразит). Все остальные- полезные бактерии или (сапрофиты)

3

Шляпочный, пластинчатый, ядовитый, вредный, сапрофит

4

Грибы- паразиты: головня, спорынья- поражают плоды злаковых растений, трутовики- вредители леса, фитофтора- поражают клубни и плоды, серая гниль- поражает плоды, грибок кожи- поражает кожу человека (допустимы другие ответы)

5

Кисточка со спорами

6

Гетеротрофы, сапротрофы, паразиты, автотрофы. (6, 3, 4, 2)

7.1

фитофтора, 2- дрожжи, 3- опята

7.2

опята, 2- фитофтора, 3- дрожжи

7.3

1) белые, 2) маслята, лисички, сыроежки; 3) маслята

8.1.

5 предложение

8.2.

3,4.

Водная, почвенная, наземно- воздушная, организменная

-83- +90 (амплитуда= 173 градуса)

В воздухе в хвойных лесах мало бактерий

Номер задания

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1.1.

Верно выполнено всё задание

2

Верно подписаны только две-три органоида бактерии

1

Верно подписана только один органоид ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

1.3.

Верно выполнено всё задание: написано лишнее понятие и дано объяснение

2

Верно названо лишнее понятие

1

Лишнее понятие названо неверно независимо от наличия или отсутствия объяснения

0

Максимальный балл

2

3

Верно выполнено всё задание

2,5

Каждый верный ответ

0,5

Максимальный балл

2,5

4

Одно правило (заболевание)

1

Максимальный балл

6

6

Верный ответ

3

Три верных ответа

2

Два верных ответа

1

Один верный или все неверные ответы

0

Максимальный балл

3

7.1.

Верный ответ

2

Допущена одна ошибка

1

Допущено две ошибки или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

7.2

Верный ответ

1

Неверный ответ

0

Максимальный балл

1

7.3.

Верно даны ответы на три вопроса

2

Верно даны ответы на любые два вопроса

1

Верно даны ответы на один любой вопрос или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

8.1

Верный ответ

1

8.2

Верный ответ

3

Три верных ответа

2

Два верных ответа

1

Один верный или все неверные ответы

0

Максимальный балл

3

Номер задания

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

7.3

Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса:

подберёзовик,

подберёзовик, подосиновик, сморчок, шампиньон.

сморчок

 
 

Правильно даны ответы на три вопроса

3

 

Правильно даны ответы на первый и второй или второй и третий вопросы

2

 

Правильно даны ответы на второй вопрос

1

 

Правильно дан ответ только на один из1 или 3 вопросы или ответ неправильный

0

 

Максимальный балл

3

Проверочная работа по биологии 5 класс

Тема «Бактерии и Грибы»

класс

Фамилия

Имя

     

I вариант

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке шляпку, ножку, плодовое тело, грибницу гриба.

1.2. Какая часть плодового тела обеспечивает размножение гриба?

Ответ:

1.3. В приведённом ниже списке все грибы за исключением одного, объединяет общий признак. Выпишите гриб, лишний в этом списке. Объясните свой выбор.

Подберёзовик, мухомор, груздь, маслёнок

Ответ:__________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

2. Какой процесс изображён на рисунке? Охарактеризуйте его.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Опишите гриб подберёзовик, подчеркнув верные ответы в тексте, по следующему плану:

А) шляпочный или плесневый Б) трубчатый или пластинчатый В) съедобный или ядовитый

Г) полезный или вредный Д) паразит или сапрофит

4. Перечислите правила, которые нужно соблюдать при сборе грибов?

1. 2.

3. 4.

5. 6.

5. Ученик рассматривал под микроскопом микропрепарат и сделал следующий рисунок. Что на рисунке он обозначил буквой А?

А

 

6. Вставьте в текст «Форма бактерий» пропущенные слова (цифры) из предложенного списка.

Форма бактерий

В зависимости от формы клетки бактерии различают: палочковидные- ___(А), ___- кокки, в виде запятой- ___ (В), спиралевидные- ___(Г).

Список слов:

1. спирохеты; 2. кокки; 3. вибрионы; 4) бациллы; 5. паразиты 6. шаровидные 7. спириллы

7.1. Рассмотрите рисунок. Подпишите название грибов.

1 2 3

7.2. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующий гриб, который применяется при их изготовлении.

1 2 3

___________________________________________________________________________

7.3. Используя таблицу «Состав грибов», ответьте на вопросы.

Какие грибы содержат больше всего воды?

Ответ: ______________________________

В каких грибах содержится более 90% воды?

Ответ: ______________________________________________________________________

В каком грибе содержится больше всего золы и воды?

Ответ: ______________________________

8. Прочитайте текст и выполните задания.

Многие грибы являются полезными и питательными. 2. Грибы богаты белкомуглеводами. 3. Грибы содержат минеральные веществакалийфосфорсерумагнийнатрийкальцийхлор. 4. Содержат они и витаминыА, витамины группы В, С, большие количества витамина D и витамина РР, которые необходимы для нормального обмена веществ. 5. В грибах также имеются ферменты, которые, ускоряя расщепление белков, жиров и углеводов, способствуют лучшему усвоению пищи.6.Особенно ценны в пищевом отношении белый гриб, рыжик настоящийгруздь настоящий. 5. Моховик пёстрыйскрипицаопёнок луговойвёшенкагриб-зонтикмокрухарядовкидождевики- малоизвестные и редко собираемые съедобные грибы.

8.1. В каком предложении описывается, что грибы богаты органическими веществами?

Ответ: ______________________________

8.2. . В каких предложениях говорится, что вещества, содержащиеся в грибах, необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.

Ответ: ______________________________

8.3. Перечислите все группы веществ, содержащиеся в грибах

 

Ответ: ____________________________________________________________________________

8.4. Назовите несколько видов грибов, которые человек собирает не часто.

Ответ: ___________________________________________________________________

8.5. Какие грибы особенно ценит человек?

Ответ: _____________________________________________________________________________

Проверочная работа по биологии 5 класс

Тема «Бактерии и Грибы»

класс

Фамилия

Имя

     

II вариант

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке оболочку, ядерное вещество,цитоплазму и жгутик

1.2. Укажите, какой органоид обеспечивает передвижение бактерии?

Ответ: _____________________________________

1.3. В приведённом ниже списке названы бактерии. Все они, за исключением одной, имеют общее значение. Выпишите ту, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Туберкулёзная палочка, азотфиксирующая бактерия, молочно- кислая бактерия, бифидобактерия.

Ответ: _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой процесс изображён на рисунке? Опишите его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите гриб мухомор, подчеркнув верные ответы в тексте, по следующему плану:

А) шляпочный или плесневый Б) трубчатый или пластинчатый В) съедобный или ядовитый

Г) полезный или вредный Д) паразит или сапрофит

4. Перечислите грибы- паразиты и какие заболевания они могут вызывать

1. 2.

3. 4.

5. 6.

5. Ученик рассматривал под микроскопом микропрепарат и сделал следующий рисунок. Что на рисунке он обозначил буквой А

А

 

6. Вставьте в текст «Питание бактерий» пропущенные слова (цифры) из предложенного списка.

Питание бактерий

Большинство бактерий по типу питания- ___(А), т.к. питаются готовыми органическими веществами.

По способу питания они делятся на ___(Б), получающие органические вещества из отмерших организмов, и ___(В), питающиеся органическими веществами живых организмов. Некоторые бактерии ___(Г), способны создавать органические вещества из неорганических.

Список слов:

аэробы; 2. автотрофы; 3. сапротрофы; 4. паразиты; 5. споры; 6. гетеротрофы; 7. кокки

7.1. Рассмотрите рисунок. Подпишите название грибов

1 2 3

 

7.2. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующий гриб, который применяется при изготовлении этой продукции или вызывает заболевание.

1 2 3

7.3. Используя таблицу «Состав грибов», ответьте на вопросы.

Какие грибы самые калорийные?

Ответ: ______________________________

В каких грибах содержится более 90% воды?

Ответ: ______________________________________________________________________

В каких грибах содержится меньше всего жиров и минеральных веществ?

Ответ: ______________________________

 

8. Прочитайте текст и выполните задания.

1. Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в песках пустынь, на дне океана и даже в добытой с огромных глубин нефти.

2. Они живут во льдах Антарктиды при температуре –83 °С и в горячих источниках, температура которых достигает +85—90 °С.3. Особенно много их в почве. 4. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. 5. Обитают они на растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела. 6. Очень мало бактерий в хвойных лесах.

8.1. В каком предложении описывается, что бактерии могут жить в живых организмах ?

Ответ: ______________________________

8.2. . В каких предложениях говорится, что в почве больше всего бактерий?

Ответ: ______________________________

8.3. Перечислите среды жизни, где могут жить бактерии.

Ответ: _____________________________________________________________________________

8.4. Какова амплитуда температур, при которой могут жить бактерии?.

Ответ: ______________________________

8.5. Почему санатории человек часто строит в хвойных лесах?

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.