12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: закрепить знания по теме «Бактерии. Грибы. Лишай­ники»; в занимательной игровой форме провести смотр знаний по данной теме; проверить теоретические знания и практические навыки.

Оборудование: шляпа и бумажки с вопросами по теме «Бак­терии», микроскопы, карточки с терминами и названиями по теме «Лишайники», таблицы: «Царства живой природы», «Бактерии», «Формы бактерий», «Строение растительной клет­ки», «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и не­съедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи», «Лишайники», рисунки и увеличенные фотографии колоний бактерий на ис­кусственных питательных средах, плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, споры­нья, дрожжи, муляжи плодовых тел шляпочных грибов, готовые микропрепараты: «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя», «Плесневый гриб мукор», коллекция лишайников различной формы.

Ключевые слова и понятия: бактерии, грибы, лишайники

Ход урока

Актуализация знаний

Закрепление знаний и умений

Закрепление и обобщение знаний, полученных на предыду­щих уроках, лучше провести в виде игры. В этом случае в легкой, непринужденной форме происходят повторение, систематизация и обобщение изученного материала. Перед началом игровой ча­сти урока учитель просит трех учеников, лучше всего усвоивших материал этого блока, помочь ему в проведении игр. Класс делит­ся на три команды (например, по рядам). Каждый из учеников- помощников курирует одну из команд.

Тест по теме «Царство Бактерий» -

Часть 1

Ответьте на предложенные вопросы, выберите только один

правильный ответ.

1.Какое строение имеет бактерия?

а) многоклеточное б) одноклеточное

2.При неблагоприятных условиях бактерии:

а) превращаются в паразитов в) все погибают

б) образуют спору г) начинают быстро делиться

3.Какие бактерии сами способны создавать органические вещества?

а) паразиты б) сапрофиты в) сине – зелёные бактерии

4. Как называются бактерии изогнутые в виде запятой?

а) кокки б) бациллы в) вибрионы г) спириллы

5.Какие бактерии питаются органическими веществами отмерших

организмов?

а) паразиты б) сапрофиты в) сине – зелёные бактерии

Часть 2

6. Ответьте на предложенные вопросы, выберите три правильных ответа. В состав клетки бактерий входят:

А) цитоплазма Б) хлоропласты В) ядерное вещество

Г) жгутики Д) спора Е) вакуоль с клеточным соком

7. Установите соответствие видов бактерий и функций, которые они выполняют

Вид бактерий

Функция

1. Молочно – кислые

2. Болезнетворные

3.Почвенные бактерии

гниения

4. Клубеньковые

А. Вызывают чуму у человека

Б. Обогащают почву азотом, поглощая его из воздуха

В. Ппроизводство кисло – молочных продуктов

Г. Очищают поверхность земли от трупов животных и остатков растений и образуют перегной

Ответ дайте в форме таблицы

1

2

3

4

       

Часть 3

Дайте определения: «Бактерии», «паразиты», «симбиоз

Результаты работы:

«5» - 15 – 14 баллов

«4»-13 – 11 баллов

«3» - 10 – 8 баллов

«2» - 7 баллов и меньше

Игра «Узнай меня» (по теме «Грибы»)

Ученики сидят на своих местах за партами.

На столах, стоящих чуть впереди, стоят микроскопы. Учитель заранее готовит конвер­ты с заданием для каждой из команд. В конверте находятся гото­вые микропрепараты: «Гриб мукор», «Плесневый гриб пеницилл» или «Дрожжи», а также сопроводительная карточка с перечнем пронумерованных заданий, которых должно быть не меньше, чем учеников в одной команде.

Образец задания для игры

Что за гриб представлен на данном микропрепарате?

Ответьте на вопросы.

Особенности строения мицелия этого гриба. (Однокле­точный или многоклеточный, количество ядер в клетках.)

Особенности размножения.

Места обитания.

Способ питания (автотроф, гетеротроф, сапротроф, паразит и т. д.).

Положительная роль в жизни человека.

Отрицательная роль в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Роль в природе.

Задача первого ученика — рассмотреть микропрепарат в мик­роскоп и определить, что это за гриб. После этого он сообщает его название ученику, сидящему за ним, который должен ука­зать особенности строения его мицелия (задание 2 из сопрово­дительной карточки). Третий ученик выполняет задание 3 и т. д. За каждый верный ответ команда получает один балл, за неточный ответ — 0,5 балла, за неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов. По итогам конкурса выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Кроссворд грибы

Вопросы

Вещество – продукт жизнедеятельности дрожжевых клеток.

2.       Способ вегетативного размножения дрожжевых клеток.

3.       Грибы, получающие питание за счет других живых организмов.

4.       Совместное взаимовыгодное существование, например осины и подосиновика.

5.       Плесневый гриб сапрофит, растущий, например, на хлебе.

6.       Гриб, широко культивируемый в  искусственно созданных условиях.

7.       Второе название грибокорня.

8.       Вещество, образующее клеточную оболочку гриба.

9.       Особые клетки, с помощью которых грибы размножаются.

10.   Второе название грибницы.

11.   Микроскопические грибы с клетками шарообразной формы, питающиеся растворами глюкозы.

Ответы

1.спирт

2. почкование

3. паразиты

4. симбиоз

5. мукор

6. шампиньон

7. микориза

8 хитин

9. споры

10. мицелий

11. дрожжи

Игра «Объяснялки» (по теме «Лишайники»)

Игроки (по одному) от трех команд садятся за стол, на котором лежат карточки с названиями лишайников или форм слоевища лишайников, а также с любыми терминами по теме «Лишайники». Задача ученика объяснить игрокам своей команды слово, запи­санное на карточке, прочитав его про себя. Он может это сделать, давая определения или характеристики термина. Ученик не имеет права употреблять однокоренные слова. Команде нужно как мож­но быстрее угадать слово. Если она не может назвать его, право ответа переходит к соперникам (отвечает ученик, первым под­нявший руку). За правильно угаданное слово начисляется 1 очко.

Игроки самостоятельно решают, кто будет объяснять сло­ва, а кто угадывать (можно построить игру так, чтобы каждому из учащихся досталось по одному слову, которое он должен будет объяснить). Выигрывает команда, набравшая наибольшее коли­чество баллов.

Помощники подсчитывают количество баллов, набранных каждой из команд, и подводят итоги. Команда, набравшее наи­большее число баллов, выигрывает.

Термины

Лишайники  — симбиотический  комплекс, в состав  которого входит гриб и водоросли.
Слоевище  (таллом) — тело лишайников, не имеющее в своем составе вегетативных органов, образованное гифами гриба и водорослями.

Микобионт — часть лишайника, образованная гифами гриба.
Фикобионт-часть   лишайника,  образованная  водорослями. Распределение водорослей  в структуре  таллома может быть  различным, в связи с  чем различают гомомерные  и гетеромерные талломы. В структуре  гомомерного  таллома водоросли  равномерно располагаются по всей толще. У лишайников с гетеромерным талломом поверхностные  части таллома образованны гифами, которые плотно переплетены между собой, а в промежуточной части между гифами располагаются водоросли.
Корковые (накипные) лишайники — лишайники, имеющие вид налета, который  плотно фиксирован на поверхности коры дерева, на камнях,  скалах и т. д.
Листовидные лишайники — лишайники, имеющие вид листочков, которые неплотно фиксированы к подлежащей поверхности.

Кустистые  лишайники — лишайники, имеющие вид кустиков.
Кустистые лишайники фиксируются к подлежащей  поверхности только основанием таллома.
Водоросли — представители  группы  низших  растений.  Водоросли могут  обитать в водоемах с морской  и пресной  водой, на влажных поверхностях  различных предметов.

Кроссворд лишайники


 

Вопросы

1.Часть тела лишайников, нити которой поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли.

2. Название лишайников, плотно прирастающих к твердым телам, например камням.

3. Тело лишайника.

4.  Лишайник золотисто – желтого цвета, часто встречающийся на коре осин.

5.  Совместное взаимовыгодное существование организмов, например одноклеточных водорослей и грибницы.

6.  Часть тела лишайника, зеленые клетки которого выполняют функцию фотосинтеза и снабжают водоросль органическими веществами.

7. Группа лишайников, тело которого образовано пластинками различной окраски

8. Вещества, выделяемые лишайниками и разрушающие горные породы.

9.   Ветвистые розовые, серые или белые лишайники

10.   «Олений мох»

Ответы

1.грибница

2. накипные

3. слоевище

4. ксантория

5. симбиоз

6. водоросль

7. листоватые

8. кислоты

9. кустистые

10 ягель

Подведение итогов урока

Учитель подводит итоги игры.

Домашнее задание

Составить кроссворд по темам «Бактерии», «Грибы», «Лишай­ники» (на выбор учащегося).

Творческое задание. Подумать, почему такие организмы, как бактерии, грибы и лишайники, традиционно изучаются в школе вместе с растениями. Какие черты их роднят с царством растений, а какие являются характерными только для представителей этих групп организмов?

Интенсив "Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии"

 

 

 

 

Лишайники. Это нужно знать для экзамена. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по биологии

 

 

 

 

 

Царство Грибы. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по биологии

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

 В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

 Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.