Прямая речь

0
0
Материал опубликован 28 September

Учебник (УМК): предметная линия под ред. Н.М.Шанского. Русский язык 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение

Тема урока: «Прямая речь».

Тип урока: урок изучения нового материала и применение новых знаний на практике.

Цели урока:развивать понятие о предложениях с прямой речью, научить определять прямую речь и слова автора; отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи;

- развивать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас детей; развивать умения работать в парах; развивать сообразительность, мышление, память;

- создать у учащихся положительную мотивацию к уроку путем вовлечения каждого в активную деятельность4 воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятием «прямая речь», закрепить знания по теме «Прямая речь», сформировать умение употреблять и находить предложения с прямой речью в речи.

Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением.

Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме, умение вести самостоятельный поиск информации.

Структура и ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Организовать готовность учащихся к работе на уроке; создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку.

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.

Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения

Подготовка к основному этапу урока

Обеспечение мотивации учения детьми

Вводное слово учителя:

-Решите лингвистическую задачу. Перед вами карточки. Ваша задача – ответить на вопросы. Если отвечаете верно, пишу букву на доске. Сложив все буквы, узнаете тему урока.

Лингвистическая задача:

1.Найдите «лишнее слово»: белый, белила, белка, белить.

2.Найдите все существительные: Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

3.Найдите слово без приставки: пожелтеть, поилка, поливалка, поломка.

4.Сколько звуков и букв в слове: съедобен.

5.Раскройте скобки: (в)долг, (с)вернула.

6.Вставьте безударную гласную: рано пос( )дел, пос( )дел за партой.

7.Вставьте, если нужно, ь: ноч( )ной, купат( )ся

8.Подберите антонимы: большой, высокий

9.Расставьте знаки препинания: Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы.

10.Найдите грамматическую основу: В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами










П



Р




Я




М


А


Я



Р


Е


Ч




Ь

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме.

Логические: анализ объектов с целью восполнение недостающих компонентов.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Изучение нового

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися

Итак, тема нашего урока?

Кто знаком с этим понятием?

Скажите, из чего состоит наша речь?

Для чего нужна нам речь?





Вот вы постоянно разговариваете друг с другом. Какую речь вы используете?

Правильно. Значит, разговариваете вы на прямую. Прямая речь (ПР) – это чьи – либо слова, которые передаются дословно, без изменений. ПР сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, к кому обращена ПР. ПР и слова автора связаны между собой по смыслу и интонационно, они образуют предложения с ПР.

Читают: «Прямая речь»





Из слов, предложений.



Для общения, чтобы выражать свои мысли, чувства.

Диалог

Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. 

Познавательные: выбор наиболее эффективного способа  решения проблемы (анализ примеров); умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичная проверка и коррекция, закрепление способов действий

Обеспечить первичное восприятие, осмысление и запоминание материала учащимися

Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке? Чему должны научиться?

Это и есть задачи нашего урока.

Находить предложения с ПР.

Уметь их записывать, ставить знаки препинания.

Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. 

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Обобщение и систематизация знаний

Обобщить и систематизировать первичное запоминание материала учащимися

Учитель предлагает поработать с учебником: прочитать правила на стр.113 и орфограмму 5, отметить, что знали и чего не знали по теме.

Попробуйте задать вопросы друг другу по прочитанному.












Работа с учебником: упр.246 247

Работают с учебником






1.Как называется прямая передача чьих-либо слов? (Прямая речь)

2.Какими словами сопровождается ПР? (Словами автора)

3.Где могут находиться слова автора в предложении с ПР? (Перед и после ПР)

4.Какими знаками препинания сопровождаются предложения с ПР? (Кавычки, запятая, тире)

И др. вопросы


Выполняют упражнения (схемы, запись предложений)

Познавательные: выделять существенную информацию; уметь осмысленно объяснять значение увиденного, выбирать детали в зависимости от поставленной цели.

Личностные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, учатся понимать на слух ответы обучающихся, формулировать собственное мнение и позицию

Физкультминутка

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Мальчики потопали,

Девочки похлопали. Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

Дети выполняют упражнения:


Топают

Хлопают


Вертятся

Сели


Глаза закрыли

Считают вслух до 5

Открывают, моргают

Садятся за парты


Контроль и самопроверка знаний

Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий

Определить недостатки в знаниях и умениях

Хотите почувствовать себя исследователями? Предлагаю восстановить текст








Тексты перед детьми на партах:

Прямая речь – это слова ________ , передаваемые без изменения.

В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания.

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Подведение итогов. Рефлексия


Вспомним, чему научились сегодня:

1) Что такое ПР? 

2) Из каких частей состоит предложение с ПР? 

3) Где может стоять в предложении ПР? Слова автора? 

4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с ПР? (в каком порядке идут ПР и слова автора)

5) Как пишется ПР?

6) Как ставятся знаки препинания, если ПР стоит после слов автора? Перед словами автора?


Организует рефлексию

Отвечают на вопросы





















Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия:

- Я сегодня себя могу похвалить за …

- Мне необходимо поработать над …

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Информация о Д.З.

Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания

Параграф 48 (правило, схемы). Упр.249 или 5 предложений с ПР из литературных произведений

Записывают Д.З. в дневники

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата



7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.