Прямая речь
Учебник (УМК): предметная линия под ред. Н.М.Шанского. Русский язык 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение
Тема урока: «Прямая речь».
Тип урока: урок изучения нового материала и применение новых знаний на практике.
Цели урока: - развивать понятие о предложениях с прямой речью, научить определять прямую речь и слова автора; отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи;
- развивать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас детей; развивать умения работать в парах; развивать сообразительность, мышление, память;
- создать у учащихся положительную мотивацию к уроку путем вовлечения каждого в активную деятельность4 воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с понятием «прямая речь», закрепить знания по теме «Прямая речь», сформировать умение употреблять и находить предложения с прямой речью в речи.
Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением.
Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме, умение вести самостоятельный поиск информации.
Структура и ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Организовать готовность учащихся к работе на уроке; создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке | Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: - Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. | Включаются в деловой ритм урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
Подготовка к основному этапу урока | Обеспечение мотивации учения детьми | Вводное слово учителя: -Решите лингвистическую задачу. Перед вами карточки. Ваша задача – ответить на вопросы. Если отвечаете верно, пишу букву на доске. Сложив все буквы, узнаете тему урока. Лингвистическая задача: 1.Найдите «лишнее слово»: белый, белила, белка, белить. 2.Найдите все существительные: Вода перестала течь. В лодке открылась течь. 3.Найдите слово без приставки: пожелтеть, поилка, поливалка, поломка. 4.Сколько звуков и букв в слове: съедобен. 5.Раскройте скобки: (в)долг, (с)вернула. 6.Вставьте безударную гласную: рано пос( )дел, пос( )дел за партой. 7.Вставьте, если нужно, ь: ноч( )ной, купат( )ся 8.Подберите антонимы: большой, высокий 9.Расставьте знаки препинания: Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы. 10.Найдите грамматическую основу: В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами | П Р Я М А Я Р Е Ч Ь | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме. Логические: анализ объектов с целью восполнение недостающих компонентов. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Изучение нового | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися | Итак, тема нашего урока? Кто знаком с этим понятием? Скажите, из чего состоит наша речь? Для чего нужна нам речь? Вот вы постоянно разговариваете друг с другом. Какую речь вы используете? Правильно. Значит, разговариваете вы на прямую. Прямая речь (ПР) – это чьи – либо слова, которые передаются дословно, без изменений. ПР сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, к кому обращена ПР. ПР и слова автора связаны между собой по смыслу и интонационно, они образуют предложения с ПР. | Читают: «Прямая речь» Из слов, предложений. Для общения, чтобы выражать свои мысли, чувства. Диалог | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: выбор наиболее эффективного способа решения проблемы (анализ примеров); умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Первичная проверка и коррекция, закрепление способов действий | Обеспечить первичное восприятие, осмысление и запоминание материала учащимися | Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке? Чему должны научиться? Это и есть задачи нашего урока. | Находить предложения с ПР. Уметь их записывать, ставить знаки препинания. | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и систематизировать первичное запоминание материала учащимися | Учитель предлагает поработать с учебником: прочитать правила на стр.113 и орфограмму 5, отметить, что знали и чего не знали по теме. Попробуйте задать вопросы друг другу по прочитанному. Работа с учебником: упр.246 247 | Работают с учебником 1.Как называется прямая передача чьих-либо слов? (Прямая речь) 2.Какими словами сопровождается ПР? (Словами автора) 3.Где могут находиться слова автора в предложении с ПР? (Перед и после ПР) 4.Какими знаками препинания сопровождаются предложения с ПР? (Кавычки, запятая, тире) И др. вопросы Выполняют упражнения (схемы, запись предложений) | Познавательные: выделять существенную информацию; уметь осмысленно объяснять значение увиденного, выбирать детали в зависимости от поставленной цели. Личностные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, учатся понимать на слух ответы обучающихся, формулировать собственное мнение и позицию |
Физкультминутка | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали! Мальчики потопали, Девочки похлопали. Вместе дружно повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем! | Дети выполняют упражнения: Топают Хлопают Вертятся Сели Глаза закрыли Считают вслух до 5 Открывают, моргают Садятся за парты | |
Контроль и самопроверка знаний | Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий Определить недостатки в знаниях и умениях | Хотите почувствовать себя исследователями? Предлагаю восстановить текст | Тексты перед детьми на партах: Прямая речь – это слова ________ , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Подведение итогов. Рефлексия | Вспомним, чему научились сегодня: 1) Что такое ПР? 2) Из каких частей состоит предложение с ПР? 3) Где может стоять в предложении ПР? Слова автора? 4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с ПР? (в каком порядке идут ПР и слова автора) 5) Как пишется ПР? 6) Как ставятся знаки препинания, если ПР стоит после слов автора? Перед словами автора? Организует рефлексию | Отвечают на вопросы Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия: - Я сегодня себя могу похвалить за … - Мне необходимо поработать над … | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
Информация о Д.З. | Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания | Параграф 48 (правило, схемы). Упр.249 или 5 предложений с ПР из литературных произведений | Записывают Д.З. в дневники | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
7