Урок на тему «Прямая речь»
Русский язык. 4 класс.
Урок по теме «Прямая речь»
Обобщение урока: предложения с прямой речью – это предложения, которые состоят из слов автора и прямой речи.
Цель урока: Познакомить учащихся с предложениями с прямой речью, её схематическим изображением, выработать алгоритм постановки знаков препинания..
Задачи:
- подвести к осмыслению понятия предложения с прямой речью;
- применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- формирование умения находить слова автора и прямую речь;
- развивать внимание, мышление, наблюдательность;
- воспитание интереса к изучаемой теме.
Планируемые результаты.
Дети учатся:
находить слова автора и прямую речь и ставить знаки препинания;
ставить исследовательские вопросы для выявления признаков неизвестного;
выступать перед аудиторией сверстников.
Умения, характеризующие достижение этих результатов.
умение выделять отличительные признаки предложений с прямой речью;
группировать, систематизировать по общему признаку;
обобщать изученный материал, делать выводы.
Основные понятия: предложения, прямая речь, слова автора; правила постановки знаков препинания.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, учебное исследование.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
Оборудование: компьютерная презентация, рабочие листы для групповой работы, учебник «Русский язык. 4 класс» (автор Полякова А.В.). – М. Просвещение, 2014 г., «Уроки Кирилла и Мефодия» Начальная школа, 4 класс.(Урок 11, задание 13, 16.).
Слайд 1. | Ход урока (индуктивного типа) Организационный момент. Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии. Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Для создания проблемной ситуации на уроке воспользуемся приёмом «выполнимое/невыполнимое действие»). Учитель. Прочитайте отрывки. Из какого они произведения? Кто автор? |
Слайд 2 Слайд 3. | В синем небе звёзды блещут, Царь Салтан гостей сажает Ветер на море гуляет Дети. А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Учитель. 1). Выберите и спишите простые предложения. Докажите схемой, что они простые. 2). Выберите и спишите сложные предложения. Покажите, чем они отличаются от простых. |
слайд 4. Слайд 5. | 2. Этап выявления места и причина затруднения. Дети. Мы не знаем куда отнести средние строчки. Мы с такой записью не знакомы. Учитель. Так с чем же на уроке мы должны с вами познакомиться? Дети. С предложениями, которые записываются по – особому. 3.Этап построения проекта выхода из затруднения. Учитель. Какие вопросы у вас возникают? Что это такое?( Понятие). Где встречается? Для чего нужны такие предложения? (Функции). Из чего состоит? (Состав). Попробуем ответить на поставленные вопросы. Это предложения с прямой речью. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ. - Кто знаком с этим понятием? Чему мы должны с вами научиться? (находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух). |
Слайд 6. | 4.Этап реализации построенного проекта. Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части. Дети. 1часть. Царь Салтан гостей сажает 2 часть. Учитель. Прочитайте 1 часть. Кто произносит первую часть? (Автор). -Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора) -Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь) -Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова (говорящего) -Правильно. В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью. . Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.) -Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.) Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего. Прямая речь – это дословное воспроизведение чужой речи с сохранением её формы и знаков препинания. Один из способов передачи чужой речи. Учитель. А сейчас давайте попробуем изобразить схему этого предложения. Как вы думаете, как можно отметить слова автора? (Буквой А). -Заглавной или строчной? Почему? ( Заглавной. Потому что слова автора написаны с заглавной буквы.) -Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие и откроем кавычки. Прямую речь обозначим заглавной буквой П, потому что она записана с заглавной буквы.). А: «П?» -Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.) Удалось нам ответить на поставленные вопросы. |
Слайд 7. Плакат. Слайд 8. | «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» - Говорит она ему. Учитель. Давайте посмотрим следующий отрывок. Попробуйте составить схему, и сделать вывод. «П?» - А. Давайте обобщим, о чем мы с вами говорили. А: «П?» «П?» - А. 5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Сейчас посмотрите на плакат. Давайте проговорим все случаи написания. А: «П.» А: «П!» А: «П?» «П», - а. «П». – А. |
6. Физминутка. | |
Слайд 9. | 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Сейчас посмотрите на слайд. Запишите предложения, соблюдая постановку знаков препинания. Спросил ветер у дуба: «В чём твой секрет?» Мы попросили лесника: «Проведи нас, дедушка!» «Какое чудо!» - Воскликнул малыш. «Пора возвращаться домой» - сказал папа. Девочка бормотала виновато: «Я не нарочно!» «Готовьте лодку», - приказал командир. 8. Этап включения нового знания в систему знаний и повторений. Творческое задание. Составьте несколько предложений, используя предложения с прямой речью. |
Слайд 10. | 9. Этап рефлексии учебной деятельности Итог урока. – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? * Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно. Какова была тема урока? Какие вопросы перед собой ставили? Что нового узнали? Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.) Для чего используем прямую речь? Что показывают слова автора? Как оформляется на письме прямая речь? |
Д/з. Записать три предложения с прямой речью из художественной литературы с указанием автора и названием произведения. |
Самоанализ урока.
Это 3 урок из 8 по теме «Речь».
1 урок из 3 по теме «Прямая речь».
Тип урока: решение учебных задач.
Мобилизующее начало урока.
Учитель организовал ситуацию постановки учениками темы и цели урока как собственной учебной задачи. На 1 этапе урока.
Вовлечение учеников в проектирование выбора способов деятельности. На 3 этапе урока.
На данном этапе урока дети учатся рассуждать, строить свои предположения. (регулятивные УУД).
4 этап урока проводился с целью проговаривания во внешней речи примера. Умение работать с информацией (познавательные УУД).
На 5 этапе была составлена схема – цель строить поэтапное рассуждение.
Далее на 6 этапе урока были включены полученные знания в систему знаний, дети учатся работать по предложенному плану. (регулятивные УУД).
Умение общаться, взаимодействовать друг с другом формируется в учебном сотрудничестве, т.е. проводится работа в парах.
Д/з было дано такое, чтобы дети ещё раз перечитали какие-то отрывки. Продолжали учиться правильно записывать произведение и автора.
Этапы урока организованы в соответствии с планом и соответствуют цели урока.
На протяжении всего урока с помощью различных средств прослеживалось достижение цели урока, т.е. мотив – учебная задача – действия по её решению – контроль и самоконтроль – самооценка. Цели урок достиг.