12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шубина Татьяна Владимировна327
Работаю в МАОУ "Нуринская средняя общеобразовательная школа" учителем начальных классов с 1985 года. Имею высшую квалификационную категорию. Имею награды.
Россия, Забайкальский край, село Нуринск

Русский язык. 4 класс.

Урок по теме «Прямая речь»

Обобщение урока: предложения с прямой речью – это предложения, которые состоят из слов автора и прямой речи.

Цель урока: Познакомить учащихся с предложениями с прямой речью, её схематическим изображением, выработать алгоритм постановки знаков препинания..

Задачи:

- подвести к осмыслению понятия предложения с прямой речью;

- применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

- формирование умения находить слова автора и прямую речь;

- развивать внимание, мышление, наблюдательность;

- воспитание интереса к изучаемой теме.

Планируемые результаты.

Дети учатся:

находить слова автора и прямую речь и ставить знаки препинания;

ставить исследовательские вопросы для выявления признаков неизвестного;

выступать перед аудиторией сверстников.

Умения, характеризующие достижение этих результатов.

умение выделять отличительные признаки предложений с прямой речью;

группировать, систематизировать по общему признаку;

обобщать изученный материал, делать выводы.

Основные понятия: предложения, прямая речь, слова автора; правила постановки знаков препинания.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, учебное исследование.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Оборудование: компьютерная презентация, рабочие листы для групповой работы, учебник «Русский язык. 4 класс» (автор Полякова А.В.). – М. Просвещение, 2014 г., «Уроки Кирилла и Мефодия» Начальная школа, 4 класс.(Урок 11, задание 13, 16.).

Слайд 1.

Ход урока (индуктивного типа)

Организационный момент.

Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Для создания проблемной ситуации на уроке воспользуемся приёмом «выполнимое/невыполнимое действие»).

Учитель. Прочитайте отрывки. Из какого они произведения? Кто автор?


Слайд 2









Слайд 3.









В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?…”

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.

Дети. А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»

Учитель. 1). Выберите и спишите простые предложения. Докажите схемой, что они простые.

2). Выберите и спишите сложные предложения. Покажите, чем они отличаются от простых.



слайд 4.












Слайд 5.












2. Этап выявления места и причина затруднения.

Дети. Мы не знаем куда отнести средние строчки. Мы с такой записью не знакомы.

Учитель. Так с чем же на уроке мы должны с вами познакомиться?

Дети. С предложениями, которые записываются по – особому.

3.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какие вопросы у вас возникают?

 Что это такое?( Понятие).

Где встречается?

Для чего нужны такие предложения? (Функции).

Из чего состоит? (Состав).

Попробуем ответить на поставленные вопросы.


Это предложения с прямой речью. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

- Кто знаком с этим понятием?

Чему мы должны с вами научиться?

(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух).




























Слайд 6.


















4.Этап реализации построенного проекта.

Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части.


Дети. 1часть. Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:

2 часть.
“Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?…”

Учитель. Прочитайте 1 часть. Кто произносит первую часть? (Автор).

-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)

-Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь)

-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова (говорящего)

-Правильно.

 В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.

. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)

-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужой речи с сохранением её формы и знаков препинания.

Один из способов передачи чужой речи.

Учитель. А сейчас давайте попробуем изобразить схему этого предложения. Как вы думаете, как можно отметить слова автора? (Буквой А).

-Заглавной или строчной? Почему? ( Заглавной. Потому что слова автора написаны с заглавной буквы.)

-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие и откроем кавычки.

Прямую речь обозначим заглавной буквой П,

потому что она записана с заглавной буквы.).

А: «П?»

-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)

Удалось нам ответить на поставленные вопросы.







Слайд 7.












Плакат.


Слайд 8.



«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» -

Говорит она ему.

Учитель. Давайте посмотрим следующий отрывок.

Попробуйте составить схему, и сделать вывод.

«П?» - А.

Давайте обобщим, о чем мы с вами говорили.

А: «П?»

«П?» - А.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Сейчас посмотрите на плакат. Давайте проговорим все случаи написания.

А: «П.» А: «П!» А: «П?» «П», - а. «П». – А.



6. Физминутка.




Слайд 9.














7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Сейчас посмотрите на слайд. Запишите предложения, соблюдая постановку знаков препинания.

Спросил ветер у дуба: «В чём твой секрет?»

Мы попросили лесника: «Проведи нас, дедушка!»

«Какое чудо!» - Воскликнул малыш.

«Пора возвращаться домой» - сказал папа.

Девочка бормотала виновато: «Я не нарочно!»

«Готовьте лодку», - приказал командир.

8. Этап включения нового знания в систему знаний и повторений.

Творческое задание.

Составьте несколько предложений, используя предложения с прямой речью.



Слайд 10.

9. Этап рефлексии учебной деятельности


Итог урока. –

Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? * Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно.

Какова была тема урока?

Какие вопросы перед собой ставили?

Что нового узнали?

Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

Для чего используем прямую речь?

Что показывают слова автора?

Как оформляется на письме прямая речь?



Д/з. Записать три предложения с прямой речью из художественной литературы с указанием автора и названием произведения.




Самоанализ урока.

Это 3 урок из 8 по теме «Речь».

1 урок из 3 по теме «Прямая речь».

Тип урока: решение учебных задач.

Мобилизующее начало урока.

Учитель организовал ситуацию постановки учениками темы и цели урока как собственной учебной задачи. На 1 этапе урока.

Вовлечение учеников в проектирование выбора способов деятельности. На 3 этапе урока.

На данном этапе урока дети учатся рассуждать, строить свои предположения. (регулятивные УУД).

4 этап урока проводился с целью проговаривания во внешней речи примера. Умение работать с информацией (познавательные УУД).

На 5 этапе была составлена схема – цель строить поэтапное рассуждение.

Далее на 6 этапе урока были включены полученные знания в систему знаний, дети учатся работать по предложенному плану. (регулятивные УУД).

Умение общаться, взаимодействовать друг с другом формируется в учебном сотрудничестве, т.е. проводится работа в парах.

Д/з было дано такое, чтобы дети ещё раз перечитали какие-то отрывки. Продолжали учиться правильно записывать произведение и автора.

Этапы урока организованы в соответствии с планом и соответствуют цели урока.

На протяжении всего урока с помощью различных средств прослеживалось достижение цели урока, т.е. мотив – учебная задача – действия по её решению – контроль и самоконтроль – самооценка. Цели урок достиг.


прямая речь
PPTX / 163.95 Кб


Дата проведения: 28 апреля 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.